repead.ru 1

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»



Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова

Полное название вуза


Научно-образовательный материал


Подраздел 1.2.8.

Предмет Обществознание, направление. Организация работы с молодежью


Москва 2010 г.


Цель: формирование у студентов следующих компетенций:



Задачи:
Ознакомление студентов с ключевыми понятиями и важнейшими теоретическими подходами социологии молодежи. Анализ основных социальных проблем молодежи в современном обществе. Раскрытие возможностей социологии молодежи для разработки программ и мероприятий в области государственной и региональной молодежной политики. Формирование навыков прикладного использования полученных знаний, развитие представлений студентов о применении социологических знаний в исследованиях проблем молодежи. Повышение уровня гуманитарной культуры.


Объем в ЗЕ:
6 кредита


Время изучения:
курс 2 семестр 4, курс 3 семестр 5,6.

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Социология.


Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Социальные технологии работы с молодежью, социальное партнерство в молодежной среде, социальная политика.


Групповая принадлежность ОМ:
профессиональный ОМ


Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный


Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):


Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Участие в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике

  • Реализация социально-психологической адаптации молодых людей

  • Диагностика и оценка положения молодых людей в обществе

  • Способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации в сфере государственной молодежной политики


Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля)

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: имитационные упражнения;

2 уровень сложности: Кейс, структурирование проблемы, составление рекомендаций, моделирование, отчет об исследовании, эссе, прогнозирование, ситуационный анализ, моделирование, Synectics, мозговой штурм;

3 уровень сложности: проект, отчет о практике, деловая игра открытого типа, квазипрофессиональное творческое задание.


Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:


30/70 % - инструментальный кластер

Краткое содержание курса

Основные разделы, их краткое описание

Тема 1. Социология молодежи как отраслевая социология.

Причины появления и становление отечественной и зару­бежной социологии молодёжи.

Объект, предмет и методы социологии молодежи. Структура социологии молодежи: уровни, отрасли; акаде­мическая и практическая направленности. Функции социологии молодежи. Место и роль социологии молодежи в системе гуманитарных и социально-экономических наук и учебных дисциплин. Основные направления исследований.


Тема 2. История развития отечественной социологии молодёжи.

Исследование молодёжи в 20-е гг. Исследования молодёжи в 30-е гг. Развитие социологии молодёжи в 60-80–гг: основные школы и направления исследований (ленинградская, новосибирская, свердловская).

Тема 3. Исторические и методологические проблемы социологии молодежи

Основные предпосылки теоретического осмысления молодежи: возрастная дифференциация Г. Спенсера; молодежь в теории марксизма; вопросы субъектности молодежи у В.И. Ленина; становление специальных теорий молодежи.Молодежь как носитель психофизических свойств молодости. Концепция Г. Стэнли Холла. Теории переходного возраста в Германии. Концепция Ш. Бюлер. Психоаналитические концепции. Р.Бенедикт о «социальном характере». Молодежь как феномен культуры. Концепция Э. Шпрангера. Подход М. Мид к проблематике поколений. Концепция Ш. Эйзенштадта. Концепции контркультуры. Молодежь как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений. Классовая концепция молодежи. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Поздние марксистские трактовки молодежи. Социальные концепции молодежи. Концепции субъектности молодежи. Концепции молодежи как социальной роли и социального статуса. Концепции молодежи как источника конфликта поколений. Нерешенные проблемы социологии молодежи. Пути преодоления исследовательских трудностей.

Тема 4. Молодежь как социальная группа.

Особенности социологического взгляда на молодежь. Различные подходы к определению понятия «молодежь». Молодежь как социально-демографическая группа. Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества. Социальная стратификация внутри молодежного возраста. Неравенство стартовых возможностей молодежи в современном российском обществе. Молодежные проблемы как предмет изучения. Специфика подходов к молодежи как объекту изучения в социологии, различия подходов в других специальных социологических отраслях: социологии воспитания, социологии семьи и социологии образования. Социальное конструирование и проектирование реальности молодежью.


Тема 5. Определение возрастных границ молодежи. Основные подходы к определению сущности молодежи.

Возраст как критерий стратификации. Сущность понятия «молодёжь». Типология молодёжи. Подходы к определению сущности молодёжи.

Тема 6. Социальный статус. Интеграция молодежи в социальную структуру. Преемственность и конфликт поколений.

Понятие и типология поколений. Конфликт поколений. Преемственность поколений.

Тема 7. Социальная самоидентификация молодежи. Социальные девиации в молодежной среде.

Понятие социализации. Институты, агенты социализации молодёжи. Противоречия в сфере социализации. Модели неуспешной социализации.

Тема 8. Молодежь в воспроизводстве социальной структуре общества. Молодёжная миграция.

Особенности молодёжной миграции. Молодёжная иммиграция. Молодёжная эмиграция. Внутренняя молодёжная миграция.

Тема 9. Молодежные субкультуры.

Феномен молодёжной субкультуры. Предпосылки возникновения молодёжной субкультуры; социально-исторические и социально-психологические. Типология молодёжных субкультур. Молодёжная субкультура и культура для молодых. Молодёжная субкультура и контркультура.

Тема 10. Молодёжь и политика.

Отношение молодёжи к политике. Проблема аполитичности современной молодёжи. Молодёжный политический экстремизм.

Тема 11. Молодёжь и экономика.

Экономическая социализация молодёжи. Молодёжь на рынке труда. Безработица молодёжи. Феномен работающего студента.

Тема 12. Молодежь в сферах образования и занятости

Система образования — важнейший фактор социализации молодежи. Характеристика функций системы образования. Система образования и социальная структура общества. Человек и образование в условиях кризиса. Ценностные ориентации. Выбор профессии.

Молодежь в системе высшего образования. Образование и наука в современной России. Молодежь и наука. Актуальные вопросы социологических исследований проблем воспитания и образования. Особенности и основные тенденции профессионального самоопределения современной молодежи. Трудовая занятость молодежи. Феномен работающего студента. Безработица среди молодежи: пути решения проблемы. Проблемы воспроизводства молодёжью социально-профессиональной структуры. Стратегии совершенствования профориентации и трудоустройства молодежи.

Тема 13. Студенческая молодёжь.

Мотивы выбора профессии. Типология студентов ( По В.Т. Лисовскому). Проблемы высшего образования.

Тема 14. Социальная стратификация молодежи. Социальное самочувствие молодежи. Социальные аспекты государственной молодежной политики.

Сущность понятия «молодежная политика». Цели государственной молодежной политики. Технологии социальной помощи молодежи: компенсации, инвестиции, льготы. Федеральная программа «Молодежь». Поддержка молодых семей. Международные стандарты молодежной работы. Пути реализации и парадоксы государственной молодежной политики. Возможности социального проектирования в сфере государственной молодежной политики. Социальные технологии в области молодёжной политики. Молодежное движение и его государственная поддержка. Развитие молодежных общественных объединений в России. Социальные потребности и интересы молодежи как основа молодежного движения. Государственная поддержка молодежных объединений.

Тема 15. Социальная самоидентификация молодежи. Социальные нормы и ценности молодёжи.

Ценностные ориентации российской молодёжи. Социаль­ные нормы и их влияние на молодёжь. Понятие девиантного поведения, его основные типы, причи­ны (по Э. Дюркгейму и Р. Мертону). Делинквентное поведение: понятие, причины, формы проявления. Механизмы социального контроля над поведением молоде­жи. Особенности девиантного поведения молодежи в обществе. Проблемы правового воспитания и поведения молодежи в совре­менной России.


Тема 16. Социальные девиации в молодежной среде. Типология молодежных конфликтов и способы их разрешения.

Основные причины молодежных девиаций. Формы девиантного поведения в молодежной среде. Молодежная преступность и социальная практика.
Социальные группы риска, их типология. «Саморазрушающееся» поведение молодежи: причины и следствия. Молодежный экстремизм. Подростковые и молодежные суициды. Алкоголизм и его профилактика. Курение. Наркомания как социальная проблема.
Профилактика криминогенного поведения молодежи. Профилактика вредных привычек в молодежной среде: социальная реклама и PR, общественные организации, родительские комитеты, семья, сообщества сверстников. Социальная работа с молодежью.
Тема 17. Молодежь в контексте сексуальных и семейно-брачных отношений

Сексуальные отношения молодежи в современном мире: тенденции развития и национальные различия. Подростковая и юношеская сексуальность. Межкультурный анализ морально-этических ценностей и ценности любви в молодежной группе.
Тенденции изменения репродуктивного сознания и поведения молодёжи. Демографическое воспроизводство: характеристика развития сущностных сил молодёжи. Воспроизводственный потенциал молодёжи. Социальные показатели и факторы его изменения. Проблемы молодой семьи. Сексуальное и семейное воспитание и просвещение: цели и задачи, направления дискуссий в обществе.

Тема 18. Молодежь: политика, армия и межнациональные отношения

Особенности молодёжи как субъекта политических отношений. Понятие, сущность, этапы политической социализации молодежи. Политическое сознание молодежи. Политическая ориентация молодежи. Проблема аполитичности российской молодежи. Политическая пассивность российской молодежи: причины, проблемы, пути активизации.

Молодежь и армия. Правовая социализация молодежи. Распространение фашизма среди молодежи. Политический экстремизм в молодежной среде. Молодежь и межнациональные конфликты.


Тема 19. Организация социологических исследований проблем молодежи. Методологическая и методическая организация социологических исследований проблем молодежи.

Методические принципы социологического анализа молодости. Микро- и макроуровни анализа в социологических исследованиях молодежи. Применение лонгитюдных, панельных и когортных прикладных исследований. Социально-психологические особенности подростков и выбор методики социологического исследования. Границы применения отдельных методов. Проблема неискренности подростков и повышения достоверности информации. Методические принципы получения и анализа социологической информации о подростках при анкетном опросе.
Возможности визуальной социологии в исследовании образа жизни молодежи. Сферы и возможности применения социальных экспериментов в молодежной группе.
Отечественный опыт молодежных исследований. Социологический мониторинг положения молодежи в Российской Федерации. Методика подготовки ежегодных государственных докладов. Главные социологические центры эмпирических исследований молодежи. Базы данных эмпирических исследований молодежи в Интернет.

Основные понятия

Социология; социология молодежи; молодежь как социальная группа; возрастные границы молодежи; социальный статус; социальное развитие; интеграция молодежи; воспроизводство социальной структуры общества; социальная стратификация молодежи; социальная самоидентификация; социальные девиации; молодежные субкультуры.




Паспорт организаций лидеров


Название организации

Основание для отбора

Адрес


Телефон

ФИО, телефон руководителя, электронный адрес

ФИО менеджеров, электронный адрес

Главное управление по делам молодежи Смоленской области

Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)

214029,

г. Смоленск,

ул. Багратиона, д.23

(4812) 38-61-80 (прием);

(4812) 38-61-80 (прием); molobl@admin.smolensk.ru

www.molodezh67.ru


Картошкин Сергей Александрович, начальник Главного управления

Комитет по делам молодежи администрации Волгоградской области

Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)

400098,

г. Волгоград,

пр-т Ленина В.И., д.9

т. (8442) 30-90-17,

ф. (8442) 30-90-18

т. (8442) 30-90-17,

ф. (8442) 30-90-18

okdm@volganet.ru


Васин Владимир Александрович, председатель комитета


Министерство образования Ульяновской области


Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)

432011, г. Ульяновск, ул. Советская, д. 18,

432011, г.

т. (8422) 44-48-10


(8422) 41-79-27,

т. (8422) 44-48-10

edu@ulgov.ru 

Уба Екатерина Владимировна, Министр

Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики

Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)

426051, Удмуртская республика, г. Ижевск,

ул. М. Горького, д. 73

(3412) 51-28-11

(3412) 51-28-11

ppgkdm@udm.ru

Соловьев Владимир Михайлович, Министр

Управление по делам молодежи Новосибирской области


Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)

630099,

г. Новосибирск, Красный проспект, д. 25

(383) 202-07-40,

202-07-55, 40,45

www.mnso.ru

Болотов Станислав Юрьевич, начальник управления


Агентство по делам молодежи Калининградской области

Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)

236000, Калининград, Советский проспект, 13, каб. 130а

(4012) 570-451,

факс (4012) 570-456

599-579

omp39@mail.ru

Заместитель руководителя (директора) агентства Васильева Татьяна Александровна


Министерство по физической культуре и спорту Свердловской области

Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)


620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101, каб. 421

(343)372-79-97

(343)372-79-97

Рапопорт Леонид Аронович, Министр

Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту мэрии города Ульяновска

Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)

ул. Льва Толстого 44 В



(8422) 41-20-27


(8422) 41-20-44

kdm-uln@mail.ru


Александр Валерьевич Иванов, председатель

Департамент по делам молодежи Свердловской области

Одно из лучших подразделений органов исполнительной власти, специализирующихся на реализации молодежной политики – как основной заказчик на специалистов данного профиля (специалист по работе с молодежью)

г. Екатеринбург, район Центр, ул. Малышева, д. 101, оф. 430,

(343) 371–18–67

suzumoff@mail.ru

59-82-86

факс: 51-18-67

Гущин Олег Васильевич, директор Департамента