repead.ru 1


Активное слушание. Конспектирование лекций


«Бог дал человеку один рот и два уха»



Тест «Что такое слушание?»

  • Согласны вы с каждым утверждением или нет?

  • 1. Умение слушать развивается естественно.

  • 2. Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать.

  • 3. Способность слушать в значительной степени определяется способностью слышать.

  • 4. Говорение важнее для общения, чем слушание.

  • 5. Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности – чтение, говорение, письмо.

  • 6. Слушание — это автоматический непроизвольный рефлекс.

  • 7. Люди слушают каждый день. Ежедневная практика устраняет нужду в специальных упражнениях на слушание.

  • 8. Слушание — это только понимание слов говорящего.

  • 9. Успех общения зависит главным образом от говорящего.

  • 10. Говорящий может контролировать процесс слушания в аудитории.



Толкование теста:

  • Все эти утверждения ложные.

  • Если вы согласны хотя бы с одним утверждением, то вам нужно учиться слушать и воспринимать чужую речь.



Недостатки традиционного слушания:

  • 1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности;

  • 2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

  • 3) аналитическая узость восприятия: неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Для чего необходимо слушать?

  • 1. Получение информации.

  • 2. Развлечение, получение удовольствия

  • 3. Воодушевление.

  • 4. Анализ фактов и идей. Средняя скорость речи составляет 120—150 слов в минуту, в то время как слушающий способен воспринимать 300—500 слов в минуту.

  • 5. Улучшение собственной речи



Как слушать эффективно?

  • Вспомогательные умения, улучшающие слушание:

  • 1) умение концентрироваться;

  • 2) умение анализировать содержание;

  • 3) умение слушать критически;

  • 4) умение конспектировать.



Стадии концентрации

  • 1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.

  • 2. Вспомните, что вы уже знаете о предмете.

  • 3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.

  • 4. Постарайтесь предугадать события.

  • 5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.

  • 6. Создайте интерес к предмету речи.

  • 7. Выключите свои эмоциональные блоки.



Умение анализировать содержание

  • Определить цель речи.

  • Определить композицию речи.

  • Определить главную тему речи.

  • Определить главные идеи лектора.

  • Определить формы аргументации.

  • Определить формы заключительных выводов.


Умение слушать критически

  • Связывайте то, что говорит лектор, со своим собственным опытом.

  • Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.

  • Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Нельзя ни безоглядно верить, ни постоянно сомневаться в том, что говорит лектор.

  • Оценивайте достоверность данных и убедительность аргументов.


Зачем конспектировать лекцию?





Принципы конспектирования лекции

  • 1. Используйте неформальную систему записи, укороченные предложения и абзацы.

  • Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.



Принципы конспектирования лекции

  • 3. Используйте сокращения и символы.

  • Укажите значения символов на обложке тетради.

  • 4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас.

  • 5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли.



Принципы конспектирования лекции

  • Периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.

  • Делайте интервалы в конспектах не менее 1 клетки и поля не менее 2 см.



Техника записи конспекта

  • Принципы записи устного выступления основываются на устранении избыточности речи

  • При конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений:

  • 1) свертывание фраз,

  • 2) сокращение слов.


1. Свертывание фраз

  • процедура смысловой компрессии - выделение во фразе ключевых слов и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте.


Правила свёртывания фраз

  • Отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста:

  • группу подлежащего, если она часто повторяется (или заменять ее соответствующим местоимением);

  • синонимичные прилагательные, которые используются как определения;

  • наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.);

  • глаголы-связки (является, представляет, рассматривается как… и т.д.) – заменить на тире;



  • заменять сложноподчинённые предложения простыми

  • Правила сокращения слов

  • Использовать привычные сокращения

  • Разрабатывать новые сокращения (фиксировать на обложке тетради), добиваться до автоматизма в их использовании



Основные принципы сокращения слов:

  • 1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов.

  • 2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении: -ем, -ия.

  • 3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности» для его восстановления в данном контексте (след. может относиться к: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.).


  • 4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.

  • 5. Незнакомые слова надо записывать полностью.

  • Способы сокращения слов:

  • 1) по первой букве - для частотных слов: XX в., XIX—XX вв.,1998 г., 1995—1996 гг., с.120, н.э. (нашей эры);

  • 2) по нескольким первым буквам (отбрасываются суффикс и окончание) - для прилагательных и причастий, за которыми следуют определяемые существительные: ускор. движ-е, офиц. сообщение


  • 3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис: ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, д-р, стр-ра, общ-во, пром-сть, хоз-во и т.п.

  • 4) использование аббревиатур – для ключевого понятия темы: КР, ДСП, ПХВ.

  • 5) использование математических символов: >, <,=, ≠, + , ≈ ∞  и т.п.