repead.ru 1

Введение



ВВЕДЕНИЕ.


Актуальность исследования. Кинематограф с самого начала стал ,t символом технического прогресса человечества, совершенно новым,


невиданным доселе явлением, а потому завоевал раз и навсегда огромную популярность у всего населения. Кинематограф на глазах двух-трех поколений из технической новинки и ярмарочного развлечения превратился в часть повседневной жизни миллиардов людей, в новое искусство, масштабное зрелище, явление культуры, которое непрерывно развивается. Возникновение f« кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной"


культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино — это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также (* средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором


социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в процессе развития, распространения и технического обогащения кино.


Изучение проблемы кинематографа в Казани и Казанской губернии в


годы его возникновения и первоначального становления представляется


(* важным и необходимым, так как имеет решающее значение для понимания


социальной сущности кинематографа, его традиций, истоков динамичного


развития массовой культуры.


Степень разработанности проблемы. Всю литературу, прямо или косвенно относящуюся к теме данного исследования можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся работы, в которых изучаются '* вопросы, связанные с историей кино России в целом.

Первые попытки исследовать кино как особую область искусства с его закономерностями были предприняты в конце первого десятилетия XX



столетия. Такой опыт суммирования профессиональных навыков самого раннего кино сделан в сборнике «Вся кинематография»1. В это же время выходит книга «Кинематограф и его просветительная роль»,2 составленная


* по немецким источникам Е.Самуйленко. Здесь приводятся цифровые данные


о количестве кинотеатров и киноцензуре в крупных городах Европы и Америки, что дает право сделать сравнительный анализ состояния кинематографического дела в Казани на фоне мировых столиц. Научный анализ русского дореволюционного кино в 20-е годы сделан в книге В.С.Лихачёва «История кино в России. Материалы к истории русского кино


'*' (1896-1913 г.)»3. Здесь русское дореволюционное кино рассматривается во


взаимодействии^ с зарубежным, дана доскональная характеристика кинорепертуара, раскрыта деятельность кинопредприятий и кинопредпринимателей; проанализирована политика царского правительства в. отношении кино: В 1937 году вышла книга В.Росоловской «Русская кинематография в 1917 году. Материалы к истории»,4 подробно рассказывающая о системе «рационального проката», о состоянии кинематографа на 1917 год. К сожалению, некоторые оценки произведений дореволюционной кинематографии откровенно тенденциозны. Та же тенденциозность В.Росоловской к дореволюционным кинофильмам сквозит и в предисловии: к книге А.Ханжонкова «Первые годы русской кинематографии»5, где она была редактором и составителем. В фильмографическом справочнике В.Вишневского6 описаны практически все дореволюционные игровые фильмы.


Историко-теоретическая концепция отечественного кино дооктябрьского периода в советское время принадлежит Н.А.Лебедеву7. А также


Вся кинематография. Настольная адресная и справочная книга, 1916. - М.: Издание Ж.Чибрарио де Годена, под редакцией Ц.Ю.Суламинского.- 1916;

2 Кинематофаф и его просветительная роль. Составлена по немецким источникам Е.Самуйленко.- Второе издание.- Петроград.-1919.



3 Лихачев Б.С. Кино в России (1896-1926).Материалы к истории русского кино.Ч.1.- Ленинфад.- 1927.


4 Росоловская В. Русская кинематофафия в 1917 году. Материалы к истории.- М.-Л.,1937.


5 Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематофафии.- М.-Л., 1937.


6 Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России.- М., 1945.


7 Лебедев НА. Очерк истории кино СССР. Т.1- 1947; 2 изд.- 1965.


С.С.Гинзбургу, с его капитальным трудом «Кинематография


о


дореволюционной России» . В этой книге дана самая подробная информация о кинематографе начала века и не только в Москве, но и по всей России. Развернутую панораму развития русского кинематографа до 1917 года можно увидеть в книге Р.Соболева «Люди и фильмы русского дореволюционного кино»9. Атмосферу начала века воссоздает Н.М.Зоркая в книге «На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов»10, где включает кинематограф в систему создавшейся в те годы в России «массовой культуры». По истории российского кино имеются библиографические справочники-каталоги «Книги о кино. 1917-1960»,п и «Книги о кино»,12 выпущенные ВНИИ киноискусства.


История мирового кинематографа представлена в «Истории зарубежного кино» С.В.Комарова13, и в нескольких изданиях исследований Жоржа Садуля, французского историка кино.14 Также «История киноискусства» представлена польским искусствоведом Ежи Теплицем15.


В разные годы выходили сборники, специализирующиеся на историческом материале киноискусства.16 Регулярно издаются журналы «Искусство кино», и «Киноведческие записки»17, где публикуются материалы по истории кино и


1 й


библиографичесикие материалы.


8 Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. - М.: Искусство, 1963.

9 Соболев Р.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. - М.: Искусство, 1961.



10Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов.- М.: Наука, 1976.


11 Книги о кино. 1917-1960. (Аннотированная библиография), сост. Ю.Г.Рубинштейн.- М.: Искусство, 1962.


12 Книги о кино. В 3 т. М.: Искусство, 1981-1982.


13 Комаров СВ. История зарубежного кино.Т.1- Немое кино. 1895-1929. М.: Искусство, 1965.


14 Садуль Жорж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М.: Издательство иностранной литературы, 1957; Всеобщая история кино. В 6-ти т.- М.: Искусство, 1958.


13 Теплиц Ежи. История киноискусства. 1 т. 1895-1945.- В 5-ти т.- М.: Искусство, 1968-1974.


16 Вопросы киноискусства. Ежегодный историко-теоретический сборник. Вып. 1-17. М., 1956-1976; Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 1-10. М., 1958-1977; Вопросы истории и теории кино. Вып. 1-4. Л., 1973-1978; Кино и время. Вып. 1-6. М., 1977-1982;


17 Искусство кино - ежемесячный журнал, выходит с 1931; Киноведческие записки - историко-теоретический журнал. Издается с 1988г., выходит 6 раз в год.


18 Кинематограф дореволюционной России. Материалы к библиографии (публикации на русском языке, 1977-1993гг.) Подготовлена Т.А.Симачевой. // Киноведческие записки.-1993. - №18.- С.116-120.

Для второй половины 80-х годов характерна смена исторических ориентиров, были сняты многие ограничения в использовании источников, что позволило ученым принципиально изменить процесс осмысления многих проблем, в том числе и проблемы истории развития кинематографа в дооктябрьский период. Заслуживает внимания книга А.А.Чернышева «Русская дооктябрьская киножурналистика»,19 где впервые прослежено зарождение киномысли, у истоков которой стояли такие выдающиеся деятели культуры, как М.Горький, Л.Н.Толстой, В;В.Стасов и другие. Солидный труд Ю.Цивьяна «Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896- 1930»20 рассматривает историю восприятия кинематографа. Это попытка автора выяснить некоторые аспекты взаимоотношений между фильмом и его восприятием. Ю.Цивьян исходит из того, что эти взаимоотношения исторически обусловлены, и, значит, подвержены эволюционным изменениям - это исходный постулат книги. Книга В.П.Михайлова «Рассказы о кинематографе старой Москвы»21 содержит подробную информацию о кинотеатрах, их репертуаре и других деталях, что дает возможность сделать сравнительный анализ подобной информации о кинематографической Казани. Вышла в свет написанная серьезным авторским коллективом популярная энциклопедия «Первый век кино», где собраны свидетельские показания -словесные и визуальные - о том, каким кино было. Это издание, представляющее кино как достояние истории (в первую очередь в справочно-информационных материалах) и как живое, непрерывно развивающееся явление культуры. Следует также отметить и «Энциклопедию кино Кирилла и Мефодия»23 - самую полную мультимедиа-энциклопедию, посвященную кинематографу.



Вторая группа литературы относится к истории Татарстана и его культуры. Эта группа литературы дала возможность увидеть общую картину


19 Чернышев А.А. Русская дооктябрьская киножурналистика. М.: Издательство Московского государственного университета, 1987.


20 Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896-1930. - Рига: Зинатне, 1991.


21 Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М.: Искусство, 1998.


22 Первый век кино: Популярная энциклопедия. М.: Локид, 1996.


23 Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. С изменениями и дополнениями. 2 CD - ROM. M., 2002.


развития1 кинематографа в контексте истории развития Татарстана24. По истории Татарстана было издано достаточно монографий, где имелись разделы культуры, но, к сожалению, нет разделов, специально посвященных истории кинематографа25. В некоторых изданиях содержатся определенные данные о киноустановках.26 В коллективной двухтомной монографии «История Казани»27 есть некоторые сведения о демонстрации фильмов и открытии; кинотеатров. В исследовании Р.У.Амирханова «Татарская дореволюционная пресса»28 содержится упоминание о кинотеатре «Свет».


Монографией, посвященной кинематографу Республики Татарстан, является книга И.Н.Алексеева «Рубежи кинодокументалистов Татарии»29, вышедшая в свет в 1974 году. Автор во введении отмечает, что в задачу книги «входит в хроникальной последовательности показать организацию кинопроизводства в Татарской АСОР с первых послереволюционных лет до 70-х годов» . К сожалению, автор не рассматривает в своей работе дореволюционный период.


Некоторые сведения о кинематографе в дореволюционной Казани можно найти в публикациях местных периодических изданий31. Из анализа литературы видно, что специальное, углубленное изучение истории развития

24 История Татарской АССР (от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней) (ред.кол.: Х.Г.Гимади, М.К.Мухарямов, Х.Х.Хасанов, под пред. акад. Л.Е.Арбузова). В 2-х т.- Казань, 1960; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. История Татарстана: с древнейших времен до наших дней. Казань, 2000; История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. (Руководитель проекта и научный ред. Б.Ф.Султанбеков). Казань, 2001;



25 История Татарской АССР (от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней) (ред.кол.: Х.Г.Гимади, МХМухарямов, Х.Х.Хасанов, под пред. акад. А.Е.Арбузова). В 2-х т.- Казань, 1960; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. История Татарстана: с древнейших времен до наших дней. Казань, 2000; История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. (Руководитель проекта и научный ред. Б.Ф.Султанбеков). Казань, 2001; Развитие культуры Татарии в дооктябрьский период. (Ред. колл. З.И.Гильмонов, С.Х.Алишев, Ю.И.Смыков).- Казань, 1988; История Татарской АССР.- (Авторы: В.В.Кузьмин, К.Р.Синицына, Р.Г.Фахрутдинов).- Казань, 1989; Казань. Исторические зарисовки. (Сост. К.Ф.Амиров, И.М.Ахметзянов, Ф.М.Шакиров).- Казань, 1997; Казань: прошлое и настоящее: Исторические зарисовки.- Казань, 1998; Город на «славу имени своему». Информационно-справочное пособие.- Вып.1.-Казань, 2002;


26 История Татарской АССР. (С древнейших времен до наших дней). (Ред. колл.: З.И.Гильманов. М.К.Мухарямов, Ю.И.Смыков, А.Х.Халиков, Х.Х.Хасанов). - Казань, 1968, 1973.


27 История Казани. (Ред. колл.: Я.А.Абдуллин, С.Х.Алишев, З.И.Гильманов, Ю.И.Смыков, А.Х.Халиков, Х.Х.Хасанов). В 2 т.- Казань, 1988, 1991.


28 Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса (в контексте «Восток-Запад»). - Казань, 2002. с. 168.


29 Алексеев И.Н. Рубежи кинематографистов Татарии. - Казань, 1974.


30 Алексеев И.Н. Рубежи кинематографистов Татарии. - Казань, 1974. С.З.


31 Алексеев.И. Кино в дореволюционной Казани. В поисках пути // Советская Татария -1975. - 15-16 мая; Ерунов Б. Первые шаги казанского кинематографа // Вечерняя Казань. - 1986.-2 апреля; Ерунов Б. Взлет десятой музы // Советская Татария. - 1987. - 24 марта и др.

и становления кинематографа в Казани в дооктябрьский период авторы своей целью не ставили. Отсюда можно сделать вывод, что история кинематографа в Казани является малоизученной областью.



Объектом исследования является' кинематограф в России в дооктябрьский период, предметом - история развития и становления кинематографа в Казани и Казанской губернии.


Цель и задачи исследования - проанализировать исторические тенденции возникновения, развития и становления кинематографа в Казани и Казанской губернии в дооктябрьский период в его социальной^ экономической и политической обусловленности, в контексте всей культуры. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:


рассмотреть предпосылки возникновения кинематографа в Казани;


проанализировать ранний период развития кинематографа;


выявить первые кинотеатры и их топонимику;


раскрыть факты и закономерности, характеризующие кино, как систему эстетически-информативной деятельности;


выявить связи с кинопрокатными организациями, обозначить и проанализировать факты, характерные только для Казани;


показать потребность в осознании возможностей; и реальных функций кинематографа как феномена цивилизации и культуры.


Методологической основой изучения темы послужил диалектический и конкретно-исторический метод познания действительности, что позволило на основе конкретных документов, выявленных в архивах, показать историю кинематографа в Казани в динамике и поступательном движении от первых киносеансов до организации самостоятельных киносъемок. Сравнительно-сопоставительный анализ при изучении явлений, фактов и документов позволил показать своеобразие истории развития кинематографа в Казани и её место на карте дооктябрьской российской кинематографии. В основу изложения материала положен проблемно-хронологический принцип.

Характеристика условий истории возникновения, развития и становления кинематографа предопределила аспект исследования и содержание двух глав. Хронологическими рамками исследования определены 1897— 1917 годы. * 1897 год выбран тем, что в этом году в Казани произошел первый киносеанс,



который положил начало развитию кинематографа в Казани и Казанской губернии. 1917 год- смена политического строя.


Территориальными рамками исследования являются пределы


дореволюционной Казани и Казанской губернии.


Источниковедческая база исследования. В работе были использованы многочисленные, различные по жанру, степени объктивности и достоверности опубликованные и неопубликованные материалы, условно подразделяемые на три большие группы.


К первой группе основных источников исследуемого материала относятся документы Национального Архива Республики Татарстан (НА РТ). Исследуемый период представлен несколькими фондами: Фонд № 1


«г


Канцелярия Казанского Губернатора, Фонд № 2 - Строительный Отдел Казанского Губернского Правления, Фонд № 98 - Казанская Городская Управа, Фонд № 299 -Казанская Купеческая Управа, Фонд № 636 -Казанский кинотеатр «Электра» О.Э.Петцольда, Фонд Р-144 - О


деятельности «Таткино».


Большой интерес для нас представляют документы, относящиеся к Фонду № 1, из которого исследуемый период характеризуют 4 дела. В одном из дел 1907 года были найдены «Сведения обо всех существующих в г. Казани увеселениях»32, в том числе и кинематографе. Тогда еще его называли^ «туманными картинами». Эти; данные за подписью казанского губернатора М:В.Стрижевского были представлены в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии. В другом деле представлена переписка губернатора с казанским полицмейстером о просмотре уездными начальниками полиции всех картин,


32


НАРТ.Ф. 1, о. 4, д. 2979, л. !.

демонстрировавшихся в кинематографах. Из этих документов мы получаем ценнейшую информацию о количестве кинотеатров, их местонахождении, репертуаре, как в Казани, так и в уездных городах Казанской губернии. *¦ Очень ценными явились «Бумаги о воспрещении в кинематографах



демонстрирования снимков, рисующих картины голода в неурожайных местностях». Чистопольский полицмейстер давал на протяжении нескольких месяцев отчеты, присылая афиши кинотеатра (которые великолепно сохранились). Таким образом, благодаря сверхусердию полицейского, мы имеем ценнейшую информацию о частном чистопольском кинотеатре, его репертуаре, частоте его сменяемости и т.д. Все:другие уездные исправники посылали скупые отчетные рапорты, но и эта информация для нас бесценна.


Из Фонда № 2 к исследуемой теме относятся 28 дел. В основном это дела - ходатайства разных лиц о выдаче разрешений на открытие кинематографов» (так тогда называли частные кинотеатры) с 1905 по 1914 годы. В этих делах также содержатся уникальные сведения о местонахождении этих заведений; их владельцах, других интересных деталях. Здесь же мы находим информацию о кинотеатрах в Чистополе, Козмодемьянске, Тетюшах, Чебоксарах - городах, входивших тогда в Казанскую губернию. Так, в деле №¦ 1589 «Об освидетельствовании в десятидневный срок существующих театров, кино вг. Казани для установки их безопасности в пожарном отношении» — на 286 страницах — все подробнейшие сведения о казанских частных театрах кино, их планы-чертежи, об индивидуальных деталях их интерьеров и другие сведения. В этом же деле находим «Нормальные Правила по устройству и содержанию театров-кинематографов», подписанные министром внутренних дел России П.А.Столыпиным.


Два дела из Фонда № 98 — это документы о кинематографах и выдаче разрешений на их открытие за 1910 год. Также использовано дело, раскрывающее некоторые сведения о владельцах кинематографов,33 о


33 НА РТ, Ф.98, о.5, дело «О включении в книгу лиц, получивших звание потомственных почетных граждан г. Казани 1911-19!6г.г.».


Казанской Международной выставке34. Некоторые дела позволяют собрать данные о владельцах кинотеатров и составить их портреты35.

Фонд № 636 представлен книгой о количестве проданных билетов в кинотеатре «Электра» О.Э.Петцольда за 1915 —1917 годы.



Фонд № Р-144 относится к советскому периоду развития кинематографа в Казани, но эти дела содержат и некоторые факты и сведения о частных пайщиках «Таткино», которые работали в дореволюционный период, и представляют ценность для данного исследования.


Надо отметить, что практически все документы НА РТ, относящиеся к исследуемому периоду, впервые вводятся в оборот. Многие архивные дела до сих пор оставались невостребованными.


Одним из основных источников наших знаний о дореволюционном кинематографе являются материалы, опубликованные в периодической печати того времени, где происходящие в стране ив городе события находили свое наиболее полное, всестороннее и наглядное отражение. Именно периодика дает почувствовать, понять и оценить современному читателю «дух времени».


Ко второй основной группе источников информации данного исследования относится периодическая печать, выходившая в Казани. Работа базируется на русскоязычной прессе. Из сохранившегося36 журнала «Жизнь»37 можно узнать некоторые сведения о репертуаре кинотеатров. В журнале «Шура» найдена статья на татарском языке «Кинематограф» (Приложение 1), свидетельствующая об интересе к кинематографу со стороны мусульманских просветителей с самого раннего развития нового искусства. Первые сведения о синематографе Люмьера в Казани и реакции на


34 Фонд 98, опись 4, дело «О собрании бумаг по Международной казанской выставке».


35 Фонд 299, опись 1 - приводит «Списки купцов 1 и 2 гильдии»; также содержит «Формулярный


список о службе Казанского 1 гильдии купца О.Э.Петцольда».


36 Не сохранились издававшиеся в Казани литературно-художественная и театральная газета - Казанская сцена.- 1913; и -Театр и экран.-1915, ред. В.С.Андреев, изд.Ю.А.Еленев.


37 Жизнь - еженедельный литературно-художественный и общественно-политический журнал, редактор-издатель Н.А.Скворцов.

38 Агаев Н. Жанлы фотография (кинема). (Живая фотография). - Шура.- 1909.- № 14. С. 422-424.



10


него казанцев, мы находим в газете «Волжский вестник»39. Также сведения о первых сеансах опубликованы в газете «Казанский телеграф»40. Газета стала ценным источником информации о работе кинотеатров и их репертуаре. В газете существовала постоянная колонка «Казанская хроника», где в рубрике «В кинематографе», можно было узнать о содержании картин и реакцию на них казанской публики и другие сведения. Другим источником для данной работы является газета «Камско-Волжская речь»41, дававшая информацию, как по городу Казани, так и по стране в целом. Именно эта газета оставила уникальные сведения о первых авиаполетах казанца А.А.Васильева в 1909 году; о первом казанском автомобильном пробеге по Оренбургскому тракту в 1914 году; и о том, что эти события, в числе многих других, снимались на кинопленку, а затем показывались на экране казанского кинотеатра «Аполло» (сегодняшний кинотеатр «Татарстан»).


«Казанская газета»42 «ставила себе задачей вывести деревню из полосы


просветительского отчуждения», между тем здесь публиковались важные факты о кинематографе.43 В частности, интереснейшую статью под названием «Кинематограф и деревня» (Приложение 1), где подробно рассказывается «об изобретении Эдисона, о его кинематографе», предшествовавшем синематографу братьев Люмьер, фильмы которого демонстрировались в прогимназии нашего города.


Волжский вестник - ежедневная общественно- политическая и литературная газета издавалась с 1884 по 3 июня 1904, и с 5 апреля 1905 по 26 октября 1906 г. в Казани, где издателями и редакторами в разные годы были Н.П.Загоскин, Н.В; и Л.П. Рейнгардты, В.М.Ключников и другие.


4 Казанский телеграф - общественно-политическая, литературная и коммерческая ежедневная газета, выходившая в свет с 11 апреля 1893 по март 1917 года, издателями и редакторами которой были А.Г.Ильяшенко и Н.А.Ильяшенко.

41 Казанская либерально-буржуазная газета - Камско-Волжская речь - печатный орган партии народной свободы (или кадетов), являющийся наиболее представительным органом местной периодической печати



того времени. Газета выходила с 1 октября 1908 года по 14 декабря 1917 года. Первы й издател ь и редактор А.Ф.Музовский, затем Н.П.Гусев, К.Н.Тимофеев. 2 «Казанская газета» - еженедельное издание Казанского губернского земства.


43 «Обязательное постановление губернского земства о содержании кинематографов», «Казанская газета», №39, 1912; Ив. Лодкин «Кинематограф и деревня», «Казанская газета», № 4 , 1914, с.7-8.


11


Просмотрены все цензорские экземпляры газет44, хранящиеся в Отделе редких книг ирукописей Научной библиотеки им. Лобачевского КГУ (ОРРК НБЛ).


Третья группа источников фактов была найдена в Фондах Государственного объединенного музея республики Татарстан (ГОМ РТ). Здесь имеется перечень всех кинотеатров дореволюционной Казани. Используя архивные материалы, информацию из периодической печати, этот список можно уточнить, изменить некоторые неточные данные.


Иконографический материал исследуемой темы частично представлен фотографиями, различными афишами, негативами из Фондов ГОМ РТ. Материалы, касающиеся исследуемого периода можно найти в нескольких папках, посвященных культуре, начиная, со второй половины XIX века и кончая 1941 годом. В Фондах ГОМ РТ хранится богатая подборка негативов, с: видами дореволюционной Казани, а также зданий и событий, которые связаны с историей развития кинематографа в Казани.


В Фондах ГОМ РТ сохранился дореволюционный игровой кинофильм «Во власти гипноза», который переведен на несгораемую пленку и может демонстрироваться на современном демонстрационном кинооборудовании.


Для исследуемой темы представляет большой1 интерес «Очерк-путеводитель по Центральному государственному архиву кино-фото-фонодокументов СССР» . По данным этого путеводителя в Центральном государственном архиве собрана уникальная коллекция фотографий и хроникальных лент, снятых в разное время.

В целом анализ показывает, что использование всех этих источников позволило глубже прояснить проблемы возникновения, развития и становления кинематографа в Казани. В связи с введением в исторический оборот значительного количества новых материалов, диссертанту пришлось провести работу по выявлению репрезентативности, достоверности и



44 Цензорские экземпляры газет: Волжский вестник 1895-1900, 1902-1905гг.; Волжский курьер 1906-1907 гг.; Волжский листок 1904-1909гг.; Казанский телеграф 1896-1900, 1902-1905 гг.


45 Страницы живой истории. Очерк-путеводитель по Центральному государственному архиву кино-фото-фонодокументов СССР. (Под редакцией С.С.Гингбурга), М.: Искусство, 1961.


12


объективности указанного круга источников путем сравнительно-сопоставительного анализа.


Научная новизна исследования состоит в том, что данная диссертация на основе анализа разнообразных источников, впервые вводимых в научный оборот, обобщает материал по; вопросам возникновения, развития и становления кинематографа в Казани в дооктябрьский период, рассматривает его роль и влияние на общественную, культурную и просветительскую жизнь. Выявляется целый ряд особенностей, характерных только для Казани. Выявляется роль кинематографа в истории образования и культуры, который стал одним. из эффективных средств межкультурного понимания и диалога. Портретируется облик владельцев кинотеатров и кинозрителей. Практическая значимость исследования: материалы данной диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории Татарстана, по истории культуры республики, по истории кинематографа России, деятельности средств массовой информации. Результаты исследования могут быть включены в учебный процесс при изучении истории Татарстана, а также использованы преподавателями и студентами учебных заведений культуры и искусства, факультетов журналистики и других, при изучении истории культуры и проблем деятельности средств массовой информации. Апробация работы. Основные положения диссертации отражены:

- в выступлениях на научно-практических конференциях: Всероссийской научной конференции «Современные российские реформы: проблемы национального возрождения и развития» (Казань, 1999); в научно-практической конференции «Казанский посад в прошлом и настоящем» (Казань, 2002); и Всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества: искусство и эстетика» (Казань, 2003);



- в телепередаче «Про кино и не только» телекомпании «Татарстан. Новый век», посвященной истории кинематографа в дореволюционной Казани;


13


- соискатель принимал участие в плановых исследованиях по теме «История кино и телевидения Татарстана», проводимых в НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» АН РТ, а также в работах, выполненных по гранту Фонда НИОКР «Формирование видеодокументации о деятелях кино Республики Татарстан».


Структура диссертации. В соответствии с целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и приложений.


14


Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА В КАЗАНИ.


1.1. Предпосылки зарождения кинематографа в Казани.


Искусство кино появилось, когда человечество достигло высокого уровня научной и технической зрелости, научилось управлять стихийными силами природы, создавать сложные и точные приборы. Как техническое изобретение кинематофаф стоял в одном ряду с великими открытиями XIX и XX веков — электричеством, телеграфом, телефоном, радио, позволившими осуществлять связи" между самыми" отдаленными точками земного шара, расширившими власть человека над пространством и временем.


Датой рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года, когда в Париже в помещении «Гран кафе», на углу бульвара Капуцинов и улицы Обер, состоялись первые коммерческие сеансы нового зрелища.

Братья Люмьер46 не зря приурочили открытие своего «Синематофафа» к рождественской неделе — толпы взрослых и детей представляли собой потенциальных зрителей нового зрелища. Началу же открытых представлений предшествовала «генеральная репетиция», на которую были приглашены журналисты, владельцы театров и мюзик-холлов. Никто из них не знал, что обозначает словосочетание «Синематофаф Люмьера». Правда, судьба позаботилась о том, чтобы фамилия изобретателей (Lumiere значит "Свет») соответствовала природе их изобретения — световой проекции движущихся фотографических изображений.



Первые сеансы демонстрировали «Прибытие поезда», «Стену» с облаком пыли, «Завтрак ребенка» на фоне деревьев, раскачиваемых ветром, «Выход с


46 ЛЮМЬЕР (Lumiere) братья —Опост( 19. 10. 1862—10.04. 1954) и Луи (05. 10. 1864 — 06.06. 1948), изобретатели кинематофафа и постановщики первых в мире фильмов. Собственно изобретателем кинематофафа (название тоже принадлежит братьям Люмьер и основано на соединении двух греческих слов: кинема - движение и графо — писать) был Луи, владелец мелкого завода, но Опост помогал ему и в дальнейшем был активным участником киносъемок. - Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. - CD.


15


фабрики Люмьера» и, наконец, «Политого поливальщика». Сегодня нам трудно представить тот шок, который испытывали первые кинозрители глядя на экран, на котором возникали движущиеся картины, лишенные цвета и звука.


Новое изобретение (ему предшествовал долгий и сложный путь от камеры-обскуры и волшебного фонаря до изобретения кинематографа) привлекало любопытство зрителей по всему миру своей технической новизной. Братьев Люмьер нельзя назвать единственными изобретателями кинематографа: их заслуга в том, что они довели до практического осуществления эксперименты многих своих предшественников.47

Кинематограф братьев Люмьер был технической игрушкой, и сами создатели не предполагали, что его можно будет широко использовать в коммерческих целях, и уж тем более не могли предвидеть, что их детище станет началом целой отрасли промышленности. Совершенно очевидно, что для братьев Люмьер в их работе не было ничего удивительного и открытие нового искусства произошло бессознательно. Они неподвижно установили кинокамеру на перроне, и сама жизнь решила, как увидит зритель прибытие поезда. Люмьеры видели смысл существования кинематографа в техническом: усовершенствовании и обогащении фотографии. Кино — это всего лишь живая фотография. И как на фотографической пластинке, так и на кинопленке возникали картинки из жизни.



Первый сеанс принес 33 франка дохода. В последующие дни перед кафе выстраивались длинные очереди любопытных. Через три недели после первых демонстраций фильмов ежедневная выручка составляла 2000-2500 франков.48 Кино вошло в моду — состоятельная публика восторгалась изобретением братьев Люмьер. Теперь каждый хотел увидеть воочию чудеса «живой фотографии». В Париже, Лондоне, Нью-Йорке, других крупных


47 Садуль Ж. Изобретение аппаратуры // История киноискусства. От его зарождения до наших дней.- М., 1957., с. 19-34; Комаров СВ. У истоков// История зарубежного кино. - М., 1965. с.+17-20.


48 Комаров С. История зарубежного кино. Немое кино. М.: Искусство, 1965. с. 19.


16

Список литературы