repead.ru 1

ОТЧЕТ О СТАЖИРОВКЕ

Макарова Игоря Алексеевича

Стэнфордский университет, январь-март 2011 г.


В течение моей стажировки в Стэнфорде я посещал занятия и научные мероприятия по проблемам экономики окружающей среды, изменений климата, дефицита воды и продовольствия, встречался с преподавателями и исследователями, работал в библиотеке, выступал с научным докладом.


Общие научные выводы

По итогам стажировки могу сделать следующие выводы относительно подходов к исследованиям по данной проблематике в Стэнфорде. Там, в отличие от России, в данных исследованиях используется строгая экономическая методология, аналитические инструменты неоклассической экономики, дополненные инструментарием институциональной и поведенческой экономики. Это действительно экономикс окружающей среды (Environmental Economics), основанный на применении базовых экономических моделей к анализу окружающей среды, с особым акцентом на концепции общественного блага, ресурсов открытого доступа, провалов рынка, экстерналий (центральная категория экономики окружающей среды), кооперативного поведения. В России в этой области наблюдается гораздо меньшая научная проработанность, исследования более описательны, экономические модели применяются фрагментарно.

Международная политическая экономия окружающей среды в Стэнфорде исследуется не так глубоко, как экономика окружающей среды на национальном уровне, единственные исключения – политическая экономия продовольственной проблемы и связанная с окружающей средой энергетика.

Мейнстримом становится убежденность в необходимости решать глобальные проблемы в рамках трех- и двустороннего сотрудничества, на национальном, региональном и даже локальном уровнях. Попытки заключить обязательные к исполнению международные соглашения (например, климатическое) бесперспективны. В то же время, на уровне стран и регионов экологические проблемы даже глобального масштаба могут быть успешно решены – это точка зрения восходит к работам Нобелевского лауреата-2009 Э. Остром (я был на ее лекциях) и примеру Калифорнии, реализующей в одностороннем порядке успешную политику в области окружающей среды.


Подобная точка зрения, на мой взгляд, в значительной степени подтверждает мои выводы о том, что климатическая политика постепенно переходит с международного на национальный и региональный уровень. В развитых странах с их сильными институтами она вполне может быть успешной даже без многостороннего соглашения. Основная проблема – как сделать ее успешной в развивающихся странах, где институты слишком слабы. В помощи развивающимся странам (по сути – помощи развитию) и должна заключаться суть международного сотрудничества в области окружающей среды.


Преподавание

В рамках стажировки я посещал целый ряд курсов: “Environmental Economics and Policy” (для бакалавров), “Environmental Economics” (для магистров), “World Food Economy” (для бакалавров), “Sustainability from the Economic Perspective” (факультатив для всех студентов). Я подолгу общался с преподавателями всех этих курсов. По общему впечатлению и по утверждению самих преподавателей, основная цель каждого из курсов – предоставить студентам экономические инструменты, которые они могут применять к любой области исследования, а не только к экономике окружающей среды. В связи с этим курсы в Стэнфорде дают студентам намного меньшее количество фактической информации, но в разы большие навыки использования экономических инструментов (на уровне магистров – в форме математического моделирования, на уровне бакалавров – в форме графических аналитических моделей). Факты, как правило, рассматриваются лишь как частный случай, как иллюстрация реального функционирования моделей на практике. Широко практикуется рассмотрение кейсов, а в магистратуре все обучение построено на примерах эконометрических инструментов, используемых в конкретных научных статьях.

На занятиях по экономике окружающей среды прямо во время лекций ставились эксперименты с участием студентов, выявляющие те или иные закономерности кооперативного поведения или поведенческой экономики.

Эссе, которые студенты пишут по итогам изучения курсов, как правило, имеют целью применить изученные методы к конкретной ситуации. При этом студенты связаны набором методов, но не темами, которые они выбирают исходя из своих интересов. Получается что-нибудь вроде «Анализ эффективности системы торговли квотами на выбросы оксида серы в Лос-Анджелесе» или «Особенности применения Механизма чистого развития Киотского протокола в развивающихся странах». Это выгодно отличает письменные работы в Стэнфорде от большинства эссе в рамках ГУ-ВШЭ, которые обычно носят дескриптивный характер и содержат исключительно качественные оценки.


По итогам стажировки я подготовил программу курса «Экономика окружающей среды» для ГУ-ВШЭ. Она была согласована с Дж. Лайнамом, преподавателем данного курса в Стэнфорде.


Встречи с преподавателями и исследователями

Я провел более десятка встреч с профессорами и исследователями. Среди них преподаватели посещаемых мною курсов Дж. Лайнам, Н. Сандерс, Р. Нэйлор. С ними я обсуждал преимущественно вопросы методики и методологии преподавания экономики окружающей среды и смежных дисциплин в Стэнфорде, советовался относительно содержания и литературы по подготавливаемому мною курсу.

С деканом Факультета экономической политики Л. Гоулдером, директором Центра энергетики и устойчивого развития Ф. Волаком, директором Центра энергоэффективности Дж. Суини у меня были беседы относительно перспектив международного климатического сотрудничества, климатической политики США и Калифорнии, развития «зеленой» энергетики в США и в мире. С директором Центра Продовольственной безопасности Р. Нэйлор мы говорили о влиянии продовольственной проблемы на глобальные экономические процессы.

Я встретился с рядом молодых исследователей, в частности с Р. Гаррет и Ф. Липски, занимающимися изучением соответственно сельского хозяйства и климатической политики в ведущих развивающихся странах. С названными коллегами договорились о продолжении сотрудничества – им весьма интересна Россия, они видят множество параллелей между возможностями сельскохозяйственной и климатической политики в нашей стране и в интересующих их государствах (Бразилии и Китае).

Во время стажировки я находился в постоянном взаимодействии с М. Карноем. Он очень заинтересован в развитии сотрудничества с Россией, хочет продолжения и дальнейшего развития программы стажировок преподавателей из ГУ-ВШЭ. В этом году впервые за долгое время в Стэнфорде был курс экономики России, Мартин хочет, чтобы этот курс стал регулярным. Сотрудничество с российскими вузами интересно и Центру российских и восточно-европейских исследований, к которому я был прикреплен, и большинству тех экономических научных центров, с которыми я контактировал.



Научные мероприятия

Я посещал большое число научных лекций и семинаров, связанных с проблемами климата, продовольствия, зеленых технологий, устойчивого развития и др. Среди них крупная конференция по продовольственной безопасности, регулярные «Энергетические семинары», открытые лекции Нобелевского лауреата по экономике-2009 Э. Остром по вопросам устойчивого развития и т.д.

В самом конце моей стажировки я участвовал в российском круглом столе, выступив там с докладом «Какова роль России в решении глобальных проблем в области окружающей среды?»


В целом, считаю цели и задачи стажировки выполненными, а проведенное в Стэнфорде время чрезвычайно полезным для меня и как для исследователя, и как для преподавателя.