repead.ru 1 2 3 4




ПРОГРАММА

развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

на 2011 - 2020 годы

I. Основные предпосылки и обоснование создания программы развития, характеристика приоритетных направлений развития университета

Ивановский государственный химико–технологический университет (далее университет, ИГХТУ) – многопрофильное высшее учебное заведение с высоким кадровым потенциалом и современной научной и материально–технической базой для подготовки научных и инженерных кадров по широкому спект­ру естественно–научных, технических, химико–технологических и соци­ально–эко­номических направлений и специальностей для высокотехнологичных отраслей экономики.

ИГХТУ является крупным центром фундаментальной и прикладной науки. Научные исследования проводятся по следующим основным научным направлениям:


  1. Теоретические и прикладные исследования в области нанотехнологий и наноматериалов.

  2. Физическая и координационная химия растворов и жидкофазных процессов.

  3. Строение молекул и физико-химические процессы в газовой фазе и неравновесной плазме.

  4. Синтез и исследование макрогетероциклических и высокомолекулярных соединений и композиционных материалов на их основе.

  5. Гетерогенные и гетерогенно-каталитические процессы на основе дисперсных металлооксидных систем.

  6. Текстильная химия: теория и практика процессов при обработке волокнистых материалов.

  7. Разработка новых высокоинтенсивных гетерогенных процессов и их аппаратурное оформление.
  8. Электрохимические и электрокаталитические процессы в различных межэлектродных средах, гальванотехника и обработка поверхности.


  9. Промышленная экология, управление качеством.

  10. Инновационные технологии в образовании (образовательной деятельности).

По этим направлениям только за последние 3 года учеными университета получено 19 грантов по аналитической ведомственной целевой программе Рособразования «Развитие научного потенциала Высшей школы», 8 грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых докторов и кандидатов наук, грант Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ, 48 грантов РФФИ, 7 грантов ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008-2012 годы», 2 гранта ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы».
Университет имеет основания успешно развиваться, поскольку:

успешно ведет научно-образовательную деятельность на принципах интеграции образования, науки и производства и опережающего образования;

обеспечивает проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;

обладает способностью генерировать новые знания, разрабатывать на их основе эффективные технологии и обеспечивать их трансфер в экономику;

имеет отлаженные системы подготовки магистров, кандидатов и докторов наук и дополнительного профессионального образования.

Университет обладает необходимым научно-педагогическим потенциалом, имеет современную учебно-научную лабораторную базу и инновационный пояс научно-производственных подразделений.

Ивановский государственный химико-технологический университет занимает лидирующее положение в России по подготовке и аттестации научных кадров, уровню и эффективности научных исследований. Остепененность профессорско-преподавательского состава превышает 80% и каждый пятый преподаватель является доктором наук. Эффективность работы аспирантуры и докторантуры на протяжении 15 лет находится на уровне 60-70% и на 1 преподавателя приходится более около 200 тыс. руб. объема научных исследований в год. На базе университета работает 6 диссертационных советов по 19 специальностям и отраслям наук, в которых ежегодно защищается около 100 диссертационных работ соискателями из вузов и научных организаций Ивановской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Тверской, Белгородской и других областей России. Университет издает 5 научных журналов, входящих в перечень ВАК по химическим, техническим, экономическим и гуманитарным наукам.


На базе университета зародились и успешно работают всемирно известные научные школы в области термодинамики и строения растворов (член-корр. АН СССР Г.А.Крестов), энергетики и структуры молекул (акад. АН СССР Я.К. Сыркин), нелинейных процессов в химии и химической технологии акад. РАН А.М.Кутепов, физикохимии и технологии оксидных материалов (акад. АН УССР П.П.Будников), тонкого органического синтеза (акад. АН УССР Е.А.Шилов), химии порфиринов и их аналогов (член-корр. РАН О.И.Койфман) и др.

Выпускники вуза составляют основу инженерного корпуса химической отрасли России. Инициативность, ответственность, способность работать в команде позволяет специалистам, подготовленным в ИГХТУ, определять конкурентноспособность крупных корпоративных структур, таких как: крупнейшая холдинговая компания ОАО «МХК «ЕвроХим», холдинг ЗАО «ФосАгро», холдинговая компания «Акрон», ОАО «Тольяттиазот», ЗАО «Куйбышевазот», ОАО «Объединенная химическая компания «Уралхим» и ряда других. Эффективно функционирующий в вузе треугольник «наука-образование-бизнес» позволяет нашим выпускникам становиться лауреатами конкурса «Инженер года», возглавлять важнейшие подразделения промышленных предприятий, определять политику развития наукоемких технологических производств.

Стратегические партнерские отношения в науке и подготовке научных кадров развиваются с Институтом общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, Институтом физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН, Институтом органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, Институтом элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН, Институтом нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, институтами Казанского научного центра, Сибирского и Уральского отделений РАН. В рамках программ партнерства производится подготовка научных кадров, проводятся совместные научные исследования, организуются Международные и Всероссийские научные мероприятия.

Партнерские отношения с промышленными предприятиями строятся на основе комплексных договоров о научно–производственной и образовательной деятельности. Они включают совместные научно-производственные проекты с кадровым сопровождением, подготовку специалистов, целевую подготовку, организацию практик студентов, трудоустройство выпускников, переподготовку инженерно-технических кадров предприятий, повышение квалификации работников предприятий и преподавателей университета. В настоящее время заключены и действуют комплексные договора о сотрудничестве с ОАО «Акрон» (г.Великий Новгород), ОАО «Дорогобуж» (Смоленская обл., пос.Верхнеднепровский), ОАО «Череповецкий «Азот» (Вологодская обл., г.Череповец), ОАО «Аммофос» (Вологодская обл., г.Череповец), ОАО «ЩекиноАзот» (Тульская обл.), ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот» (Тульская область, г.Новомосковск), ООО «ПГ «Фосфорит» (Ленинградская обл, г.Кингисепп), ООО «Ставролен» (Ставропольский край, г.Буденновск», ОАО «Химпром» (Чувашская республика, г.Новочебоксарск), ЗАО «Фарфор Вербилок» (Московская обл., пос. Вербилок), группа компаний «Чайковский текстиль», ООО «Чагодощенский стекольный завод и К» (Вологодская обл., пос.Чагода), ГК «Строительное управление 155» (г.Москва) и многими другими.


В программе определены следующие приоритетные направления развития университета (далее ПНР):

1. Фундаментальные исследования и подготовка научных кадров в области неорганической, органической, физической химии.

2. Энергоресурсосберегающие технологии и оборудование высоко-технологичных отраслей промышленности.
ПНР «Фундаментальные исследования

и подготовка научных кадров в области

неорганической, органической, физической химии»
В рамках этого ПНР планируется развитие научных исследований и коммерциализация их результатов по следующим темам:


  • Термодинамика, стро­ение и свойства гомо- и гетерофазных систем.

Будут проведены фундаментальные исследования структуры и физико-химических свойств растворов, направленные на развитие теории жидкого состояния, разработку методов научно–обо­сно­ван­ного регулирования свойств гомо- и гетерофазных систем, в том числе сверх­кри­ти­че­ских сред, а также химии координа­ци­онных и супрамолекулярных соединений. Результаты завершенных исследований создадут научную базу для регулирования реакционной способности координационных соединений, разработки новых ресурсосберегающих экологически чистых процессов получения веществ и матери­а­лов с заданными свойствами, используемых в химии, биохимии, биотехнологии и медицине.

  • Синтез и физико-хими­ческие свойства макрогетероцик­лических соединений.

Будут разработаны методы синтеза новых макрогете­роциклических соединений на основе порфиринов, фталоцианинов, краун–эфиров, краун–заме­щен­ных фталоцианинов и ис­сле­дованы их физико–хи­ми­­ческие свойства. Особое внимание будет уделено синтезу пространствен­нозатрудненных макрогетероциклов, изучению комплексо­об­разую­щих, фотосенсибилизирующих, ион–селективных свойств макрогетероциклических соединений, вопро­сам молекулярного рас­­­познавания, создания материалов для молекулярной инфор­ма­ти­ки и молекулярному дизайну. Будут предложе­ны пути использования полученных соединений в химии, хими­ческой технологии, биохимии, биотехнологии и медицине, включая разработку фотосен­си­билизаторов диагнос­тики рака на основе краун–заме­щенных фталоциа­ни­натов металлов, а так­же синтез содержащих В10 мак­роциклических соединений для те­рапии злокачественных опухолей.


  • Физико-хими­ческие свойства наносистем и закономерности процессов, протекающих в наноструктурах.

Будут проведены фундаментальные исследования структуры поверхностных пленок, кинетики и механизмов взаимодействия низкотемпературной неравновесной плазмы молекулярных газов с твердыми неорганическими и полимерными материалами, структуры и адсорбционной способности гетерогенных катализаторов, термодинамики и кинетики процессов в адсорбционных объемах поверхности твердых тел, в том числе каталитически активных поверхностей. Результаты исследований создадут научную базу для разработки методов научно–обос­нованного регулирования адсорбционных и каталитических свойств твердых поверхностей, в частности, в реакциях жидкофазной гидрогенизации и плазмохимических процессах. Будут разработаны новые каталитические системы с высокой активностью и селективностью, в том числе энантио­избирательностью, а также новые методы плазмохимической обработки поверхности твердых тел. Практическое использование данных разрабо­ток существенно расширит возможности использования нанотехнологий в химии и химической технологии при производстве новых материалов и практически важных продуктов тонкого органического синтеза, в технологии микроэлектроники и других отраслях промышленности.

  • Структура и физико-хими­ческие свойства молекул в газовой фазе и кинетика плазмохимических процессов.

Будут проведены фундаментальные исследования структуры молекул органических и неорганических соединений в газовой фазе, закономерности трансформации активных частиц в низкотемпературной газоразрядной плазме. Полученные структурные и термодинамические характеристики молекул могут быть использованы в справочниках и электронных базах данных, а кинетические параметры и модели позволят разработать целенаправленные методы регулирования свойств веществ действием низкотемпературной газоразрядной плазмы.

ПНР «Энергоресурсосберегающие технологии и оборудование высокотехнологичных отраслей промышленности»


     Деятельность университета по данному ПНР ориентирована на опережающую подготовку конкурентоспособных кадров, выполнение мультидисциплинарных научных исследований, разработку, коммерциализацию и трансфер надотраслевых технологий мирового уровня для высокотехнологичных отраслей национальной экономики на основе интеграции образования, науки и промышленности в следующих областях:

Энергоресурсосберегающие химические технологии в химической, пищевой, легкой, электронной промышленности, машиностроении и аппаратостроении, в других высокотехнологичных отраслях экономики.

Проектирование и разработка высокоэффективного оборудования для осуществления гетерогенных и гомогенных технологических процессов.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Анализ и сертификация продукции химической и смежных отраслей промышленности, управление качеством.
П. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели оценки эффективности реализации Программы

Цель Программы - создание в университете современной научно-образовательной среды, объединяющей интеллектуальные, материальные и информационные ресурсы университета, академической, отраслевой науки и бизнеса и обеспечивающей развитие кадрового, научно-технического и инновационного потенциала в области химии, химической технологии и смежных отраслей промышленности, стабильное пополнение химико-технологического комплекса страны высококлассными специалистами, способными и готовыми взять на себя лидерство в деятельности по его инновационному развитию.

Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих взаимосвязанных задач:


  • модернизация образовательной деятельности по подготовке кадров в области химии и химической технологии для высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы на основе интеграции образовательного и научного процессов;
  • развитие и повышение эффективности научно-инновационной деятельности по ПНР, направленное на развитие кадрового потенциала ИГХТУ, обеспечивающее преемственность поколений и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников университета;


  • интеграция фундаментальной и прикладной науки и доведение конкурентоспособных отечественных и зарубежных разработок в области химической технологии до практического использования в промышленности;

  • совершенствование системы управления ИГХТУ, направленное на решение задач Программы и повышение качества образовательной и научно-исследовательской деятельности; оснащение современным, в том числе уникальным оборудованием лабораторий и научно-образовательных центров, наращивание информационных ресурсов университета;

Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.


III. Мероприятия Программы

Блок 1. Развитие и повышение эффективности научной и инновационной деятельности и системы подготовки научных кадров.

Мероприятие 1.1. Развитие и повышение эффективности научной и инновационной деятельности.

Цель этого мероприятия – проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития химии и технологии. Углубление интеграции вузовской и академической науки, ускорение процесса коммерциализации результатов научных исследований.

В ходе работ планируется:

  • Проведение научных исследований в области структуры и свойств растворов, термодинамики процессов комплексообразования, нанохимии и нанотехнологий, химии плазмохимических процессов, энергетики и структуры молекул в газовой фазе, термодинамики и кинетики жидкофазных гетерогенно–катали­ти­че­ских процессов, синтеза и изучения свойств новых макрогетероциклических соединений.

  • Разработка и реализация модели глубоко ин­тег­риро­ван­ной структуры университета и Института химии растворов РАН, деятельность которых будет направлена на повышение уровня на­учных исследований, сохранение и развитие образовательного и кад­рового потенциала науки и высшей шко­лы.
  • Создание в структуре университета новых подразделейий научно-производственного характера для выпуска наукоемкой продукции и оказания услуг, открытие ряда малых предприятий при участии университета.


Мероприятие 1.2. Развитие системы послевузовского профессионального образования

Цель мероприятия – разработка принципов реформирования работы аспирантуры и докторантуры, направленных на повышение эффективности подготовки и использования научных кадров в университете.

В ходе работ планируется:

  • выя­вление основных проблемных вопросов в подготовке научных кадров в университете и определение комплекса мер по их устранению;

  • определение места и содержания магистратуры в системе подготовки кадров высшей квалификации;

  • определение перечня кафедр и других подразделений университета, ощущающих кадровый дефицит и организация подготовки научных кадров с учетом кадровых проблем;

  • разработка комплекса внутривузовских документов, в том числе стимулирующего характера, направленных на повышение эффективности подготовки и использования научных кадров.

Мероприятие 1.3. Развитие кадрового потенциала, поддержка творческой молодежи.

Цель мероприятия – сохранение и дальнейшее развитие сложившейся в университете программы продержки талантливой молодежи для решения проблемы воспроизводства научных и педагогических кадров и создания кадрового резерва.

Основными элементами Программы являются:

- именные стипендии Ученого совета для всех категорий научно-педагогических работников и учащихся;

- ежегодно проводимые в университете конкурсы грантов для студентов и выпускников аспирантуры;

- гибкая система надбавок и премий за высокие показатели научно-педагогической деятельности;

- участие университета в решении проблем приобретения жилья и других социальных проблем работников.

Мероприятие 1.4. Развитие системы НИРС, студенческие научно–исследователь­ские лаборатории

Цель мероприятия – разработка научно–мето­ди­чес­ких принципов организации в университете научно-исследовательской работы студентов и студенческих научно–исследова­те­ль­ских лабораторий.


В ходе работ планируется:


  • организация новых СНИЛ: «Термодинамика растворов», «Химия макрогетероциклических соединений и молекулярный дизайн», «Нанохимия и нанотехнологии», «Плазмохимические и каталитические процессы», «Химическая инженерия»;

  • разработка нормативных положений, регламентирующих работу студенческих научно–ис­следовательских лабораторий;

  • техническое оснащение студенческих лабораторий научным оборудованием и вычислительной техникой, привлечение к работе в СНИЛ ведущих преподавателей университета и сотрудников ИХР РАН;

  • проведение фундаментальных исследований по основным направлениям научных исследований университета с участием студенческих научно–исследовательских лабораторий;

Мероприятие 1.5. Укрепление и развитие международных связей университета.

Цель мероприятия: развитие международного сотрудничества университета для повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и уровня научных исследований.

Задачи:

  • создание условий для научных исследований соответствующих мировому уровню на базе современного уникального научного оборудования зарубежных партнеров и приобретенного зарубежного опыта;

  • повышение уровня квалификации сотрудников, в первую очередь молодых, за счет стажировок в авторитетных зарубежных научных центрах;

  • участие в международных научно-образовательных программах,

  • расширение международных связей за счет поиска новых зарубежных партнеров в т.ч. в странах Азии и Америки, создание на основе кооперации с зарубежными партнерами совместных научно-образовательных центров;

  • участие в международных научных конференциях, симпозиумах, выставках и проведение их на базе университета.


Блок 2. Совершенствование образовательной деятельности,
направленное на кадровое обеспечение высокотехнологичных

отраслей экономики и социальной сферы.


Введение

Основными факторами, определяющими развитие образовательной деятельности университета, являются


  • Общественно – экономические условия в стране;

  • Структурная перестройка науки и производства;

  • Интенсивное развитие информационно – коммуникационных технологий;

  • Формирование рынка интеллектуального труда и образовательных услуг;

  • Модернизация системы высшего профессионального образования;

  • Вхождение России в Болонский процесс.

Перечисленные факторы требуют выработки новой стратегии развития образовательной деятельности университета, заключающейся в создании в вузе образовательной среды, ориентированной на подготовку высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Ниже приведены основные мероприятия по совершенствованию образовательной деятельности университета, реализация которых вместе с мероприятиями других блоков Программы позволит успешно решить сформулированные выше задачи.
Мероприятие 2.1. Создание системы уровневой подготовки (бакалавр, магистр) по реализуемым в университете направлениям подготовки, включающей разработку научно–мето­дического обеспечения, в том числе учебных планов и рабочих программ по учебным дисциплинам, программ практик, положений о квалификационных работах, учебно-методи­ческих комплексов.

Мероприятие включает:



следующая страница >>