repead.ru 1


Методы товароведения


Методы научного познания

  • Метод – (от греческого.methodos) – способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или приём действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

  • В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности.

  • Методы научного познания направлены на исследования основного объекта товароведение – товара, его характеристик и изменений методы научного познания.



Эмпирические, или экспериментальные, методы

  • Методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря --им стали известны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

  • В зависимости от используемых технических средств измерении и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на:

  • измерительные – метод определения значений показателей качества продукции (физические, физико-химические, химические, биологические), осуществляемый на основе технических средств измерений ;

  • органолептические - метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств.


Аналитические методы

  • Методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

  • К методам управления научным познанием относятся методы:

  • Анализа

  • Диагностики

  • Прогнозирования

  • Программирования

  • Планирования

  • Анализ товаров базируется на данных, полученных экперементальными методами.

  • Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т.п.

  • Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют получить – программирование, т.е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения.


Методы систематизации

  • Методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путём распоряжения их в определённом порядке.

  • Основополагающие методы систематизации – идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодировки.

  • Идентификация – метод отождествления, совпадения одного объекта с другим.

  • Группировка – метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп.

  • Классификация – находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество объектов – товаров.



Классификация как метод товароведения

  • Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

  • Объект – элемент классифицированного множества. В товароведении таким элементом выступает товар.

  • Признак классификации – свойства или характеристика объекта, по которому производится классификация.

  • Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.

  • Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

  • Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.


Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям:

  • гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

  • обеспечивать гибкость (чтобы можно было включать новые наименования без «потерь»);

  • способствовать всестороннему исследованию свойств товаров как потребительских ценностей;

  • нацеливать на улучшение торговой деятельности на всем пути товародвижения.


Для классификации товаров используют 4 группы признаков:

  • Функционально-целевые, отражающие назначение товаров, выполняемые ими функции, цели применения и способы использования

  • Генетические, характеризующие происхождение товаров, исходные материалы и сырье

  • Технологические, отражающие способ производства, особенности конструкции, степень обработки, отделку и способы декорирования

  • Специфические, характеризующие свойства товаров, их агрегативное состояние, химический состав, особенности строения, геометрические параметры и размеры, конструкцию, особенности формы, фасоны, модели, марки.







Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации



Правила классификации

  • Деление множества следует начать с наиболее общих признаков.

  • На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого типа.

  • Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большого к меньшему, от общего к частному.

  • Необходимо установить оптимальное число признаков, ступени и глубины.


Кодирование товаров

  • Кодирование представляет собой присвоение по определенным правилам условного обозначения (кода) объекту или группе объектов. Код позволяет заменить несколькими знаками (символами) наименования и описания этих объектов. С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально коротким способом, с помощью минимального числа знаков.

  • Кодирование используется при стандартизации, сертификации, в торговле, таможенном деле, бухгалтерском учете, внешнеэкономической деятельности и других областях связанных с товаром. Объектом кодирования в товароведении может быть товар, совокупность товаров, совокупность свойств и другие объекты классификации.


  • Коды должны удовлетворять следующим требованиям:

  • однозначно идентифицировать объекты

  • иметь минимальное количество знаков, достаточное для кодирования всех объектов заданного множества

  • быть удобными для компьютерной обработки

  • обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы



  • Код характеризуется: алфавитом, структурой, числом знаков (длиной), методом кодирования.

  • Алфавит – это система знаков (символов), составленных в определенном порядке. (цифры, буквы, штрихи и их сочетание)

  • Структура – это графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соответствующие этим знакам наименования уровней деления.

  • Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества объектов, входящих в подмножества, образуемые на каждом уровне деления.

  • Методы кодирования в значительной степени связаны с методами классификации.



Достоинства и недостатки различных методов кодирования


Системы классификации товаров

  • В товароведении используют следующие системы классификации товаров:

  • Торговая система классификации является отраслевой и используется в торговле (все товары разделены на две группы – непродовольственные и продовольственные).

  • Учебная система классификации используется в процессе обучения товароведению, служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

  • Экономико-статистическая система является наиболее полной, разработана для обмена информацией на межотраслевом уровне, представлена в ОКП

  • Стандартная система классификации используется для определения требований, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров.

  • Внешнеэкономическая система классификации отражена в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и является основой для регулирования внешнеэкономической деятельности страны.


Общая классификация продовольственных товаров

  • Хлебобулочные изделия

  • Плоды и овощи

  • Кондитерские

  • Винно-водочные и безалкогольные напитки

  • Молочно-масляные

  • Мясные и колбасные изделия

  • Рыбные

  • Яичные

  • Пищевые жиры

  • Табачные изделия



Общая классификация непродовольственных товаров

  • Товары из пластических масс

  • Бытовые химические (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.)

  • Стеклянные

  • Керамические

  • Строительные материалы

  • Мебельные

  • Металлические

  • Электротовары и бытовая техника

  • Текстильные

  • Швейные

  • Трикотажные



Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ)

  • Регламентирует порядок проведение работ по классификации и кодированию множества объектов, используемый для решения задач управления на различных уровнях.

  • Устанавливает состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их актуальности внесением изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения.


Задачи ЕСКК ТЭИ:

  • упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления;

  • создание комплекса классификаторов, необходимых для решения технико-экономических и социальных задач на различных уровнях управления;

  • максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией;

  • обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;

  • обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.


Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются:

  • статистическая информация

  • финансовая и правоохранительная деятельность

  • банковское дело

  • бухгалтерский учет

  • стандартизация

  • сертификация

  • производство продукции

  • предоставление услуг

  • таможенное дело

  • торговля

  • внешнеэкономическая деятельность



Классификаторы

  • Классификатор – это документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение (код).

  • В зависимости от уровня утверждения и сферы применения классификаторы бывают следующих категорий:

  • Межгосударственные (МК) – стандартов МК001-96, валют МК003-97, стран мира МК004-97

  • Общероссийские (ОК) – продукции ОКП, предприятий и организаций ОКПО, стран мира ОКСМ, единиц измерения ОКЕИ, стандартов ОКС, информации об общероссийских классификаторах

  • Отраслевые

  • Предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.)


Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

  • ОКДП представляет собой единую схему описания и классификации предприятий по видам их экономической деятельности и ее конечным результатам – производимой продукции и предоставляемым услугам.

  • Предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики. В счетах-фактурах на товар должен быть указан код товара по ОКДП.