repead.ru 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра социологии


Социология труда и экономическая социология

Учебно-методический комплекс


Челябинск

2006

Содержание:


  1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология труда и экономическая социология» по специальности 040201 «Социология»




  1. Рабочий учебный план дисциплины «Социология труда и экономическая социология»




  1. График учебного процесса дисциплины «Социология труда и экономическая социология»




  1. Рабочая программа дисциплины «Социология труда и экономическая социология»




  1. Сведения об обеспеченности учебной литературой дисциплины «Социология труда и экономическая социология»




  1. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины «Социология труда и экономическая социология»




  1. Экземпляры-образцы учебно-методической литературы




  1. Образцы контрольных работ, рефератов и курсовых работ, выполненных студентами



1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология труда и экономическая социология» по специальности 040201 «Социология»



Фрагмент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040201 – «Социология»


ОПД

Общепрофессиональные дисциплины


3 500

ОПД.Ф.00
Федеральный компонент

2 800

ОПД.Ф.08

Социология труда и экономическая социология


Предметная область, структура и функции социологии труда. Основные категории социологии труда. История отечественных школ и направлений в социологии труда. История зарубежных школ и направлений в социологии труда. Отраслевое и этнорегиональное разделение труда. Профессии и профессиональная структура общества. Трудовая мобильность. Функционально-технологическая структура трудовой деятельности. Условия труда: содержание, структура, функции. Субъекты труда, их функции, характеристики. Трудовая мотивация. Трудовое поведение: содержание, структура, функции. Социальные механизмы регуляции трудового поведения. Управление человеческими ресурсами в сфере труда на макро- и микро-уровне.

Предмет и метод экономической социологии. Макро- и микроанализ. История экономической социологии. Модели "экономического человека" (homo economicus) и их роль в развитии экономической социологии. Модели экономического поведения. Экономические институты как предмет социологического анализа. Поведенческая интерпретация института собственности. Плюрализм и трансформация института собственности в условиях развитых и переходных экономик. Производственное поведение и его характеристики. Экономическое поведение в сфере предложения профессиональных ресурсов. Экономическое поведение в системе обменно-распределительного цикла. Структура и функции предпринимательского поведения. Основные характеристики потребительского поведения.

100

Рабочая программа дисциплины «Социология труда и экономическая социология»



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Социология»



Согласовано:

Зав. выпускающей кафедрой

«Социология»

_______________Е.И. Миронов

«___»_______________2006 г.




Утверждаю:

Декан исторического

факультета

_____________Н.В. Парфентьева

«___»_______________2006 г.


Рабочая программа


дисциплины ОПД.Ф.08 «Социология труда и экономическая социология»

для специальности 040201 «Социология»

(очная форма обучения)

факультет Исторический

кафедра-разработчик «Социология»

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности

040201 «Социология»


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социология» протокол №___ от «____»_______________2006г.

Зав. кафедрой разработчика к.ф.н., доцент Е.И. Миронов

Ученый секретарь кафедры доцент В.Н. Кравец

Разработчик программы доцент С.В. Одяков


Челябинск

2006

    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

«Социология труда и экономическая социология»


Согласно Государственным требованиям (ОПД.Ф.08) к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 040201 «Социология» выпускник должен в результате усвоения дисциплины «Социология труда и экономическая социология»:


  • знать содержание курса, определенного рамками учебной программы;

  • показать научную эрудицию, знакомство с теоретическими моделями, разработанными отечественными и зарубежными специалистами;

  • знать фундаментальные работы в области социологии труда и экономической социологии;

  • владеть навыками работы с научной литературой;

  • уметь раскрывать, аргументировать и иллюстрировать основные теоретические положения;

  • уметь анализировать процесс развития теоретического знания и приоритетные социально-экономические проблемы современного общества;

  • знать основные методы прикладных исследований.



    1. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины



Дисциплина «Социология труда и экономическая социология» является одной из основных дисциплин цикла ОПД, преподается в VII семестре и опирается на такие дисциплины, как общая социология, социология организаций, экономика и др. дисциплины гуманитарного профиля.

Тесная связь «Социологии труда и экономической социологии» с другими учебными дисциплинами циклов ОПД и СД способствует формированию системного представления о социологии как науке, что обеспечивает высокий теоретический уровень подготовки социологов.

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Целью дисциплины является формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии социологии труда и экономической социологии, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, овладение навыками социологического исследования социально-экономических явлений и процессов современного общества.



Задачи: развивать


  • представления об основных тенденциях развития социологии труда и экономической социологии

  • способность анализировать социальные механизмы и институты регуляции трудового и экономического поведения, профессиональной стратификации общества, социальной организации труда, отраслевого и регионального разделения труда, трудовой мобильности на макро- и микро­уровнях

  • способность к непредвзятой, многомерной оценке проблем в сфере труда

  • умение оперировать понятиями данной науки, использовать разработанные специалистами в данной области теоретические модели для объяснения социальных явлений

  • способность овладевать методами решения прикладных задач в рамках данной проблематики.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Таблица 1 – Состав и объем дисциплины.


Виды учебной работы

Всего

часов

Семестр VII

Общая трудоемкость дисциплин

100

100

Аудиторные занятия

72

72

Лекции (л)

36

36

Практические занятия (пз)

36

36

Самостоятельная работа студентов (СРС)

28

28

Самостоятельное изучение некоторых

разделов дисциплины








Реферат







Вид итогового контроля

Зачет/

экзамен


Зачет/

экзамен




4. Содержание дисциплины.

4.1. Наименования и содержания тем и объем занятий по видам учебной работы в часах.


Таблица 2 - Разделы дисциплины, виды и объем занятий.


раздела, темы

Наименование раздела, темы

Объем в часах

Всего

Л

ПЗ

СРС

Тема 1.

Предмет социологии труда

5

2

2

1

Тема 2.

Категории и функции социологии труда

5

2

2

1

Тема 3.

Донаучный и классический этап в развитии социологии труда


5

2

2

1

Тема 4.

Формирование и развитие индустриальной социологии в США и Западной Европе

5

2

2

1

Тема 5.

Становление и развитие социологии труда в России

6

2

2

2

Тема 6.

Субъекты труда и социально-трудовые отношения

6

2

2

2

Тема 7.

Социальные проблемы разделения труда. Профессиональная стратификация

6

2

2

2

Тема 8.

Отчуждение в сфере труда. Условия трудовой деятельности

6

2

2

2

Тема 9.

Мотивация трудовой деятельности

6

2

2

2

Тема 10.

Трудовое поведение


6

2

2

2

Тема 11.

Отношение к труду. Удовлетворенность трудом

5

2

2

1

Тема 12.

Трудовая адаптация

5

2

2

1

Тема 13.

Трудовой конфликт

6

2

2

2

Тема 14.

Рынок труда

6

2

2

2

Тема 15.

Трудовая организация

6

2

2

2

Тема 16.

Институты регуляции трудовой деятельности

6

2

2

2

Тема 17.

Кадровый менеджмент и его технология в трудовой организации

5

2


2

1

Тема 18.

Социологические исследования и маркетинг в сфере труда и предпринимательства

5

2

2

1




Рефераты

-

-

-

-

Итого




100

36

36

28

4.2. Содержание разделов и тем дисциплины.



Тема 1. Предмет социологии труда


Труд как объект и предмет исследований социологии труда. Цель и задачи социологии труда. Отличие социологии труда от дисциплин о труде социологического профиля (социология организаций, профессий, производственных коллективов, индустриальная социология). Связь социологии труда с дисциплинами о труде несоциологического профиля (экономика, психология труда, трудовое право, трудовая этика). Взгляды на труд в работах современных мыслителей.


Тема 2. Категории и функции социологии труда


Понятие категории. Всеобщие сущностные черты труда. Простой процесс труда, его составляющие. Содержание индивидуального труда. Условия труда, их классификация. Организация труда и производства. Функции труда. Классификация видов труда. Труд и другие виды деятельности. Сущность трудового процесса.


Тема 3. Донаучный и классический этап в развитии социологии труда.

Первые сведения о социально-трудовых проблемах общества в древневосточных документах. Античные мыслители (Платон, Аристотель, Ксенофонт) о разделении труда и стратификации. Средневековье и протестантизм о труде. Французская социологическая школа (Ш. Фурье, К. Сен-Симон, О. Конт, Э. Дюркгейм). Социология труда в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса. Немецкая школа социологии труда (Т. Веблен, Г. Зиммель, М. Вебер). Появление эмпирической социологии (Д. Уатт, Р. Оуэн, Ф. Теннис).



Тема 4. Формирование и развитие индустриальной социологии в США и Западной Европе


Этапы развития социологии труда в США. Классическая школа научного менеджмента: система Ф. Тейлора. Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо. Хоторнские эксперименты. Эмпирическая школа управления трудом (У. Томас и Ф. Знанецкий). Вклад Ф. Тейлора и М.Вебера в эмпирическую школу. Школа социальных систем и социальная инженерия. Социология труда во Франции (Фридман Ж.).


Тема 5. Становление и развитие социологии труда в России


Дореволюционный период развития социологии труда. Вклад А.Чупрова и Ю. Янсона в отечественную социологию труда. Теории классов в дореволюционной социологии труда. Особенности послереволюционного периода. Роль ЦИТ (А.К. Гастев) и группы 17-ти (П.М. Керженцев) в разработке проблем социологии труда. Возрождение советской социологии в 50-60-е гг. Основные идеи и направления в социологии труда 60-90-х гг. Суть кризиса социологии труда в условиях рыночных отношений.


Тема 6. Субъекты труда и социально-трудовые отношения


Типы и виды субъектов трудовой деятельности. Основные характеристики и функции субъектов трудовой деятельности. Типы и виды социально-трудовых отношений. Типы и виды социально-трудовых отношений. Факторы оптимизации и социальные явления, влияющие на социально-трудовые отношения. Характеристика социально-трудовых отношений в современной России.


Тема 7. Социальные проблемы разделения труда. Профессиональная стратификация


Функциональное, технологическое и предметное разделение трудовой деятельности. Основные тенденции разделения трудовой деятельности. Объективные и субъективные факторы профессиональной стратификации трудовой деятельности. Основные параметры и методы измерения профессиональной стратификации.


Тема 8. Отчуждение в сфере труда. Условия трудовой деятельности

Социальные аспекты отчуждения труда: формы проявления. Динамика и показатели отчуждения труда в индустриальном обществе. Методы преодоления отчуждения в сфере труда. Производственный и социальный аспекты условий трудовой деятельности. Основные элементы условий трудовой деятельности, их функции и показатели. Социологические методы изучения условий трудовой деятельности. Труд и рекреация.


Тема 9. Мотивация трудовой деятельности


Содержание, структура и функции трудовой мотивации. Мотивационное ядро трудового поведения. Объективные и субъективные компоненты трудовой мотивации. Возрастная и аксиологически-нормативная специфика мотивации трудового поведения. Типы и виды мотивации трудового поведения. Основные теории мотивации труда.


Тема 10. Трудовое поведение


Содержание, структура и функции трудового поведения. Соотношение трудовой деятельности и трудового поведения. Виды и формы индивидуального, группового и коллективного поведения в сфере труда. Механизмы формирования трудового поведения. Смысл трудового поведения в рыночных условиях хозяйствования. Социальный контроль, его функции и типы. Сущность сплошного и избирательного, открытого и скрытого контроля.


Тема 11. Отношение к труду. Удовлетворенность трудом


Содержание и структура понятия «отношение к труду». Отношение к труду как к средству жизни и как к первой жизненной потребности. Основные факторы и индикаторы, характеризующие отношение к труду, их типология. Связь отношения к труду с мотивацией труда. Трудности, обусловленные «социалистической ментальностью».


Тема 12. Трудовая адаптация

Содержание и структура трудовой адаптации. Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации. Личностный потенциал работника и его взаимосвязь с адаптацией. Виды, формы и этапы профессиональной адаптации. Механизмы профессиональной адаптации. Профориентация и профотбор. Этапы профотбора. Опросные методы и их применение в профотборе. Карьера и этапы ее становления.



Тема 13. Трудовой конфликт


Понятие социального конфликта. Основные признаки трудового конфликта. Структура и функции трудового конфликта в системе жизнедеятельности коллектива. Типы, виды, показатели трудовых конфликтов. Причины возникновения, стадии и фазы его развития. Разрешение трудового конфликта. Сотрудничество как способ предупреждения конфликта на предприятии (социальное партнерство).

Тема 14. Рынок труда


Виды и функции рынка труда. Субъекты рынка труда. Социальные механизмы регуляции и инфраструктура рынка труда. Факторы, характеризующие стоимость рабочей силы. Особенности современного российского рынка труда. Основные цели и задачи службы занятости. Роль социальных исследований в повышении эффективности работы службы занятости. Безработица и ее формы. Количественные и качественные характеристики безработицы.


Тема 15. Трудовая организация


Понятие трудовой организации и трудового коллектива. Типология организации. Типы организаций по степени формализации: ассоциативные, общественные, административные. Основные признаки социальной организации. Типология трудовых коллективов. Специфика исследования проблем трудовой организации социологическими методами.


Тема 16. Институты регуляции трудовой деятельности


Типология и структура механизмов регуляции трудовой деятельности. Специфические особенности административно-управленческих, экономических, социальных и социально-психологических механизмов регуляции трудового поведения. Рыночные и директивные механизмы регуляции трудового поведения. Основные формы собственности и их модификации. Плюрализм форм собственности и социальная структура общества. Влияние формы собственности на трудовые отношения.




Тема 17. Кадровый менеджмент и его технология в трудовой организации

Система управления персоналом в организации. Методы, традиции и стратегии кадрового менеджмента. Практика кадрового менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике. Диагностика стратегии кадрового менеджмента в трудовых организациях. Технологии изучения кандидатов для отбора персонала. Технологии оценок управленческого персонала.



Тема 18. Социологические исследования и маркетинг в сфере труда и предпринимательства


Понятие маркетинга. Многообразие подходов к определению маркетинга. Сущность, цели и задачи маркетинга. Функциональные задачи маркетинга и критерии их классификации. Маркетинг в сфере предпринимательства. Изучение характеристик предпринимателей и особенностей предпринимательского поведения. Проведение маркетинговых исследований. Служба маркетинга и ее структура.

5. Семинарские занятия




Таблица 3 – Состав и объем семинаров

Номер семинара

Номер раздела или темы

Тема и краткое содержание

семинара

Характер и цель

Семинара

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

0

Вводный. Ознакомление студентов с требованиями к выполнению учебных заданий, с литературой по предмету «Социология труда и экономическая социология».

Беседа. Уяснение студентами методологических требований по изучению «Социологии труда и экономической социологии».

2

2

Тема

1,2

Предмет социологии труда. Категории и функции социологии труда

Опрос. Дискуссия. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла вопросов плана семинара


4

3

Тема

3,4

Донаучный и классический этап в развитии социологии труда. Формирование и развитие индустриальной социологии в США и Западной Европе


Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

4

4

Темы

5,6

Становление и развитие социологии труда в России.

Субъекты труда и социально-трудовые отношения

Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

4

5

Тема

7,8

Социальные проблемы разделения труда. Профессиональная стратификация.

Отчуждение в сфере труда. Условия трудовой деятельности


Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

4

6

Тема

9,10

Мотивация трудовой деятельности. Трудовое поведение

Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

4

7

Тема

11,12

Отношение к труду. Удовлетворенность трудом Трудовая адаптация

Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

4

8


Тема

13,14

Трудовой конфликт. Рынок труда

Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

4

9

Тема 15,16

Трудовая организация. Институты регуляции трудовой деятельности

Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

4

10

Тема 17,18

Кадровый менеджмент и его технология в трудовой организации. Социологические исследования и маркетинг в сфере труда и предпринимательства


Опрос. Доклады студентов. Уяснение сути и смысла поставленных в плане семинара вопросов

2



6. Самостоятельная работа студентов (СРС)

6.1. Примерный перечень тем докладов и рефератов, курсовых и дипломных работ


  1. Социальные последствия работы предприятия (трудовой организации) в новых условиях хозяйствования.

  2. Социально-экономические гарантии и социальная защищенность работников предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

  3. Содержание труда и способы его обогащения

  4. Состояние социально-производственной обстановки на предприятии как важнейшее условие удовлетворенности трудом

  5. Отношение работника к труду – основной показатель его трудовой и социальной активности

  6. Социальные факторы роста или повышения эффективности труда рабочих на предприятии

  7. Структура и содержание социальных отношений в трудовом коллективе и пути их совершенствования

  8. Сплоченность трудового коллектива и факторы, ее определяющие


  9. Социальные и социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности

  10. Совершенствование социально-психологического климата в трудовом коллективе (трудовой организации)

  11. Адаптация работников в коллективе и факторы, влияющие на совершенствование этого процесса

  12. Удовлетворенность трудом работников в коллективе

  13. Социальные перемещения работников внутри предприятия, их регулирование

  14. Ценностные ориентации работников в сфере трудовой деятельности

  15. Трудовая мотивация работников в современных условиях

  16. Профессиональная карьера: условия и влияние ее на отношение работников к труду

  17. Личностный потенциал работника, его формирование и развитие

  18. Притязания современного работника и возможности их реализации

  19. Социальное и профессионально-квалификационное становление молодых работников

  20. Инновационная деятельность в трудовом коллективе: отношение работников к инновациям

  21. Подготовка кадров для предпринимательства: методы и проблемы

  22. Социально-экономическая эффективность труда работников на предприятиях с разной формой собственности

  23. Социальные гарантии и безработица в условиях рынка

  24. Социально-экономические приоритеты трудового коллектива

  25. Рынок труда молодежи: проблемы формирования и развития

  26. Социология предпринимательского поведения

  27. Становление и развитие предпринимательства как социального явления

  28. Миграция и ее влияние на рынок труда

  29. Социологический анализ факторов социально-экономического развития предприятия

  30. Социально-психологический климат в трудовом коллективе и его влияние на эффективность и качество труда
  31. Конфликты в трудовом коллективе: причины их возникновения и способы разрешения


  32. Мотивация трудовой деятельности: механизм внутренней регуляции трудового поведения

  33. Качество трудовой жизни: проблемы, пути улучшения

  34. Социологический анализ взаимоотношений различных социальных групп в трудовой организации

  35. Сплоченность первичного трудового коллектива: социологические и социально-психологические аспекты

  36. Конфликты и конфликтные ситуации в процессе труда: пути их предотвращения и разрешения

  37. Социальное развитие персонала на промышленном предприятии в новых условиях хозяйствования

  38. Социологический анализ профессионально-квалификационной структуры коллектива

  39. Механизм социальной защиты работников и эффективность ее функционирования в трудовой организации

  40. Социологический анализ состояния дисциплины труда и влияющих на нее факторов

  41. Подготовка к труду и оказание помощи молодежи в трудоустройстве

  42. Условия жизни работников и их влияние на трудовую деятельность

  43. Занятость работников в условиях рынка: проблемы, пути решения

  44. Трудовая среда: система образующих ее элементов, их эмпирический анализ

  45. Социально-экономические приоритеты трудового коллектива (трудовой организации), их структура, социологический анализ

  46. Социокультурные модели предпринимательского поведения, проблемы регулирования

  47. Интерес к собственности как стимул к труду

  48. Предпринимательство как форма экономического поведения

  49. Мотивация инвесторов малых и совместных предприятий

  50. Экономическое поведение: содержание, структура, виды и формы

  51. Индивидуальная трудовая деятельность как предмет и объект социологического анализа

  52. Трудовое поведение: содержание, структура, функции

  53. Трудовое поведение как форма реализации профессиональных способностей личности

  54. Акционерные формы экономического поведения


  55. Потребительское поведение: модели и формы проявления

  56. Социальные проблемы труда женщин (ветеранов, инвалидов, молодежи).

  57. Формы и модели стимулирования в зарубежной социологии труда

  58. Диагностика первичных производственных коллективов

  59. Социологическая диагностика как разновидность социальной технологии: структура и функции

  60. Социальные отношения в трудовом коллективе и пути их совершенствования

  61. Социальный механизм согласования коллективных, групповых и индивидуальных интересов работников на предприятии

  62. Социальные факторы повышения эффективности труда рабочих (инженерно-технических работников, специалистов, служащих, работников управленческого труда) на предприятии

  63. Управление персоналом в трудовой организации: проблемы, пути решения

  64. Российское предпринимательство: социальный портрет

  65. Молодежь и рынок труда

  66. Основные социально-экономические приоритеты трудового коллектива (трудовой организации) в условиях рынка

  67. Система управления персоналом на предприятии в рыночной экономике

  68. Социальная напряженность в трудовом коллективе (организации): пути предотвращения и преодоления

  69. Реструктурирование занятости на предприятии: социологический анализ

  70. Трудовой потенциал на предприятии: формирование и использование



6.2. методические указания по подготовке рефератов


Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).


Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Рекомендуемый объем реферата – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.

Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.


6.3. Вопросы по самоконтролю


  1. Предмет социологии труда. Взаимосвязь социологии труда с другими науками о труде

  2. Уровни знания в структуре социологии труда

  3. Категории социологии труда.

  4. Этапы развития зарубежной социологии труда (донаучный и классический этапы)

  5. Классическая школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, А. Файоль и др.).

  6. Теория «человеческих отношений» (Э. Мейо).

  7. Этапы развития отечественной социологии труда

  8. Субъекты труда, их типология и характеристики

  9. Социально-трудовые отношения. Типы и виды социально-трудовых отношений

  10. Социальные проблемы разделения труда. Определение, причины и следствия разделения труда

  11. Теория классов К. Маркса и становление стратификационной теории

  12. Социальные аспекты отчуждения труда: формы проявления. Способы преодоления отчуждения в сфере труда.

  13. Психологическая диагностика способностей

  14. Социологическое изучение условий труда.

  15. Труд и рекреация. Направления социологических теорий о сущности соотношения труда и отдыха
  16. Содержание, структура и функции трудовой мотивации.


  17. Содержательные теории мотивации (А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.)

  18. Процессуальные теории мотивации (В. Врум, С. Адамс и др.)

  19. Социально-экономические теории мотивации (Т. Парсонс, С. Барнард, Х.Саймон, Д. Голдторп, Д. Локвуд)

  20. Классификация вознаграждений. Виды подкреплений. Графики выделения подкреплений

  21. Трудовое поведение: понятие, структура. Виды трудового поведения.

  22. Особенности и характеристика различных видов трудового поведения.

  23. Содержание и структура понятия "отношение к труду".

  24. Основные факторы, характеризующие отношение к труду, их типология.

  25. Содержание и структура трудовой адаптации.

  26. Система профориентации. Этапы становления карьеры

  27. Рынок труда, его виды. Субъекты рынка труда.

  28. Безработица и ее формы. Экономические и социологические методы ее измерения.

  29. Занятость в современных условиях

  30. Понятие трудовой организации и трудового коллектива.

  31. Социальная структура трудовой организации.

  32. Сущность, типы, причины и модель трудового конфликта.

  33. Разрешение трудового конфликта.

  34. Специфические особенности административно-управленческих, экономических, социальных и социально-психологических механизмов регуляции трудового поведения.

  35. Рыночные и директивные механизмы регуляции трудового поведения.



7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература


а) Основная литература:

1. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001.


2. Верховин В.И. Экономическая социология. – М.: Изд-во РУДН, 2002.

3. Социология труда: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению "Социология", спец."Прикл. социология"/Под ред. Н. И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В. В. Щербины. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.



4. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. Учеб. пособие для вузов. 2-ое издание, исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 2003.


5. Соколова Г.Н. Социология труда. Учеб. для социол. и экон. специальностей вузов/Г. Н. Соколова. – Минск: Вышэйшая школа, 2002.


б) Дополнительная литература:

1. Становление трудовых отношений в постсоветской России: Социологический анализ пяти случаев российского менеджмента в сравнении с практикой Канады и Германии/ Редкол.: Д. ДеБарделебен; Рос.

акад. наук, Ин-т социологии и др. – М.: Академический Проект, 2004.


2. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. – М.: «На Воробьевых», 1997.


3. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебник для студ. экон. спец. вузов/Р.П. Колосова, В.Г. Костаков, А.А. Ткаченко и др.; Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.:Изд-во ЧеРо: Изд-во Моск. ун-та, 1996.


4. Социальное время и социальная политика: Специализир. информ./А. С. Кустарев; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М.: ИНИОН, 2002.-(Социально-экономические проблемы стран Запада).


5. Парсонс Т. Структура социального действия: Сб.: Пер./Под общ. ред.: В. Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. – М.: Академический Проект, 2000. –(Концепции).


7.2. Средства и материально – техническое обеспечение дисциплины.

Компьютерный класс, оснащенный компьютерами типа «Pentium», объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, информационные ресурсы которого могут быть использованы студентами для более глубокого изучения дисциплины.



5. Сведения об обеспеченности учебной литературой дисциплины «Социология труда и экономическая социология»

Обеспеченность дисциплины «Социология труда и экономическая социология» литературой, находящейся в библиотечном фонде ЮУрГУ




Наименование издания

Обеспеченность в расчете на одного студента

Основная литература




Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001.

1,0

Верховин В.И. Экономическая социология. – М.: Изд-во РУДН, 2002.

0,6

Социология труда: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению "Социология", спец."Прикл. социология"/Под ред. Н. И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В. В. Щербины. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

0,9

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. Учеб. пособие для вузов. 2-ое издание, исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 2003.

0,5

Соколова Г.Н. Социология труда. Учеб. для социол. и экон. специальностей вузов/Г. Н. Соколова. – Минск: Вышэйшая школа, 2002.

0,3

Дополнительная литература




Становление трудовых отношений в постсоветской России: Социологический анализ пяти случаев российского менеджмента в сравнении с практикой Канады и Германии/ Редкол.: Д. ДеБарделебен; Рос.

акад. наук, Ин-т социологии и др. – М.: Академический Проект, 2004.

0,4

Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. – М.: «На Воробьевых», 1997.


0,5

Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебник для студ. экон. спец. вузов/ Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.:Изд-во ЧеРо: Изд-во Моск. ун-та, 1996.

0,6

Социальное время и социальная политика: Специализир. информ./А. С. Кустарев; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М.: ИНИОН, 2002.-(Социально-экономические проблемы стран Запада).


0,4

Парсонс Т. Структура социального действия: Сб.: Пер./Под общ. ред.: В. Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. – М.: Академический Проект, 2000. –(Концепции).

0,3

Итого

5,5



6. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины «Социология труда и экономическая социология»




Примеры образцов документов по аттестации дисциплины
П.Д.1 Пример 1


Южно-Уральский государственный университет


Кафедра «Социология»


Дисциплина ОПД.Ф.01 «Социология труда и экономическая социология»


Экзаменационный билет

№ 1


1.

2.


Преподаватель ____________________________________ (С.В. Одяков)


Заведующий кафедрой _____________________________ (Е.И. Миронов)




Вопросы к зачету и экзамену


  1. Предмет социологии труда. Взаимосвязь социологии труда с другими науками о труде
  2. Уровни знания в структуре социологии труда


  3. Категории социологии труда

  4. Функции труда в жизни общества

  5. Этапы развития зарубежной социологии труда (донаучный и классический этапы)

  6. Классическая школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, А. Файоль и др.).

  7. Теория «человеческих отношений» (Э. Мейо).

  8. Школа социальных систем и социальная инженерия

  9. Этапы развития отечественной социологии труда

  10. Субъекты труда, их типология и характеристики

  11. Социально-трудовые отношения. Типы и виды социально-трудовых отношений

  12. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений

  13. Классификация социально-трудовых отношений

  14. Социальные проблемы разделения труда. Определение понятия, причины и следствия разделения труда

  15. Теория классов К. Маркса и становление стратификационной теории

  16. Социальные аспекты отчуждения труда: формы проявления. Способы преодоления отчуждения в сфере труда.

  17. Психологическая диагностика способностей

  18. Социологическое изучение условий труда.

  19. Труд и рекреация. Направления социологических теорий о сущности соотношения труда и отдыха

  20. Содержание, структура и функции трудовой мотивации.

  21. Содержательные теории мотивации (А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.)

  22. Процессуальные теории мотивации (В. Врум, С. Адамс и др.)

  23. Социально-экономические теории мотивации (Т. Парсонс, С. Барнард, Х.Саймон, Д. Голдторп, Д. Локвуд)

  24. Классификация вознаграждений

  25. Виды подкреплений. Графики выделения подкреплений

  26. Трудовое поведение: понятие, структура. Виды трудового поведения.

  27. Особенности и характеристика различных видов трудового поведения.

  28. Содержание и структура понятия "отношение к труду".
  29. Основные факторы, характеризующие отношение к труду, их типология.


  30. Содержание и структура трудовой адаптации. Факторы, влияющие на трудовую адаптацию

  31. Система профориентации. Этапы становления карьеры

  32. Рынок труда, его виды. Субъекты рынка труда.

  33. Безработица и ее формы. Экономические и социологические методы ее измерения.

  34. Занятость в современных условиях

  35. Понятие трудовой организации и трудового коллектива.

  36. Социальная структура трудовой организации.

  37. Сущность, типы, причины и модель трудового конфликта.

  38. Разрешение трудового конфликта.

  39. Специфические особенности административно-управленческих, экономических, социальных и социально-психологических механизмов регуляции трудового поведения.

  40. Рыночные и директивные механизмы регуляции трудового поведения.

Тесты для контроля знаний студентов


Тест по социологии труда и экономической социологии.


Вариант №1


1. Укажите номер правильного варианта ответа:


Предметом социологии труда является (-ются):

1) труд;

2) трудовые коллективы;

3) социально-трудовые общности;

4) трудовая сфера;

5) трудовые отношения.


2. Установите соответствие:


◊ Вид разделения труда:

  1. Функциональное

  2. Профессиональное

  3. Квалификационное



◊ Его сущность:

а) в зависимости от сложности выполняемых работ

б) между различными категориями работников

в) по признаку технологической однородности выполняемых работ

3. Дополните:



Организация труда – это форма, способ и порядок _______________ живого и овеществленного труда.


4. Дополните:


Трудовая мотивация – это ________________ побуждения себя и других к деятельности через достижение личных целей, целей организации.


5. Установите правильную последовательность:


Этапы проведения Хоторнских экспериментов:

а) проведение 20 тыс. интервью об отношении людей к труду;

б) изучение влияния коллег на производительность труда сотрудников;

в) изучение влияния нововведений;

г) изучение роли освещения в производственном процессе.


6. Установите соответствие:


◊ Виды вознаграждений:

  1. Прямое экономическое

  2. Косвенное экономическое

  3. Неденежное



◊ Примеры вознаграждений:

а) бесплатный проезд

б) вознаграждение престижного характера

в) плата за обучение

7. Укажите номер правильного варианта ответа:


В основе мотивов трудовой деятельности человека лежат (-ит):

1) условия труда;

2) потребности личности;

3) содержание труда;

4) опыт работы;

5) уровень образования работника.


8. Укажите номер правильного варианта ответа:


Вторичной трудовой адаптации работника требует:

1) первичное трудоустройство;

2) переход на другое место работы;

3) трудоустройство по окончании вуза;

4) продвижение работника в организации.

9. Укажите номер правильного варианта ответа:



К объективным факторам трудовой адаптации не относятся (-ится):

1) тип и размер организации;

2) отраслевая специализация;

3) профессионально-квалификационная структура организации;

4) условия труда;

5) организация труда.


10. Установите правильную последовательность:


Этапы развития конфликта:

а) инцидент;

б) возникновение трудовых противоречий;

в) разрешение конфликта;

г) конфликтная ситуация.


11. Укажите номер правильного варианта ответа:


Результатом диспропорции спроса и предложения рабочей силы с точки зрения ее профессионально-квалификационных качеств является:

1) фрикционная безработица;

2) вынужденная безработица;

3) структурная безработица.


12. Укажите номер правильного варианта ответа:


В современной России преобладают трудовые организации с:

1) государственной формой собственности;

2) муниципальной формой собственности;

3) частной формой собственности.


13. Дополните:

Терминальность в отношении к труду отражает самостоятельную значимость труда как __________________ценности-цели в жизни людей.

Тест по социологии труда и экономической социологии.

Вариант №2


1. Укажите номер правильного варианта ответа:


Общественной организацией, защищающей трудовые интересы работников, является:

1) профессиональная ассоциация;

2) государство;

3) профессиональный союз;

4) отраслевое министерство;

5) трудовая организация.

2. Укажите номер правильного варианта ответа:


Наука, которая занимается вопросами повышения эффективности деятельности человека, называется:

1) эргология;

2) праксиология;

3) эргономика.


3. Установите соответствие:


◊ Теория о сущности соотношения труда и отдыха:

1) Теория слияния, или повторения

2) Нейтральная теория

3) Теория компенсации


◊ Ее характеристика:

а) Работа рассматривается как внешняя ценность

б) На отдыхе человек продолжает заниматься тем, чем он занимался на работе

в) Между трудом и отдыхом нет никакой связи


4. Дополните:

К основным этапам развития социологии труда относятся донаучный, классический, _________________.


5. Укажите номер правильного варианта ответа:

Функция, не характерная для мотивов трудовой деятельности:

  1. ориентирующая;

  2. смыслообразующая;

  3. опосредующая;

  4. познавательная;

  5. мобилизующая;

  6. оправдательная.

6. Установите соответствие:

◊ Теория классов в российской социологии кон. Х1Х – нач. ХХ вв.:

  1. Распределительная

  2. Марксистская

  3. Организационная

  4. Стратификационная


◊ В качестве дифференцирующего признака выступает (-ют):

  1. Социальный статус

  2. Роль в общественной организации труда

  3. Вид и размер дохода


  4. Собственность на средства производства

7. Установите правильную последовательность:


Этапы трудовой адаптации:

а) идентификация;

б) приспособление;

в) ассимиляция

г) ознакомление.


8. Укажите номер правильного варианта ответа:


Частичная удовлетворенность трудом – это субъективная позитивная оценка:

1) всех сторон трудовой деятельности;

2) стиля руководства;

3) условий труда;

4) оплаты труда;

5) отдельных сторон трудовой деятельности.


9. Дополните:


Субъективным показателем успешной адаптации является общая удовлетворенность трудом и ____________________________


10. Дополните:


Трудовой конфликт – это форма проявления _______________, связанных с процессом трудовой деятельности и трудовыми отношениями в коллективе.


11. Укажите номер правильного варианта ответа:


К критериям трудоспособности населения не относится (-ятся)

1) возраст;

2) желание заниматься трудовой деятельностью;

3) физические и интеллектуальные способности человека.


12. Укажите номер правильного варианта ответа:


С точки зрения содержания социальной организации выделяется два типа структуры трудового коллектива:

1) коммерческая и некоммерческая структура;

2) формальная и неформальная структура;

3) централизованная и децентрализованная структура;

4) вертикальная и горизонтальная структура.

13. Дополните:


Инструментальность в отношении к труду отражает _________________роль труда по отношению к ценностям заработка и потребительским благам.