repead.ru 1

Вопросы к экзамену по дисциплине


«Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


I. Теоретическая часть


  1. Детский фольклор и его малые жанровые формы: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки и пр.

  2. Крупные произведения детского фольклора: песни, былины, сказки. Жанровая специфика сюжета и композиции былины «Вольга и Микула Селянинович».

  3. Жанровые особенности народной сказки. Три типа сказок: сказки о животных, волшебные, бытовые.

  4. Басни Ивана Андреевича Крылова в круге детского чтения. Анализ басни Крылова по выбору (Тришкин кафтан, Волк и ягненок, Стрекоза и муравей, Свинья под дубом, Лисица и виноград). В.Г.Белинский о баснях Крылова.

  5. Священное писание и жития святых в детском чтении. «Преподобный Сергий Радонежский».

  6. Баллады, сказки, переводы для детей В.А.Жуковского. Сказка «Спящая царевна» главные герои и сюжет.

  7. Сказки А.С.Пушкина в круге детского чтения. Сказки–поэмы и сказки-новеллы. Анализ сказки по выбору (о лебеди, мертвой царевне; о попе, о золотом петушке, о рыбаке и рыбке).

  8. Стихи А.С.Пушкина в круге детского чтения. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

  9. Петр Петрович Ершов (1815-1869 гг.). История создания, сюжетная основа, художественные особенности сказки «Конек-горбунок».

  10. Антоний Погорельский как писатель реалистического направления. Сказка-повесть для детей «Черная курица, или Подземные жители». Слияние фантастического и реального, психологический мир главного героя.

  11. Произведения для детей Владимира Федоровича Одоевского. Сюжетная основа сказки «Городок в табакерке».

  12. В.Г.Белинский – теоретик и критик детской литературы.

  13. Детские журналы и детские писатели в I половине XIX столетия. (С.Глинка, В.Бурьянов, П.Фурман, Б.Федоров, А.О.Ишимова).
  14. Особенности развития детской литературы во II половине 19 столетия.


  15. Развитие теории и критики детской литературы во II половине 19 века (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов).

  16. Поэзия в детском чтении (Ф.И.Тютчев, И.З.Суриков, А.А.Фет, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.К.Толстой). Обзор. Традиции реализма и «чистой поэзии» в творчестве поэтов: И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков – поэты-реалисты; А.А.Фет, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев – «чистой поэзии».

  17. Стихи для детей Н.А.Некрасова. (Дедушка Мазай и зайцы, Соловьи, Пчелы, Школьник, Плач детей, Железная дорога). Литературный комментарий стихотворения (по выбору).

  18. Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова. Тема становления характера в повести «Детские годы Багрова-внука». «Аленький цветочек» как волшебная сказка.

  19. К.Д.Ушинский как выдающийся педагог и детский писатель. Рассказы для детей «Орел и кошка», «Бодливая корова», «Гадюка».

  20. Повесть Л.Н.Толстого «Детство». Взгляды Толстого на воспитание детей.

  21. «Азбука» Л.Н.Толстого. Рассказы для детей «Филиппок», «Лев и собачка», «Три медведя» и др.

  22. Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. История создания книги «Аленушкины сказки». Уральские рассказы «Емеля-охотник», «Зимовье на студеной», «Приемыш». Анализ одного из рассказов.

  23. Рассказы для детей А.П.Чехова. («Белолобый», «Каштанка», «Спать хочется» и др.).

  24. Произведения писателей Серебряного века для детей (И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, С.А.Есенин).

  25. Повести для детей В.Г.Короленко. (Слепой музыкант, Дети подземелья – по выбору).

  26. Детские журналы на рубеже веков. Творчество Лидии Алексеевны Чарской.

  27. Детская литература 20-30 годов. Тема детства в произведениях М.Горького.

  28. Заповеди для детских поэтов. Сказки и стихи К.И.Чуковского.

  29. В.В.Маяковский – детям («Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?» и др.)
  30. Творчество С.Я.Маршака. Пьесы для детей.


  31. Поэзия для детей С.Я.Маршака.

  32. Стихи А.Л.Барто для младших и средних школьников.

  33. Ю.К.Олеша и его пьеса-сказка «Три толстяка». Тематика и сюжетная основа пьесы.

  34. Повесть А.Н.Толстого «Детство Никиты» как память о родине и детстве.

  35. Сюжетная основа и главные герои сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключения деревянной куклы» (1935).

  36. Произведения А.П.Гайдара в круге детского чтения. («Чук и Гек», «Голубая чашка» и т.д.). Тематика и идейная направленность произведений.

  37. Сборник рассказов П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Жанровые особенности уральских сказок.

  38. Особенности личности и таланта М.М.Пришвина. Детские рассказы о природе. («Золотой луч», «Лисичкин хлеб», сказка-быль «Кладовая солнца»).

  39. Новеллы для детей Б.С.Житникова их воспитательное значение.

  40. Мир природы в сказках и рассказах В.В.Бианки. Герои произведений писателя.

  41. Художественно-познавательная проза К.Г.Паустовского. Патриотические мотивы в повести «Мещорская сторона» (1930 г.).

  42. Детская литература 40-50 годов. Творчество В.П.Катаева «Сын полка».

  43. Творчество Леонида Пантелеева. Смысл программной статьи «Юмор и героика» в детской книге 1937 г.

  44. Идейное содержание рассказа «Честное слово».

  45. Детская литература 60-80 годов (обзор).

  46. Творчество С.В.Михалкова. Лирика, юмор и сатира в поэме «Дядя Степа» (1936 г.).

  47. Творчество Б.В.Заходера. Интерес к социальной жизни в стихах Б.Заходера.

  48. Творчество Я.Л.Акима.

  49. Особенности творчества В.Д.Берестова.

  50. Творчество Н.Н.Носова. Рассказы и повести для младшего и среднего школьного возраста.

  51. В.Драгинский «Денискины рассказы».

  52. Э.Н.Успенский. Произведения для детей. Жанровые особенности.
  53. Историческая литература для детей в 60-80 годы.


  54. Природоведческая литература для детей в 60-80 годы.

  55. Сказки Ш.Перро.

  56. Сказки братьев Гримм.

  57. Сказки Г.Х.Андерсена.

  58. Льис Кэрролл и его сказки.



II. Практическая часть


Практикум по выразительному чтению


  1. Средства выразительности устной речи: техника речи, интонация, неязыковые средства выразительности устной речи.

  2. Подготовка педагога к исполнению литературных произведений.

  3. Обучение младших школьников выразительному чтению.

  4. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров: загадки, сказка, басня, поэзия, рассказ, драматургия, былина.



III. Рекомендуемые тексты произведений

для выразительного чтения наизусть:


  1. И.А.Крылов «Лисица и виноград», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок».

  2. А.С.Пушкин «Узник», «Зимний вечер» и др. отрывки из сказок, «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

  3. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз красный нос»).

  4. Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…» (А.К.Толстой, А.Н.Майков, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев).

  5. А.А.Фет «Ласточки пропали».

  6. Стихотворения И.А.Бунина, А.А.Блока (по выбору).

  7. С.А.Есенин «Поет зима-аукает», «Береза», «Черемуха», «Пороша», «Нивы сжаты» (по выбору).

  8. Стихотворение А.Барто, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, других поэтов (по выбору).