repead.ru 1

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

  3. «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



  4. ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР И АНТИЧНОСТИ

  5. Кафедра истории и филологии Дальнего Востока

Учебно-методический комплекс

История ЯПОНИИ: Средневековая история
по направлению № 032100 Востоковедение и африканистика

бакалавриат

Профиль: Языки и литературы стран Азии и Африки

(Язык и литература Японии)

Москва 2011
Аннотация к курсу «История Японии: Средневековая история»
Для студентов 2 курса направления подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (ИВКА)

Цель дисциплины

История Японии - в системе российского образования при подготовке специалиста-востоковеда традиционно входит в число фундаментальных дисциплин. За прошедшие десятилетия историки добились немалых научных успехов, благодаря которым в настоящее время появилась возможность создать базовый университетский лекционный курс, в котором освещаются отдельные периоды истории этой страны.

Основная цель курса — заключается в том, чтобы познакомить студентов с ходом исторического процесса в средневековье на территории современной Японии, сконцентрировав внимание на систематизированном изложении материалов письменных и иных источников. Данный курс охватывает время начиная с периода Хэйан (794 г.) до конца периода Токугава (1867 г.).

История Японии в средневековье рассматривается с учетом следующих факторов: 1) исторический процесс на Дальнем Востоке; 2) особенности политического и институционального процесса; 3) особенности эволюции социальной структуры; 4) способы адаптации к вмещающему ландшафту и эволюция хозяйственных отношений; 5) изучение духовной культуры (религия, общественная мысль, литературно-художественное творчество и др.).


Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпуск­ника:


  • ОК-1 (способность научно анализировать социально значимые про­бле­мы и процессы, умение использовать на практике методы гума­ни­тарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах професси­ональной и социальной дея­тель­ности, связанной с изучением Востока);

  • ОК-2 (способность использовать в познавательной и профессиональ­ной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, экономики, социологии и культуро­логии; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) офор­мить его результаты на родном, западном и восточном языках);

  • ОК-8 (способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач);

  • ОК-9 (способность и готовность к практическому анализу логики раз­личного вида рассуждений, владение навыками публичной речи, ар­гументации, ведения дискуссии и полемики);

  • ОК-16 (способность понимать культуру социальных отношений, кри­ти­че­ски переосмысливать свой социальный опыт, готовность уважи­те­ль­но относиться к историческому наследию и культурным традици­ям);

  • ПК-1 (владеть теоретическими основами организации и планирования научно-исследовательской работы);

  • ПК-2 (способность применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир);

  • ПК-3 (способность понимать, излагать и критически анализировать информацию о Востоке, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточ­ный язык тексты культурного, научного, политико-экономического и религиозно-философского характера);

  • ПК-4 (владеть понятийным аппаратом востоковедных исследований);
  • ПК-12 (способность использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формирова­нии политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира);


  • ПК-15 (способность использовать знание этнографических, этнолин­гви­стических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета);

  • ПК-16 (способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам разви­тия афро-азиатского мира, решение которых способствует укрепле­нию дипломатических позиций, повышению экономической безопас­ности и конкурентоспособности Российской Федерации).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных работ, зачет с оценкой на 2 курсе обучения.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы — 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены следующие занятия: лекции — 30 часов, семинары — 32 часа, самостоятельная работа студента — 46 часов.

Рабочая программа дисциплины
Пояснительная записка
Предмет
дисциплины — изучение основных этапов средневековой истории Японии с точки зрения представлений современной исторической науки, на основе анализа важнейших письменных и иных источников с учетом международной обстановки на Дальнем Востоке в рамках концепций, терминологии и методологии, существующих в современной науке о средних веках.

Цель дисциплины — заключается в том, чтобы познакомить студентов с ходом исторического процесса на территории современной Японии в различные периоды средневековья с 794 по 1867 гг.

Задачи дисциплины предполагают:

— освещение основного фактического материала (историческая характеристика отдельных периодов на основе анализа письменных и иных источников, характерных для каждого из них);

— характеристика сущности происходивших исторических процессов

— ознакомление с основными теоретическими концепциями, которые существуют в мировой японистике и исторической науке; их критическое обозрение.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО: дисциплина «История Японии в средние века» является частью профес­си­онального цикла Б.3 по направлению подготовки Востоковедение и афри­ка­ни­сти­ка, реализу­емой в Институте восточных культур и античности ка­фед­рой Ис­тории и филологии Дальнего Востока.

Дисциплина является обязательным курсом вариативной части профессио­нального цикла дисциплин (Б.3), читается в 4 семестре.

Данная дисциплина логически, содержательно и методически связана с дис­циплинами: история, философия, логика, введение в востоковедение, исто­рия литературы Японии, история религий Японии, введение в японоведение, старояпонский язык (бунго), этнология Японии, историография и источниковедение Японии.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

названия, историческую характеристику основных периодов, ба­зис­ную тер­минологическую систему исторической науки (ПК-4);

— основные вехи динамического процесса развития исторического процесса на про­тя­жении средневековой истории Дальнего Востока (ПК-4);

— взаимные связи между различными социальными группами; специфика функционирования института высшей власти; роль в управлении государством чиновничества, аристократии, военного сословия (ПК-12);

— знакомство с памятниками общественной мысли и их влиянием на политическую культуру Японии, а также на различные аспекты жизни в современном Японии (ОК-16, ПК-15);

уметь:

— пользоваться полученными знаниями при анализе исторических источников и характеристике конкретных исторических периодов (ОК-1);

— соотносить различные аспекты исторического процесса (политические, социальные и др.) с опре­деленным периодом средневековой истории (ОК-9);

— применять полученные знания в собственной научно-исследовательской деятель­ности в области средневековой истории Японии с точки зрения исторической науки (ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-16);


владеть:

— навыками чтения, перевода и анализа исторических источников, их критики (ОК-8, ПК-3).
Структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины: 4 семестр — 3 зачётные единицы (108 ча­сов). Из них: аудиторная работа — 62 часа, самостоятельная работа студентов — 46 часов, в т. ч. подготовка к семинарским занятиям, выполнение контрольного задания и аттестации (зачет с оценкой).


Неделя семестраСеместр

Раздел

дисциплины


п/п

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)




лек­ции

прак­ти­ческие

занятия

семи­нары

самостоятельная

работа




1Введение: основное содержание курса. Общая характеристика периода Хэйан (794-1185)3

2




2

4

Оценка работы на семинаре

2Распад системы "рицурё"3

4


4


4

Оценка работы на семинаре

3Формирование основ национальной культуры3

4




6

6

Оценка работы на семинаре. Кон­троль­ная работа.

4Сёгунат Камакура (1185-1333)3

4




4

4

Оценка работы на семинаре

5Сёгунат Муромати (1392-1467)3

4




4

6

Оценка работы на семинаре

6Период междоусобных войн (сэнгоку) и объединение Японии3

6




6

6

Оценка работы на семинаре

7Сёгунат Токугава (1603-1867)3

6




6

6

Оценка работы на семинаре

8Итоговая аттестация3










10

Зачет с оценкой.


Всего

30




32

46