repead.ru   1 2 3 4


3. Оцените собственное участие в мероприятиях школы по 10-ти балльной шкале.

Мастер-классы –

Игры –

Кинодиспут –

Чемпионат по Парламентским Дебатам –

4. Что Вы предложили бы изменить в организации и проведении школы?

5. Как Вы собираетесь использовать навыки, полученные в рамках школы?

6. Назовите мероприятия, которые, на Ваш взгляд, могли бы стать логическим продолжением занятий школы.

Развитие деятельности в этом направлении после выполнения проекта: еженедельная работа клуба «Дебаты»; количественный рост участников, расширение сфер деятельности, перспективы расширения целевой аудитории проекта: работа представителей клуба «Дебаты» на факультетах, организация школьного чемпионата по дебатам в средних школах.

Приложение 3. Стимулирование интеллектуальной активности представителей студенческого самоуправления.

Актуальность проекта. Лидерам студенческого самоуправления, выбранным коллективом в вузе, часто не хватает профессиональных знаний и навыков в работе со своей целевой аудиторией – молодежью. При организации крупных мероприятий они сталкиваются с трудностями, связанными с нехваткой практических знаний психологии общения, организации и проведения презентаций, конференций, переговоров, основам командной работы. Это утверждение с большой долей вероятности относится практически ко всем выпускникам вузов. Современное информационное общество требует от выпускника высшей школы в равной степени профессиональных знаний и социальной активности. Однако достигнуть баланса в данном вопросе в системе высшего образования не всегда удавалось; преимущества отдавались либо развитию лидерских черт как качеств характера, либо исключительно научному становлению студентов. Возможность устранения крайностей заключается в разработке дополнительной образовательной программы для студенческого актива, представителей системы студенческого самоуправления, студенческих профкомов.


Еще одна из проблем в работе органов студенческого самоуправления, молодежных организаций заключается в отсутствии преемственности в работе, долгом периоде адаптации, чего можно избежать, если проводить ежегодное краткосрочное обучение новых молодежных лидеров. Преимущество обучения будет заключаться в снижении временных затрат на освоение программы работы представителями студенческого самоуправления, лидерами молодежных НКО, применение ими эффективных методов при организации и планировании мероприятий, в развитии преемственности в организации интеллектуально-развивающей деятельности.

Можно констатировать, что существует необходимость подготовки студенческого и молодежного актива, предполагающая дополнительное обучение руководителей молодежных общественных объединений и студенческого актива вузов, повышение уровня их научной, гуманитарной и специальной подготовки.

Создание программы комплексного обучения помогает достигнуть сразу нескольких целей в области дополнительного образования молодежи. Программа будет способствовать:


  • стимулированию учебной и научной деятельности, самообразования молодежи;

  • расширению студенческой аудитории, занимающейся научной работой в вузе и привлечению к ней представителей молодежных НКО;

  • развитию лидерского потенциала студентов и членов молодежных общественных объединений;

  • подготовке конкурентоспособных специалистов по работе с молодежью в регионе;

  • активизации деятельности и профессионализации студенческого самоуправления или любой другой молодежной организации.

  • развитию преемственности в организации интеллектуально-развивающей деятельности молодежи.

Цель: создание комплексной программы обучения студенческого и молодежного актива.

Задачи:

  1. Развитие интеллектуальных способностей студенческой молодежи;
  2. Стимулирование молодежных инициатив, связанных с интеллектуально-развивающей деятельностью;


  3. Увеличение числа молодых людей, участвующих в различных интеллектуально-развивающих мероприятиях;

  4. Обучение представителей студенческого самоуправления, молодежных НКО командообразованию, эффективному планированию, риторике и логике организации мероприятий, навыкам социального проектирования.

  5. Содействие командной работе органов студенческого самоуправления и молодежных организаций.

  6. Разработка стратегических планов работы органов студенческого самоуправления и молодежных НКО.

  7. Сокращение адаптационного периода впервые избранных представителей студенческого самоуправления, лидеров молодежных НКО.



Целевая группа: представители органов студенческого самоуправления на факультетах и в университете, актив молодежных НКО.

Описание проекта. Комплексная программа обучения студенческого и молодежного актива позволяет систематизировать существующие программы дополнительного обучения молодых лидеров, расширить сферу приложения творческих способностей молодежи, сократить адаптационный период впервые избранных представителей студенческого самоуправления.

Обучение должно осуществляться в течение первого семестра в выходные дни (программа рассчитана на 2 дня на каждую группу, состав каждой из групп – не более 30 человек). Программа занятий содержит постоянные и переменные составляющие: к постоянным относятся лекции и мастер-классы по риторике, этике делового общения, методике проведения презентаций, PR, социальному проектированию, тренинги на командообразование и развитие коммуникативных качеств. Переменная часть определяется спецификой основных интересов группы – функциональными обязанностями в рамках студенческого самоуправления (сюда могут входить мастер-классы по организации конференций, созданию информационных сообщений, фандрайзингу, тайм-менеджменту и т.д.).

Форма занятий – лекции, семинары, тренинги, интеллектуальные, ролевые игры.


Занятия проводят сотрудники, занятые в сфере внеучебной работы вуза, а также преподаватели, специализирующиеся по соответствующим дисциплинам.
Рабочие программы занятий:

для представителей научного сектора и членов молодежных организаций интеллектуального направления:


  1. Научная работа в высшей школе (лекция).

  2. Механизм написания научной работы (мастер-класс).

  3. Обзор сайтов, посвященных научной работе (лекция-презентация).

  4. Специфика управленческой деятельности в студенческом коллективе (мастер-класс).

  5. Эффективное проведение планерок (тренинг).

  6. Технология организации и проведения конференций, олимпиад (мастер-класс).

  7. Методы интеллектуального развития студентов (мастер-класс).

  8. Методика проведения дискуссий (мастер-класс).


для председателей студенческих советов, руководителей молодежных НКО:

  1. Структура молодежной политики в Республике Мордовия (лекция-презентация).

  2. Внеучебная работа в МГУ им. Н.П. Огарева (лекция-презентация).

  3. Структура студенческого самоуправления в МГУ им. Н.П. Огарева (лекция-презентация).

  4. Специфика управленческой деятельности в молодежном коллективе (мастер-класс).

  5. Эффективное проведение планерок (тренинг).

  6. Тайм-менеджмент (лекция-презентация).

  7. Правила произнесения публичной речи (мастер-класс).

  8. Психология общения. Методы разрешения конфликтов в коллективе (мастер-класс).



для студенческих пресс-служб, пресс-секретарей молодежных НКО, представителей информационно-аналитического сектора:

  1. Общие принципы работы студенческих пресс-служб (лекция-презентация).

  2. Правила создания информационных сообщений (мастер-класс).
  3. Деловая игра «Информационное агентство».


  4. Техника проведения интервью (мастер-класс).

  5. Ролевая игра "Пресс-конференция".

  6. Речевое поведение и коммуникативные качества речи (мастер-класс).

  7. Интернет-журналистика, опыт работы информационных агентств (лекция-презентация).

  8. Технологии PR. «Черные» и «белые» PR. (тренинг).

  9. Проведение социологического исследования (мастер-класс).


для представителей культурно-массового и социально-экономического секторов, молодежных НКО социальной направленности:

  1. Специфика функциональных обязанностей руководителей культурно-массового и социально-экономического секторов (мастер-класс).

  2. Тайм-менеджмент в работе студенческого лидера (лекция-презентация).

  3. Эффективный фандрайзинг – привлечение средств (тренинг).

  4. Планирование, организация, проведение и анализ культурно-массового мероприятия (лекция-презентация).

  5. Методика создания рабочей группы (мастер-класс).


Ожидаемые результаты проекта.

  1. Рост числа молодежных инициатив, связанных с интеллектуально-развивающей деятельностью.

  2. Увеличение числа молодых людей, участвующих в различных интеллектуально-развивающих мероприятиях.

  3. Обучение представителей студенческого самоуправления, молодежных НКО практическим навыкам в области командообразования, планирования, риторики, организации мероприятий.

  4. Разработка стратегических планов работы органов студенческого самоуправления и молодежных НКО.

  5. Сокращение адаптационного периода впервые избранных представителей студенческого самоуправления, лидеров молодежных НКО до 1 месяца.

  6. Расширение состава органов студенческого самоуправления и молодежных НКО за счет организационной работы.


Механизм оценки результатов проекта.

Общая оценка результатов проекта будет строиться исходя из суммы оценок мероприятий, проводимых студенческим самоуправлением и молодежными НКО в течение года.


Критерии оценки мероприятий:

I. Актуальность проекта/ направления.


  1. Соответствие мероприятия направлениям, целям и приоритетам университета/молодежной политики.

  2. Наличие аналогичных мероприятий в вузах страны / в области ГМП других регионов.

  3. Степень компетентности и заинтересованности организаторов в проведении мероприятия.

II. Количественные показатели:

  1. Количество активных и пассивных участников мероприятий (сравнительный анализ);

  2. Количество инициатив по улучшению проведения, новым мероприятиям;

  3. Количество мероприятий, самостоятельно проведенных молодежью в данном направлении;

  4. Расширение географии участников;

  5. Количество сотрудничающих организаций;

  6. Объем финансирования мероприятия.

III. Построение системы взаимодействия.

  1. Обеспечение преемственности поколений на факультетах/в молодежных организациях;

  2. Сотрудничество с различными подразделениями университета/ Госкомитетом РМ по делам молодежи;

  3. Сотрудничество со СМИ (регулярность);

  4. Использование других методов распространения информации о мероприятии;

  5. Привлечение средств различных фондов, спонсоров.

  6. Привлечение специалистов;

IV. Самооценка.

  1. Оценка реализации проекта организаторами (устные обсуждения проблем организации по указанным выше критериям, оценка индивидуального вклада).

  2. Оценка реализации проекта участниками (анкетирование: общее впечатление, комментарии, рекомендации).

  3. Оценка реализации проекта внешними экспертами

V. Достижения, перспективы.

  1. Анализ сфер применения полученных молодыми людьми в ходе мероприятия навыков, достижения в данных сферах.
  2. Возможности профессионального роста организаторов проекта.


  3. Возможности увеличения бюджета проекта.


Приложение 4. «Открытая кафедра».

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Описание проблемы, ее актуальность. Особую роль в университетском образовании и воспитании в настоящее время призваны выполнять гуманитарные кафедры, несущие ответственность не только за качество знаний студентов по читаемым дисциплинам, но и за их общекультурный, нравственный рост, гражданскую позицию. Достижение воспитательных задач не всегда возможно в рамках читаемых курсов. Мониторинговые исследования в вузах России в рамках внеучебной работы показали наличие следующих проблем:

- недостаточная информированность студентов о деятельности гуманитарных кафедр (наличии научных школ, проводимых факультативных занятиях, профилирующих научных интересах преподавателей, опубликованных исследованиях и т.д.);

- формализованное отношение преподавателей к читаемым дисциплинам, следствием чего является отсутствие интереса к гуманитарным дисциплинам у студентов;

- минимальное использование методов выявления способных к научной работе студентов и, соответственно, недостаточное привлечение их к исследовательской работе (в большинстве случаев, проводимые 1 раз в год олимпиады и ежегодные конференции, проводимые к тому же при низком уровне информированности студентов);

- отсутствие у студентов идентификации с университетским сообществом, что препятствует развитию корпоративной культуры вуза;

Решению данных проблем способствует проведение систематических мероприятий в рамках проекта «Открытая кафедра».

Целевая аудитория проекта: студенты высшей школы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: повышение интереса студентов к изучаемым дисциплинам посредством интеграции учебной, исследовательской и внеучебной деятельности, расширение культурного и информационного поля студентов.

Задачи, которые планируется решить в рамках представленного проекта


1) разработка и внедрение инновационных методов преподавания гуманитарных дисциплин;

2) привлечение гуманитарных межфакультетских кафедр к внеучебной деятельности университета;
3) повышение интереса к изучаемой дисциплине;

4) развитие корпоративной культуры в вузе.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Перечень и описание мероприятий: Проект предполагает интеграцию учебной, исследовательской и внеучебной деятельности посредством проведения тематических внеучебных занятий/ мероприятий, включающих диспуты, тренинги, интеллектуальные игры с участием студентов и преподавателей, написание и реализация проектов университетского и городского уровней. Внеучебные мероприятия и занятия сориентированы на углубленное изучение отдельных разделов ряда гуманитарных дисциплин. По окончании мероприятий кафедры предлагается открытая лекция (лектор определяется кафедрой, критерий отбора – рейтинг преподавателей).

Критерии отбора участников проекта: в мероприятиях кафедр могут принять участие все желающие студенты вуза.

Методы достижения и выполнения намеченных целей: деловые и ролевые игры, викторины, социальные проекты, диспуты, дебаты.

Механизм распространения информации о проекте и его результатах: новостные публикации в газетах факультета и университета, взаимодействие подразделений по внеучебной работе с органами студенческого самоуправления и гуманитарными кафедрами университета.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ «ОТКРЫТАЯ КАФЕДРА»



Кафедра

Тема занятий/ мероприятий.

Форма проведения занятий/ мероприятий.

1

Философии и этики


«Профессиональная этика»

1 этап (заочный, 2 недели): формирование рабочих групп (3-4 чел.) по факультетам. Задачи: анализ профессиональных этических кодексов и разрешение с их помощью этических проблем, возникающих в рамках профессиональной деятельности. На протяжении заочного этапа рекомендовано проведение консультаций рабочих групп преподавателями кафедры.

2 этап (очный): конференция по проблемам профессиональной этики по секциям с привлечением конкретных специалистов (врачей, педагогов, экономистов, юристов и т.д.), и обсуждение актуальных проблем профессии, презентация студенческих case-study.

2

Стилистики и культуры речи

«Неделя культуры русского языка»

1 день: «Викторина». У входа на факультет студентам задаются вопросы, за правильный ответ они получают жетоны участника. По количеству жетонов, набранных в течение всех 5 дней, выдаются призы.

2 день: Конкурс: 1) написание правил пользования сотовыми телефонами в университете. 2) Извинение по SMS.

3 день: Дебаты по орфографической реформе. Преподаватели против студентов клуба «Дебаты».

4 день: «Поэзия в образовании». Первая пара на всех факультетах начинается со стихотворения. На лекции – читает преподаватель, на семинаре – студент.

Результат: публикация в газете.

5 день: «Казусы СМИ». Задание даётся за неделю на предмет просмотра новостных передач региональных каналов и чтение прессы с целью выявления стилистических и прочих ошибок.

Подведение итогов Недели и награждение участников.

3

Культурологии

«Прогулка по Саранску»

1 этап: отборочные туры на факультетах (тест по истории культуры региона составляют преподаватели кафедры культурологии).


2 этап: Проведение викторины на местности. Группа участников передвигается по заранее намеченному маршруту (по карте) и получают по ходу теоретические вопросы. Правильные ответы индивидуально фиксируются. Участник, набравший наибольшее количество правильных ответов, быстро и правильно ориентирующийся по карте – победитель. Викторина сопровождается рассказом преподавателя об исторических местах города.


4

Педагогики

«Модель семинара»

Конкурс на лучшую форму проведения семинарского занятия. Проводится в 2 этапа: 1. Письменная разработка занятия и представление её в оргкомитет. Отбирается лучший проект. 2. Проведение победителем конкурса открытого семинарского занятия.

5

Экологии, дизайна и рекламы.

«Зелёная аллея студенчества»

Проект «Зелёная аллея студенчества». Первый этап: дизайнерские проекты аллеи. Второй этап: посадка зелени.

6

Экономической теории, дизайна и рекламы

«Вуз для студентов»

Экономический проект «Вуз для студентов». Разработка коммерческого проекта с привлечением дизайнеров.

7

Психологии




Проведение преподавателями и аспирантами кафедры ежемесячно для всех желающих тренингов личностного развития (развитие коммуникативных, креативных, навыков, повышение стрессоустойчивости, тренинг мотивации, командной работы, разрешения конфликтов, развитие лидерских качеств).

8

Социологии, политологии





1 этап: Установочная конференция для участников.

2 этап: Проведение социологического исследования «Формы и методы политической борьбы» (на примере политических партий РФ) по заранее разработанному кафедрой плану. Должны быть использованы различные методы исследования (анкетирование, контент-анализ, сравнительный анализ т.д.)

3 этап: Презентация результатов с использованием визуальной информации.

9

Истории Отечества




Проведение игры «Что? Где? Когда» по истории России.

Тематический конкурс работ (темы определяются кафедрой).

Открытые лекции совместно с музеем истории МГУ.


РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта


  1. Подготовительный этап: с 28 августа по 30 сентября 2005 г.

  2. Основной этап: с 1 ноября 2005 г по 30 апреля 2006 г.

  3. Заключительный этап: с 1 мая 2006 по 1 июня 2006 г.

Этап

Дата

Виды работы

I. Подготовительный этап

с 28 августа по 30 сентября 2005 г.




1.

до 10 сентября 2005г.

Формирование оргкомитета проекта и распределение функциональных обязанностей

2.

до 30 сентября 2005г.

Работа с заведующими кафедр, преподавателями по утверждению содержаниямероприятий. Материально-техническое оснащение проекта. Оповещение студентов о проведении тематических занятий/ мероприятий.


II. Основной этап

с 1 ноября 2005 г по 30 апреля 2006 г

Проведение учебных тематических занятий / внеучебных мероприятий.

III. Заключительный этап

с 1 мая 2006 по 1 июня 2006 г.

Анализ результатов мероприятия совместно с заведующими кафедр (подготовка отчетной документации). Перспективы проекта.



<< предыдущая страница   следующая страница >>