repead.ru 1

Культура Танца и психология движения

антропология движения и танца

Факультативный курс



Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений.


Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.

Продолжительность: 30 часов, из них 14 аудиторных, 10 практических (просмотр фильмов и танцевальных спектаклей, собственные занятия движением и танцем) и 6 контрольных.


Лектор: Ирина Евгеньевна Сироткина, кандидат психологических наук, PhD (социология), ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Имеет опыт преподавания в МГУ им. М.В. Ломоносова, Московском государственном лингвистическом университете, Университете Париж-V Дени Дидро.

Тематические блоки




1. Что дает движение философии, или как философствуют ногами и танцуют головой?


«Танцующий философ» Ницше и философствующие танцовщики (Айседора Дункан, Морис Бежар, Мерс Каннингем и другие). Движение в философских оппозициях: естественное и искусственное, целостность и фрагментарность, индивидуальность и абсолют. Феноменология телесного движения.


2. Эстетика и поэтика человеческого движения

Репрезентации движения в живописи, фотографии, кинематографе. Музыка и ритм как организаторы движения. Пластика и пластичность; ловкость, сила и красота. Körperkultur, физкультура, fitness. Танец как «поэзия движения», искусство движения par excellence. Балет и современный танец. Гибридные жанры: «танц-театр», «физический театр». Постмодерн: повседневные движения как танец.

3. Телесное движение и религии

Движение в обрядах и ритуалах. Отношение монотеистических религий к танцу. Русалии, скоморошья культура на Руси и знаковый балет ХХ века «Весна священная». Метаморфозы обрядового танца в современности: «дионисийская пляска» дунканистов, «месса солнцу» Р. Лабана, «священные движения» Г. Гурджиева и др.


4. Танец и социальность

Танец бальный, клубный, социальный. Роль танца в создании сообществ. Танец-модерн и эмансипация женщин. «Народный танец» и национальные репрезентации. Современная хореография и активизм.

5. Движение и человеческие способности


Кинестезия – «шестое чувство», ощущение своего тела и движений «изнутри». Внутренние координаты, «схема тела» и зарождение абстрактного мышления. Понятия о кинестетическом интеллекте, кинестетическом воображении и кинестетической эмпатии («телесном вчувствовании» в другого). Движение и эмоции («мышечная радость»); движение и творчество (преодоление стереотипов, «раскрепощение»); движение и agency («волевое усилие», «душевный порыв» как основа целеполагания).

6. Движение и язык


Принципиальное отличие движения и от слова: движение не является языком, хотя может им стать («язык жестов», «язык телодвижений»). Утверждение о том, что движение больше, чем язык, что оно – само бытие человека, а ощущения своего тела и движений – самые достоверные свидетельства собственного бытия. Пантомима, мимика, физиогномика. Эвритмия Р. Штайнера, искусственные языки жестов. «Внутренний пластический театр» как помощь в понимании другого, место встречи разноязыких людей, посредник в переводе.


Литература к отдельным темам



1.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра (любое издание).

Дункан Айседора. Танец будущего (любое издание).

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (1945) / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. – СПб.: Ювента; Наука, 1999.


Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. Гл. 10: “Естественное и искусственное”; гл. 11: “Принципы свободного движения”.


2.

Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

Булгакова Оксана. Фабрика жестов. – М.: Новое литературное обозрение, 2005.

– М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Жак-Далькроз Э. Ритм (1907) / Пер. с нем., примеч. Ж. Пановой. – М.: Классика-XXI, 2006.

Суриц Елизавета. Балет и танец в Америке. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. Гл. 2: “Танец модерн”, 1910-1950.

Цивьян Юрий. На подступах к карпалистике: движение и жест в литературе, искусстве, кино.


3.


Вяч.И. Иванов. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994 Гл. 3: Прадионисийский корень менад.

Бахтин М.М. Народно-праздничные формы и образы в романе Рабле. М.: Художественная литература, 1990. Гл. 3: Народно-праздничные формы и образы в романе Рабле.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. Гл. 13: Языческие обряды и празднества XI-XIII веков.

Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. Гл. 1: Пляски Серебряного века; гл. 3: Студии пластики.


4.

Колесникова Анна. Бал в России, XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука-классика, 2005.

Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. Гл. 2: Плясовая коммуна; гл. 9: Танец и “раскрепощение”.

Choreographic politics: state folk dance companies, representations and power. Ed. by A. Shay. – Middletown, CN: Wesleyan U.P., 2002.


4.

Иванова Петя. Кинестетическое воображение и свободный смысл в работах Мерса Каннингема // Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла. – М.: Смысл, 2011. С. 335-358.


Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. Гл. 8: “Абстрактный” танец и его восприятие.

Williams Drid. Anthropology and the dance: Ten Lectures. – Urbana: U. of Illinois Press, 2004.

Reynolds Dee. Rhythmic subjects: uses of energy in the dances of Mary Wigman, Martha Graham and Merce Cunninghem. Alton: Dance Books, 2007. Ch.5: Kinaesthetic imaginations.


5.

Аристов Владимир. Современная поэзия и метод «внутреннего пластического театра» // Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла. – М.: Смысл, 2011. С. 81-96.

Беспалов О.В. Символическое и дословное в искусстве ХХ века. – М.: Памятники исторической мысли, 2010. Гл. 4. Телесность как дословность. Танец как форма дословности.

Крейдлин Г. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. – М.: Новое литературное обозрение, 2004.