repead.ru 1

ТЕМА УРОКА:

Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.


ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение


ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:


  1. Создать условия для открытия нового знания учащимися;

  2. Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;

  3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.

  4. Дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.

  5. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.

  6. Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.

  7. Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)

  8. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.



ОБОРУДОВАНИЕ:

количество столов по числу групп (5) и количество стульев по числу участников за каждым столом (4-6)

На каждом столе 1 учебник, ручка и карандаш для каждого ученика, большой конверт А4 с маленькими конвертами внутри (надписи на маленьких конвертах: имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, местоимение и чистый конверт без надписи) и карточками со словами.

Планшеты «Игровизор», маркеты

Проектор

Ноутбук

Экран

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА: обучающихся заранее разделили на группы по 4-6 человек, детям было предложено выбрать капитана.


Ход урока


1.Организационный момент. 1 минута


Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. На ваших партах есть учебник и ручки по числу учеников.

У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.

Садитесь, пожалуйста.


2. Актуализация знаний 10 минут


Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.


Итак. У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения.

Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.


Проверим, что у нас получилось.


Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное»

Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег


Докажите, что эти слова являются существительными.


Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?

Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени существительному, как части речи. Кто ответит?

Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»


Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»

Читают слова: красив, высокий, сонный, грустный, хорош

Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?


Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?


Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.


Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»


Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем


Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?

Кто из вас даст характеристику глаголу?


Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)


Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «»Местоимения»


Читают слова: нас, они, я, мы, свой,.


Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?

Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению.


Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.


Группа № 5– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Наречие»


Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?


Читают слова издалека, вчера, впереди, вечером, весло, хорошо.

Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику наречию, как части речи. Кто ответит?


Ответы детей: Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Когда? В какой мере? Как? Почему? Зачем? Наречие обозначает признак предмета, признак другого признака или признак действия.


Возможные ошибки:

Обучающиеся могут допустить ошибку в определении части речи в словах «хорош», «хорошо», «бег», «прыжок, красив», «красавец», «свой»



В случае ошибки, другие ученики пытаются определить часть речи и доказать свою точку зрения.


3. Постановка проблемы. 3 минуты


Какие же слова у нас остались?


Читают слова: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь, пятисотый, двенадцатый, семьдесят, первый.


Итак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?


Ответы детей: определить часть речи.


Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи..


Давайте подумаем, что называют эти слова?


Ответы детей: порядок при счете или количество предметов


Как мы можем назвать такую часть речи?


Ответы детей: числовик, численник, числительное.


Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.


Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание?


Ответы детей


Правильно ли я тебя поняла? Ты хотел сказать, то имя числительное –это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов?


Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник. Определение из учебника мы видим сейчас на слайде.


Слайд 1 Читаем определение



Итак. Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.


Проблема № 2 Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите, нельзя ли их сгруппировать по какому-либо признаку. А потом расскажите, какие группы вы выделили.

4. Выдвижение гипотезы 4 минуты (групповая работа):


1. Выделение числительных, состоящих из одного слова, из двух слов, из трех слов.

2. Выделение числительных по группам на основании последней буквы в слове: числительные, которые заканчиваются на гласную букву, числительные, которые оканчиваются на согласную букву, числительные, которые оканчиваются на Ь.

3. Выделение двух групп числительных на основании первой буквы слова –гласная или согласная.

4. Количественные числительные и порядковые числительные.


Анализ выделенных групп

Какие группы у вас получились? Что вы взяли за основание классификации? Очень интересная версия. Еще какие варианты были? Что еще можно было взять за основание?


5. Проверка гипотезы 1 мин

На слайдах мы видим определении, которое предлагают нам авторы учебника.


Слайд 2 и 3 Читаем определение




Порядковые и количественные числительные. Потренируемся их узнавать.


6. Применение нового знания 2 мин


Слайд 4 В каких из этих словосочетаний есть порядковые числительные? А в каких количественные?





Почему это числительное порядковое? Почему это числительное количественное?


Итак. Что мы узнали о порядковых и количественных числительных? Как мы это узнали?


Ответы детей:


Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?

Это количественные числительные

Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?


Это порядковые числительные.

Мы сделали вывод самостоятельно, затем проверили себя.


7. Проверка гипотез

Если кто-то из ребят сумел выделить группы слов на основании количества слов в числительном, то можно начать с анализа их классификации. Или же сразу перейти к слайдам.


А вот еще какие группы числительных существуют:


Слайд 5



Читаем определение. Как вы думаете, какие числительные будут простыми? Составными? Сложными?


Слайд 6

Простое числительное.



Слайд 7

Сложные числительные





Слайд 8

Составные числительные





Итак. Что мы узнали о простых, сложных и составных числительных? Как мы это узнали?


8. Применение новых знаний 2 мин

Тренируемся их узнавать. Слайд 9



Докажите, что эти слова являются числительными.


Назовите только составные числительные, назовите только простые числительные, назовите только сложные числительные. Докажите, что это так.


Назовите только количественные числительные, только порядковые числительные. Как вы определяли вид числительного?


9. Физкультминутка. 2 мин1


10. Закрепление знаний (Самостоятельная работа) 8 мин

Пришло время закрепить новые знания. Для этого выполним упражнения.



Артем, Максим, Катя и Владик подойдите ко мне за заданием. (Карточка с заданием прикрепляется к планшету, сверх прозрачная пленка, на которой пишут специальным маркером. Дети работают в конце класса на паласе в любой удобной позе –сидя на паласе, лежа… кому как комфортно)


Карточка № 1




Все остальные – найдите на столе листочек со своим именем. Выполните то задание, которое записано у вас.


Карточка № 2




Карточка № 3





Карточка № 4



Карточка № 5


11. Проверка выполнения самостоятельной работы


11. Проверка выполнения самостоятельной работы. 6 мин

Проверяем.

Ребята, которые работали с карточкой № 1 подходят к учителю, как только закончили, работа проверяется индивидуально и оценивается учителем.

Работы детей с карточками проверяются по мере готовности детей.


Проверка работы по карточке № 2.

( за каждым столом один ученик с таким заданием) Ученики читают по очереди одно предложение, называют числительное и определяют вид числительного. Например, «Один ум хорошо, а два лучше» Имя числительное «один» – количественное, так как называет количество предметов, имя числительное «два» - количественное, так как называет количество предметов при счете.» Карточки сдаются учителю для дальнейшего анализа.


Проверка работы по карточке № 3

Ученики с карточкой выходят к доске. Классу объясняем задание: надо было выписать только составные числительные. Каждый ученик зачитывает те слова, которые выписал. Сравниваем ответы. Анализируем ошибки. Карточки сдаются учителю для дальнейшего анализа.



Проверка работы по карточке № 4

Ребята выходят с карточками к доске. Один их учащихся рассказывает, что такое простые, сложные и составные числительные. Остальные – зачитывают по одному столбику слов. Обращаемся к учащимся после каждого ответа: все ли согласны? Какие есть сомнения? Не хотите ли чего-то добавить или исправить в ответе? Карточки сдаются учителю для дальнейшего анализа.


Проверка по карточке № 5.

Ученик читает вопрос, затем свой ответ на него. Выделяет в предложении числительное и называет его вид. Например: «В каком классе ты учишься? Я учусь в четвертом классе. «Четвертом» – имя числительное. Это порядковое имя числительное, так как называет порядок при счете. Каждый ученик зачитывает только один вопрос и дает один ответ.


12. Итог урока. 1 минута

Итак, наш урок подходит к концу, давайте обсудим, с какими проблемами мы сегодня столкнулись? На какие вопросы искали ответы? Чьи версии подтвердились? Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Ответы детей: Мы открывали новое знание. Мы встретили слова неизвестной части речи, сумели дать формулировку новой части речи. Учились группировать имена числительные по разным основаниям. Выполняли самостоятельную работу по закреплению материала. Учились работать в группе.


13. Рефлексия. 3 минуты

Ребята, напомните мне, пожалуйста, а какую часть речи мы с вами изучили совсем недавно, перед темой «Имя числительное» (наречие)

На ваших партах лежат бумажные цветочки. Я прошу каждого из вас взять цветочек и на каждом из лепестков записать по одному наречию, которое показало бы ваше внутреннее состояние на данный момент.


Затем эти цветочки прикрепляются на магнитную доску при помощи круглых магнитиков – серединки цветка.


14. Домашнее задание 1 минута

Наш урок подошел к концу. У вас сегодня будет необычное домашнее задание. Надо к следующему уроку записать на листочек как можно больше литературных произведений с числительными в названии (С. Маршак «Двенадцать месяцев» , русская народная сказка «Волк и семеро козлят» и т п)



САМОАНАЛИЗ УРОКА

Русского языка Тимофеевой С.Н по теме


«Имя числительное.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности»


Тип данного урока: урок ознакомления с новым материалом

Основная цель урока: открыть новое знание: имя числительное –часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете была достигнута.

Ведущей технологией данного урока были выбраны технология проблемных ситуаций и работа в группах. На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии и ИКТ. Благодаря выбранным технологиям урок получился результативным, динамичным, интересным. Сами ребята были активны в течение всего урока.

Одна из задач урока – повторение уже изученных частей речи. Ребята показали высокий уровень теоретических знаний, верно формулируя основные признаки частей речи. При сортировке слов не было допущено ни одной ошибки, хотя слова подбирались с подвохом (бег, прыжок, хорошо, красив) Думаю, что это связано с тем, что ребята работали в группе. Работа в группе на данном этапе была эффективной. Дети показали высокий уровень самостоятельности и коммуникативной культуры.

Благодаря правильному отбору материала удалось сформулировать проблему. Ученики без труда дали характеристику новой части речи, показав умение увидеть главное и правильно формулировать. Ребята предлагали интересные названия для новой части речи «числовик», «численник».

Мы сравнили свой ответ с формулировкой из учебника, которая была вынесена на слайд.

С помощью учителя была сформулирована вторая проблема: нельзя ли сгруппировать как-то эти числительные? В ходе проверки выяснилось, что одна группа справилась самостоятельно, сумев найти три (!) основания для группировки. Три группы самостоятельно сумели найти только одно основание для классификации. Пятая группа справилась с незначительной помощью учителя

На этапе первичного закрепления знаний обучающиеся были активны, безошибочно определяли тип числительного.

Самостоятельная работа на уроке была эффективной за счет дифференциации. Были продуманы задания и для ребят с ограниченными возможностями. Обучающиеся получили такое задание, с которым сумели справиться. Задание было представлено на карточке на планшете в виде дидактической игры, что активизировало интерес к выполнению. Для сохранения здоровья детей важно и то, что задание по карточке № 1 обучающиеся выполняли в произвольной позе на паласе в конце класса. Это позволило снять мышечное напряжение. Затруднение при выполнении задания № 1 было только у одного ученика, он неоднократно во время выполнения простого репродуктивного задания обращался за помощью к учителю. Но в результате сумел справиться с заданием и остался доволен результатом своей работы.

При проверке работы по карточке № 2 выяснилось, что ребятам не хватило знаний для безошибочного выполнения заданий. Многих пословиц и поговорок они не знали, но сумели заменить пропущенные слова подходящими по смыслу числительными. Ошибок по теме урока допущено не было. Дети получили удовлетворение от своей работы и получили возможность обогатить свою речь образными выражениями.

В ходе проверки работы по карточке № 4 в работах двух учеников были обнаружены ошибки, которые они обнаружили уже при обсуждении и сами исправили. Что говорит о том, что идет процесс формирования регулятивных учебных умений.

С карточкой № 4 ребята справились без ошибок, показав высокий уровень усвоения знаний.

В карточке № 5 ребята должны были обратиться к работе с учебником. Задание было творческим, направленным на развитие речевой культуры учащихся и закрепление нового знания. Ошибок в дифференциации количественных и порядковых числительных не было.

Ребята подвели итог урока, еще раз рассказали о новой части речи и её разновидностях. Большинство учащихся во время всего урока были активны. Каждый ученик имел возможность высказаться, показать свои знания, выдвигать гипотезы и доказывать их.


Анализ рефлексии (цветочков с наречиями) показал, что большинство учащихся были удовлетворены своей работой. Об этом говорят такие наречия, как интересно, радостно, увлекательно, весело, уютно, необычно, занимательно. Некоторые учащиеся выбрали наречия, которые отразили их физическое состояние – холодно, жарко, голодно… и некоторые выбрали наречия, которые выразили тревогу: волнительно, интересно и тревожно. Тревога, возможно, была связана с присутствующими на уроке гостями (зрителей было больше, чем учащихся в классе) Но таких ответов было немного. Большинство учащихся были удовлетворены своей работой.

Не все учащиеся сумели подобрать 5 наречий, некоторые написали наречия только на 3 или 4 лепестках. Хочется учесть это на будущее и при выполнении аналогичного задания пронумеровать лепестки, чтобы увидеть какие наречия были записаны первыми. Потому что не исключено, что написав 1-2 наречия самостоятельно, остальные ученик дописал только потому, что учитель просил написать на каждом лепестке. В таком случае при анализе рефлексии данные будут искажены.

Ошибок в определении части речи не было, т е все слова, записанные на лепестках действительно были наречия. Это говорит о высокой результативности предыдущего урока, на котором изучалась данная часть речи.

При выполнении самостоятельной работы, обучающиеся, которые уже справились со своим заданием, пытались помочь своим одноклассникам при выполнении их задания и с большим интересом заглядывали в чужие карточки. На уроке царила атмосфера сотрудничества.


Исходя из выше сказанного, я считаю, что урок достиг своей цели, открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.

Задачи урока были выполнены. Работа в группе была эффективной. Ребята показали высокий уровень коммуникативной культуры и сформированность монологической речи.

Были созданы условия для открытия нового знания учащимися. Помощь учителя на этапе открытия нового знания была направляющей. Новое знание ребята сформулировали самостоятельно.


Обучающиеся научились выделять в группе слов порядковые и количественные числительные, а так же получили возможность научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.

При выполнении самостоятельной работы трое учащихся допустили ошибки на применение нового знания, что является показателем высокой результативности. 22 ученика (88 %) (выполнили самостоятельную работу без ошибок на изучаемую тему.

Урок соответствует программным требованиям, цель достигнута. Выполненную работу считаю удовлетворительной.

Литература:


  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Москва , Просвещение, 2012

  2. «Примерные программы основного общего образования» Москва, Просвещение, 2012

  3. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» в трех частях под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. Москва, Просвещение, 2012

  4. «Русский язык» учебник С.В. Иванов, Вентана-Граф, 2010