repead.ru 1 2 ... 5 6


Федеральное агенство по образованию РФ


Томский политехнический университет


И.Ю. Соколова, Л.А. Терехина


ОТ САМОПОЗНАНИЯ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ


Методическое пособие


Издательство ТПУ

Томск, 2005




ББК Ч 481. 20

Соколова И.Ю., Терехина Л.А.. От самопознания к самореализации. Методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. 70 с.


Методическое пособие, предназначенное для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов, содержит информацию, необходимую личности для самопознания и последующего самовоспитания, саморазвития и самореализации – самоактуализации, что неизбежно оказывает влияние на активность, эмоциональное состояние человека и состояние его здоровья.

Пособие может быть полезно всем занимающимся проблемами воспитания, самовоспитания и здоровьесбережения.


Рецензент:

Кандидат педагогических наукн., практический психолог, доцент Томского государственного педагогического университета

Никольская О.Л.,








 Томский политехнический университет, 2005




 И.Ю.Соколова, Л.А.Терехина, 2005


Введение

Исследования индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса (школьников и учителей, студентов и педагогов), проводимые нами на протяжении более 15 лет показали, что подрастающее поколение и те, кто "сеет разумное доброе вечное" обладают большими потенциальными, творческими возможностями. Это проявляется, прежде всего, в том, что почти в каждом из них сочетается "мыслитель" и "художник", т.е. среди учащихся и педагогов преобладают смешанные "мыслительно-художественные" (50-30%) и "художественно-мыслительные" (50-70%) типы личности, причем все возрастает процент последних. Наряду с этим, увеличивается количество обучающихся с эмоционально-неустойчивой нервной системой (60-70 % среди студентов и старшеклассников), из которых более 30% составляют группу риска (высокий уровень эмоциональной неустойчивости (20 и более из 24), в сочетании с художественно-мыслительным или художественным типом личности, для которых свойственна повышенная чувствительность, впечатлительность, ранимость). Все возрастающий процент студентов, входящих в группу риска, требует, с одной стороны, коррекции отношений между "старшим и младшим" участниками образовательного процесса - между студентами и преподавателями, между сверстниками, а с другой – создания в образовательном процессе вуза здоровьесберегающей и творческой образовательной среды, способствующих сохранению здоровья, развитию потенциальных, творческих возможностей и самореализации и студентов, и преподавателей.


Процесс самовоспитания, саморазвития, самореализации начинается, как известно, с самопознания. С этой точки зрения, одной из основных задач психологической службы вуза является диагностика индивидуально-психологических (личностных и интеллектуальных) особенностей всех субъектов образовательного процесса, ориентация педагогов на организацию учебного процесса с учетом таких индивидуальных особенностей студентов, как особенности высшей нервной деятельности – свойств нервной системы (темперамента), функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга, когнитивных стилей, поскольку эти особенности определяют различия в восприятии и переработке информации студентами и, следовательно, эффективность образовательного процесса.

Организация учебного процесса, познавательной деятельности студентов без учета их индивидуально-психофизиологических особенностей является одной из главных причин недостаточного качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе.

Другими, не менее важными причинами недостаточного качества обучения являются: направленность учебных программ и учебного процесса по разным предметам на развитие "мыслителя" – функций левого полушария (чтение, счет, речь, логическое, дискретное мышление) без одновременного развития "художника" – функций правого полушария (зрительное, образное, пространственное представление, воображение, музыка, целостное восприятие, видение мира, объектов, предметов, аналоговое мышление), а также выполнение заданий-задач без перевода информации с чувственно-сенсорного языка, языка образов, на язык знаков, символов и наоборот.

Прелагаемое методическое пособие поможет психологам и педагогам организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей студентов, что, безусловно, будет способствовать развитию их потенциальных возможностей, более благоприятному эмоциональному состоянию и здоровью.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ,

САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА


Одним из основных условий подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных, нравственно и физически здоровых специалистов является формирование направленности студентов на самовоспитание, саморазвитие, самоактуализацию и здоровьесбережение.

Но, прежде чем выявляеть психолого-педагогические условия, способствующие формированию этих профессионально важных качеств личности, остановимся на краткой характеристики каждого из этих качеств.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Это качество начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Наиболее отчетливо потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле проявляется в подростковом возрасте. В студенческом возрасте в процессе формирования мировоззрения и профессионального самоопределения появляется потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Одно из средств самовоспитания – самообразование.

Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми нормами и представлениями. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознать и контролировать ситуацию, процесс. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции; но и самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например, в стресссовых ситуациях.

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных


уровней организации и сложности.

Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она осуществляется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Самообладание– способность осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональтную сферу. В нем проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. Самообладание – показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности – она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с оружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудностью целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и проблемы со здоровьем.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Самопознание – познание себя – одна самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:


  1. Человек для развития своих познавательных способностей должен накоить соответствующие средства, а потом уже применять их к самопознанию;

2) Человек должен кем-то или чем-то стать, для этого необходим материал для самопознания, притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта; 3) всякое получение знаний о себе меняет субъекта, т.к. узнав о себе нечто, он уже становится иным, именно


поэтому задача самопознания столь субъективно значима – ведь всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

Самосовершенствование – начинается в подростковом возрасте, когда настает пора формирования «идеального Я» - осознанного личного идеала, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков – «движение сознания по вертикали» в пространстве собственных мотивов личности; этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством

собой, оценками и переоценками себя.

Саморазвитие – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе саморазвития – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением информации.

Самосознание – осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Самосознание – как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизсенению и самосовершенствованию. И одна из высших форм работы самосознания – попытка найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни. Итак, главные функции самосознания – это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

Особенности и единство трех «Я» человека: индивид, личность и индивидуальность, представленные на рис. 1, помогут студентам лучше понять, осознать себя и поставить цели их дальнейшей жизнедеятельности.


Самостоятельность – обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Она проявляется в ответственном отношении человека к своим поступкам, способности действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Развитие самостоятельности наиболее осложняется в подростковом возрасте, когда подростки воспринимают свою самостоятельность как независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детской и молодежной субкультуры. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности подростков.

Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающие в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых

решений вопреки трудностям.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потенциалов.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание человека стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности

и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

Согласно К. Роджерсу, самоактуализация – обозначение той силы, что

заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализирующийся человек – «полностью функционирующая личность; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его переориентации на условия получения одобрения.


Анализ понятий и возрастных особенностей развития таких личностных

качеств как: самовоспитание, самоконтроль и саморегуляция, самооценка, саморазвитие, самосовершенствование, самостоятельность, самореализация и здоровьесбережение позволяет сделать следующие выводы:


  • в основе развития всех этих качеств личности лежит самопознание и

самоосознание;

  • наиболее интенсивное развитие этих качеств происходит в подростковом возрасте;

  • студенческий возраст (18 – 25лет), как известно, является сензитивным периодом развития личности, ее различных, в том числе, интеллектуальных способностей и периодом дальнейшего развития таких важных для любой профессии качеств, как самостоятельность, самоконтроль, саморегуляция, самосовершенствование, самореализация, здоровьесбережение;

Для эффективного развития у студентов всех этих качеств и способностей в образовательном процессе вуза необходимо создать соответствующие психолого-педагогические условия. К ним относятся:

  • реализация в учебном процессе основного принципы гуманизации образования – обращение к личности, индивидуальности студентов, выявление и создание условий для развития их потенциала – гностического, аксеологического, творческого, коммуникативного, художественного;

  • формирование общей культуры студентов, их психологической культуры и культуры здоровья (физической, психологической, духовной) в процессе освоения соответствующих гуманитарных дисциплин, различных оздоровительных практик, разработки индивидуальной программы здоровья;
  • проведение диагностики индивидуально-психологических (личностных и интеллектуальных) особенностей студентов с целью самопознания, которое неизбежно способствует самовоспитанию и саморазвитию, а также определение склонностей студентов к инженерно-технической (конструктор, проектировщик, исследователь-разработчик, технолог, оператор, программист) или инженерно-гуманитарной (эколог, менеджер, инженер-педагог, социолог) деятельности. Это способствует мотивации познавательной и будущей профессиональной деятельности личности;


  • обеспечение активизации и эффективности познавательной деятельности

студентов посредством: 1) изменения функций субъектов образовательного

процесса, когда педагог становится направляющим познавательной деятельности студентов, а последние превращаются в активных преобразователей учебной и прочей информации; 2) формирования мотивации на основе обучении в соответствии со склонностью студентов к определенной профессиональной деятельности; 3) обобщения, систематизации и структуризации учебной информации и представления ее по дедуктивному принципу; 4) применения активных методов и форм обучения 5) совместной деятельности студентов при освоении учебной информации;

  • обеспечение развития интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей студентов при применении методов обучения – проблемного, конкретных ситуаций, моделирования, компьютерных, модульных и ТРИЗ технологий обучения;

  • создание педагогами творческой образовательной среды в предметных областях знаний, где личность активна и ей предоставляется свобода действий и деятельности при освоении соответствующей учебной и другой информации, на основе разработки дидактического, в том числе контролирующего инструментария, учебно-методических пособий и компьютерных комплексов;

Error: Reference source not found
Я.А. Коменский

Рис.1. Образовательные среды, созданные в разные исторические эпохи

  • развитие творческого потенциала студентов и педагогов, их саморазвитие и самореализация, формирование профессиональной культуры и культуры здоровья в ЦЕНТРЕ ТВОРЧЕСТВА И ЗДОРОВЬЯ (ЦТЗ), структура которого представлена на рис. 2.

Цель создания такого центра – развитие творческого потенциала студентов, педагогов и сотрудников университета в разных сферах технического и эстетического творчества, а также сохранение и укрепление их здоровья, т.к. в процессе активной творческой деятельности в ЦТО реализуются выявленные нами (и обоснованные) принципы здоровьесбережения: следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой, гармонии телесной, душевной и духовной природы человека, поисковой активности, самореализации – самоактуализации, самоидентификации (самодостаточности), аксиологический (ценностные ориентации)е.





Рис. 2. Структура центра творчества и здоровья в техническом вузе


ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ


При проведении педагогами, кураторами, самими студентами диагностики индивидуально-психологических особенностей личности с целью самопознания и учета этих особенностей в образовательном процессе необходимо учитывать следующее.

1. Тесты, подобранные в учебно-методическом пособии, позволяют при минимальных затратах времени выявить наиболее значимые для самопознания и учета в процессе обучения и воспитания индивидуально-психологические особенности личности старшеклассников и студентов;

2. Разные группы тестов в достаточно полной мере позволяют оценить соответствующие особенности, способности и качества личности. При этом диагностику желательно начинать с выявления потенциальных возможностей личности и придерживаться последовательности выполнения тестов, представленных в настоящем пособии;

3. Тесты с 1 по 7 позволяют оценить потенциальные возможности обучающихся – школьников разных классов и студентов. Это способствует формированию у них мотивации к учебной и будущей профессиональной деятельности, самопознанию и проявлению интереса к своей личности.

4. По тестам с 8 по 14 определяются основные особенности личности, которые педагогам (наряду с результатами диагностики по тестам 1 – 7 ) следует учитывать при установлении педагогически-целесообразных отношений и организации образовательного процесса, особенно в процессе индивидуализированного, и личностно-ориентированного обучения.

5. Тесты с 15 по 20 позволяют оценить уровень развития различных интеллектуальных способностей обучающихся, а также сформированный тип мышления (логический, интуитивный, смешанный или совмещенный) и доминирующие стили мышления – стили представления и решения проблем. Все эти качества важно знать педагогам для совершенствования их профессиональной деятельности, а обучающимся для саморазвития, активной и успешной учебно-познавательной деятельности по разным предметам и будущей профессиональной.


6. Тесты с 21 по 25 предназначены для диагностики тех способностей и качеств личности, какие уже сформированы или их нужно развивать для успешной деятельности в предметных областях знаний или в различных сферах профессиональной деятельности.

7. К сожалению, в пособии из-за ограниченного объема не приведены такие тесты как «ШТУР» - школьный тест умственного развития и другие

интеллектуальные тесты, в том числе тесты технического интеллекта, но в списке литературы указано, где находятся эти тесты и как ими воспользоваться для оценки общего, технического и других интеллектов.



следующая страница >>