repead.ru 1

На правах рукописи




Чикин Леонид Анатольевич




СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И.А. ИЛЬИНА


09.00.11 – Социальная философия


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Иваново

2008

Диссертация выполнена в Северодвинском филиале Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова.


Научный руководитель – доктор философских наук, профессор

Есюков Альберт Иванович


Официальные оппоненты:


доктор социологических наук, профессор

Монастырских Геннадий Петрович

Северодвинский филиал Северо-Западной академии государственной службы


кандидат философских наук, доцент

Евсеев Валерий Александрович

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова


Ведущая организация – Архангельский государственный технический университет


Защита состоится «27» декабря 2008 года в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, Иваново, ул. Ермака, 39, ауд. 459.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Ивановского государственного университета.


Автореферат разослан « » ноября 2008 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета Д.Г. Смирнов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования

Сегодня, как и в начале прошлого века, проблема формирования правосознания оказывается в центре внимания не только теоретиков в области социальной философии и философии права, но и практиков, непосредственно осуществляющих свою деятельность в правовой сфере. Повышение уровня правовой культуры и правосознания современного российского общества выступает необходимой предпосылкой развития российской государственности. Интерес к данной проблеме определяется острой необходимостью реформирования российской правовой системы.


Необходимость системного анализа феномена правосознания обусловлена, прежде всего, потребностью в теоретико-практической корректировке правовой политики с учетом особенностей социокультурного развития российского общества и государства. В условиях глобализации под угрозой оказалась национальная и культурная идентичность России, активизировались процессы политико-правового отчуждения граждан. На этом фоне приобретает особую актуальность обращение к отечественной традиции философии права и, прежде всего, к социально-философской концепции правосознания, разработанной выдающимся русским философом и правоведом И. А. Ильиным (1883–1954), стремившимся развивать ее на основе национально-культурных традиций и базовых ценностей сформировавшихся в ходе строительства Российского государства. Именно в его творчестве, наиболее полно проявились характерные особенности русской философской мысли, отечественной юриспруденции, что позволило основательно разработать концепцию «здорового» правосознания.

Наследие И. А. Ильина представляет интерес для современных исследователей еще и тем, что он стремился в своих теоретических построениях преодолеть возрастающее влияние идей радикализма, революционизма и правового нигилизма. На этой основе социокультурные, мировоззренческие, методологические и аксиологические основания права и правосознания, условия и пределы правовой свободы личности, проблемы соотношения нравственности и права, формирования правосознания с учетом общественного идеала получают в его социально-философской мысли новую концептуальную разработку.

Опыт строительства российской государственности последних двух десятилетий свидетельствует о том, что игнорирование социокультурных и философско-мировоззренческих оснований права закономерно приводит к его «инструментальному» пониманию как формального принципа организации и деятельности государства. Изучение проблемы правосознания в контексте русской философии права позволит выявить эвристический потенциал концепции отечественного мыслителя в сравнении с другими подходами к осмыслению данного феномена. Понимание особенностей российского национального правосознания, выявленных в социальной философии И. А. Ильина, может стать одним из необходимых условий преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры современного российского общества.


В связи с этим социально-философское изучение его концепции правосознания представляется актуальной задачей, поскольку позволяет уточнить своеобразие русской философии права, раскрыть сущность и ценностные основания правосознания, показать их значимость в современных условиях.


Степень научной разработанности проблемы

В отечественной науке к систематической разработке теории правосознания приступили в первой половине XIX века. Первым в русской философско-правовой традиции, кто стал осуществлять работу в этом направлении, был преподаватель Московского университета З. А. Горюшкин, который выводил начала права из «народного умствования». В Санкт-Петербургском университете в начале XX века профессор Л. И. Петражицкий, исследуя право, сводил его к психологическим эмоциям индивида как составной части правосознания. Приват-доцент Московского университета Б. А. Кистяковский предложил критерии определения высокого и низкого уровня правосознания русской интеллигенции: отношение к правам личности, правовым идеям, правовым формам, правовым институтам. Существенный вклад в разработку теории правосознания внес профессор Московского университета П. И. Новгородцев. В своих теоретических построениях он исходил из обоснования права через нравственность, развивая учение В. С. Соловьева о синтезе личности и общества, универсализма и индивидуализма. Именно через развитие правосознания, укорененного, по мнению Новгородцева, в глубинах духовной жизни, возможно совершенствование, как общества, так и государства. Идею П. И. Новгородцева о доминирующей роли правосознания в государственно-правовой сфере воспринял его ученик И. А. Ильин, разработавший оригинальную социально-философскую концепцию правосознания.

С 90-х годов прошлого века начинаются научные исследования социальной философии И. А. Ильина. В центре научных интересов Г. А. Гребневой, А. В. Гулыги, И. И. Евлампиева, А. Ф. Киселева, В. И. Кураева, Ю. Т. Лисицы, Н. П. Полторацкого, А. И. Соловьева оказались, различные аспекты творческого наследия отечественного мыслителя. В их трудах на основе историко-биографического материала исследуется эволюция философских взглядов отечественного мыслителя.


Логика диссертационного исследования потребовала изучения не только социально-философских и культурологических аспектов теории правосознания, но связанных с ними правовых вопросов, нашедших свое отражение в творчестве И.А. Ильина.

Критический разбор религиозно-философского аспекта творчества И. А. Ильина проведен в работах А. А. Королькова, В. Офферманса, Ю. И. Сохрякова. Роль духовности в жизни личности и общества, взаимообусловленность нравственного и правового сознания в рамках «метафизики сердца» И. А. Ильина разбираются в исследованиях С. М. Бабинцева, А. А. Ивановой, А. Л. Панищева. Культурологические аспекты творчества И. А. Ильина изучены в трудах Т. В. Барковской, А. Р. Голубевой, А. С. Караулова, А. Г. Лаврова, В. Н. Семенко, М. В. Финько, О. А. Хрипкова, А. М. Шарипова, Г. В. Яловской.

Развернутая характеристика идей духовно-нравственного и правового воспитания человека в философском наследии Ильина дана в работах Л. И. Асанова, А. А. и П. А. Гагаевых, И. М. Коняева, Л. И. Новиковой и И. Н. Сиземской.

Анализ концепции духовности в социальной философии И. А. Ильина и в выявлении её роли в решении проблем самоопределения современной России, развития её государственности осуществлен в диссертации М. Н. Гутлина. Историко-философскому изучению проблемы человека в социальной философии И. А. Ильина посвящены исследования А. А. Самохиной и И. А. Дудиной. В них анализировались произведения доэмигрантского периода творчества русского мыслителя. В диссертации Д. А. Честнейшиной проанализированы основные проблемы социально-философской антропологии И. А. Ильина, а также показана их значимость в современных условиях.

Политико-правовое наследие И. А. Ильина исследовалось в работах М. Б. Золина, Г. П. Монастырских, А. Ю. Ильина, В. А. Ковалева, К. Р. Постникова, М. В. Рутковского, А. А. Фомина и др. В центре их научных интересов оказались проблемы государственного устройства и строительства, соотношение «формальной» и «творческой» демократии, сущность авторитарного и тоталитарного политико-правовых режимов, и содержания государственно-правовой идеологии. Взаимообусловленность права и нравственности в русской философии права рассматривается в работах А. П. Альбова и А. В. Полякова. Общеправовые взгляды И. А. Ильина подвергнуты анализу в работах А. Н. Окары, Н. А. Ткачева и В. А. Томсинова. Особый интерес для нашего исследования представляют работы обобщающего характера, в которых изучаются различные стороны политико-правового учения И. А. Ильина (работы В. А. Гусева, А. И. Есюкова, А. Ф. Замалеева, А. С. Карцова, Г. П. Монастырских, И. Д. Осипова, Э. А. Попова и Н. В. Честнейшина).


Непосредственному изучению феномена правосознания с позиций юриспруденции посвящены работы Т. А. Баширова, И. В. Головиной. В. Н. Гуляихина, А. В. Замосковного, А. А. Чупровой. Так, Т. А. Баширов, исследуя социально-философские аспекты становления и развития российского правосознания, сосредоточивает свое внимание на вопросах генезиса и специфики современного правосознания. И. В. Головина, изучая особенности взаимодействия философии и правосознания в нашей стране, анализирует правовые традиции русской и советской философии права. Исследованию природы правового нигилизма, его форм, истоков и факторов детерминации в России посвящена работа В. Н. Гуляихина. В диссертациях А. В. Замосковного и А. А. Чупровой анализируется кризис правосознания в России, описывается специфика формирования западноевропейского права и его восприятия в русской правовой мысли, исследуется становление духовного опыта российского правосознания и обосновывается вывод о правоверии как характерной особенности отечественного правосознания.

Большое теоретико-методологическое значение для диссертационного исследования имеют также работы С. С. Алексеева, Р. С. Байниязова, В. А. Бачинина, В. Н. Жукова, И. И. Кальнова, Д. А. Керимова, Г. В. Мальцева, О. В. Мартышина, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянца, П. А. Оля, В. Н. Синюкова, Э. Ю. Соловьева, В. В. Сорокина, И. Е. Фарбера, И. И. Царькова, посвященные анализу сущности, особенностей и аксиологической роли отечественного правосознания на современном этапе развития нашей страны.

Однако, несмотря на большое количество работ, в которых анализируются различные аспекты правосознания, приходится констатировать отсутствие социально-философских исследований, непосредственно связанных с комплексным изучением теории правосознания в творческом наследии И. А. Ильина. Таким образом, социально-философские аспекты концепции правосознания в творчестве И. А. Ильина являются на сегодняшний день недостаточно изученными.

Объект исследования – социальная философия И. А. Ильина.


Предмет исследования – социально-философские аспекты концепции правосознания в творчестве И. А. Ильина.


Цель и задачи исследования

Цель диссертации: выявить сущность и своеобразие подхода И. А. Ильина к пониманию проблемы правосознания в контексте русской социальной философии и философии права. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

– определить философско-мировоззренческие основания социально-философской концепции правосознания И. А. Ильина;

– исследовать основные методологические особенности социальной философии И. А. Ильина;

– определить истоки и особенности отечественного правосознания;

– выявить аксиологические основания «здорового» правосознания и проанализировать проблему его воспитания;

– раскрыть задачи и функции правосознания в развитии общества и российского государства;


Теоретико-методологические основы исследования

Диссертационная проблема рассматривается с позиций конкретно-исторического подхода, культурно-исторической интерпретации и комплексного социально-философского анализа источников и литературы, позволивших проследить становление и эволюцию русской философии права, в том числе концепции правосознания в социальной философии И. А. Ильина. Междисциплинарный характер проблемы исследования обусловил необходимость применения общенаучных методов, используемых в историко-культурных исследованиях, социальной философии и правоведении.

В работе использованы исторический и логический методы, метод логико-контекстуальной реконструкции. Компаративный метод позволил провести сравнительный анализ концепции И. А. Ильина с другими направлениями русской философии права. Принцип детерминации социально-философского знания определенным типом культуры выступает достаточным основанием для вывода о том, что понимание своеобразия русской философии права становится возможным лишь в пространстве отечественной культуры.


Теоретическому и методологическому осмыслению заявленной темы способствовали труды С. С. Алексеева, Р. С. Байниязова, Б. В. Васильева, В. Н. Гуляихина А. Н. Ерыгина, Д. А. Керимова, М. Н. Марченко, М. А. Маслина, В.С. Нерсесянца, И. Д Осипова, С. Н. Пушкина и др.

Источниковедческую базу составили труды представителей отечественной философии права: Н. Н. Алексеева, Б. П. Вышеславцева, С. И. Гессена, Б. А. Кистяковского, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича, А. С. Ященко и др. Привлечение широкого круга источников и исследовательской литературы позволило целостно изучить концепцию правосознания И. А. Ильина в контексте русской философии права.


Научная новизна диссертации

Исследование является первой в отечественной социально-философской литературе работой, в которой осуществлена системная реконструкция концепции правосознания И. А. Ильина в контексте русской философии права последней трети XIX – первой половины XX вв. В процессе исследования получены следующие результаты:

– выявлены и исследованы исторические, социокультурные и идейные факторы, повлиявшие на становление и эволюцию социально-философских взглядов И. А. Ильина;

– осуществлен концептуальный анализ социокультурных, мировоззренческих, методологических и аксиологических оснований процесса формирования правосознания в России, а также теоретическое осмысление этого процесса И. А. Ильиным в различные периоды творчества;

– проведено исследование аксиологических оснований «здорового» правосознания в концепции И. А. Ильина;

– установлено, что конформистское и антиправовое отчуждение выдвигает на первый план задачу формирования «здорового» правосознания;

– проанализированы представления И. А. Ильина о задачах и функциях правосознания в развитии общества и российского государства;

– определены основные институциональные и функциональные аспекты воспитания «здорового» правосознания как средства преодоления нигилистических тенденций в отечественном общественном сознании.



Положения, выносимые на защиту

1. Собственные методологические приемы философского познания, И. А. Ильин, творчески переработав гегелевскую диалектику, герменевтику В. Дильтея и феноменологию Э. Гуссерля; обозначил как: «вчувствование» и «сердечное созерцание», сочетающие в себе рациональные и внерациональные методы познания. Религиозная вера становится определяющим критерием при постановке социально-философских проблем и выборе приемов и способов их разрешения.

2. Своеобразие российского правосознания, заключающееся в высоком уровне правовой моральности, общинном характере мировоззрения, религиозности и патернализме. Причины этого усматриваются И. А. Ильиным в особенностях месторазвития, климата, обширности и равнинного характера территории, в постоянной угрозе внешнего насилия, общинной форме землепользования, православном вероисповедании подавляющего большинства населения и его многонациональном характере.

3. Специфика соотношения позитивного и естественного права в социально-философской концепции И. А. Ильина заключается не только в том, что они не исключают друг друга, а, напротив, взаимодополняют и обогащают. В таком соотношении естественное право является моральной основой для права положительного, иначе говоря, выступает идеалом положительного права, которое, в свою очередь, проявляется как «целесообразная форма поддержания естественного права». Определив позитивное («положительное») право как правовые нормы, установленные государственной властью и подлежащие применению, а естественное право – как правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью, признавая его правом, соответствующим самому естеству человека как духовно-нравственного существа, отечественный правовед тем самым преодолевает устоявшееся мнение о противостоянии позитивного и естественного права.

4. Основные мировоззренческие принципы социально-философской концепции правосознания И. А. Ильиным определяются: в онтологии – имманентным сочетанием органицизма, иерархизма и традиционализма; в гносеологии – сопряжением трансцендентализма, иррационализма и интуитивизма, лежащего в основе метода «сердечного созерцания» познаваемого объекта; в аксиологии – совмещением религиозных, общесоциальных и экзистенциально-личностных ценностей, предопределяющих все многообразие форм и содержания индивидуального и общественного бытия, в том числе и в государственно-правовой сфере.


5. Вера, любовь, свобода и совесть как универсальные элементы духовности и вместе с тем ее ценностные основания образуют органическое единство. Будучи фундаментом правосознания, они определяют не только уровень его духовно-нравственного развития, но и направленность политико-правовой деятельности обладающего им человека. Солидарность, патриотизм, «истинный» национализм, справедливость, ответственность, долг, «жертвенное служение», – это те основы, которыми, по мнению И. А. Ильина, должен руководствоваться человек, определяя свое сопричастие к обществу и государству.

6. Признание естественного права в качестве критерия легитимности права позитивного философом констатируется диалектическое единство прав и обязанностей, внутренней и внешней свободы, социальной справедливости и естественного неравенства, свободы выбора и дисциплины поступка.

7. Сформированное, «здоровое» правосознания способно выступить основным средством противостояния негативным процессам отчуждения, вызванным нигилистическими установками индивидуального и общественного сознания. Такое правосознание должно быть основано на «духовном обновлении человека», которое станет возможным только тогда, когда духовность будет выказана человеку другими людьми, причастными к воспитанию (в первую очередь родителями, учителями). Главной целью воспитательной деятельности, основанной на принципах традиционализма, патриотизма, здорового национализма, солидаризма, иерархизма и авторитаризма, преобладании духовно-нравственных доминант, добровольном признании дисциплины, является, по мысли И. А. Ильина, воспитание гражданина, заботящегося не только о личном благе, но и о благополучии общества и государства.


Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретические положения и выводы диссертации имеют существенное научное и практическое значение. Проведенное исследование позволяет выявить на конкретном источниковедческом материале своеобразие философии права и концепции правосознания И. А. Ильина. Диссертация уточняет понимание отечественной философско-правовой мысли и концепций правосознания в России. В учении о правосознании И. А. Ильина синтезируются принципы универсализма и цивилизационно-культурного подходов, что позволяет выделить ценное в научном отношении обоснование идеи правосознания, взаимосвязи нравственности и права, естественного и позитивного права.


Исследование концепции правосознания И. А. Ильина в контексте отечественной философии права открывает новые перспективы в изучении современных философско-правовых проблем, что может стать одной из теоретических предпосылок построения правового государства и гражданского общества в России.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для разработки учебных курсов, при чтении лекций по истории русской философии, теории государства и права, истории правовых и политических учений, ювенальной юстиции и философии права для студентов юридических и других специальностей.


Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета (сентябрь 2007 г.) и кафедры философии Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ноябрь 2007 г.).

Теоретические выводы и основные положения диссертационного исследования изложены в научных публикациях автора, а также представлены в ряде выступлений и докладов, в частности: на XV международных Ломоносовских чтениях (ноябрь 2003 г.), VI Ломоносовских научных чтениях студентов, аспирантов, молодых ученых (апрель 2004 г.), Всероссийской научной конференции «Современный мир: проблема свободы» (Архангельск, сентябрь 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Местное управление и самоуправление: опыт стран Баренц-региона» (Северодвинск, 17–18 октября 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации» (Вологда, 14–15 декабря 2006 г.), Всероссийской научной конференции «Наука, культура, общество: проблемы взаимодействия» (Архангельск, 17–19 мая 2007 г.); XIX Ломоносовской конференции студентов, аспирантов, молодых ученых (Северодвинск, 8–9 ноября 2007 г.); Международной научно-практической конференции Правовые отношения в контексте развития современного законодательства и правоприменения (Иваново 3–4 октября 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты прав человека» (Архангельск, 30–31 октября 2008 г.).


Некоторые положения диссертационного исследования были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом (проект № 08-03-14128г руководитель проекта – Л. А. Чикин)) и нашли свое отражение в докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития ювенального права и ювенальной юстиции в Российской Федерации» (Северодвинск, 23–25 октября 2008 г.)

По теме диссертации опубликовано десять статей, общим объемом 4,2 п.л. Лично автору принадлежит 4,2 п.л.

Материалы диссертационного исследования используются автором в курсах лекций по учебным дисциплинам «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «Проблемы теории государства и права», «Философия права», «Ювенальная юстиция», которые читались диссертантом в 2004–2008 гг. студентам факультета управления и права Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, обучающимся по специальности «Юриспруденция».


Структура исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографии (363 наименований).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении диссертации обоснована актуальность темы, рассмотрена степень ее научной разработанности, определены объект и предмет, цель и задачи, методологические основания исследования, раскрыта научная новизна, представлены основные положения, выносимые на защиту, показана теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, приведены данные об апробации, описана структура диссертации.

В первой главе « Методологические проблемы социально-философского исследования правосознания в отечественной философии права» исследуются особенности методологических приемов и способов, используемых И. А. Ильиным для создания концепции правосознания, определяется ее место и роль в социальной философии. Выявляются факторы, обуславливающие, по мнению философа, развитие правосознания.


В параграфе 1.1. «Методологические особенности творчества И. А. Ильина» проводится исследование методологических особенностей творчества И. А. Ильина и детерминирующих их факторов.

На основании предложенной И. И. Евлампиевым периодизации творчества И. А. Ильина производится уточнение временных границ первого периода как наиболее важного для темы нашего диссертационного исследования. Именно в рамках начального этапа научного творчества русского мыслителя происходит выработка и становление методологических приемов и способов, которые использовались им в дальнейшем на протяжении всего творческого пути.

Определяющее воздействие на становления научного мировоззрения И. А. Ильина оказали П. И. Новгородцев и Е. Н. Трубецкой. Идеи, первого, являвшегося научным руководителем начинающего философа, определили дальнейшие творческие усилия молодого студента. В работах раннего периода творчества И.А. Ильина происходит методичное и глубокое усвоение западной философской традиции через анализ классических философских систем. В центре его внимания оказались труды отечественных и зарубежных философов различных научных направлений и школ: С А. Муромцева, Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Аристотеля, В. Виндельбанда, Г. В. Ф. Гегеля, Э. Гуссереля, В. Дильтея, Р. Йеринга, И. Канта, Платона, Г. Риккерта, И. Г. Фихте, Ф. Шлейермахера, и др.

Именно в этот период определяются главные методологические принципы творчества И. А. Ильина – методологический плюрализм, сочетание рациональных и внерациональных приемов познания, интуитивный акт как основной источник философского знания. Специфическим методом познания, используемым отечественным мыслителем, является «вчувствование» субъекта, представляющее собой творческий синтез гегелевской диалектики, феноменологии Э. Гуссерля, а также герменевтики Ф. Шлейермахера и В. Дильтея с учетом предложенного неокантианцами Баденской школы различия «наук о природе» и «наук о духе». На этой методологической основе, органично дополненной традицией русской «философии сердца», И.А. Ильиным было переработано классическое европейское (от Платона и Аристотеля до Монтескье, Канта и Гегеля) и отечественное философское наследие (от славянофилов, Н. Я. Данилевского и В. С. Соловьева до Б. Н. Чичерина, Е. Н.  Трубецкого и П. И. Новгородцева).


Результатом философско-методологического синтеза стал метод «сердечного созерцания» как онтологического переживания. В 1914 – 1918 годах вырабатывается «ильинский» стиль изложения: от узкоспециальных и научных работ, рассчитанных на хорошо подготовленных читателей, он постепенно трансформировался в публицистический стиль, но без какого-либо ущерба для содержательной части.


В параграфе 1.2. « Особенности формирования правосознания в России» рассматриваются факторы, оказывающие определяющее влияние на формирование и эволюцию российского индивидуального и общественного правосознания.

Отечественное право значительно отличается от западного, так как с момента своего возникновения они исторически формировались в рамках различных культурно-исторических условий. Как следствие, определенными особенностями обладает и российское правосознание. Традиционно в отечественной науке существует два основных подхода к определению содержания правосознания. Представители либерального подхода абсолютизируют универсальные признаки права, связывая их преимущественно с правами человека, его индивидуальной свободой и автономией личности. В соответствии с данной точкой зрения для определения особенностей отечественного правосознания и всей правовой культуры России используется понятие правового нигилизма. Представители консервативного подхода к пониманию правосознания в меньшей степени обращают внимание на универсальные черты русской правовой культуры и абсолютизируют её своеобразие, которое заключается в иерархичности, религиозности и общинности находя в этом определенные преимущества в сравнении с европейским правом.

По мнению диссертанта, ответ на вопрос о своеобразии правосознания в России требует выхода за рамки узкотеоретического мышления и диктует необходимость учета всего многообразия духовного и практического опыта российского народа, потому что правосознание с самого начала развивалось как национальное, поскольку было генетически связано с нормами обычного права.


Среди внешних факторов, определяющих своеобразие отечественного правосознания, в диссертации выделяются: особенности месторазвития России, общинный уклад жизни, монархическая форма правления, постоянная угроза внешнего насилия, русское православие, многонациональный состав страны.

К основным внутренним факторам, определяющим своеобразие российского национального правосознания, диссертант относит правовую моральность, общинность, религиозность, патернализм.


В параграфе 1.3. «Место и роль концепции правосознания в социальной философии И. А. Ильина» определяется ее центральное место в обществе и государстве и ее взаимосвязь с другими государственно-правовыми феноменами.

Необходимость положительного права в социальной философии И. А. Ильина как целесообразной формы поддержания естественного права, по мнению И. А. Ильина, обосновывается низким уровнем правосознания, вызванным в России «незрелым состоянием человеческих душ», которое может измениться с течением времени.

Естественное и позитивное право, по мнению юриста-философа, не только не исключают, а, напротив, взаимно дополняют и обогащают друг друга. В таком соотношении естественное право является моральной основой, «идеалом положительного права», которое, в свою очередь, является «целесообразной формой поддержания естественного права». Диссертант показывает, что И. А. Ильин на «совпадении по своей идее» естественного и положительного права выстраивает учение о государстве, и формах политического устройства. В результате философом формулируются и обосновываются основные «аксиомы правосознания»: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу.

В концепции правосознания отечественного мыслителя обосновывается легитимность «покушения на исконный государственный строй» при соблюдении двух условий: во-первых, нарушение позитивно-правовой нормы должно совершаться во имя высших целей права и, во-вторых, лишь тогда, когда будут исчерпаны все лояльные пути, ведущие к обновлению позитивного права.


Таким образом, И. А. Ильин при разработке теории правосознания избежал крайностей как субъективного «фантазирования» о должном праве, так и простого усвоения и воспроизведения в сознании граждан существующих позитивно-правовых норм. Как юрист он сумел отказаться от формально-юридического, утилитарного понимания права, а как философ – сумел осмыслить феномен правосознания в социально-философском контексте.


Во второй главе диссертации « Сущность и значение социально-философской концепции правосознания И. А. Ильина» представлен концептуальный анализ учения о правосознании в социальной философии И. А. Ильина.

В параграфе 2.1. « Аксиологические основания «здорового» правосознания» выявляются ценностные основы правосознания в социально-философской концепции И. А. Ильина.

При выявлении аксиологических оснований правосознания используется исторический метод, позволяющий выделить детерминирующие обстоятельства, присущие рассматриваемому феномену, как в ходе эволюции, так и на современном этапе. Применение данного метода позволяет определить причины и характер изменений в индивидуальном и общественном сознании, которые обусловливают высокую значимость «здорового» правосознания.

В полемике с радикализмом и нигилизмом И. А. Ильин создает свою работу «О сущности правосознания» (1918 г.), в которой разрабатывает целостную концепцию «здорового правосознания», способного успешно противостоять разрушительным нигилистическим идеям.

Определяя правосознание, как «особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей», Ильин исследует «глубокие источники духовной жизни», которые соответственно становятся и аксиологическими основами правосознания. Это – вера, любовь, внутренняя свобода, совесть, патриотизм, чувство собственного достоинства и чувство справедливости». Только имея в своем основании эти ценности, правосознание будет не только здоровым, но будет стоять на высоте жизни людей, будет не вырождаться от их действий, а совершенствоваться.


Аксиология правосознания Ильиным простраивается через трехуровневую систему измерений ценностей:


  1. экзистенциально-личностное, через духовную сущность человека;

  2. социальное, через семью, нацию, государство;

  3. религиозное (сверхиндивидуальное и надсоциальное).

Этот позволяет Ильину одну и ту же ценность анализировать в трех плоскостях. Например, свобода рассматривается, во-первых, как внутренняя свобода человека, его духовная самостоятельность, во-вторых, как политическая свобода, конкретный набор гражданских прав, в-третьих, как «религиозная автономия», свободная любовь к Богу. Отсюда и вырастает аксиологическая специфика правосознания, понимаемая Ильиным как соотношение между человеком, обществом и Богом.

Признавая, что человек и его жизнь являются одной из высших ценностей, но, по его мнению, «попытка видеть смысл жизни в самой жизни несостоятельна». Недопустимо рассматривать человека как самоценность и Абсолют, от этого утрачивается смысл самопожертвования – Абсолютом не жертвуют. Такими логическими построениями и определяется антииндивидуалистический характер аксиологии «здорового» правосознания.

Высшей ценностью также не может быть и общество, в противном случае семья, нация и государство обожествляются, а это, по мысли Ивана Александровича, кощунственно и греховно. В этой части своего учения русский философ не только резко критикует гегелевское обожествление государства, но и преодолевает это заблуждение немецкого философа. организованный социум не должен становиться целью, он всего лишь средство служения Богу, поле «для посева и возрастания царства Божия». На этом основании высшей ценностью признается только Бог и духовные ценности.

Религия, религиозная вера и любовь как ценность в теоретических построениях И. А. Ильина приобретают фундаментальный характер. Это обуславливается той ролью, какую он им отводит. Русский мыслитель не приемлет сведение человеческой жизни к материальным процессам, при котором пренебрежительное отношение к духовным законам ведет к атомизации и распаду общества и государства. Следование духовным законам, познаваемых исключительно путем веры, обеспечивает достойную, творческую и прекрасную жизнь. Подлинная христианская любовь, всегда предполагает самоотречение и самопожертвование. Отторжение или неприятие религиозной веры и любви, сведение человеческой жизни к материальным процессам ведет к душевному разложению, вырождению правосознания, что заканчивается общественным беспорядком и смутой.


Таким образом, религиозность и любовь становятся у отечественного мыслителя основной духовно-творческой силой русской души и основой правосознания, самым глубоким и могучим источником духовного обновления. На этой основе философ рассматривает задачи и функции правосознания в развитии российского общества и государственности.

В параграфе 2.2. « Задачи и функции правосознания в развитии общества и российского государства» раскрывается понимание Ильиным основных направлений воздействия правосознания на развитие общества и государства.

Дуализм онтологической сущности правосознания заключается в том, что оно, с одной стороны, является отправной точкой формирования права, достойного его идеи, а с другой – приобретает здоровую и жизненную нормальность в процессе этого продвижения к высшей цели права. Поэтому И. А. Ильин справедливо отмечает вслед за Ш. Монтескье, что не существует единой политической формы правления, пригодной для всех времен и народов, так как она определяется всею совокупностью социокультурных условий развития отдельных народов и, прежде всего, присущим ему уровнем правосознания. Главной задачей и функцией правосознания в социально-философских построениях русского мыслителя оказывается организация народа в государственной форме и определение самой формы государства.

Исследование соотношения идеи государства и уклонений от нее проводится Ильиным на основе «аксиом правосознания» в их позитивных и негативных модификациях.

И. А. Ильин вполне верно указывает на глубинные органические основы всякого государственного единения, определяемые укладом жизни народа, однородностью его духовной жизни и общностью духовной культуры. Философ утверждает, что множество индивидов подвигается к осознанию необходимости объединения, прежде всего волей к единой цели ради высшего блага. Таким образом, государство оказывается правовым союзом, организованным и живущим на основании обязательных правил, действующих по правовым нормам. Диссертант приходит к выводу о том, что необходимость понимания государства как юридического лица в качестве равноправного по отношению к другим субъекта права являлось новаторским для юриспруденции того времени.


Рассмотрение Ильиным сущности государства во взаимосвязи с правосознанием позволило ему создать концепцию дуалистической природы государственного союза. «Здоровое государство», по мнению философа, всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится и сверху, и снизу; и по принципу властной опеки, и по принципу самоуправления.

Анализ «природы» государства и детерминант форм правления привел Ильина к выводу о том, что всякая государственная форма есть, прежде всего «порождение» не индивидуального, а общественного правосознания. При этом различие между монархической и республиканской формами правления усматривается философом в сфере правосознания. Таким образом, философ приходит к убеждению, что форма правления определяется не столько особыми условиями внешней жизни народа, сколько внутренним складом его характера («души»), и, соответственно, особым типом личности, формируемой всем конкретно-историческим укладом жизни.

Проблема выбора предпочитаемой для России формы правления, а также сочетания черт корпорации и учреждения разрешалась мыслителем не на основе изучения юридических норм и внешних политических событий, а исходя из особенностей уклада жизни народа и уровня развития его правосознания. Именно поэтому в последний период его творчества на первый план выходят проблемы воспитания «здорового» правосознания.


В параграфе 2.3. «Воспитание «здорового» правосознания как средство преодоления нигилистических тенденций» исследуется проблема преодоления нигилистических тенденций посредством воспитания «здорового» правосознания.

Как отмечают социологи, в результате масштабной вестернизации российского общества, в индивидуальном и общественном сознании россиян с начала 1990-х гг. стали нарастать ценностные ориентации индивидуализма и эгоизма. Стремительно прогрессирующая глобализация не только не способствовала созданию устойчивых оснований для выхода из социально-экономического кризиса, а, напротив, способствовала его обострению.


На современном этапе развития российского общества, как отмечает А. С. Панарин, механистически организованному аппарату управления противостоит стихия народной жизни. Это противоположение принято называть отчуждением.

Отчуждение, в самом общем виде, есть всеобщая универсальная характеристика отношения человека к окружающему миру и этого последнего к человеку. Оно возникло с выделением человека из природы, его отделением и обособлением сначала от естественной среды, а затем, с возникновением общественного разделения труда, – с обособлением одной личности от другой, а равно и групп людей друг от друга.

В практической деятельности он порождает три поведенческие парадигмы, которые представляется возможным обозначить как правовое отчуждение. В государственно-правовой сфере первый вектор отчуждения оказывается позитивным, имманентно присущим праву как социальному институту; второй вектор отчуждения – негативно-конформистским, приспособленческим, заключающимся во внешнем соблюдении правовых (шире – социальных) норм при безразличном внутреннем отношении к ним; третий – антиправовым, означающим сознательное неприятие индивидом права, самоотлучение от него, более того – преступание через него.

Анализируя демократический и тоталитарный режимы, И. А. Ильин приходит к выводу о том, что только авторитарное государство может, во-первых, принудить субъектов конформистской и антиправовой алиенации к соблюдению социальных норм; во-вторых, максимально сократить степень правового отчуждения; в-третьих, наиболее продуктивно способствовать воспитанию «здорового» правосознания, что, в свою очередь, благотворно скажется на состоянии общества и государства.

Преодоление кризиса отчуждения индивида от государства и права, по мнению философа, возможно только на основе развитого, «здорового» правосознания, которое формируется в процессе воспитания. Первичные основы такого правосознания закладываются в семье, далее формируются в процессе обучения и получения профессионального образования, «шлифуются» и проверяются на прочность в процессе самостоятельной деятельности. Таким образом, процесс воспитания осуществляется через различные социальные институты: семью, школу и университет («академию»), церковь и религию, нацию и государство.


И. А. Ильин неоднократно указывал на то, что основная задача образования и воспитания заключается не в совершенствовании интеллекта и не в развитии памяти за счет полезных сведений, а в пробуждении сердца выделяя в качестве основных принципов воспитания «здорового» правосознания: религиозность, любовь, доверие и искренность, альтруизм и взаимопомощь, самостоятельность и творческую инициативность, труд и дисциплину, чувство частной собственности, справедливость, верное восприятие авторитета, патриотизм и национализм, сохранение традиций, правосознания и внутренней свободы.

Особое место в решении вопросов воспитания и сохранения «здорового» индивидуального и общественного правосознания И. А. Ильин отводил юристам. При этом главной задачей русского правоведения он считал концептуальную разработку проблем нормального правосознания. Долгом русской интеллигенции русский философ признавал познание и преодоление недугов индивидуального и общественного правосознания. Таким образом, как справедливо отмечал русский философ и юрист, поколение прозревших и перевоспитавших себя правоведов сумеет, усвоив верную мудрость старого, в то же время предохранить свою родину от повторения злосчастных ошибок прошлого.


В заключении представлены основные итоги проведенного исследования, формулируются основные теоретические и практические выводы, обозначены перспективы дальнейшего исследования проблем социально-философского анализа концепции правосознания И. А. Ильина.


Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях автора:


  1. Чикин, Л.А. Особенности формирования правосознания в России // Вестник Поморского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2007. – № 2(12). С. 104–108 (0,4 п.л.)
  2. Чикин, Л.А. Воспитание профессионального правосознания юристов в социальной философии И.А. Ильина // Вестник Поморского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2008. – № 10. С. 83 – 87 (0,3 п.л.).


  3. Чикин, Л.А. Задачи и функции правосознания в социальной философии И.А. Ильина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. – № 37. С. 336 – 370 (0,4 п.л.).




  1. Чикин, Л.А. Правосознание как проблема современной философии права // Современный мир: проблема свободы. Материалы Всероссийской научной конференции (14–16 сентября 2006 года). – Архангельск: АГТУ, 2006. С. 107 – 109 (0,2 п.л.).

  2. Чикин, Л.А. Место и роль категории «правосознание» в творчестве И.А. Ильина. // Актуальные проблемы правовой науки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. – Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 99–108 (0,8 п.л.).

  3. Чикин, Л.А. Правосознание как базовый критерий формирования местной элиты. // Местное управление и самоуправление: опыт стран Баренц-региона: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых – Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 73–79 (0,4 п.л.).

  4. Чикин,  Л.А. Социально-философские основания отчуждения в теории правосознания И.А. Ильина // Современные проблемы государства и права: Сборник научных статей. – Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 66–69 (0,6 п.л.).

  5. Чикин, Л.А. Алиенация в правосознании как сущностный фактор в определении целей уголовной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Материалы международной научно-практической конференции (Вологда 14–15 декабря 2006г.): в 2 ч. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. С. 159–164 (0,3 п.л.).
  6. Чикин, Л.А. Формирование здорового правосознания как приоритет ювенальной политики современного Российского общества // Наука, культура, общество: проблемы взаимодействия: материалы Всероссийской научной конференции (Архангельск, 17–19 мая 2007 года). – Архангельск: АГТУ, 2007. С. 227–232 (0,4 п.л.).


  7. Чикин, Л.А. Значение «здорового» правосознания работников органов ювенальной юстиции // Перспективы развития ювенального права и ювенальной юстиции в Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (23–25 октября 2008 года) – Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2008. С. 89–94 (0,4 п.л.).



ЧИКИН

Леонид Анатольевич


СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

И.А. ИЛЬИНА


Специальность 09.00.11. – социальная философия


Автореферат на соискание учёной степени

кандидата философских наук

_____________________________________________________________

Подписано в печать__.11.2008. Формат бумаги 60х84 1/16.

Бумага писчая. Печать плоская. Усл.печ. л..1,1. Уч.-изд. Л. 1,5.

Тираж 100 экз. Заказ №__

Издательство «Ивановский государственный университет»

153025 Иваново, ул. Ермака, 39