repead.ru 1 2


ПРОМ и МЕД №6

Газета кафедры промышленной и медицинской электроники

Института неразрушающего контроля Национального исследовательского Томского политехнического университета

24 марта 2012 г.



Успеваем вместе!

Ни для кого не секрет, что в последнее время отмечается общий спад успеваемости. Преподаватели кафедры ПМЭ делают всё, что в их силах, чтобы одолеть этот студенческий «недуг», но без помощи студентов не обойтись. И поэтому очередной номер кафедральной газеты мы посвятили самым актуальным вопросам – вопросам успеваемости.

Успевайте вместе с нами!

Кто виноват и что делать,

или

Проблема успеваемости на кафедре ПМЭ

(Интервью с Г.С. Евтушенко провела Екатерина Шинкаренко, магистрант 2 курса)

Геннадий Сергеевич, известно, что одна из главных проблем на кафедре сегодня – это низкая успеваемость студентов. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу.

– Да, действительно, проблема успеваемости очень серьёзная. Мы не можем понять, почему так происходит и что же делать. Я вот сейчас ходил на лекцию лично посмотреть на посещаемость 2-го курса. Увы, не 100%. Да и некоторые просто спят на лекции! Спрашиваю, почему так, может преподаватель плохо ведёт предмет, неинтересно им… Попросил выйти преподавателя, чтобы ответили, не стесняясь, так нет, говорят, нормально, интересно. Непонятно, почему такое отношение к учебе! Мы вот добавили дисциплину «Основные образовательные программы» – введение в специальность для первого курса, где разные преподаватели кафедры проводят занятия, рассказывая каждый о своей тематике. Информатику забирали вести на кафедре, чтобы студенты с первого курса ближе с ней познакомились, но у нас её обратно отобрали. Из плюсов – магистранты вот, в рамках педагогической практики занятия ведут, это хорошо, что есть взаимодействие студентов старших и младших курсов, может они что-то спросят, узнают, старшие курсы поделятся чем-то. Помощь старших курсов при наборе требуется, чтобы более осознанно к нам приходили учиться, должно быть больше профессиональной ориентации при наборе. Может быть, нет заинтересованности в будущей профессии. Обидно, что человек с высшим образованием зарабатывает меньше, чем какой-нибудь «левый бизнесмен», извиняюсь за выражение. Но это всеобщая проблема у нас…


- Мне кажется, что ещё на успеваемость влияет такая проблема: студентов пугают отчислением, деканат вывешивает списки отчисляемых, указывает сроки закрытия сессии, например, до 20 февраля, а на самом деле многие ещё в апреле долги сдают. То есть студенты знают, что их на самом деле не выгонят…

- Да, есть такая проблема. Раньше у нас была такая практика – отчисление и зачисление на платной основе. И еще одно – многое зависит от ситуации в группе. В каждой группе есть Лидеры и «лидеры». Кто пересилит, так группа и учится…

- Геннадий Сергеевич, говорят, что планируется отменить МДЭ на 4 курсе, это правда?

- Да, планируется убрать у бакалавров МДЭ и сделать вместо него вступительный экзамен в магистратуру. Ведь у нас с такой успеваемостью некого будет из своих студентов в магистратуру брать! Придется чужих брать, а ведь в магистратуру можно поступать с любой другой технической специальности, поэтому у нас должен быть вступительный, чтобы проверить, знакомы ли люди с электроникой, например, общие вопросы вроде «что такое полупроводник»… Ну, нашим студентам нечего бояться, они поступят при желании. Плохо, что психология отношения к учёбе такая. Особенно с тех пор, как началось «массовое производство» магистров. Сами знаете, ведь вы в магистратуре учитесь  Раньше мы брали в магистратуру только тех, кто действительно хочет заниматься наукой…

- Но ведь нас лишили выбора и мы изучаем в течение двух лет то, что раньше изучалось на пятом курсе, потому что диплом бакалавра работодателями не воспринимается всерьёз. Это же стремление России к европейскому стандарту, и теперь все вынуждены идти в магистратуру. А раньше ведь была система обучения 4 + 2 или 1 год на выбор?

- Да, в этом что-то было. Возможно, еще вернутся к старой системе, на этот счёт ведутся дискуссии. А сейчас есть вариант выделять из магистров тех, кто больше склонен к науке и тех, у кого скорее технический проект – ведь это не означает, что это плохо! И соответственно давать дипломы Master of Science или Master of Technology. Еще студенты знают, что есть возможность выполнять магистерскую работу и при этом работать, например, в Институте оптики атмосферы или в ИНК у нас и получать зарплату.


- Спасибо, Геннадий Сергеевич, не буду Вас задерживать. Узнаем, что думают студенты и преподаватели насчёт проблемы низкой успеваемости!

Опрос преподавателей и

студентов

(провели студентки 3 курса Юлия Семушкина и Галина Мурзина)

Амыр Сакашев, студент 3 курса гр. 1Д90

- Как ты считаешь, от чего зависит успеваемость?

- Успеваемость зависит от желания самого студента, от качества отражения преподавателем информации в лекциях. Также немаловажно усердие студента и его довузовская подготовка.

- В чем причина снижения успеваемости?

- Все меньше людей стремятся учиться. Студенты стали больше времени уделять различным развлечениям: играть в компьютерные игры, либо идут работать в ущерб учебе.

- Как ты думаешь, как можно бороться с неуспеваемостью?

- Я думаю, что нужно каким-либо образом наказывать студентов, которые пропускают занятия и потом что-нибудь не могут сдать. А для тех студентов, что стараются учиться, уделять больше внимания, назначая консультации для разбора непонятного материала.

- А чем еще, кроме учебы, ты занимаешься?

- Я занимаюсь чтением различных книг. Например, «Вархамер 40 000». Также играю в компьютерные игры, но в последнее время все реже.

- Раскроешь свой секрет успеха в учебе?

- Обязательно должна быть подведена определенная база со школы. Человек сам не должен зазнаваться, так как это может повлиять на учебу. Нужно просто внимательно слушать преподавателя и вникать в предмет. Зубрежкой ничего не возьмешь, только пониманием.

Евгений Витальевич Ярославцев, доцент

- По вашему мнению, от чего зависит успеваемость студентов?

- Есть несколько факторов. Основные из них:


  1. Заложенная родителями база

  2. Мотивация. Либо человек занимается, либо нет. Главное, чтобы у него было желание.

- Вы тоже учились. В чем секрет хорошей успеваемости?

- У нас отношение к делу было другое. В наше время все были настроены на то, чтобы нормально выучиться и занять соответствующее место в жизни. Я поступал в 1966 году. Тогда выпускались одновременно десятый и одиннадцатый классы. Был дикий конкурс: на 95% мест поступили одни медалисты.

- Как вы думаете, почему сейчас снижается успеваемость студентов?

- Качество образования в школе снижается с каждым годом, поскольку у педагогов, в связи с низкими зарплатами, заинтересованность к делу пропадает.

Еще один фактор – это низкий порог для поступления в ВУЗ. По последним данным поступают до 85% выпускников, что влияет на отношение к образованию. В наше время же поступало 10-15 % выпускников и только лучшие.

- Ответьте, пожалуйста, как бороться со снижением успеваемости?

- Мне нравится принцип, который заложен в Шотландии. У них есть пять градаций дипломов. Человек может учиться всю жизнь: ему не грозит ни армия, ни какие-то другие проблемы. Он просто платит и учится хоть «до потери пульса». Но есть лазейка. Если ты совсем ничего не сдал, то все равно получаешь зеленый диплом (5 уровень), в котором написано, что он прослушал данные курсы. Естественно, что его никто не возьмет на работу, но, получив этот диплом, человеку будет приятно.

У нас должны действовать точно также, потому что если мы будем выгонять или брать любых студентов, то возникнет напряженная социальная ситуация. Так молодые люди будут при деле, вдали от пагубных привычек, азартных игр и т.д и т.п.

- Когда вы учились, были ли какие-то секреты в учебе?

- Я дышал своей будущей профессией. А шпаргалки… Было несколько артистов, которые пользовались ими всю жизнь, но это у нас не котировалось и презиралось. Сейчас все перевернулось с ног на голову. Считается незазорным списать, подглядеть.


- Скажите, как сейчас можно заинтересовать студентов?

- Пока промышленность будет «лежать на боку», большой заинтересованности студентов не будет. В наше время и зарплаты были соответствующие, народ был заинтересован, шли в институт и нормально занимались, и вооружение было самое лучшее и прочее. Сейчас же – бардак.

Россия проспала момент, когда началось развитие сотовой связи. В наши дни это очень большой сектор, куда мы уже вклиниться не можем.

Павел Мельников, студент 2 курса гр. 1А02

- Как ты считаешь, от чего зависит успеваемость?

- Я думаю, прежде всего, она зависит от работоспособности студента. Если человек не ленится, то все возможно.

- Как ты думаешь, почему сейчас снижается успеваемость?

- Возможно, уровень успеваемости зависит от личных качеств.

- Что ты думаешь по поводу борьбы с этой проблемой?

- Мне интересно то, что я изучаю. Даже если мне неинтересно, то я стараюсь найти хоть каплю интересного. Я думаю, что если интересно учиться, то никаких проблем возникнуть не должно.

- Чем еще ты занимаешься кроме учебы, и в чем секрет твоего успеха в учебе?

- В свободное время я занимаюсь самбо, 6 лет назад занимался дзюдо.

Секрет моего успеха… Если бы я знал, в чем секрет моего успеха, то давно бы поделился им со всеми остальными.

Примечание редакторов: Павел – стипендиат Правительства РФ

Олег Самигулович Вадутов, доцент

- Скажите, отчего зависит успеваемость студентов?

- Знаете, я думаю, что наши студенты просто-напросто не работают. Если смотреть на цифры, то китайские студенты учатся на много порядков лучше наших.

Успеваемость зависит от желания самих студентов, от желания хорошо учиться, то есть в понятии «на 4 и 5». Я считаю, что студент должен систематически учить пройденный материал, тогда и проблем возникнуть не должно.


- Когда-то Вы тоже были студентом. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте обучения.

- Раньше были другие времена. Трудно сравнивать с настоящими. Отличительная особенность того времени – у нас был полноценный коллектив. Сейчас же, увы, такого нет, и каждый сам по себе. В моей группе была взаимовыручка, все помогали друг другу в сложной ситуации. С экзамена никто не уходил, пока последний человек не выйдет из аудитории, и мы не узнаем его оценку. Я много раз помогал тем, кому трудно давалась учеба, так как неплохо учился. Группа должна быть единой сплоченной командой.

- Как вы думаете, почему сейчас снижается успеваемость?

- На мой взгляд, вся беда в том, что около 80% школьников идут в высшее образование. Так не должно быть. Слишком много, так называемых, ВУЗов по стране. В СССР их было около 600, сейчас – более 3000. Многие ВУЗы только носят такое название, а ВУЗом, на самом деле, там и не пахнет. Возможно также проблема в том, что в нынешнее время проходной балл намного ниже, чем раньше. Это дает возможность пролезть даже троечникам, чего категорически не должно быть.

- Как Вы думаете, что нужно делать, чтобы бороться с неуспеваемостью студентов?

- Надо работать.

- Скажите, а как можно повысить успеваемость студентов, какие советы Вы могли бы дать?

- Знаете, вся проблема в том, что советы, чаще всего, даются впустую. Такие студенты хотят испытать все сами на себе. Сколько им не говорят слушать кураторов, которые следят за их успеваемостью и дают советы, все впустую.

Второй совет, который я хотел бы дать. Мне нравится одна английская поговорка: «Лошадь можно привести к водопою, заставить пить – нельзя».

Иван Путин, студент 2 курса гр.1А02

- Как вы думаете, от чего зависит успеваемость?

Успеваемость студентов прежде всего зависит от окружения, от преподавателей, которые ведут у него какие-либо дисциплины. Также успеваемость зависит от самого студента, от того, как он трудится, учится, пытается учиться, заинтересован ли он в этих предметах. Думаю это основные факторы, которые можно выделить.


- Как вы думаете, почему успеваемость так снижается?

- Прежде всего, это незаинтересованность самих студентов. Сейчас у молодежи другие приоритеты, многие просто не находят себя в учебе. Также отвлекает интернет, компьютерные игры. Студенты просто не ходят на занятия. Ну, и лень, конечно же.

Как же все-таки бороться с плохой успеваемостью?

Думаю, сам студент должен с этим бороться, должен уметь перебороть себя, свою лень, должен заинтересовать себя там, где он учится, какая у него специальность. Должен найти что-то интересное, какой-то уголок в себе, заинтересованный в учебе.

Чем еще вы занимаетесь, кроме учебы? Какой ваш секрет успеха в учебе?

Мой секрет. Во-первых, я попал в хороший коллектив, который при необходимости помогает и поддерживает меня в случае каких-либо трудностей, я знаю к кому обратиться, кто может помочь и никто из них не откажет мне. Во-вторых, знания, которые заложились еще в школе, в общем, сюда я пришел уже подготовленным. Помимо учебы я занимаюсь спортом, хожу в тренажерный зал, играю в баскетбол, хожу на самбо. Это не мешает мне учиться, я всегда нахожу время для учебы.

Алексей Иванович Солдатов, доцент

- Как Вы думаете, от чего зависит успеваемость студентов?

- Во-первых, успеваемость зависит от самого студента, чувствует ли он, что ему это нужно или нет.

Во-вторых, от преподавателя, как он умеет преподнести данный материал. Скорее даже как-то мотивировать. Например, внеплановый контроль знаний.

- Скажите, в наше время успеваемость студентов падает. Почему?

- Знаете, успеваемость не падает. Она как черная и белая полоса. То растет, то падает. Например, 4 курс в этом году хорошо закрыл сессию, чего не скажу о третьем.

- Алексей Иванович, вы тоже когда-то были студентом. Пожалуйста, поделитесь секретом хорошей учебы.


- Секрет хорошей учебы…Я бы выделил два основных момента. Я не сразу для себя это открыл, но мне это удалось. Я приходил домой и сразу прочитывал лекции. Если же что-то не успевал записывать на лекции, то дополнял дома. И за 10 минут до следующей лекции заново прочитывал материал. Этого мне хватало, чтобы во время сессии ничего не учить. Позже, на третьем курсе, я устроился в НИИ интроскопии. Мне хватало времени и чтобы работать, и чтобы отдыхать, и чтобы учиться без троек.

- И опять-таки возвращаясь к теме неуспеваемости. Скажите, как студентам бороться с неуспеваемостью?

Наверное, нужно, прежде всего, преодолеть себя.

Кирилл Рогожин, студент 4 курса гр.1А81

- Как вы думаете, от чего зависит успеваемость студентов?

- Успеваемость студента зависит от трудолюбия, желания заниматься и от помощи его одногруппников.

- Как вы думаете, от чего снижается успеваемость?

- Лень, много соблазнов. У меня не снижается успеваемость. Возможно, некоторым студентам неинтересна изучаемая дисциплина, возможно, они не правильно определились с будущей специальностью. Каждый сам решает – хочет он учиться или нет.

- Как бороться с плохой успеваемостью?

- Стимулировать студентов любыми способами, например, денежные поощрения. Можно вводить больше практических занятий, чтобы студенты не только теоретически все изучали, но и практически. Больше практики. Например, можно добавить в программу какие-либо проекты, которые будет выполнять сам студент, собирать это устройство и получать за это деньги.

- Кроме учебы, чем еще вы занимаетесь? В чём секрет вашей хорошей успеваемости?

- Занимаюсь музыкой, люблю играть на гитаре. Стараюсь не лениться, не люблю лень. Вот мой секрет успеха.

Олеся Анатольевна Кожемяк, заведующий сектором молодёжной науки ИНК

- Как вы думаете, от чего зависит успеваемость студентов?

- В первую очередь успеваемость зависит от заинтересованности и ответственности перед самим собой.

- Вы тоже когда-то учились, поделитесь своим опытом в успехах в учебе?

- Учится надо регулярно – это самое главное условие. Занятия надо посещать обязательно, чтобы получать информацию из первоисточника, а не из лекций соседа, чтобы информация была воспринята непосредственно самим студентом. В этом случае студент правильно интерпретирует полученную информацию. Заниматься регулярно, работать регулярно, если что-то непонятно, не стесняться спросить у ребят, у которых это получается лучше. По-моему, рецепты достаточно простые и очевидные.

- В данное время наблюдается снижение успеваемости нынешних студентов. Как вы считаете, с чем это связано? Как с этим бороться?

- Говорят, бороться с чем-то нельзя, нужно быть за что-то. Так как противоборство – это не очень хороший процесс. Когда мы за хорошую успеваемость все дружно, так гораздо лучше работать. Поэтому как с этим жить и что делать, чтобы улучшить, кому? Студентам или преподавателям, либо всем вместе. Как повысить успеваемость? Возникает встречный вопрос: «Является ли это проблемой для студентов?» Считают ли студенты, что это проблема: неуспеваемость или средняя успеваемость? Возможно, для самого студента это не является проблемой, мы видим эту проблему, а студент нет. Кто сказал, что нужно учиться хорошо? Студента устремляют, направляют, заставляют, но это зависит от самого студента. Каждый из студентов сам выбирает к чему стремиться. Так, может, в этом проблема? Многие не видят для себя цель. Изменилось понятие учиться хорошо, многие считают, что сдать сессию это уже хорошо. Поменялись ценности, никто сильно не стремится учиться на пятерки. Все зависит от того, какие ценности ставит себе студент. Систематическая неуспеваемость студента связана с неправильным распределением времени, неумением себя организовывать и заставлять себя спросить у тех, у кого это лучше получается.


Фёдор Блынский, студент 3 курса гр.1Д90

- Как вы считаете, от чего зависит успеваемость?

- В первую очередь, успеваемость студентов зависит от их личной инициативы, то есть, если у студента есть желание, он сделает все, чтобы добиться успеха. Если же желания как такового нет, либо мешают учиться какие-либо личные причины, то тут уже ничем не поможешь.

- Как вы думаете, почему снижается успеваемость?

- У студентов нет мотивации для учебы. Они знают, что надо учиться, но как такового ощущения и желания нет, поэтому успеваемость снижается. Также студентам необходимо зарабатывать на жизнь, и дополнительные подработки отнимают у них время. Это все в целом сказывается на успеваемости.

- Как, по-вашему, какую мотивацию можно задать студентам?

- Стимулировать плохим чем-то – не вариант, так не добьешься от студентов хорошей успеваемости, поэтому, я считаю, нужно ввести систему поощрений, но не разовых, а чтобы студент знал, что, если он будет стабильно и хорошо учиться, то ему за это все воздастся.

- Чем еще, кроме учебы вы занимаетесь? В чем секрет вашего успеха в учебе?

- У меня есть свободное время, есть желание учиться. Занимаюсь, потому что мне это нравится. Кроме учебы, я занимаюсь научной работой, а также живу активной студенческой жизнью.

Примечание редакторов: Фёдор – стипендиат Правительства РФ

Елена Сурненко, 1 курс магистратуры гр.1ДМ10

- Елена, как вы думаете, от чего зависит успеваемость?

- Успеваемость студентов зависит от подачи материала преподавателем. От желания студентов, от перспектив в данной сфере образования и специальности. То есть, если нет перспектив, нет и стремления учиться.

- Как думаете, почему снижается успеваемость?

- Во-первых, студенты работают на почти нерабочих и устаревших стендах. Во-вторых, никаких перспектив, ничего нового и интересного нет. Нет подачи материала интересного и применимого к практике. Также можно сказать, что специальность, сама кафедра, не оправдывает надежд. Просто есть много преподавателей, которые просто тянут время на своих парах и ничего полезного не дают. Сейчас специалисты требуются с определенным уровнем знаний, этот набор знаний должен даваться в университете. К сожалению, он не дается, а дается устаревший набор знаний, то есть кафедра не следит за нововведениями и новыми течениями. Если, например, будут особые программы, которые требуют работодатели, преподаваться в более хорошем качестве и понятном и более подробном, то успеваемость будет расти, потому что студенты знают для чего это нужно.

- Как бороться с плохой успеваемостью?

- Во-первых, изменить само расписание, убрать те предметы, которые вообще никаким образом не влияют на образование.


следующая страница >>