repead.ru 1


Ожидаемая отдача от образования в России: эмпирический анализ

  • Г.Андрущак, Т.Натхов

  • ЛИА ГУ-ВШЭ

  • 12 февраля 2009


План выступления

  • Актуальность исследования

  • Разработанность проблемы за рубежом и в России

  • Описание опросных данных

  • Методика исследования

  • Результаты и общие эффекты

  • Выводы



Почему важны ожидания?

  • Инвестиции в образование осуществляются на основе ожиданий агентов о возможных издержках и выгодах (Shultz, 1961; Becker 1962).

  • Социальный статус для молодых людей «в большей степени функция ожидаемых, нежели текущих доходов» (Coleman, Rainwater, 1978).

  • Избыток образования (overeducation) во многом следствие завышенных ожиданий (Smith, Powell, 1990).



Как исследуют ожидания?

  • Опросы студентов и родителей

  • Наблюдается недостаток знаний о предмете

  • Причины:

  • консервативность исследователей; нехватка опросных данных.

  • И все же, «респонденты способны давать ясные ответы, выявляющие их ожидаемые доходы в вероятностной форме» (Dominitz, Manski 1996).


Что показывают зарубежные исследования?

  • Студенты переоценивают отдачу от образования

  • Ошибки убывают с ростом срока обучения

  • Рост доходов семьи повышает ожидания

  • Рейтинг университета положительно влияет на ожидания

  • Гендерные различия значимы: женщины ожидают меньше и более реалистичны в оценках

  • Относительные оценки завышены: «через 10 лет я буду зарабатывать больше своих сокурсников»

  • Успеваемость положительно влияет на ожидаемые доходы и перспективы трудоустройства


Что показывают исследования в России? Нестерова, Сабирьянова(1998); Денисова, Карцева (2005)

  • Дерегулирование рынка труда в начале 1990-х привело к росту фактической отдачи от образования

  • Доходы образованных прирастают более высокими темпами

  • Нормы отдачи растут в течение всех лет рыночных реформ…

  • …но они ниже, чем в развитых странах

  • Наивысшую отдачу дают экономические, юридические и инженерно-технические знания

  • В частном секторе главное – образование, в государственном – опыт работы

  • Различия в нормах отдачи по странам с переходной экономикой объясняются глубиной рыночных реформ (Емцов, Кноблох, Мете, 2006)



Опросные данные



Самый высокий уровень образования в семье



Распределение дохода на одного человека в семье



Профиль учебного заведения



Опросные данные



Результаты регрессионного анализа



Образование родителей: «эффект иллюзий»

  • Родители, не получившие высшее образование, ожидают большего от его получения для своих детей

  • Webbing, Hartog (2004): низкий образовательный уровень родителей ведет к переоценке ожидаемых доходов студентами и не влияет на фактические доходы по окончании обучения

  • Smith, Powell (1990): каждый дополнительный год образования родителей снижает ожидаемые доходы на 429 долл.

«Эффект иллюзий»: объяснение

  • 1. Определенность с выбором вуза



«Эффект иллюзий»: объяснение

  • 2. Приоритеты поступления



«Эффект иллюзий»: объяснение

  • 3. Стратегии подготовки



«Эффект иллюзий»: объяснение

  • 4. Знакомство с вопросами вступительных экзаменов



Тип средней школы: негимназический класс

  • Родители учеников негимназических классов ожидают больших доходов

  • Эти ученики хуже осведомлены о вопросах вступительных экзаменов

  • Реже участвуют в олимпиадах

  • Меньшее число определившихся с вузом и специальностью

  • Заметная связь с доходами семьи



Тип средней школы и доходы семьи



Доходы семьи

  • Значимое положительное влияние

  • Рост дохода на 1 тыс. руб. увеличивает ожидаемые доходы на 27%

  • Smith, Powell (1990): рост дохода на 1 тыс. долл. увеличивает ожидаемые доходы через 10 лет на 268 долл.

  • Betts (1996): семьи с доходом меньше 50 тыс. долл. оценивают отдачу ниже, чем семьи с доходом выше 75 тыс. долл.


Специальность: юриспруденция

  • Будущие юристы ожидают на 20% больше доходов, чем желающие получить иную специальность

  • Юристы ожидают и самую высокую отдачу от высшего образования: ожидаемые доходы после окончания вуза на 47% превышают доходы после школы

  • Объяснение: особенности доходов юристов

  • Webbing, Hartog (2004): юристы ожидают и действительно зарабатывают больше, чем сокурсники гуманитарных специальностей


Стоимость обучения незначима

  • Почти 80% тех, для кого не важна стоимость обучения, планируют поступать на бюджетное отделение



Характеристики вуза



Подготовка к поступлению



Гендерные различия

  • Ожидаемые доходы респондентов мужского пола на 16% выше

  • Общий для подобных исследований эффект

  • Webbing, Hartog (2004): женщины ожидают на 5% меньше, зарабатывают на 6% меньше

  • Brunello, et al (2001): женщины ожидают меньших доходов и меньших темпов прироста

  • Blau, Ferber (1991): женщины планируют меньшие сроки трудовой деятельности, выбирают профессию с меньшими потерями от долгих перерывов



Выводы: основные детерминанты ожидаемых доходов

  • Уровень образования родителей

  • Доходы родителей

  • Тип средней школы

  • Приоритет поступления в вуз

  • Стратегии поступления

  • Культурный капитал

  • Гендерные различия



Какие рекомендации можно сделать на основе данного исследования?

  • Для ВУЗов

  • Для абитуриентов

  • Для государства



Спасибо за внимание! COMMENTS ARE WELCOME!


Brunello, et al. (2001)

  • Эффект обучения – чтение прессы и личное общение положительно значимы

  • Эффект социальной среды – личное общение повышает и шансы на трудоустройство

  • Технари и экономисты ожидают больше, чем гуманитарии

  • Высокая оценка своей успеваемости положительно влияет на ожидаемые доходы

  • Перспективы получения работы значимы, особенно для гуманитарных специальностей