repead.ru 1 2 ... 9 10

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Теоретическая грамматика»


для специальности – 033200 «иностранный язык»


Утверждена на заседании кафедры


английского языка

« 30 » августа 2006 г.,

протоколом № ____№1 ___.


Воронеж – 2006

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык
Квалификация учитель иностранного языка


«…ДПП.Ф.05 - Теоретическая грамматика

Предмет грамматики как науки. Грамматический строй языка. Грамматическая форма и грамматическое значение, грамматические категории. Морфология и синтаксис, их основные единицы. Виды морфем. Морфемный состав слова. Части речи и их морфологические категории. Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика текста. Теория актуализации. Понятие ядра и периферии в языке. Методы грамматического анализа. Этапы развития теоретической грамматики…».


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка


Программа учебной дисциплины

«Теоретическая грамматика»


для специальности – 033200 «иностранный язык»


Составитель:

К. ф. н. Антонова Л. А.


Воронеж – 2006



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2000 года и соответствует государственному стандарту 2005 года. Специальность 033200 «Иностранный язык». Дисциплина ДПП.Ф.05 – Теоретическая грамматика.

Курс теоретической грамматики ставит перед собой как основную цель начало формирования у студентов умения использовать имеющиеся у них и полученные при изучении данного курса сведения о грамматике английского языка для системного, научно обоснованного, эффективного обучения грамматике в школе.

Для достижения постановленной цели в курсе намечаются следующие задачи:

  1. Познакомить студентов с основными положениями современной грамматической науки, установив при этом связи между грамматикой как наукой и грамматикой как учебной дисциплиной практического характера;

  2. Сформировать у студентов целостное представление о грамматической системе английского языка;

  3. Научить студентов использовать различные подходы к изучению грамматики и разнообразные методы грамматического анализа;

  4. Заложить основы навыка прогнозирования трудностей усвоения грамматических явлений английского языка и поиска научно обоснованных практических путей их преодоления.

  5. Соответственно, к окончанию курса студент должен уметь:

  6. Достаточно свободно оперировать понятийным аппаратом данного курса, давая определения, раскрывая содержание отдельных понятий, в том числе, и при помощи иллюстративного языкового материала, устанавливая соотношения между различными понятиями;

  7. Характеризовать отдельные явления грамматической системы английского языка с точки зрения их места в системе и выявлять возможности возникновения трудностей при обучении им;
  8. Распознавать грамматические единицы в контексте, соотносить их общие характеристики с особенностями употребления в данном случае, применять различные подходы и методы анализа, облегчающие их усвоение.


Перечисленные умения формируются в ходе лекционных и практических (семинарских) занятий и контролируются по окончании курса на экзамене. Экзамен проводится в форме собеседования на основе проблемных вопросов и практических заданий. Проблемные вопросы представляют собой результат дробления и модификации вопросов к семинарским занятиям. Например, на основе вопроса «Актуальное членение: роль в грамматике, различные подходы, языковые средства» к семинару модно сформулировать такие проблемные вопросы, как:

Чем актуальное членение отличается от других типов?

Почему бывает трудно обнаружить в предложении рему?

Любое ли ударение соотносимо с ремой?

Как можно распознать или выделить рему в письменном тексте?

Зачем учителю и ученикам актуальное членение?

Практическое задание представляет собой отдельное предложение или краткий текст с подчеркнутыми грамматическими единицами.

Hardly anybody has come yet.

При отсутствии инициативы со стороны студента, ему могут быть заданы направляющие вопросы типа:

- Какие трудности могут возникнуть при работе с данной грамматической единицей?

  • А вообще что это за единица?

  • Чем она интересна в английской грамматической системе?

  • Чем она трудна для русских учеников?



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


(заочное отделение)

7 семестр

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных


всего практ. лекц.

СРС

1.

Грамматика как наука и учебная дисциплина.


8

2 0 2

6

2.

Основные понятия морфологии.

10

2 0 2

8

3.

Части речи.

10

2 0 2

8

4.

Английское существительное и его категории. Артикль.

10

2 0 2

8

5.

Английский глагол: категории времени, вида, перфекта.

14

2 0 2

12

6.

Английский глагол: формы залога и наклонения.

10

2 0 2

8

7.

Основные аспекты предложения.

12

2 0 2

10

8.

Проблемы классификации предложений и их членения.

12

12 0 2

10

9.

Текст как грамматическая единица

20


0 0 0

20




ИТОГО:

106

16 0 16

90

8 семестр


№№

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных


всего практ. лекц.

СРС

1.

Грамматика как наука и учебная дисциплина.

8

2 2 0

6

2.

Основные понятия морфологии.

10

2 2 0

8

3.

Части речи.

10

2 2 0

8

4.

Английское существительное и его категории. Артикль.

10

2 2 0

8

5.

Английский глагол: категории времени, вида, перфекта.

14

2 2 0

12

6.


Английский глагол: формы залога и наклонения.

10

2 2 0

8

7.

Основные аспекты предложения.

12

2 2 0

10

8.

Проблемы классификации предложений и их членения.

12

12 2 0

10

9.

Текст как грамматическая единица

20

2 0 0

20




ИТОГО:

106

16 16 0

90



Примерный план семинарских занятий (для заочного отделения)


  1. Грамматика как наука и учебная дисциплина.

    1. Предмет грамматики и ее разделы.

    2. Грамматические единицы, их иерархия.

    3. Подходы к изучению грамматики.

    1. Методы грамматического анализа.

  1. Основные понятия морфологии.

    1. Грамматическое значение и грамматическая форма. Грамматическая категория.

    1. Морфема как языковая единица. Морфема и морф. Алломорф в английской грамматике.

    2. Типы морфем и морфемный состав слова.

3. Части речи.


3.1Цели и проблемы классификации слов в грамматике.

3.2.Критерии выделения частей речи.

3.3Полевая структура в приложении части речи.

3.4 Знаменательные и служебные части речи в английском языке

4. Английское существительное и его категории.

4.1 Оппозиция в категории числа.

4.2 Лимитированность категории.

4.3 Статус падежных окончаний в английском языке.

4.4Значение падежных форм в английском языке.

4.5 Артикль как определитель английского существительного.

4.6 Количество артиклей в английском языке и проблемы их оппозиции.

5. Английский глагол: категории времени, вида, перфект.

Время как категория глагола.

5.1 Роль точки отчета в системе английских временных форм.

5.2 Временные значения и так называемые английские времена.

5.3 Проблемы оппозиции в категории времен английского глагола.

5.4 Вид как грамматическая категория

5.5 Особенности оппозиции видовых форм в английском.

5.6Основные и контекстуальные значения видо-временных форм английского глагола.

5.7 Место перфекта среди других категорий английского глагола.

6. Английский глагол: формы залога и наклонения.

6.1 Категориальное значение залога и проблемы оппозиции.

6.2 Разнообразие значений так называемой активной формы.

6.3 Место наклонения среди других средств выражения модальности.

6.4 Проблемы построения оппозиции в категории наклонения в английском языке.

7. Основные аспекты предложений.


    1. Типы синтаксической связи и синтаксические единицы.

    2. Проблемы определения предложения и его основные аспекты.

    3. Структура предложения и его значение.

    4. Предложение как минимальная предикативная единица.

    5. Предложение как минимальная коммуникативная единица.


8. Проблемы классификации предложений и их членения.

    1. Роль выявления типа предложения и возможностей его членения при изучении предложений иностранного языка.

    2. Различные подходы к классификации предложений.

    1. Проблемы так называемой структурной классификации предложений.

8.4Прагматическая классификация предложений: традиционный и современный подходы.

8.5Различные принципы членения предложений.

8.6Традиционная модель членов предложения.

8.7Актуальное членение предложения: его роль в грамматике, различные подходы, языковые средства.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Предмет грамматики как науки и понятие «грамматический строй языка». .

Грамматика как аспект языка, ее место среди других аспектов. Основные особенности грамматического строя английского языка.

Грамматика как наука и ее соотношение с теоретическим и практическим учебными курсами грамматики. Предмет грамматики и ее разделение на морфологию и синтаксис. Морфология и синтаксис как разделы грамматики: их основные единицы. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса. Грамматические единицы, их иерархия. Различные подходы к изучению грамматики. Методы грамматического анализа. Взаимосвязь подходов и методов.


Основные понятия морфологии.

Морфема как единица языка. Морфема и морф. Форма слова и морфемный состав слова. Типы значения в языке. Грамматическое значение и грамматическая форма. Грамматическая категория. Основные категории английской грамматики.Типы морфем. Корни, аффиксы. Связанные и свободные морфемы. Нулевая морфема. Прерывистые и непрерывные морфемы.


3. Части речи.

Проблемы классификации слов. Части речи как классы слов: . Критерии выделения частей речи значение, словообразование, морфологические категории, сочетаемость и типичное функционирование.. Особенности учитываемого лексического значения. Словообразовательные модели и части речи. Парадигма как признак части речи. Валентность и сочетаемость. Функционирование слов в предложении и части речи. (Зарубежные классификации слов.) Деление частей речи на знаменательные и служебные. Краткая характеристика частей речи современного английского языка: существительного, глагола, прилагательного, наречия, предлога, союза, местоимения, числительного, артикля, междометия, частицы. (Модальные слова и слова состояния, их место в системе частей речи.) Проблема слов – предложений. Понятие ядра и периферии в языке и возможности применения полевой структуры при изучении частей речи.



4. Существительное.

(Возможные субкатегоризации внутри класса и их релевантность.) Категория числа. Оппозиция и особенности ее реализации в английском. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Категория падежа. Падеж как языковая категория и ее особенности в английском. Лимитированность категории. Различные точки зрения на падеж. Проблема синтаксической корреляции и формальных показателей. (Проблема категории рода.) (Существительное в роли препозитивного определения.) Артикль и существительное. Количество артиклей и их оппозиция. Проблема нулевого артикля.


5,6 Глагол.

Возможные субкатегоризации глаголов и их релевантность. Личные и неличные формы глаголов, критерии их выделения и основные характеристики. Категории глагола и его парадигма. Категория времени английского глагола. Роль точки отчета в английской временной системе. Абсолютные и относительные времена. Время как термин в теории и практике преподавания. Проблемы оппозиции. Особенности будущего в прошедшем. Особенности видовой оппозиции в английской грамматической системе. Время и вид, основные и контекстные значения. Перфектные формы и проблемы их интерпретации. Различные точки зрения на перфект, их теоретическая и практическая значимость. Перфект как особая категория. Залог и проблемы определения категориального значения. Лимитации в категории залога в английском. Так называемые взаимный, возвратный и срединный залоги. Проблемы оппозиции в системе наклонений. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения: их значение и формальные показатели. Проблемы сослагательного наклонения в английском языке.


7. Предложение в его отношении к языку и речи.

Место предложения среди других грамматических единиц. Проблемы иерархии. Проблемы определения предложения. Основные аспекты предложения. Номинативный аспект значения. Номинация в предложении и в слове. Предложение как минимальная предикативная единица. Различное понимание термина «предикативность». Предикативность и модальность. Предикативность и предикативная синтаксическая связь. Другие типы синтаксической связи (сочинение и подчинение). Структура предложения и его модель. (Минимальная структура предложения. Синтаксические процессы.) Предложение как коммуникативная единица. Теория актуализации. Структура предложения и коммуникативное намерение говорящего. Интонация и значение предложения.



8. Проблемы классификации предложений и их членения.

Проблемы членения предложения. Различные критерии классификации и проблемы при вычленения типов.Типы предложений. Структура предложения и структурная классификация предложений. Роль порядка слов в английском предложении. Основные подтипы простого предложения. Проблемы вычленения односоставных предложений. Подтипы сложного предложения. Дальнейшая субкатегоризация сложноподчиненных предложений. Зарубежная классификация придаточных. Семантическая и прагматическая классификации предложений.: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, их структура. Проблемы восклицательного предложения..

Различные подходы к членению предложения. Члены предложений - традиционная модель. (Краткая характеристика членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.)

Актуальное членение членов предложения. Актуальное членение предложений. Проблемы выделения темы и ремы в распространенном предложении. Градуальный метод актуального членения. Средства актуального членения. Соотношение актуального членения и структурных компонентов предложения.


9. Текст как грамматическая единица. Грамматика текста на современном этапе.

Отличительная черта текста как грамматической единицы. Связь предложений в тексте. Показатели текстовой связи. Членение текста. Абзац и особенности его построения. Различные типы текстов и их основные характеристики. Текст и дискурс. Актуальное членение текста.


Примерный план семинарских занятий


  1. Предмет грамматики как науки и понятие «грамматический строй языка». .

1.1 Предмет грамматики и ее разделы.

1.2 Грамматические единицы, их иерархия.

1.3Подходы к изучению грамматики.

Методы грамматического анализа.

  1. Основные понятия морфологии.


    1. Грамматическое значение и грамматическая форма. Грамматическая категория.

    2. Морфема как языковая единица. Морфема и морф. Алломорф в английской грамматике.

    3. Типы морфем и морфемный состав слова.




    1. Части речи.

    1. Цели и проблемы классификации слов в грамматике.

    2. Критерии выделения частей речи.

    3. Полевая структура в приложении части речи.

    4. Знаменательные и служебные части речи в английском языке.


5 Английское существительное и его категории.

5.1 Оппозиция в категории числа.

5.2 Лимитированность категории.

    1. Статус падежных окончаний в английском языке.

    2. Значение падежных форм в английском языке.

    3. Артикль как определитель английского существительного.

    4. Количество артиклей в английском языке и проблемы их оппозиции.


6-8 Английский глагол: категории времени, вида, перфект.

    1. Время как категория глагола.

    2. Роль точки отчета в системе английских временных форм.

    3. Временные значения и так называемые английские времена.

    4. Проблемы оппозиции в категории времен английского глагола.

    5. Вид как грамматическая категория.

    6. Особенности оппозиции видовых форм в английском.

    7. Основные и контекстуальные значения видо-временных форм английского глагола.

    8. Место перфекта среди других категорий английского глагола.


9 Английский глагол: формы залога и наклонения.

    1. Категориальное значение залога и проблемы оппозиции.
    2. Разнообразие значений так называемой активной формы.


    3. Место наклонения среди других средств выражения модальности.

    4. Проблемы построения оппозиции в категории наклонения в английском языке.


10 Предложение в его отношении к языку и речи.

10.1 Типы синтаксической связи и синтаксические единицы.

10.2 Проблемы определения предложения и его основные аспекты.

10.3 Структура предложения и его значение.

10.4 Предложение как минимальная предикативная единица.

10.5 Предложение как минимальная коммуникативная единица.


11-12 Проблемы классификации предложений и их членения.

11.1 Роль выявления типа предложения и возможностей его членения при изучении предложений иностранного языка.

    1. Различные подходы к классификации предложений.

    2. Проблемы так называемой структурной классификации предложений.

    3. Прагматическая классификация предложений: традиционный и современный подходы.

    4. Различные принципы членения предложений.

    5. Традиционная модель членов предложения.

    6. Актуальное членение предложения: его роль в грамматике, различные подходы, языковые средства.


13 Текст как грамматическая единица. Грамматика текста на современном этапе.


13.1 Отличительные черты текста как языковой единицы.

13.2 Особенности текстовых связей и их показатели.

13.3 Проблемы членения текста.

13.4 Различные типы текстов и работ с ними при обучении иностранному языку.


COMPREHENTION QUESTIONS


THEME 1: Introduction to the theory of English Grammar

1. What Grammars do you know? What does Grammar study? Do practical and theoretical grammars study the same? How do we divide Grammar into Morphology and Syntax? What makes us say that they are interconnected?


2. What grammatical units do you know? Why don’t we consider a phoneme a grammatical unit? What is a hierarchy? How can you arrange grammatical units into a hierarchy? Can you reproduce a hierarchy without looking into your notes? What principles hold the grammatical hierarchy together? What are the distinguishing features of each level? Why is it difficult to define the text? Why is the status of the phrase in the hierarchy debatable?

3. Can you explain the difference between approaches and methods? Why do we need both methods and approaches for studying Grammar? Are they related in any way? Make sure you can list all the approaches and methods without looking into your notes. Characterize each method and approach shortly. Can you show how we apply them in studying English Grammar? Which methods of analysis are more useful in morphology and which in syntax?



следующая страница >>