repead.ru 1




Н. А. ГАРМАШ

(НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В. Ф. МОРСКОВА, К.Ф.Н., ДОЦЕНТ)

Славянский-на-Кубани государспюонный педагогический институт,

г. Славянск-на-Кубани

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Речевой этикет во всем многообразии его стилистических ва­риантов в узком смысле — это формулы, которые обеспечивают приня­тое в данной среде, среди данных людей и в определенном случае включения в речевой контакт поддержание общения в избранной то­нальности. А в широком смысле - это все правила речевого поведе­ния, все речевые разрешения и запреты, связанные с социальными признаками говорящих и обстановки, с одной стороны, и стилисти­ческими ресурсами языка - с другой. Речевой этикет задает нам те рамки речевых правил, в пределах которых должно проходить содер­жательное общение.

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим. Это вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для ос­воения ребенком окружающего мира, так и для овладения им спосо­бами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помо­щью речевых коммуникативных умений, которые, в свою очередь, вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности. Фор­мирование у дошкольников умения правильно употреблять формулы речевого этикета зависит от следующих условий :


  • от сознательного овладения дошкольниками знаниями о форму­лах речевого этикета;

  • от использования различных приемов в работе над формулами речевого этикета;
  • от применения дидактических игр, направленных на формирова­ние навыка употребления основных формул речевого этикета и их активизацию в речи;


- от сочетания работы по формированию коммуникативных уме­ний в употреблении формул речевого этикета с работой по Раз­витию культуры речи.

Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внима­ние сравнительно недавно. Обучение малышей правилам поведения - это основная «педагогическая позиция, которая помогает дошколь­никам почувствовать значимость сведений, которыми они располага­ют, и тем самым лучше усвоить эти сведения, поэтому основная зада­ча - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой ос­нове повысить речевую культуру, умение общаться.

Приобретение коммуникативных умений как правил речевого общения включает в себя овладение формулами речевого этикета.

Детей надо учить так, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от воспитателя. Обучение в своей основе все­гда творчество. Особое место на занятиях отводится дидактической игре, которая способствует активизации формул речевого этикета в речевой деятельности дошкольников.

Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с реальными окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей„ чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудниче­ства, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаи­моотношений через игру становятся источником развития морали са­мого ребенка, дети получают возможность для становления как лич­ности в целом, так и отдельных психических процессов. В рамках ра­боты по формированию коммуникативных умений при изучении фор­мул речевого этикета можно рекомендовать использование следую­щих игр, например:

Игра «Знакомство».

Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражение, принятые в этой ситуации; речевое поведение взрослых и детей; знакомство через посредника, знакомство без посредника; со­путствующие этикетные выражения и знаки {рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил знакомства как условия хороше­го впечатления о человеке.


«Знакомьтесь, пожалуйста».

Цель: изучение правил'речевого поведения во время знакомства.

- Давайте поиграем в знакомство. Пусть я буду бабушка, Ира и Вова - мама и папа, а Сережа и Галя - дети. К нам в гости пришел не­знакомый гость.

Пускай им будет Витя. Мы все должны познакомить­ся друг с другом. Входи, Витя. Как ты нам представишься? Теперь мы ему представимся. Кто будет начинать? Конечно, взрослые (пусть де­ти немного посмеются, изображая вежливых и невежливых «хозяев».


Главное - понять: быть вежливыми лучше, чем грубыми). Варианты игровых ситуаций:


  • девочка приходит в гости к подруге;

  • мальчик знакомит родителей со своим другом;

  • сестра знакомит брата со своей подругой;

  • брат знакомит сестру со своим другом. «Простите, пожалуйста»

- Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры. Пусть Ира будет мама, а Сережа и Вера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Мама» должна объяснить «детям», как нужно и как нел*ьзя вести себя в гостях.

К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла те­бе шоколадку. Какие слова нужно сказать, принимая подарок? Поста­райся и произнеси эти слова вежливо. Послушаем Галю, Витю. Сладо­сти, а иногда и вещи, которые дарят, называют гостинцами. Вспомни­те, в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благода­рят за гостинец?

Игра по теме «Словарик вежливых слов» с целью активизации основных формул речевого этикета в зависимости от различных ком­муникативных установок:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Кода услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалость,

Говорим (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят (до свидания).

Владение речевым этикетом, знание устойчивых форм вежливо­сти и способов этикетной модуляции, уместное их употребление спо­собствует успешному решению задач, которые хотят решить в процес­се общения коммуниканты. Реализация речевого этикета вызывает во­площение речи в диалоговой форме. К' соблюдению этикетных норм диалога относится проявление таких качеств, как вежливость, внима­тельность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выра­жаются эти качества через конкретные речевые действия, через речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия или не­согласия, приветствия, прощания и др.

Обучение формулам речевого этикета - это одно из важнейших средств в воспитании целостной личности, главным стержнем кото­рой является нравственность. Для того чтобы обучение детей речево­му этикету было эффективным, воспитателю необходимо:


  • создать условия для нравственного развития детей;

  • следить за чистотой речи у детей;

  • расширять представление о многообразии формул речевого этикета, находящихся в синонимических отношениях:

  • использовать в обучении сюжетно-ролевые игры в целях соз­дания реальной речевой ситуации, которая способствует выра­ботке осознанного речевого поведения и выбору наиболее уме­стной формулы речевого этикета, соответствующей данной об­становке.

Также целесообразно обращать внимание на правила вступления в речевой контакт, без которого общение невозможно и обучать детей ведению этикетного диалога в его более узком понимании, чтобы они смогли применить полученные знания и в других ситуациях, сделав, таким образом, любой диалог этикетным в широком смысле. Помогая детям усвоить и уметь применить речевые навыки, воспитатель реша­ет задачу нравственного воспитания. Таким образом, обучение фор­мулам речевого этикета предполагает у дошкольников приобретение правильного речевого поведения и поведения в целом, закладывая прочный фундамент положительных качеств в сознании на долгие го­ды. Знание речевого этикета способствует оформлению у человека высокой нравственной культуры.



Литература


  1. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е.Богуславская, Н. А. Купина. - М., 2000.

  2. Ладыженская, Т. А. Речь / Т. А. Ладыженская. - М, 1989.

  3. Матвеев, В. В мире вежливости / В. Матвеев, А. Панов. - М., 1976.

  4. Формановская, Н. И. Вы сказали : "Здравствуйте!" (Речевой эти­кет в нашем общении) / Н. И. Формановская. - М., 1982.