repead.ru 1

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра генетической и клинической психологии


ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ МИНИМУМУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.13 –

«Психология развития, акмеология»



  1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.

  2. Методы психологии развития и возрастной психологии.

  3. Факторы психического развития.

  4. Закономерности всевозрастного подхода.

  5. Теории биогенетического направления в исследовании детского развития.

  6. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Теория развития как научения.

  7. Проблема психического развития в психоанализе.

  8. Проблема развития мышления в работах Ж.Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика в отечественной и зарубежной психологии.

  9. Операционная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже.

  10. Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э.Эриксона.

  11. Проблема психического развития в гуманистическом подходе в психологии.

  12. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.

  13. Характеристика кризиса 3-х лет.

  14. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.

  15. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Развитие игры. Ее значение для психического развития.

  16. Развитие личности в дошкольном возрасте.

  17. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

  18. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.

  19. Развитие личности младшего школьника.

  20. Онтогогенетическая модель фиксированных форм поведения (Г.В. Залевский).

  21. Кризисы в психическом развитии, их роль и значение.

  22. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.


  23. Роль общения в психическом развитии человека. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе.

  24. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

  25. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

  26. Проблема возраста и возрастной периодизации.

  27. Теория развития ценностно-смысловой сферы в онтогенезе.

  28. Психическая жизнь новорожденного.

  29. Психическое развитие младенца по микропериодам.

  30. Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте.

  31. Особенности психического развития в раннем возрасте.

  32. Характеристика умственного развития ребенка в раннем возрасте.

  33. Особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте.

  34. Характеристика умственного развития в дошкольном возрасте.

  35. Проблема школьной дезадаптации.

  36. Ведущая деятельность и место других видов деятельности в психическом развитии младших школьников.

  37. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я. Гальперин).

  38. Кризисы взрослости. Пути выхода из кризисов.

  39. Проблема «кризиса» подросткового возраста.

  40. Становление многомерного мира как сущность онтогенеза (В.Е. Клочко).

  41. Проблема становления идентичности в юношеском возрасте.

  42. Особенности интеллектуального развития юношества.

  43. Развитие общения в юношеском возрасте.

  44. Проблема ведущей деятельности в юношеском возрасте.

  45. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла. Его основные задачи.

  46. Становление самосознания в подростковом возрасте.
  47. Самоопределение и построение жизненных планов в юношестве.


  48. Критерии «зрелой взрослости». Задачи развития. Акмеология личности.

  49. Умственное развитие в подростковом возрасте.

  50. Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь.

  51. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста.

  52. Проблема ведущей деятельности подростков.

  53. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

  54. Задачи развития в период старения. Компенсаторные механизмы в период старения.

  55. Психологические особенности познавательных процессов в зрелом возрасте.

  56. Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте.

  57. Теория старения. Биологические и социальные факторы старения.

  58. Современные проблемы и тенденции развития психологии развития как науки.

  59. Современные представления о целях психического развития.

  60. К пониманию развития личности (В.И. Кабрин).


Зав. кафедрой генетической

и клинической психологии,

профессор Г.В. Залевский