repead.ru 1 2 ... 5 6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского»


Ю.В. Родионова

Психология и педагогика

Часть 1 «Психология»

Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией подготовительного факультета для студентов высших учебных заведений негуманитарного направления подготовки.


Нижний Новгород

2008 г.


УДК 53.088

ББК В3В6

Ф-15

Ф-15 Родионова Ю.В. Психология и педагогика. Часть 1 «Психология»: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. – 93 с.

Рецензент: кандидат медицинских наук Л.И. Ильиногорская.


В основу учебно-методического пособия положен государственный общеобразовательный стандарт и Примерная программа дисциплины «Психология и педагогика», утвержденная Министерством образования Российской Федерации (2000 г.) для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов.

Настоящее пособие содержит основные вопросы и понятия курса. Каждая тема сопровождается контрольными вопросами и списком рекомендуемой литературы. Вопросы предназначены для проверки степени усвоения студентами учебного материала. А рекомендуемая литература позволит им получить ответы на вопросы выходящие за рамки учебной программы. Контрольные тестовые задания составлены в соответствии с программой лекционного курса и темами практических занятий и являются эффективным средством закрепления знаний.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов негуманитарного направления подготовки. В результате изучения дисциплины студенты должны знать базовые психологические категории, психологические факты и закономерности; уметь выявлять закономерные связи и раскрывать конкретные механизмы поведения и деятельности человека; иметь представление об установлении механизмов психической деятельности, посредством которых закономерность может проявиться.

УДК 53.088

ББК В3В6

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2008

Содержание




1.

Методология психологии.

4

2.

Психика и организм.

11

3.

Психология познания. Познавательная сфера личности.

17

4.

Индивидуальные проявления и особенности личности.

26

5.

Эмоционально-волевая сфера личности.

35

6.

Психология деятельности.

42

7.

Межличностные отношения в группах и коллективах.

49

8.

Общение как социально-психологическая проблема.

56

9.

Темы для рефератов и докладов.

65

10.

Экзаменационные билеты.

67

11.

Тестовый контроль по итогам курса

69

12.


Приложение

71


Методология психологии



План:

  1. Психология как наука. Место психологии в системе наук.

  2. Психология: предмет, функции и основные отрасли.

  3. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

  4. Методы исследования в психологии.


На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Психология как наука основывается на следующих научных дисциплинах: философия, социология, физиология, история, естественные науки и педагогика.

Предметом психологии являются механизм закономерности психики как определенной реальности и поведение человека, реализующего и отражающего эти закономерности.

Психология выполняет несколько определенных функций.

Функции психологии

Содержание функций

Методологическая

Выводы психологической науки могут служить основой для более частных психологических дисциплин, изучающих отдельные психологические явления

Мировоззренческая


Способствует выработке определенного видения психических процессов

Теоретико-познавательная

Формирует знание о психологии и ее роли в обществе

Аксиологическая

Оценка психических процессов и поведения людей

Регулятивная

Усвоение психологических знаний воздействует на поведение человека

Прогностическая

Раскрытие тенденций психических процессов, их экстраполяция на будущее.

Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку.

Задача любой отрасли психологической науки – облегчать и совершенствовать работу человека в соответствии с видами трудовой деятельности.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Все отрасли психологии можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Целый ряд отраслей психологии изучает психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники, авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта, медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии, патопсихология изучает отклонения в развитии психики, нарушения психики при различных формах патологии мозга, юридическая психология изучает психологические особенности, имеющие отношение к области права, военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.


Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).
Этапы развития психологии как науки.

Первый этап развития психологии как науки о душе. С древних времен потребности общественной жизни заставляли людей различать и учитывать особенности психологического склада человека. Древние философы в своих учениях затрагивали некоторые психологические аспекты, которые развивались в плане либо идеализма, либо материализма. Философы – материалисты древности Демокрит, Эпикур, Лукреций считали душу человека разновидностью материи. Философ-идеалист Платон, напротив, понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Он утверждал, что душа, прежде чем попасть в тело человека, обособленно существует в высшем мире, где познает высшие и неизменные сущности – идеи, а попав в тело, начинает вспоминать виденное до рождения. Платон рассматривал тело и душу как два самостоятельных и антагонистических начала. Его теория положила начало всем последующим идеалистическим теориям: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.и др.Древнегреческий философ Аристотель, ученик Платона, подверг критике идеалистическую теорию своего учителя. В трактате «О душе» он выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Определение психологии как науки о душе было дано более двух тысячелетий назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Изучение души проходило методами самонаблюдения и самоанализа.


Второй этап развития психологии как науки о сознании. Возникновение второго этапа относится к 17 веку и связано с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называют сознанием. Метод самонаблюдения и описания фактов считается основным.

Третий этап развития психологии как науки о поведении. Исторической датой начала психологии как экспериментальной науки является 1879 год, когда в Лейпциге немецкий психолог Вильгельм Вундт основал первую в мире психологическую лабораторию. В 1885 году В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. На этом этапе основными задачами психологии являются постановка экспериментов и наблюдение за результатами, которые можно увидеть реально, т. е. поведение, поступки, реакции человека на ту или иную установку. При этом мотивы, вызывающие реакции, не учитываются.

Четвертый этап развития психологии как науки о внутреннем психологическом мире и духовном развитии человека. Данный этап относится к настоящему времени и связан с изучением объективных закономерностей, проявлений и механизмов психики.
Основные направления в психологии. (Приложение 1.)

1) Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (Э.Торндайк, Д.Уотсон, А.Вейс, Б.Скиннер).

Основными задачами классического бихевиоризма являлись: изучение поведения, управление им, его моделирование, адаптация, приспособляемость к окружающим условиям, выработка навыков (постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта).

Необихевиоризм (Э. Толмена) рассматривал формулу поведения, включающую не два, а три члена: стимул — промежуточная переменная — реакция. Под промежуточной переменной понимаются недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Э.Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение предваряют познавательные (когнитивные) карты, ожидания и гипотезы — именно они служат регулятором действия.


Работы бихевиористов обогатили психологию правилами об общих нормах выработки навыков, о роли подкрепления, о динамике перехода от одних форм поведения к другим.

2) Фрейдизм

Фрейдизм — названное по имени австрийского психолога З.Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм преобразовался в общее учение о человеке, обществе и культуре. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны социальной среды (“цензура” сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п.

З.Фрейд выделил в душевной жизни человека системы Я (Эго), Оно (Ид), Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализуются в сфере бессознательного.

3) Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление, возникшее в Германии в первой трети 20 века, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Во время зарождения гештальтизма особую остроту приобрела проблема целого и части, в том числе целостность психической жизни, ее внутренняя связанность. Будущие гештальтисты практически воспитывались в двух лабораториях: у ученика Ф.Брентано — К.Штумпфа (Берлин) и у Г.Мюллера в Геттингенском университете, где профессором был Э.Гуссерль. Последний видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Все это было предпосылкой возникновения гештальтпсихологии как школы, родоначальниками которой были М.Вертхеймер, В.Келлер и К.Коффка, основавшие в 1921 г. журнал “Психологические исследования”, а также Д.Катц, Е.Рубин и др.


Гештальтизм претендовал на общую теорию психической жизни в целом, хотя его реальные достижения группировались в пределах исследования одной из сторон психического — той, на которую указывает категория образа. Пытаясь распространить свои объяснительные схемы на явления, которые не могут быть представлены в категории образа, он сразу же наталкивался на огромные трудности, обусловленные, разъединением образа и действия. Ведь образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему анализа психической реальности явилась логико-исторической предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы. Ложная методология, основанная на феноменологической концепции сознания, явилась непреодолимым препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

4) Генетическая психология

Генетическая психология, основоположником которой являлся Жан Пиаже, предусматривала изучение психологической деятельности с позиций системно-структурного анализа. Используя системно-структурный анализ, Ж.Пиаже подчеркивает, что, взятый сам по себе, он не может служить достаточным орудием научного объяснения какого-либо явления. Лишь исследуя условия появления и законы развития структур, можно объяснить их природу и закономерности функционирования. В результате Ж.Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Ж.Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. Основной задачей Ж.Пиаже было изучение структуры человеческого интеллекта. Он рассматривал его строение как естественное развитие в ходе эволюции менее организованных органических структур.


При исследовании интеллекта Ж. Пиаже использовал так называемый метод срезов: он предъявлял детям различного возраста одну и ту же задачу и сравнивал результаты ее решения. Такой метод позволял уловить определенные сдвиги в интеллектуальной деятельности ребенка, увидеть в предыдущем этапе зарождение предпосылок и некоторых элементов последующего этапа. Однако этот метод не мог обеспечить раскрытие психологического формирования у ребенка нового интеллектуального приема, понятия, знания.

Концепция Ж.Пиаже убедительно доказывала, что истоки, зачатки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Однако, переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении всех тех, которые возникли на предыдущих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того, как он поднимается на высшую ступень, на эту высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.

5) Когнитивная психология

Когнитивная психология (англ. cognition — знание, познание) возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют ее в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии — Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон.

6) Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — подобно когнитивной психологии, возникла как антитеза бихевиоризму и психоанализу. В качестве предмета исследования данное направление утверждает понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация.


Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был А. Маслоу. Основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков он считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Потребность к самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потребность, т.е. стремление приносить людям добро (по сущности человек добр). А. Маслоу по-своему интерпретировал теорию Ч. Дарвина. Он не был согласен с тем, что выживают агрессивные и сильные животные, считая, что это не основной инстинкт животных (сытый лев не набрасывается на жертву). Агрессия животного — лишь вынужденное средство приспособления. А.Маслоу подчеркивал, что у животных не менее выражен инстинкт сохранения своей популяции, т.е. инстинкт, который заставляет их помогать друг другу.

Второе важное положение, заключающееся в понятии “самоактуализация”, — это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать. Человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности. А. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации, эта высокая гуманоидная потребность, возникает всегда у здоровых людей. У невротиков она не возникает, они лишены этой потребности, и, собственно, сам невроз, по мнению А. Маслоу, возникает именно у людей, лишенных по тем или другим причинам потребности в самоактуализации, возможной только у здоровых, умственно полноценных людей.

Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, а если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, который может приводить к неврозам.

По мнению А. Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманоидными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, он только должен суметь реализовать эти гуманистические потребности.

Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.


Среди них можно выделить четыре группы:

1. Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); комплексный метод (исследование объекта проводится специалистами различных областей и разными средствами для установления связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

2. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы.

3. Методы обработки данных, включающие в себя: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

4. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

Группа эмпирических методов в психологии традиционно считается основной. (Приложение 2.)


следующая страница >>