repead.ru 1

Организация работы по созданию безопасного образовательного

пространства в детском саду

 

Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

 Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

 Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:


  • Охрана жизни и здоровья детей.

  • Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.

 Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

 

Действия руководителя ДОУ по обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.

 Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. Обязанность по организации безопасных условий труда, обучения, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного учреждения.

 

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями:


  • Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

  • Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.

Целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ.

Поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ - создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.

 

Основными задачами   в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.

  • Наращивание опыта комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.

  • Создание медико-социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.

  • Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.

  • Профилактика производственного травматизма.

  • Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.
  • Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций».


  • Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.

  • Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города.

  • Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

 

 Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего ДОУ – это, прежде всего:

  • Нормативно-правовое обеспечение.

  • Научно-методическое сопровождение.

  • Разработка программ и рекомендаций.

  • Аттестация рабочих мест по условиям труда.

 Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо было создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий.

 

Проблема безопасности ДОУ определяется несколькими направлениями:

  • Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ.

  • Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно – транспортного травматизма).

  • Пожарная безопасность.

  • Антитеррористическая защита.

  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

 

С чего начиналась работа:

Для достижения поставленной цели необходимо было:

  • Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей.

  • Алгоритм действий при организации работы по охране труда в ДОУ.

 

Заведующий:


1.Издает приказ об организации охраны труда в ДОУ.

2.Заключает с работниками договора с отражением обстоятельств по обеспечению требований охраны труда.

3.Информирует работников о состоянии и условиях труда на рабочем месте.

4.Утверждает положение об организации охраны труда

5.Утверждает положение о службе охраны труда.

6.Создает базу нормативных актов по охране труда и обеспечивает ею своих подчиненных.

7.Организует обучение по охране труда работников ДОУ.

8.Планирует работу и мероприятия по улучшению условий труда по ОТ.

9. В зависимости от условий труда и наличия вредных факторов приказом или коллективным договором устанавливает для работников доплаты за работу в особых условиях труда. .

10.Организует предварительные и периодические медосмотры работников.

11.Утверждает программу обучения всех должностных лиц ДОУ по охране труда на основе рекомендованной 40 часовой программы Минтруда.

12.Утверждает программу проведения вводного инструктажа для всех сотрудников ДОУ.

13.Утверждает программу проведения инструктажа на рабочих местах.

14.Издает приказ и утверждает перечень необходимых для выполнения работ инструкций, определяет разработчиков инструкций и сроки.

15.Совместно с профкомом подводит 1 раз в полугодие итоги выполнения соглашения по охране труда.


Заместитель заведующего по административно- хозяйственной работе (завхоз)

1.Отвечает за организацию работы по охране труда, проведение мероприятий по предупреждению травматизма в ДОУ.

2.Обеспечивает соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации производственного энергетического оборудования.

3.Разрабатывает инструкции по технике безопасности для каждой профессии в ДОУ, представляет их на утверждение руководителя учреждения.

4.Организует с соответствующими органами обучение персонала, обслуживающего электроустановки.


5.Проводит инструктаж на рабочем месте, включая повторный и внеплановый; осуществляет проверку знаний, оформляет допуск персонала к самостоятельной работе с записью в журнале регистрации инструктажа.

6.Обеспечивает эксплуатацию и содержание здания, территории ДОУ в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.

7.Организует осмотр и текущий ремонт здания и помещений ДОУ.

8.Осуществляет контроль за исправностью водопровода, канализации, тепловых сетей.

9.Обеспечивает соблюдение противопожарной безопасности здания ДОУ, следит за исправностью средств пожаротушения.


Заместитель заведующего по ВР (старший воспитатель):

1.Отвечает за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий воспитательно- образовательного процесса.

2.Осуществляет непосредственное руководство и контроль за соблюдением в воспитательно – образовательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

3. Организует разработку инструкций по технике безопасности для педагогического персонала.

4.Контролирует своевременность проведения инструктажа педагогического персонала и его регистрацию.

5.Организует и контролирует работу по обучению детей правилам дорожного движения, пожарной безопасности.

6.Контролирует наличие и исправность учебного оборудования для проведения учебно – воспитательного процесса.

 7.Планирует и осуществляет мероприятия по организации работы с педагогическими работниками по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.

8.Проводит расследование, учет и оформление несчастных случаев с воспитанниками (порядок регламентируется ст.227- 231 ТК РФ).


Воспитатель

1.Соблюдает правила по технике безопасности при проведении учебно–воспитательного процесса.

2.Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка во время проведения занятий, экскурсий, походов.

3.Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию помощи.

4.Обеспечивает безопасное проведение учебно–воспитательного процесса.

5.Организует работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе.

6.Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения.

7.Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников.


Медицинский персонал

1.Организует и проводит мероприятия производственного контроля.

2.огранизация мероприятий по закаливанию и оздоровлению детей.

3.Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий с воспитанниками.

4.Углубленный медицинский осмотр воспитанников.

5.Профилактический осмотр сотрудников (1 раз в полугодие).

6.Проведение вакцинации.

7.Контроль наличия и комплектации аптечек для оказаний первой медицинской помощи.

8.контроль питания воспитанников.

9.Определяет контингент и составляет списки лиц, подлежащих медосмотрам с указанием участков вредных работ и вредных факторов.

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ

Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в ДОУ.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса. В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса. Совместно с ГО и ЧС и ОВД города:


  • Разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

  • Разработаны инструкции о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций.

  • Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ два раза в год проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

  • Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов.

  • Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.

  • В детском саду разработана Программа обучения по охране труда и обеспечению безопасности работников МДОУ.

  • Озабоченность вызывает наличие травматизма у воспитанников в ходе воспитательного процесса. И хотя травмы происходят в результате случайных стечений обстоятельств, преднамеренных или непреднамеренных действий детей (столкновения во время бега, падение во время игр, защемление конечностей, бросание друг в друга предметов)- единственный способ сократить количество травм - сосредоточить усилия педагогов и родителей на формировании личности безопасного типа (безопасной для других и для себя).

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). В нашем ДОУ разработано:

  • Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.

  • Противопожарный режим.

План противопожарных мероприятий.
  • Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.


  • Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий.

  • Установлена система оповещения о пожаре.

  • Проводятся работы по замерам сопротивления.

  • ДОУ полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).

  • За счет средств бюджета проводится обучение руководителя и заместителя заведующего по АХР в объеме пожарно – технического минимума.

  • Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара.

  • Проводится огнезащитная обработка сгораемых конструкций.

  • Заменены планы эвакуаций.


ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.  

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

 Современные водители пешеходов не любят и их права не уважают. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо было провести соответствующую работу с педагогическим коллективом. В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:
  • Установлено межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города.


  • Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем.

  • Разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.

  • Изготовлены макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения.

  • Оформлены стенды для детей и родителей по вопросам ПДД.

 

Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы с родителями, которые зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения на дорогах и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения на улице. Большинство же родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта. Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость – это то, чего так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья.

 

ВЫВОД: Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

 

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.


 

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

Разработаны и внедрены в практику: система теоретических, практических занятий; учебно- методические материалы для детей, педагогов, родителей.