repead.ru 1


Профессиональное сознание библиотекаря.

Глобальные изменения в мире, связанные с информатизацией и электронными коммуникациями, с переходом от индустриального общества к постиндустриальному, а также глобальные изменения в самой России, усугубленные распадом СССР, сменой идеологий, приходом в жизнь демократических свобод, рыночной экономики, новой модели образования — не могли не сказаться на профессиональном сознании библиотекарей.

Проблема профессионального сознания библиотекаря ста­ла занимать умы библиотековедов России и активно обсуждаться в среде профессионалов в последнем десятилетии XX века.

Нужна была качественно новая библиотека, созвучная демократическому обществу. Самоопределение стало главной заботой библиотечного сообщества. Библио­текарям предстоял выбор облика библиотеки в новых условиях. По ка­кому пути она должна была идти? Глобалистическая перспектива вступала в противоречие с тради­ционным для России националь­ным самосознанием, информати­зация и электронные технологии противоречили исконному для России — литературоцентризму, демократи­ческие свободы не стыковались с привычны­ми для отечественных библиотек задачами руководства чтением. От сделанного выбора, формирования нового профессионального соз­нания библиотекаря зависел облик воскреснув­шей библиотечной профессии наступившего XXI века.

Что касается профессионального сознания школьных библиотекарей, то оно более всего ос­ложнилось перестройкой и модернизацией об­разования. Усложнились функции школьной библиотеки. Чтобы информационно обеспечи­вать обновленный учебный процесс, стать не­отъемлемым компонентом педагогической сис­темы, поддерживать инновации, активно содей­ствовать образованию, обучению, воспитанию и развитию учащихся, библиотекарю необходимо было осмыслить свою новую роль в ситуации ре­формы школьного образования. Назрела ост­рая необходимость в активизации профес­сионального сознания школьного библиоте­каря, в пересмотре им своих возможностей для работы в новых условиях. Чтобы целенап­равленно влиять на профессиональное созна­ние школьных библиотекарей, надо было осоз­нать сущность самого понятия "профессиональ­ное сознание", определить его теоретические основы применительно к профессии библиоте­каря в целом.


Что же такое — профессиональное сознание?

Под групповым сознанием понимается совокупность идей, взглядов, представле­ний, чувств, настроений, волеизъявлений, присущих данной социальной группе. Это один из видов общественного сознания, из кото­рого индивид "черпает" общественные идеи, взгляды, представления, модифицируя их на ос­нове групповых интересов и ценностей.

Групповое сознание варьируется от груп­пы к группе, приобретая свою видовую ха­рактеристику. В процессе групповой самоор­ганизации происходит осознание членами груп­пы своих интересов, понимания своего положения в обществе, своих отношений с дру­гими группами. Разновидностью группового сознания является профессиональное сознание личности.

Среди множества профессий значится и профессия библиотекаря. Этот род занятий относят к гуманитарной, творческой сфере. Для совершенствования своей профессиональ­ной деятельности библиотекарю необходимо осознавать ее цели, задачи, функции, понимать ее общественную ценность.

В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова "Сознание" определяется, как способность че­ловека мыслить, рассуждать, ясно понимать что-нибудь. Функционирование сознания бо­лее детально раскрывается в философских, пси­хологических, социологических словарях. В це­лом оно обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, от­ношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваря­ющие его деятельность в природной и социаль­ной среде, регулировать и контролировать эмо­циональные, рациональные и предметно-прак­тические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бы­тия и творчески преобразовывать условия свое­го существования. Иными словами, сознание обозначает духовную активность, творчес­кую интенцию, целеполагание и целеуст­ремленность, волю и саморефлексию чело­века. Фиксирование жизни сознания идет через языковые структуры.


Выполняемая библиотекарями привычная роль пришла в про­тиворечие с происходящими в обществе тен­денциями. Началась реорганизация в библио­течном образовании.

По стране прокатилась волна научно-практи­ческих конференций. Ключевым словом их тема­тики стало в те годы слово "информация". Буду­щее библиотек стало связываться преимущест­венно с новыми технологиями. Необходимость в изучении профессионального сознания в новых условиях с учетом новых тенденций заметно обострялась. Об этой теме ста­ли говорить, думать, спорить на конференциях и семинарах.

Выполняемая библиотекарями привычная роль пришла в про­тиворечие с происходящими в обществе тен­денциями. Началась реорганизация в библио­течном образовании.

В этой традиции автор вы­делила два направления. Первое ориентировано на ши­рокое распространение зна­ний, на приобщение к чтению. Второе направление ог­раждало людей от изданий, не вписывающихся в рамки пра­вительственной или антиправи­тельственной идеологии. Она назвала его пар­тийным просветительством, расцвет которого пришелся на советский период. Теоретическое воплощение оно нашло в теории руководства чтением. Укрепился стереотип: "Библиотекарь лучше знает, что читателям читать". В известной степени он становится цензором читателя.

В новой парадигме библиотекарь — не источник знания, а организатор доступа к ин­формации пользователей библиотек. Обеспечи­вая доступ к информации, знаниям, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь тем самым содействует просвещению.

Рассмотрев функции профессионального сознания биб­лиотекарей, выделив в них интегрирующую, коммуникативную, адаптивную, регулятив­ную, когнитивную, прогностическую. Охарактеризуем кратко каждую из них.

Интегрирующая функция отражает про­фессиональное пространство библиотечной деятельности в виде связной структуры зна­ния и отношения. В сознании библиотекаря возникают противоречия между его почти мессианским предназначением и бытовыми проблемами.


Коммуникативная функция формирует бо­лее или менее общее отношение библиотекарей к различным профессиональным ситуациям.

Адаптивная функция — это способность пе­рестраивать стереотипы своих представлений при встрече с другими системами личностного знания.

Регулятивная функция профессионального сознания библиотекаря, по мнению ученого, способствует личностным ценностным ориентациям.

Большое значение в профессиональном соз­нании имеет когнитивная функция. Она форми­рует смыслы, позволяет системно осваивать профессиональное пространство, объяснять многие возникающие проблемы и находить пути их решения.

Когнитивная функция тесно связана с прог­ностической. Благодаря ей планируется про­фессиональное сознание личности, развивается способность целеполагания и ответственного выбора личных решений на различных этапах профессионализации.

В деятельности библиоте­каря он выделил уровни, соот­ветствующие разной степени рефлексивности. Этих уров­ней четыре: технологичес­кий, управленческий, тео­ретический и методологи­ческий.

Каждый следующий уро­вень заставляет человека опе­рировать более широким фрагментом профессиональ­ного пространства и потому требует большей абстрактности мышления, большей рефлексии. Чем более долгую историю имеет та или иная профессиональная деятельность, тем ярче вы­ражена специфика профессионального созна­ния на всех четырех уровнях. Долгое время биб­лиотечная деятельность осознавалась как чисто технологическая, что касается управления, то к этой зоне относили лишь администрацию. Как и любая профессиональная деятельность, библи­отечная гораздо позже стала осознаваться как область управления и теории. Стала осознавать­ся и ее двойственность. С одной стороны она входит в систему "человек-человек". С другой стороны — в систему "человек-знак".

"Виртуальный мир российского библиотекаря: Опыт конкрет­но-социологического исследования профес­сионального сознания библиотечных специа­листов". "В сознании библиотечного специалиста превалируют элементы обыден­ного, а не профессионального сознания".


Ис­ходя из двойственного подхо­да к нашей профессии, она сделала попытку дать опреде­ление профессионального сознания библиотекаря как равновесного соотноше­ния между документальной и социальной сторонами библиотечных практик, ос­нованное на едином языке общения, единой социаль­ной памяти.

К ним были отнесены — образовательная функция (информацион­ная, просветительская деятельность), обу­чающая (библиотечные уроки, привитие умений и навыков в пользовании библиоте­кой, справочным аппаратом и др.), воспи­тательная (формирование средствами кни­ги и чтения отношений, мотивов, потреб­ностей, ценностных ориентации детей), развивающая (литературное развитие, со­вершенствование читательской деятель­ности, повышение культуры чтения).

В осознании библиотекарями спе­цифики своей деятельности по сравнению с деятельностью других библиотек исследова­ние показало явно выраженную педагоги­ческую доминанту. Однако в чем она состоит, четко осознанного ответа не дал почти никто. Библиотекари признавались, что чувствуют се­бя в этой роли не совсем уверенно и что прес­тиж их в этой области невысок. Их педагоги­ческое профессиональное сознание пошатну­лось вместе с новыми терминами "обслуживание читателей", "отделы обслужи­вания", "библиотечная услуга", "технология обслуживания" и т.п. Эти термины снизили в сознании библиотекарей их принадлежность к педагогической деятельности, которую пони­мали как руководство детским чтением, т.е. ак­тивное влияние на выбор детьми литературы. Каждый третий библиотекарь в ту пору не признавал за собой реальной возможности воспитания читателя. Ценности демократии обернулись против воспитательной роли библиотекаря. В сознание биб­лиотекарей внедрялась подмена целей дея­тельности. Сказалась неразработанность каче­ственных критериев оценки работы библиотек, нормирование всех процессов вплоть до бесе­ды с читателями, чрезмерная ориентация ре­зультатов труда на количественные показате­ли.

Исследование показало инертность библио­текарей, стремление к непротивлению сложив­шимся стереотипам, безразличие к теории биб­лиотечного дела, отсутствие размышлений по поводу своей деятельности, своих профессио­нальных проблем. При всем наличии выявленной авангардной группы библи­отекарей — достойных продолжателей лучших педагогических традиций, исследование кон­статировало кризис профессионального сознания библиотекарей. Вопрос об осознании библиотекарями библиотек своих конечных целей и задач, своей миссии встал со всей остротой. "Говорить о нашей профес­сии сегодня приходится много — нет, пожа­луй, более острой и жизненно важной для библиотечного дела России проблемы: с каждым годом снижается уровень профес­сионализма, слабо закрепляются кадры, система образования нормативно находится в состоянии очередных преобразований".


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной»

Красненского района Белгородской области


Профессиональное сознание библиотекаря


Руководитель РМО

школьных библиотекарей

Красненского района

Дубовская Любовь Алексеевна


Красное,2011