repead.ru 1

Осуществление инновационной, опытно-экспериментальной работы на муниципальном уровне в режиме экспериментальной площадки «Внедрение метода проектов в учебный процесс средней и старшей школы».




  1. Наименование учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа с.Осиновка Марксовского района Саратовской области»




  1. Руководитель образовательного учреждения: Димитриади В.А.




  1. Лицензия № 14 Срок действия: 01.03.2007 - 01.03. 2010гг


Аккредитация № 1363 от 04.09. 2002г.


  1. Юридический адрес, телефон 413076, Саратовская обл., Марксовский район с. Осиновка

ул. Школьная, 8 тел. 6-91-29, 6-91-59

Эл почта: osschool@rambler.ru
Сайт:
osinovka.edusite.ru


  1. Цель и задачи эксперимента:


Идея эксперимента: Развитие новых способов образования, методов и организационных форм обучения через внедрение методов проектов и новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

В рамках эксперимента предполагается решить проблемы:


  1. Отсутствие организованных условий для внедрения исследовательской и проектной деятельности в учебный процесс учителями-предметниками.

  2. Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность обучающихся.

Механизм реализации:


Создать условия для активной самостоятельной работы учащихся, творчества педагогов, гибкой организации учебного процесса; создать систему методической поддержки педагогов, использующих метод проектов в учебном процессе.

Цели:

  1. Разработка, внедрение, апробация методов эффективного использования проектных, исследовательских и компьютерных технологий обучения в учебном процессе для улучшения результатов образования.


  2. Поддержка педагогов, использующих исследовательские, проектные и компьютерные технологии обучения.


Задачи:


  1. Создание условий для внедрения и активного использования проектных, информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе учителями - предметниками.

  2. Разработка методических приемов и форм проектных технологий в процесс преподавания школьных предметных курсов.

  3. Разработка критериев и оценка эффективности проектных технологий обучения.

  4. Обучение различным компетенциям.

  5. Обучение самостоятельному осуществлению процесса познания.

  1. Общая характеристика эксперимента:

Применявшаяся в России двадцатого века технология классно-урочной системы доказала свою эффективность для массовой передачи знаний. Массовость – главное достоинство подобной системы. Но за это пришлось заплатить свою цену – "массовое" качество знаний оставляет желать лучшего.

Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в обществе с рыночной экономикой является одной из главных задач современного образования. Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности, умение ориентироваться в огромном информационном потоке, умение критически мыслить, владеть навыками коллективного труда и т. д.

Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Все эти способности трудно развивать, используя обычную форму проведения урока. К сожалению, в современной массовой школе еще сохраняется традиционный подход к усвоению знаний. Зачастую обучение сводится к запоминанию и воспроизведению информации, приемов действия, типовых способов решения заданий.

В результате у школьников снижается мотивация к учению, недостаточно развиваются их способности и личностные качества.


Решению этой проблемы способствует внедрение в учебный процесс инновационных моделей обучения, новых педагогических технологий. Например, проектного метода обучения.

Освоение учебного материала учащимися осуществляется в ходе работы над творческими проектами, включением школьников в процесс проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности. Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. При решении задач, которые встречаются в проектной деятельности, ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, которые как-то надо разрешить. Во время работы над поставленными задачами при подборе материала активно используется наблюдение, выдвигаются гипотезы, идет проверка этих гипотез, разрешается проблемная ситуация.

Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обучения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. Здесь в качестве основного дидактического средства и целесообразно использовать метод проектов.

Метод Проектов:


  • стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний;

  • способствует интеллектуальному развитию;

Внедрение метода проектов в учебный процесс позволяет:

  • активно развивать личностные качества и способности школьников;

  • повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся;

  • усилить уверенность учащихся в собственных силах (в ходе работы над проектом обеспечивается максимальная самостоятельность учащихся от идеи до ее воплощения);
  • поднять имидж учителя (использование в обучении передовых педагогических технологий);


  • включить в процесс обучения учащихся их родных и близких (помощь в поиске информации, разработке, оценке объектов проектирования).

Основные направления:

Инновационная работа в школе ведется по
трем направлениям:

  • организация интеллектуально – творческой работы учителей,

  • организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,

  • работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.

Области инноваций:


1. Инновационная деятельность в процессе обучения немецкому языку c использованием

проектной технологии.

2. Формирование навыков самостоятельной деятельности обучающихся на уроках

литературы посредством внедрения проектной технологии.

3. Использование современных информационных технологий в формировании учебно-

исследовательской культуры школьников с помощью проектного метода обучения.

4. Технология проблемного обучения как средство формирования учебно-

исследовательских умений учащихся на уроках русского языка.

5. Проектный метод на уроках биологии и химии как метод формирования

положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации

познавательных процессов.

6. Проектная деятельность по информатике «Средства ИКТ и их применение» – 1 час в

10 классе агротехнологического профиля;

7. Проектная деятельность по технологии «Основы предпринимательства»– 1 час в

10 классе агротехнологического профиля.

8. Обучение младших школьников проектно – исследовательской деятельности.


Преимущества метода проектов:

  • Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  • Повышение производительности урока.

  • Установление межпредметных связей.


  • Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя.


Общая характеристика эксперимента по масштабу преобразований:

1. Проекты обучающихся, выполненные с использованием различных методов исследования

(поисковых, эвристических, дискуссионных, метода мозгового штурма и ролевой игры).

2.Проекты военно – патриотической, краеведческой и поисковой направленности.

3.Разработка эколого – социальных проектов, связанных с природоохранной деятельностью и

благоустройством родного села.

  1. Проект - как модель школьного самоуправления»,

  2. Главный организационно-социальный проект - организация научно-практической конференции учащихся школы.

  3. Материалы для подготовки к уроку, доклады или рефераты, компьютерные презентации.

  4. Учебное проектирование учащихся на уроках.

  5. Изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т.д.



Ожидаемые результаты (продукты) эксперимента:

  1. Создание методической базы для эффективной учебно – воспитательной работы.

9 педагогов ОУ освоят идеи и методы проектной деятельности, смогут использовать

данную технологию в работе с обучающимися.

  1. Повысится уровень активности школьников, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач.

  2. Формирование субъект - субъектных отношений в образовательном процессе.

4. Повышение организационной культуры школы.

В результате - улучшение качества образования.

5. Изменится стиль общения взрослого с ребенком.

6. Возрастет положительная мотивация к учению и хорошие результаты в активизации


познавательных процессов.

Оценка результатов

Оценка эффективности данного эксперимента будет проводиться по трем направлениям: педагоги, обучающиеся, родители.

Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинаре при помощи анкет.

Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями эксперимента при непосредственном посещении группы, изучению и анализу авторских проектов.

Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, через беседы с учителями и родителями.

По окончании эксперимента будет проведено анкетирование учителей, родителей по оценке эффективности проекта.

Прогноз спроса на результаты эксперимента

Предварительные наблюдения и анкетирование показали большую потребность у участников профориентационного процесса в методических материалах и рекомендациях просветительской, проектной, исследовательской деятельности, диагностических материалах, и материалах по самоопределению для учащихся, что гарантирует востребованность продуктов эксперимента в ближайшем будущем.

Преемственность эксперимента

Тема и содержание экспериментальной работы нацелены на повышение эффективности учебно - воспитательной работы и не нарушают традиционных условий педагогической системы общеобразовательного учреждения.

Управляемость эксперимента

Нормативное обеспечение эксперимента:

1 . Концепция Модернизации российского образования на период до 2010 года.


  1. Закон Российской Федерации Об образовании. №3266-1. Москва 2005.

  2. Федеральная целевая программа развития образования.

Информационно – технологическое оборудование: компьютерный класс, который соединен локальной сетью и имеет доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, химическая и биологическая лаборатории, большая медиатека.



Педагогический коллектив МОУ- СОШ с. Осиновка обладает оптимальными возрастными и достаточными квалификационными характеристиками для реализации задач ОЭР:


  • средний возраст – 45 лет,

  • высшая и первая квалификационные категория – 62%

  • высшее профессиональное образование – 89%

Финансовая обеспеченность эксперимента:

Опытно-экспериментальная работа осуществляется согласно бюджетному финансированию, что определяет её устойчивость и экономичность.


  1. Программа работ:




frame1

 

  Директор школы: Димитриади В.А.