repead.ru 1

Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент»

программа МВА
Тема 1. Введение в менеджмент

Объективная необходимость координации совместного труда.

Понятия «управление» и «менеджмент», их единство и отличительные особенности. Менеджмент как процесс, как функция, как вид деятельности по руководству людьми. Менеджмент как наука и как искусство. Объективная необходимость управления.

Управление как специфическая деятельность, ее сущность, отличия от других видов деятельности. Особенности современного менеджмента. Субъект (органы управления) и объект управления (управляемая система). Информационная природа управления. Понятие обратной связи.

Цикл управления.

Определение понятия «функции управления». Природа и состав функций управления. Инфраструктура менеджмента.

Общие функции управления: планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация. Специальные функции. Примеры специальных функций управления. Сущность и значение маркетинга и инноваций в развитии организации.

Тема 2. Системный подход в управлении

Система как упорядоченное множество. Причинно-следственная связь в системе. Отношения элементов в системе.

Системный подход – основа теории управления. Классификация систем по Ст.Биру: детерминированные и вероятностные системы; простые, сложные и очень сложные. Виды систем: открытые и закрытые системы, гомогенные и гетерогенные, статические и динамические системы. Целостность и обособленность системы. Понятие «элементарная система», ее составляющие: вход, процесс, выход.

Внешняя среда в управлении. Характеристика внешней среды: сложность, подвижность, неопределенность и т.д. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Понятия «организация», «социально-экономическая система». Внутренняя среда организации. Системная модель внутренних переменных. Характеристика и свойства социально-экономических систем.


Кибернетические (общие) принципы управления: принцип обратной связи, закон необходимого разнообразия, принцип преобразования информации, принцип внешнего дополнения и т.д.

Закономерности управления различными системами.

Тема 3. Планирование как функция менеджмента

Перспективный подход в управлении, его сущность и необходимость. Долгосрочное планирование и стратегическое планирование: схемы, процедуры, различия.

Стратегический менеджмент. Стратегия, основные типы стратегий, процесс формирования стратегии.

Анализ внешней и внутренней среды. Методы анализа: PEST-анализ, профиль среды, SNW-анализ, оценка конкурентоспособности, SWOT-анализ и др.

Понятие «цель» и значение постановки целей в управлении. Миссия как основа для выработки целей организации. Значение и примеры миссий. Разнообразие целей в управлении, классификации целей: по содержанию, измеримости, повторяемости, периоду установления и т.д. Свойства целей: иерархичность, соподчиненность, разввертываемость.

Этапы целеполагания. Общие правила постановки и требования к формулированию целей. «Дерево целей» как основной метод формирования целей организации. Примеры постановки целей для организаций. Значение метода управления по целям.
Тема 4. Мотивация как функция менеджмента

Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении организацией.

Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория ERG Альдерфера, двухфакторая теория Ф.Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак Клелланда.

Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий (В.Врума), теория справедливости (или теория равенства С.Адамса), модель Портера-Лоулера.

Применимость теорий мотивации в практике управления организацией.
Тема 5. Организация как функция менеджмента

Организационные отношения в системе менеджмента. Значение организационной структуры управления в организации. Элементы, характеризующие организационную структуру управления: звенья, уровни, связи.


Принципы формирования организационной структуры управления. Разделение труда и специализация. Линейная карта распределения ответственности (ЛКРО) (функциональная карта). Масштаб управляемости. Централизация и децентрализация.

Виды организационных структур (линейная, функциональная, линейно-функциональная, штабная, проектная, матричная, дивизиональная, и др.) и их сравнительная характеристика. Виды, преимущества и недостатки, условия эффективного применения.

Структурирование организации по Г.Минцбергу.

Способы координации.
Тема 6. Контроль и регулирование

Сущность, задачи и функции контроля в системе управления. Составляющие процесса контроля и уровни его применения. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Этапы контроля.

Понятие «регулирование», различие регулирования и управления. Виды регулирования. Регулирование в системе управления предприятием.

Характеристики эффективного контроля. Оценка эффективности контроля.

Тема 7. Функция руководства. Лидерство (стили руководства) в менеджменте

Содержание функции руководства. Роли руководителя по Г. Минцбергу.

Теории управления человеком: автократично-либеральный континиум стилей руководства, характеристика теорий Х и y Д.Макгрегора, их развитие в теориях A и Z (В.Оучи), стили лидерства Р.Лайкерта, «управленческая решетка» Дж.Моутона и Р.Блейка.

Понятие лидерства. Формальное и неформальное лидерство.

Теория лидерских черт или теории «великого человека».

Ситуационные теории лидерства: модель В.Врума – П.Йеттона, «теория жизненного цикла» П.Херси и К.Бланшара, мотивационные теории лидерства (теория «путь-цель» Р.Хауса и Т.Митчелла).
Тема 8. Разработка управленческих решений

Управление как процесс принятия управленческих решений, элементы процесса и его характеристика. Виды управленческих решений: по сроку действия последствий решений, по частоте принятия, по ширине охвата, по форме подготовки, по сложности, по жесткости регламентации. Программируемые и непрограммируемые решения.


Основные подходы к принятию решений: централизованный и децентрализованный, групповой и индивидуальный, системы участия и неучастия, демократический и совещательный подходы.

Этапы и процедуры процесса принятия решений: определение проблемы, установка целей, разработка альтернативных решений, выбор альтернативы, принятие и реализация решений, оценка результатов (обратная связь).

Модели и методы процесса принятия решений.

Индивидуальные стили принятия решений: решения уравновешенного типа, импульсивные решения, инертные решения, рискованные решения, решения осторожного типа.

Условия эффективности управленческих решений.
Тема 9. Коммуникационные процессы в управлении

Роль обмена информацией в организации. Закономерность извлечения информации из сообщений (физический, семантический, прагматический шумы). Классификация информации: непрерывная и дискретная, внешняя и внутренняя и т.д.

Понятие «коммуникационный процесс». Элементы коммуникационного процесса. Процесс обмена информацией как система с обратной связью. Невербальные коммуникации. Совершенствование коммуникаций в организациях.