repead.ru   1 2

1) Адекватная реакция матери: на отрицатель­ную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу "де­лового сосредоточения и уверенности"; положи­тельные эмоции матери по интенсивности адек­ватны контексту взаимодействия; в процессе уст­ранения отрицательных состояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успо­каивающие, ободряющие и обещающие интона­ции и высказывания, демонстрирует стимулы, "продвигающие" к моменту удовлетворения по­требности ребенка.


2) Усиление эмоций ребенка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тре­воги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорического переживания, неадекватного кон­тексту взаимодействия. При удовлетворении по­требностей ребенка мать синтонирует его состо­яние.

3) Игнорирование эмоций ребенка. Выражает­ся в поведении по типу "формального общения", может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребен­ка и процесс взаимодействия.

4) Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребен­ка и процесс взаимодействия.

Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий мате­ри. Генезис этого стиля зависит от истории развития материнской сферы женщины, причем одной из основных составляющих этого развития явля­ется реакция матери на компоненты гештальта младенчества. Возрастные изменения гештальта младенчества обеспечивают динамику развития материнского стиля эмоционального сопровож­дения. Эта динамика также может быть разной, что зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от осо­бенностей ребенка. Выделено три основных типа динамики эмоционального сопровождения мате­ри: 1) развивающий; 2) "следование за гештальтом младенчества"; 3) неадекватный.

Описанные стили эмоционального сопровож­дения матерью процесса взаимодействия с ребен­ком и типы его модификации позволяют оценить особенности эмоционального отношения матери к ребенку, вычленить его функциональные ком­поненты и дифференцированно отнестись к фор­мам и способам психологического вмешательства.


В современных условиях, с точки зрения предупреждения нарушений, отношения матери к ребенку, которые в крайних формах выражаются в психологическом и физическом отказе от ребенка, особенно важно изучить стадии индивидуального развития материнства, его содержание и механизмы формирования. Данная информация позволяет дифференцированно отнестись к диагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, причинам имеющихся нарушений, проектированию способов их коррекции и профилактики. Девиантное материнство в насто­ящее время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии как в прак­тическом, так и в теоретическом аспектах. Сюда включаются проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нару­шения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его опти­мальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах [36, 80, 82, 87, 90, 105 - 106]. В этом отношении большое значение име­ет целостное представление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом раз­витии.


Литература


  1. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психол. журнал, 2001. № 1. с. 82 - 89.

  2. Рамих В.А. Личность женщины. Материнство как социокультурный феномен / Авторуф. дисс. докт. филос. н. – Р/н/Д, 1997.




  1. Хорни К. Психолгия женщины. – М., 2003.

  2. Левин Э.

  3. Силласте Г.Г., Кожамжарова Г.Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социс, 1997. № 12. с. 112 – 121.

  4. Юрлова Е.С. Индия: гендерные проблемы на рубеже XXI века // Социс, 1998. № 12. с. 82 – 88.
  5. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социс, 2000. № 11. с. 98 – 108.


  6. Артемова О.В. Повседневная деятельность сельской женщины (по материалам обследования 1920 – 1990-х гг.) // Социс, 1997. № 12. с. 61 – 68.

  7. Палуди М. Секреты женщин в психологии. – СПб – М., 2003.

  8. Шилова Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // Социс, 2000. № 11. с. 134 – 141.

  9. Шилова Л.С. Стресс, здоровье и изменение самосохранительного поведения населения Москвы за годы реформ // Россия: риски и опасности «переходного» общества / Под ред. О.Н. Яницкого. – М., 1998. с. 161 – 191.

  10. Шилова Л.С., Магун В.С. Связь притязаний и жизненных стратегий с отношением юношей и девушек к реформам в обществе // Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985 – 1995. / Под ред. В.С. Магуна. – М., 1998. с. 84.

  11. Хибовская Е.А., Куприянова З.В. Вторичная занятость как способ адаптации населения к экономическим реформам // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. Т. 2. – М., 1995. с. 190.

  12. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин // Социс, 1997. № 10. с. 26 – 30.

  13. Серегина И.И. Профессиональная карьера // Социс, 1999. № 4. с. 78 – 82.

  14. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социс, 2002. № 1. с. 96 – 105.

  15. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) // Социс, 2002. № 1. с. 105 – 111.

  16. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социс, 2001. № 2. с. 87 – 92.

  17. Московская А.А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей // Социс, 2002. № 3. с. 52 – 62.

  18. Силласте Г.Г. Женщина как объект и субъект социальной безопасности // Социс, 1998. № 12. с. 62 – 72.

  19. Чернова И.И. Женщины и работа: мнения россиян и канадцев // Социс, 1999. № 12. с. 108 – 114.
  20. Петренко В.Ф., Митина О.В. Россиянки и американки: стереотипы поведения (психосемантический анализ) // Социс, 2001. № 8. с. 70 – 82.


  21. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социс, 2001. № 2. с. 67 – 74.

  22. Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социс, 2000. № 9. с. 88 – 96.

  23. Форсова В.В. Православные семейные ценности // Социс, 1997. № 1. с. 64 – 72.

  24. Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии, 2000. № 5. с. 48 – 56.

  25. Коллоквиум «Семья в России: христианский брак и воспитание детей» // Вопросы психологии, 2000. № 5. с. 146 – 149.

  26. Маронова М.Ю., Сидоренков А.В. Христианские ценности и социально-психическая устойчивость современной российской молодежи / Мат-лы междунар. конгресса «Проблемы социальной психологии». Т. 2. с. 152 – 154. – Ярославль, 2001.

  27. Колесов В.В. Домострой. Серия «Литературные памятники» / Под ред. Рождественской В.В. – СПб: Наука. 1994.

  28. Aristarkhova I. Translating Gender into the Russian Context. Coventry: Center for Comparative Labour Studies working papers, University of Warwick. 1995. № 6.

  29. Цеханская К.В. Идеал женщины в русской православной традиции // Женщина и свобода. Работы междунар. конф. По женским проблемам в бывшем советском пространстве. – М.: Наука. 1994.

  30. Крыгина Н.Н. Особенности гендерной социализации в советский и постсоветский период

  31. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996.

  32. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. № 4. с. 74 – 82.

  33. Баз Л.Л. Школьный предмет «Семейное воспитание» как профилактика социального сиротства // Сироты России: право ребенка на семью: мат-лы общеросс. конф. – М., 2001. с. 123 – 126.

  34. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс, 1993. № 4.
  35. Ощепкова А.П., Этштейн М.З. Сибирская семья. – Томск: Водолей, 1996. 127 с.


  36. Адлер А. О нервическом характере. – СПб, 1997.

  37. Сироты России: право ребенка на семью: мат-лы общеросс. конф. – М., 2001. 208 с.

  38. Инновации в российском образовании: система предупреждения социального сиротства. – М.: Изд-во МГУП, 2000. 80 с.

  39. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.

  40. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс, 1997. № 1. с. 72 – 79.

  41. Токмакова М.А. Методология исследования взаимоотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций / Авторуф. дисс. канд. соц. н. – М., 1999.

  42. Chodorow N. The reproduction of mothering. Psychoanalysis and the sociology of gender. – University of California Press. 1978.

  43. Dinnerstein D. The Mermaid and Minotaur. – L. Souvenir. 1976.

  44. Firestone Sh. The Dialectics of Sex. – The Women Press. 1988.

  45. Irigaray L. This Sex Which is not One. – Cornell University Press. 1985.

  46. Kaplan E.A. Motherhood and Representation, the Mother in Popular Culture and Melodrama. – London and New York: Routledge. 1992.

  47. Kaplan M.M. Mother’s Images of Motherhood. – London and New York: Routledge. 1992.

  48. Oakley A. From Here to Maternity. – Penguin Books. 1986.

  49. Williams J. Unbending Gender. Why Family and Work Conflict and What to Do About It. – N.Y.: Oxford University Press. 2000.

  50. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях. – Автореф. докт. психол. н. – СПб, 1998.

  51. Rich A. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution. – N.Y.: Bantam. 1977.

  52. Ферри М.М. Феминизм и семейные исследования // Гендерные тетради. Вып. 2. - СПб: филиал Института социологии РАН, 1999.

  53. Демографический ежегодник России. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России. 1999.
  54. Башаркова А.С. Генезис неполных семей республики Саха (Якутия) // Социс, 1998. № 12. с. 72 – 82.


  55. Иванова Е., Михеева А. Внебрачное материнство в России // Население и общество, 1998. № 28. с. 28 – 35.

  56. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1992.

  57. Конусов Ю.А. Возможность компенсации негативных последствий развода для детей // Семья как объект социальной политики. – М.: ИСИ АН СССР, 1986.

  58. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс, 2000. № 11. с. 90 – 98.

  59. Rossi A. Gender and Parenthood // American Sociological Review. 1984. Vol. 49. № 1.

  60. Geary D.C. Male, Female. The Evolution of Human Sex Differences. Washington, DC, American Psychological Association. 1998.

  61. Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я – концепции беременной женщины. – Автореф. дисс. канд. психол. н. – М., 1998.

  62. Чудова С.Г. Репродуктивное поведение как объект социологического исследования. – Автореф. дисс. канд. соц. н. – Барнаул, 2000.

  63. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное изменение социальной и политической активности в переходный период. – СПб: Центр независимых социальных исследований, 1996.

  64. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990.

  65. Ключко О.И. Гендерная ассимиляция социализации / Автореф. дисс. канд. философ. н. – Саранск, 1999.

  66. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал, 2000. № 2. с. 79 – 88.

  67. Филиппова Г.Г. Филиппова Г.Г. Материнство: основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии, 2001. № 2.

  68. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно – психологический подход // Психол. журнал, 1999. № 5. с. 81 – 89.
  69. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс, 1998. № . с. 93 – 106.


  70. Coleman M., Ganong L.H. Remarriage and Stepfamily Research in the 1980-s. // Contemporary Families: Looking Forward, Looking Back. – Minneapolis. NCFR. 1991.

  71. Гурко Т.А. Феномен современного отцовства // Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы. Мат-лы междунар. научн. конф. Т. 1. – М.: Институт этнологии и антропологии, 1999.

  72. Безрукова О.Н. Влияние социо-психологических факторов на социальное здоровье беременной женщины. – Автореф. дисс. канд. соц. н. – СПб, 1998.

  73. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994.

  74. Брутман В.И. Психологические феномены, воз­никающие в связи с нежеланной беременностью // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. Т. 2. Вып. 4. М., 1996. С. 150-151.

  75. Брутман В.П., Варга А.Я., Радионова М.С. Осо­бенности семейного воспитания и личностные ха­рактеристики женщин, бросающих своих детей // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. Т. 2. Вып. 4. М., 1996. С. 151-152.

  76. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия// Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва.Т. 2. Вып. 4. М.,1996.С. 153-154.

  77. Перинатальная психология в родовспоможении. Сб. материалов конференции. СПб., 1997.

  78. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система "мать-дитя" в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2. С.75-78.

  79. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подро­стковом возрасте // Материалы межд. научно-практ. конф. памяти К.С. Лебединской. М., 1995. С.112-114.
  80. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие ре­продуктивного поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. научно-практ. конф., 26-28 нояб. 1996.


  81. Батуев А.С. Псхофизиологическая природа доми­нанты материнства // Психология сегодня. Еже­годник Рос. психол. об-ва. Т. 2. Вып. 4. М., 1996. С.69-70.

  82. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В. Инди­видуально-психологические особенности беремен­ных с угрозой выкидыша // Акт. вопр. трансфуз. и клин. мед.: Мат-лы н-практ. конф. Киров. НИИ гематол. и перелив. крови по итогам работы в 1994 г. Киров,1995. С. 74-75.

  83. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов /Дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.

  84. Радионова М.С. Динамика переживания женщи­ной кризиса отказа от ребенка. /Дисc. канд. психол. наук. - М.,1997.

  85. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные ос­новы материнства // Проблемы изучения и разви­тия личности дошкольника. Пермь, 1995. С. 31-36.

  86. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва, Т. 2. Вып. 3. М., 1996. С. 133.

  87. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек.1993. № 6. С. 24 – 37.

  88. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. /Дис. канд. психол. наук. МГУ, 1989.

  89. Рsусhо1оgiсаl Аsресts of а First Ргеgnаnсу аnd Еагlу Роstnаtаl Аdарtаtion / под ред. Р.М. Shereshevsky и L.J. Уаггоw.

  90. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. /Дисс. докт. психол. наук. М., 1997.

  91. Rotter J. B. The Psychological situation in social learning theory. In D. Magnusson (Ed.). Toward a psychology of situations: An interactional perspective. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1981.

  92. Саватье С. Гештальт – это младенец. – М., 1982.

  93. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1985.

  94. Сsеrmеlу D., Маinаrdi D. Infаnt signаls // Веhаv. Нum. Infants. Рrос. lst wогкshор. Int.Sсh. Еuthol. Веhаv.

  95. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2000. № 5. с. 18 – 28.


  96. Захаров И.И. Ребенок до рождения и психотерапия наследственных травм. – СПб, 1998.

  97. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования / Автореф. канд. психол.н. – М., 2000.

  98. Жедунова Л.Г., Калинина О.Н. Особенности развития женской идентичности в период первой беременности / Сб. научн. тр. междунар. конгресса «Проблемы социальной психологии XXI века». Т. 1. – Ярославль, 2001. с. 252 – 254.

  99. Бойко В.В. Если ты мать и жена. – М.: «Советская Россия», 1991.

  100. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

  101. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.

  102. Мозг и поведение младенца. Ин-т Психологии РАН. М., 1993.

  103. Перегуда В.И. Особенности самоконтроля у ги­перактивных детей старшего дошкольного возрас­та. /Дис. канд. психол. наук. М., 1994.

  104. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелева. М., 1985.



<< предыдущая страница