repead.ru 1


Пояснительная записка


Преподавание биологии осуществляется по авторской программе В.В.Пасечника БИОЛОГИЯ 10-11 классы, базовый уровень.-М.:Дрофа, 2010, с. 56-70 и соответствующего комплекта учебников.

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Данный курс призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубить их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.

Программа В.В. Пасечника для 11 класса предусматривает изучение общей биологии в количестве 1 часа в неделю (34 часа в год).


Календарно-тематическое планирование

по биологии

11 класс


(Составлено в соответствии с авторской программой В.В.Пасечника

БИОЛОГИЯ 10-11 классы, базовый уровень.-

М.:Дрофа, 2010, с. 56-70 )

( 34 часа , 1 час в неделю)

урока


Дата, примечание


Тема урока

Лабораторные работы

Домашнее задание




Раздел 4. Вид ( 20 часов )


Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа)




1(1)




История эволюционных идей




конспект

2(2)




Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка




С. 187-190

3(3)




Эволюционная теория Ч.Дарвина




П.52

4(4)




Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира




конспект

Тема 4.2. Современное эволюционное учение ( 9 часов)




5(1)




Вид, его критерии

Лабораторная работа №7 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа №8 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

П. 53

6(2)




Популяция




П.54

7(3)




Генетический состав популяций




П 55, 56

8(4)




Борьба за существование и ее формы




П. 57

9(5)




Естественный отбор и его формы

Лабораторная работа №9 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

П.58

10

(6)




Изолирующие механизмы




П. 59

11

(7)




Видообразование




П. 60

12

(8)




Макроэволюция, ее доказательства




П.61

13

(9)




Главные направления эволюции органического мира


П. 63




Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)


14

(1)




Гипотезы происхождения жизни

Лабораторная работа № 10 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

П. 89, 90

15

(2)




Отличительные признаки живого




П.91

16

(3)




Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции




П.91

Тема 4.4 Происхождение человека ( 4 часа)




17

(1)




Гипотезы происхождения человека




П.69

18

(2)





Основные стадии антропогенеза

Лабораторная работа №11 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

П. 70

19

(3)




Эволюция человека




П.71, 72

20

(4)




Происхождение человеческих рас




П.73

Раздел 5. ЭКОСИСТЕМЫ ( 11 часов)




Тема 5.1. Экологические факторы ( 3 часа)




21(1)




Экологические факторы, их значение в жизни организмов




П. 74

22(2)


Среда обитания организмов


Лабораторная работа № 12 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

П.75

23(3)




Межвидовые отношения




П.77-78

Тема 5.2. Структура экосистем ( 4 часа)

24(1)




Структура экосистемы




П.79

25(2)




Пищевые связи

Лабораторная работа № 13 «Составление схем передачи веществ и энергии»

П.84

26(3)




Причины устойчивости и смены экосистем




П.85, 86

27(4)



Искусственные сообщества- агроэкосистемы


Лабораторная работа № 14 «Исследование изменений в экосистемах на примере аквариума»

П.87

Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема ( 2 часа )

28(1)




Учение В.И. Вернадского о биосфере




П.92

29(2)




Эволюция биосферы




П. 93

Тема 5.4. Биосфера и человек ( 2 часа)

30(1)




Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Лабораторная работа № 15 «Решение экологических задач »

П.93

31(2)




Человек и окружающая среда

Лабораторная работа № 16 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»


П.93

32




Заключительный урок.

Основы рационального природопользования

Лабораторная работа № 17 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

П.88

33




Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.

экскурсия




34




Естественные и искусственные экосистемы в окрестностях школы

экскурсия




УМК:


Основные источники:


Учебник: «Общая биология», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.- М, Дрофа,2011 год.


Дополнительные источники:

  1. Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во «Учитель», Волгоград,2003..

  2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный курс) , 1991 г.
  3. Кучменко В.С., Г.С.Калинова и др. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2001.


  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Основы биологии», курс для самообразования, 1992г.

  5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая школа»,1986.

  6. Мишина Н.В. «Задания по общей биологии для самостоятельной работы по общей биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.

  7. Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 1991 г

  8. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы». Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2001.

  9. Сухова Т.С. «Тесты. Биология 6-11 классы» учебно-методическое пособие. Москва. Дрофа,2001.