repead.ru 1

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.  

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.  

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.  

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Общий комплекс упражнений                                     
                                           

 1.  «Улыбка», «Заборчик»      Наши губки улыбнулись,

                                                       Прямо к ушкам потянулись.

                                                       Ты попробуй «И-и-и» скажи,
                                                        Свой заборчик покажи.

 2.  «Трубочка»                     В гости к нам пришел слоненок,
                                                          Удивительный ребенок.
                                                         На слоненка посмотри,
                                                         Губки хоботком тяни.

  3.   «Улыбка» /  «Трубочка»      Если наши губки улыбаются,
                                                         Посмотри – заборчик появляется.
                                                         Ну, а если губки узкой трубочкой,
         Значит, можем мы играть на дудочке

4.  «Часики»                                   Друг за другом, друг за другом
                                                         Ходят стрелочки по кругу.
                                                         Ты обе губки оближи,
                                                          Как стрелки ходят, покажи.

5.   «Маятник»                       Ходит мятник в часах:
                                                          Влево - тик, а вправо – так.
                                                          Ты сумеешь сделать так:
                                                          Тик и так, тик и так?
     

6.   «Качели»                         На веселые качели 
                                                           Таня и Никита сели.
                                                           Опустились вниз качели,
                                                           А потом наверх  взлетели. 

                                                            Вместе с птицами, наверно,

                                                            Улететь они  хотели.



Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  

Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение.  

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.  

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).  

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Улыбка» г. Лянтор




Подготовила

Владимирова Е.Е.,

учитель-логопед