repead.ru 1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ:


М.Д. Дуганов, С.В. Ковригина, К.Н. Калашников, А.А. Шабунова


Зарубежный опыт свидетельствует, что поиск путей наиболее рентабельного вложения ресурсов не имеет ничего общего с принципами минимизации расходов в самой негативной интерпретации данного понятия, а, напротив, выступает проявлением политической и экономической ответственности властей. Колоссальный уровень развития современных методов лечения и диагностики, а также нарастающие потребности населения в медицинских услугах, в том числе и в связи с тенденцией его общего старения, делают реализацию таких широких гарантий непосильной для государственного бюджета. Именно в балансировке действий по обеспечению населения медицинской помощью и соблюдению принципов экономической целесообразности и состоит первоочередная задача лиц, ответственных за принятие решений в политике по охране здоровья населения. Более того, как нам представляется, дефицит финансирования служит скорее дополнительным стимулом для применения методов оценки целесообразности затрат на всех уровнях здравоохранения. Данные обстоятельства подчёркивают важность широкого внедрения механизмов экономического анализа в сфере здравоохранения, а также обусловливают необходимость сравнительной оценки существующих подходов с выбором наиболее приемлемых и отвечающих условиям региональной специфики вариантов.

Традиционные методы экономического анализа сводятся к расчёту различных частных показателей технико-экономической эффективности использования ресурсов (показатели использования основных фондов, медицинского персонала, коечного фонда и пр.), причём преимущественно в масштабах отдельного ЛПУ. Они характеризуются простотой расчёта, однако неприменимы для целей стратегического управления, поскольку затрагивают лишь отдельные аспекты экономической деятельности и по большому счёту не являются инструментом для оценки ЛПУ и муниципального здравоохранения как целостных систем.


В течение 5 лет (с 2003 г.) в Вологодской области проводится оценка эффективности здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях, которая базируется на анализе расходов на нужды отрасли в свете её социальной роли и основные результаты который мы намереваемся осветить.

Суть предлагаемой к рассмотрению методики – в сопоставлении совокупных затрат бюджета и внебюджетных государственных фондов на финансирование системы здравоохранения с масштабами социальных потерь общества от болезней.

Алгоритм оценки состоит из трёх последовательных этапов:

1. Анализ затрат по муниципальным образованиям и классам МКБ-101.

2. Анализ социальных потерь (выраженных в потерянных годах потенциальной жизни – ПГПЖ) по муниципальным образованиям и классам МКБ-10.

3. Собственно экономический анализ – через сопоставление затрат и социальных потерь.

На основе имеющегося информационного массива о смертности населения и расходах на здравоохранение региона с использованием предлагаемого инструментария были выделены проблемные точки регионального здравоохранения, в частности. муниципалитеты, нуждающиеся либо в дополнительной финансовой поддержке медицинских служб, либо в проведении мероприятий по структурной реогрганизации и рационализации затрат.

В соответствии с приведённым алгоритмом также проводится оценка затрат и социальных потерь и в разрезе основных причин смерти по классификации МКБ-10. Подробный анализ указанных параметров позволил установить, что причинами высоких демографических и финансовых потерь в регионе во все рассматриваемые годы были травмы и отравления, заболевания сердечно-сосудистой системы, в частности хроническая ишемическая болезнь сердца, заболевания органов пищеварения. Подобная картина является типичной для области в целом и для большинства муниципалитетов в отдельности, однако степень влияния того или иного фактора может существенно колебаться по территориям. Последнее говорит о необходимости расширения профилактических мероприятий по обозначенным направлениям деятельности и совершенствования механизмов оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, особенно в тех муниципальных образованиях, где такая потребность оценивается как остро необходимая. Наиболее перспективными с точки зрения дополнительных вложений средств, согласно проведённым расчётам, следует признать деятельность по предотвращению преждевременной смертности от новообразований, причём она должна носить общерегиональный характер.


Для более детальной оценки эффективности проводится углублённый анализ затрат и социальных потерь по тому или иному классу заболеваний или диагнозу в рамках системы МКБ-10 в отдельных муниципальных образованиях региона, и затем, на основе сравнения со среднеобластными и максимальными в области показателями и расчёта коэффициентов отклонения, выявляются конкретные причины, обусловливающие высокий уровень расходов и преждевременной смертности в данном муниципалитете.

Таким образом, возможности оценки с применением предлагаемого механизма чрезвычайно широки, поскольку он позволяет выявить конкретные факторы риска – те причины смертности, которые обусловливают наибольший вклад в сумму расходов на здравоохранение и социальные потери общества от преждевременной смертности как в целом в регионе, так и в отдельных муниципальных образованиях.

Долгосрочная практика мониторинга результатов экономического анализа, предоставляющая информацию о затратах, потерях по отдельным территориям, причинам смерти и частным диагнозам, позволяет с достаточной долей достоверности и научной обоснованности отслеживать и оценивать ситуацию с эффективностью затрат на здравоохранение в муниципальных образованиях региона. Особое внимание при этом уделяется тем районам области, которые проявляют негативные тенденции в показателях затрат на здравоохранение и социальных потерь вследствие преждевременной смертности среди населения в многолетнем временном контексте.



1 Классы причин смерти, принятые в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (1989 г.).