repead.ru 1

Занятие по социальному развитию в подготовительной группе

Тема: «Родословная»

Цель
: воспитание любви и уважения к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи:


  1. Конкретизировать первоначальные представления детей о родословной, расширение понятия «род», «родня», «родословная», «родовое дерево».

  2. Стимулировать проявление познавательного интереса к истории и культуре своей семьи.

  3. Формировать умение моделировать схему родственных отношений.

Предварительная работа:

Познавательная деятельность – встреча с представителями старшего поколения (рассказ о семейных традициях);

речевая деятельность – составление рассказов по семейным фотографиям, разучивание пословиц о семейных взаимоотношениях, презентация герба своей семьи, отгадывание кроссворда «Кто, кем, кому?»;

музыкальная деятельность – прослушивание песен о семейных праздниках;

игровая деятельность – дидактические игры («Родословное дерево», «От рождения до старости», «Родословная», «Мои родственники», «Кому что подарить?», «Оденем семью»).

Материал к занятию – рисунки («Славянская семья», «Кузнец» См.: «Славянская семья: родство и занятия - Демонстрационный материал для занятий в группе детского сада и индивидуально».), схематичное изображение родословного дерева, листочки с именами членов семьи Кузнецовых, аудиозапись песни Ю.Антонова «Под крышей дома своего».

Ход занятия.

*В: Ребята, библиотекарь Людмила Николаевна попросила вас помочь ей в оформлении выставки «Обычаи и традиции русских семей». Она уже подобрала интересные книги и картинки о многих хороших, замечательных традициях: о том, что в старину люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу, дети уважали старших. Но в библиотеке очень мало книг с картинками о такой традиции наших предков, как знание своей родословной. Еще она просила вас подобрать об этом игры, интересные задания, потому что дети, которые приходят в библиотеку, очень любят играть.


*В: Ребята, как можно помочь Людмиле Николаевне? (Примерные ответы детей: мы можем подобрать для выставки книги, альбомы с картинками о семьях, наши игры о семье, о родословной, кроссворд о том, кто кем кому приходится в семье.)

Молодцы, как вы все хорошо придумали.

*В: Давайте еще раз повторим, какие были семейные обычаи в старину? Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? (Примерные ответы детей: матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка.)

Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Чтобы вспомнить о том, кто такие предки, послушайте стихотворение:

Кто такие предки?

Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это – мама, это – папа,

Это бабушка и дед,

Это прадед. Он родился

Перед вами за сто лет,

Все, что видим мы сейчас,

Предки сделали до нас.

Лампы, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом.

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много-много лет назад

Предки начали писать.

От предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской

И кто был до нас с тобой.

Е. Губина

*В: Так кто же такие предки? (Примерные ответы детей: наши родные, это те, кто жил до нас.) Все верно, предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед нами. Мы их потомки. Почему нас так называют? (Примерные ответы детей: мы живем потом, после них.) Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.


*В: Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (Примерные ответы детей: нужно знать их имена, отчества, фамилии.) Действительно, прежде всего, нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

*Воспитатель показывает детям рисунок «Славянская семья» (на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя – брат отца, трое сыновей, дочь и племянница – дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения): Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена? Выслушивает ответы детей.

Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках. (Дети предлагают, обсуждают и с учетом мнений большинства выбирают имена. Дедушка – Петр, бабушка – Любава, отца назвали Иваном, а мать – Василисой, дядю – Алексеем, сыновей – Михаилом, Ильей и Павлом, дочь – Марьей, а маленькую племянницу – Алёнушкой.)

*В: Надо помнить: не имя красит человека, а человек имя. От того, какой человек, зависит отношение к нему окружающих.

Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто. Что люди использовали для того, чтобы было понятно, о ком идет речь? (Примерные ответы детей: отчества, прозвища.) Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра – Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук). (Показывает рисунок, изображающий кузнеца за работой.) Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Так кого же объединяет род? (Примерные ответы детей: родственников с одинаковой фамилией.) Да, род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.

В: С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Слово «родословная» состоит из двух слов «род» и «слово» или слово о роде. Родословная рассказывает об истории семьи. Свою родословную может составить каждый человек. Попробуем составить родословную семьи Кузнецовых.


Когда человек хочет составить свою родословную, он располагает фотографии своих родственников на дереве, которое называется родословным.

Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (Примерные ответы детей: с дедушки и бабушки.) Почему нужно начать с дедушки и бабушки? (Примерные ответы детей: потому что они самые старшие в семье.)

Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи Кузнецовых на родословное дерево, расположенное на доске или мольберте в следующем порядке (в направлении снизу вверх): первый горизонтальный ряд: дедушка, бабушка. Второй горизонтальный ряд: отец, мать, брат отца. Третий горизонтальный ряд: сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений.

*В: Как вы думаете, с чем можно сравнить семью Кузнецовых? (Примерные ответы детей: с деревом.) Да, эту семью можно сравнить с ветвистым крепким деревом, у которого есть корни – те люди, которые стоят в начале рода, есть ствол – ближние и дальние родственники, есть ветки – родители; есть маленькие молодые веточки – дети.

Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет людей примерно одного возраста. Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме? (Примерные ответы детей: три поколения.)

*В: Ребята, как вы думаете, можно ли назвать эту семью дружной? Почему вы так думаете? (Примерные ответы детей: потому что они друг другу помогают, относятся друг к другу вежливо, внимательно, заботливо, они любят друг друга.) Да, ребята, посмотрите, какие счастливые радостные лица у всех. В этой семье люди много и тепло общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах.

Родственники всегда помогают друг другу. В народе есть поговорка: «Семьей и горох молотят». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Примерные ответы детей: в семье все помогают друг другу делать трудную работу.) Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.


Предлагаю поиграть в игру, в которой рассказывается о такой помощи друг другу.

*Проводится пальчиковая игра:

Мама, папа, внук и дед

Собрались варить обед.

Тебе – мясо тушить,

Тебе – капусту рубить,

Тебе – борщ варить,

Тебе – тесто месить,

А тебе – печку топить!

*В: Ребята, как вы думаете, трудную работу легче и быстрее выполнить, когда работает один палец или когда одновременно работают все пальчики на руках? Выслушивают ответы детей. Вот так и в жизни бывает: любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее вместе. Какие вы знаете стихи, в которых рассказывается о таких дружных семьях?

*Ребенок читает стихотворение «Ремонт в квартире» Шорыгиной Т.А.

Мы затеяли ремонт:

У работ «широкий фронт».

Папа белит потолок,

Клеит брат обои,

Чистим каждый уголок

Мы с сестренкой Олей.

Мусор бабушка метет,

Дедушка ведро несет

С чистою водою.

Ну, а наша мама

Ловко красит рамы.

Помогает даже пес:

Тряпку с кухни он принес!

*В: Ребята, а как вы помогаете дома своим родителям? (Примерные ответы детей: помогаю убирать посуду после еды, мою чайную посуду, подметаю пол, помогаю папе вынести мусор, подержать инструмент.) Почему нужно помогать маме и папе по дому? (Примерные ответы детей: чтобы они успели отдохнуть, чтобы успели поиграть с нами, посмотреть телевизор.)

Правильно, ребята, если все в доме делается вместе, папа и мама успевают поиграть с детьми, погулять во дворе, посмотреть телевизор.

*В: В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, проявляют внимание и заботу по отношению друг к другу. Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о таких дружных семьях. (Примерные ответы детей: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна», «Семейное счастье всего дороже», «Кто родителей почитает, тот век не погибает»).


*В: Молодцы, много пословиц вспомнили о дружных семьях. Чем дружнее семья, тем крепче дерево жизни человека. Предлагаю вам поиграть в игру, в которой рассказывается о такой дружной семье.

*В: Проводится пальчиковая игра «Семья»:

Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается.

Дедушка с папою, бабушка с мамою,

Братик и я,

Мы называемся вместе – Семья!

*В: Продолжим наш разговор о дружных семьях. Как вы понимаете смысл пословицы «Кто родителей почитает, тот век не погибает»? (Примерные ответы детей: в семье с уважением относятся к своим родителям, предкам, все заботятся друг о друге, поздравляют с праздниками, берегут семейные реликвии, родственники всегда помогают друг к другу.)

Все верно, если в семье помнят о своих корнях, берегут семейные реликвии, если не забывают о ближних и дальних родственниках, поздравляют их с праздниками, пишут письма, если заботятся о своих родителях – такой семье не страшны бури и невзгоды, неприятности и печали, потому что она крепкая, как дерево, в ней корни, ствол и веточки поддерживают друг друга.

*В: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (Примерные ответы детей: составляли родословную семьи Кузнецовых.) А что такое родословная? (Примерные ответы детей: родословная – это рассказ о семье.)

Сегодня мы познакомились с замечательной старинной традицией – ведением родословной. На следующих занятиях вы составите родословные своих семей.

*В: Ребята, как же мы можем помочь Людмиле Николаевне интересно оформить в библиотеке выставку для детей о ведении родословной? (Примерные ответы детей: можно подарить родословное дерево, которое мы сделали на занятии, кроссворд «Кто, кем, кому», можем рассказать о своих родных, о семье с помощью родословного дерева.)

Молодцы, я думаю, что все это поможет Людмиле Николаевне подготовить интересную выставку для детей.

*В: Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней о дружной семье. Звучит аудиозапись песни Ю. Антонова «Под крышей дома своего».