repead.ru 1 2 3 4

Аналитический доклад о деятельности школы №49 г. Томска



Введение



Доклад имеет своей целью представление заинтересованной общественности результатов деятельности школы, основных направлений и перспектив ее развития.

. Он предназначен в первую очередь для тех, кто:

  • размышляет о том, каким должно быть образование их собственных детей в сегодняшней ситуации;

  • задумывается о том, чему и как должна учить современная школа;

  • серьезно озабочен выбором школы для своего ребенка;

  • хочет выбирать содержание, формы и способы образования для своих детей, вместе с ними и педагогами готов разделить ответственность за этот выбор;

Одной из основных задач доклада является поиск «своего» родителя, потребителя, клиента и вовлечение в деятельность школы заинтересованной родительской общественности, новых социальных партнеров, инвесторов и попечителей.

Структура доклада:

  • характеристика и результаты деятельности школы как муниципального образовательного учреждения;

  • характеристика и результаты инновационной деятельности Школы;

  • ближайшие перспективы развития школы;

  • социальная роль школы и ее имидж в социуме.



Характеристика и результаты деятельности средней общеобразовательной школы № 49 г.Томска.

Визитная карточка.

Средняя общеобразовательная школа № 49 города Томска была открыта 10 сентября 1990 года. С одной стороны, это муниципальное образовательное учреждение, с другой - экспериментальная площадка городского департамента образования, лаборатория инновационного образования Томского государственного университета (ТГУ), Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации (ФЭП). Поэтому как муниципальное общеобразовательное учреждение, школа работает по общепринятым нормативам - базисному учебному плану и госстандартам, имеет наполняемость классов в соответствии Типовым положением об общеобразовательной школе, осуществляет оплату труда педагогов на основании ЕТС, использует нормативы государственной аттестации педагогов, не использует конкурсный отбор детей. Но наша школа экспериментальная и в ней разрабатывается новое содержание образования, реализуются инновационные образовательные программы, создаются и используются разные формы организации совместной деятельности взрослых и детей. Наша школа обучает детей не только знаниям, но и участию в открытом совместном действии, проектированию совместной деятельности, групповому взаимодействию; постановке своих образовательных целей, их достижению; разработке и выбору образовательных профилей.


В настоящее время в школе работает 76 педагогов, средний возраст которых составляет 25-35 лет, высшее образование из них имеют 98%, средне-специальное –2%. Распределение педагогов по профессиональным категориям выглядит следующим образом: 34% имеют высшую категорию, 37% - первую, 22% - вторую, 7% - не имеет категорий.

Отраслевые звания и награды педагогов:


  1. Доктор педагогических наук – 3 человека;

  2. Кандидат наук – 5 человек;

  3. Медаль «За заслуги перед отечеством» 2ой степени – 1 человек;

  4. Значок отличника образования – 1 человек;

  5. Грамота Министерства образования – 12 человек;

  6. Призер областного конкурса «Учитель года» - 1 человек;

  7. Призер городского конкурса «Учитель года» - 4 человека;

  8. Призер городского конкурса классных руководителей – 2 человека;

  9. Призер окружного конкурса «Сердце отдаю детям» - 1 человек.

Итого, 30 человек из состава педагогов, работающих в школе, имеют отраслевые звания и награды. Поэтому приведенные данные позволяют охарактеризовать педагогический коллектив как молодой, образованный, работоспособный.

В настоящее время в школе обучается 693 ребенка (27 классов-комплектов). Структура школы включает в себя разный возраст параллели классов: начальная школа, 1-4 классы –10 классов-комплектов(245 детей), параллель школы младших подростков, 5-7 классы – 7 классов-комплектов (184 учащихся), параллель школы старших подростков, 8-9 классы – 6 классов-комплектов (161 учащийся), параллель старшей школы, 10-11классы – 4 класса-комплекта (103 учащихся).

Каждую параллель классов возглавляет заместитель директора по учебной работе, который одновременно является организатором совместной деятельности. Директор школы, к.п.н. Сорокова Л.А., руководитель экспериментальной и исследовательской работы в Школе Г.Н. Прозументова, д.п.н., профессор, зав. кафедрой управления образования ТГУ, директор научно-образовательного Центра «Институт инноваций в образовании» ТГУ. Сейчас в экспериментальной и в исследовательской работе Школы участвуют три доктора наук, пять кандидатов наук, два аспиранта и около тридцати пяти педагогов исследователей. По материалам работы школы защищены две докторские и три кандидатские диссертации, написано восемь книг и десятки статей. Инновационная, экспериментальная деятельность школы и ее результаты неоднократно становились предметом экспертизы российской педагогической общественности, следствием чего стало присвоение ей разных статусов и наград:


1994г. – лауреат конкурса «Авторская школа»;

1996 г.- победитель конкурса «Авторская школа»;

1997 г.- лауреат конкурса «Школа года 97»;

1998 г. - статус Федеральной экспериментальной площадки;

2000 г.- номинант Мегапроекта «Развитие образования в России»;

2002 г.- статус Авторская экспериментальная школа;

2002-2003- участие во Всероссийском узкомасштабном эксперименте «Модернизация образования: компетентностный подход»;

2003г.- статус Муниципальной экспериментальной площадки;

2006 г - лаборатория инновационного образования ТГУ.

Школа неоднократно получала гранты Министерства образования и науки Российской Федерации на поддержку экспериментальной и исследовательской работы (2000 – 2003 г. 1200000 руб., 2003 – 2004 г. 200000 руб., 2005 г.- 500000 руб.). Школа активно сотрудничает с международной программой АРО («Помощь детям сиротам России») (2003-2004г. грант 5000 долл., 2004–2005г. грант 29000 долл.).

Управление в нашей школе

Как и в любой другой школе, основным органом управления является у нас Педагогический совет. Именно здесь принимаются самые важные решения. Но наша Школа, как уже было сказано, инновационная, в ней ведутся разработки по новым формам организации совместной деятельности взрослых и детей в школе. Поэтому в нашей Школе важным органом управления является Научно-методический совет. Он отвечает за управление является научно-методический совет. Он отвечает за управление экспериментальной и исследовательской работой:

- разработку проектов организации совместной деятельности на всех возрастных параллелях школы;

- создание образовательных программ, обучение совместной деятельности взрослых и детей на разных предметах;

- разработку учебных занятий, уроков;

- организацию экспертизы и оценку результатов экспериментальной работы в Школе;

В состав Научно-методического совета Школы входят


-научный руководитель;

-директор школы;

-организаторы совместной деятельности;

-руководители образовательных программ;

-методических объединений.

В структуре Школы выделены четыре параллели (или ступени) классов: начальная школа, школа младших подростков, школа старших подростков и старшая школа. На каждой параллели классов реализуются проекты по развитию и организации совместной деятельности взрослых и детей. Совместная деятельность, взаимодействие, сотрудничество взрослых и детей есть особый предмет обучения и организации в нашей Школе. Поэтому каждую возрастную параллель возглавляет организатор совместной деятельности. Педагоги и ученые работают в проектно-исследовательских группах и руководители этих групп участвуют в управлении школой.

В Школе организована работа методической службы, разрабатывается программа образовательной поддержки педагогов в инновационной деятельности, реализуется программа образовательного сопровождения молодых педагогов. Эти задачи решает заместитель директора по научно-методической работе.

Попечительский совет школы обсуждает основные проекты и программы развития школы, определяет формы их поддержки.

К компетенции родительского совета относятся вопросы, связанные с организацией системы дополнительных образовательных услуг в школе, обеспечением здоровых и безопасных условий для детей и педагогов и сохранностью школьного имущества.

Существенной характеристикой управления является ориентация на поддержку инициатив разных участников совместной деятельности, В качестве «инициаторов» выступают педагоги, дети, родители. Управление осуществляет поддержку инициатив, работает с тем, чтобы инициативы могли быть развернуты в проекты развития практики и в новые формы ее жизни.

Материально-технические условия осуществления образовательного процесса

На территории школы расположено два здания - здание школы на 1200 посадочных мест и здание спортивного комплекса на 100 мест. Реальная наполняемость составляет на сегодняшний день - 702 человека, 27 классов - комплектов. Здание школы было введено в эксплуатацию 10 сентября 1990 года.


В школе работает много секций, кружков, клубов, уроков по выбору, из них спортивных -- 18. В школе 5 спортивных залов (гимнастический, игровой, тренажерный, теннисный, танцевально-хореографический). Теннисный зал оборудован силами педагогов и детей. Имеется постоянно действующий стадион, лыжная база. При поддержке депутата Государственной Думы Томской области И.Г. Кляйна построен детский городок, методом «народной стройки» мы достраиваем спортивный комплекс.

Деятельность многих кружков и клубов обеспечивается специальным оборудованием. Школа нашла варианты обеспечения кружков флористики, столярного дела, мягкой игрушки, резьбы по дереву, театральной студии, оформительской мастерской, танцевальной студии, клубов стилистов, дизайнеров.

Кроме того, проектная работа с детьми, исследовательская работа педагогов требует хорошего библиотечного фонда. На сегодняшний момент фонд нашей библиотеки пополнен энциклопедическими, справочными изданиями и литературой универсального содержания (9000 экз. без фонда учебников), на что истрачено около 200000руб. из внебюджетных средств.

Для базисных уроков математики на компьютерах и информатики в школе имеется два компьютерных класса. В оборудование одного из классов школа вложила часть собственных средств (44000 рублей), остальное внесли попечители (200000 рублей). В целом за 3 года в оборудование компьютерных классов вложено более 560000 рублей. В школе имеется выход в систему «Интернет».

Дети, персонал и педагоги школы обеспечены горячим питанием хорошего качества, которое организовано в столовой (120 посадочных мест), имеется и буфет.

Учебные результаты по школе за период с 2003 по 2006 годы.

В 2005- 2006 учебном году в школе обучалось 693 учащихся. По сравнению с 2004-2005 учебным годом число обучающихся стало больше, на один класс.

В начальной школе на конец учебного года полностью освоили обязательные требования стандарта образования 254 учащихся (из 254), что составляет 99,6% от числа обучающихся в начальной школе . На «4» и «5» окончили начальную школу 180 уч-ся (70.8%). Этот процент качественной успеваемости значительно выше ,чем в целом по Южному округу г.Томска.


В подростковой школе (5-9 кл.) обучалось 362 уч-ся. Стандартом образования овладели 330 уч-ся (91,2%), на «4» и «5» окончили 154 уч-ся (42.5%).

В старшей школе обучалось 77 уч-ся. Стандартом образования овладели 75 уч-ся (97,4%), на «4» и «5» окончили 34 уч-ся (44%).

Анализ итоговой аттестации за несколько лет показал, что выпускники 9, 11 классов, допущенные к итоговой аттестации, и успешно её прошли.

Сведения об итоговой аттестации за последние пять лет:




2001-2002 уч.год

2002-2003 уч.год



2003-2004 уч.год

9 классы

2004-2005

уч.год

2005-2006

уч.год




9 классы

11 классы

9 классы

11 классы

9 классы

11 классы

9 классы

11 классы

9 классы

11 классы

Всего обучалось (на 25.05.)

102

83

97

72

73


76

25

74

76

50

Допущены к итоговой аттестации и успешно её прошедшие

102

83

92

72

73

75

25

74

73



50



Закончили школу со справкой

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Закончили школу с отличием:

-всего обучающихся:

-из них:

*получили аттестат с отличием;

*награждены золотой медалью;

*награждены серебряной медалью


5


5

-

-


9


-

4

5


5


5

-

-


6


-

4

2


4


4

-

-


7


-

3

4


2


2

-

-


3


-

-

3



4


4

-

-



-


-

-

2

Комментарий: в целом за пять лет обучалось в 9-х классах 373 учащихся, окончили основную школу 365 учащихся (97,8 %), в 11-х классах -355 учащихся, окончили -354 (99,7%). Процент учащихся, окончивших школу на «отлично» колеблется от 6 до 8%.

Существенной характеристикой качества обучения может служить сравнительный анализ результатов успеваемости учащихся нашей школы и среднего результата успеваемости школ Южного округа г.Томска.

Сравнительный анализ результатов успеваемости (2003 – 2006гг.).


Сравнительный анализ результатов успеваемости по начальной

школе (2003 – 2006гг.).




Комментарий: из диаграммы видна положительная внутришкольная динамика качественной успеваемости. А также видно значительное превышение результатов успеваемости детей нашей школы в сравнении с таковыми результатами Южного округа.


Сравнительный анализ успеваемости учащихся подростковой

школы (2003 – 2006гг.).



Комментарий: диаграмма показывает, что результаты качественной и количественной успеваемости подростков нашей школы превышают аналогичные результаты по Южному округу.


Сравнительный анализ результатов успеваемости по старшей

школе за период с 2003 – 2006гг.

Ср


Комментарий: на диаграмме видно, что и успеваемость учащихся в старшей школе небольшая положительная внутришкольная динамика качественной успеваемости. а также ее превышение в нашей школе в сравнении с таковыми результатами Южного округа.

Обобщение: поскольку школа территориально находится в Южном округе г. Томска, то правомерно сравнение результатов качественной и количественной успеваемости учащихся школы с таковыми результатами по округу в целом. Сравнительные данные успеваемости учащихся школы за два года свидетельствуют о том, что имеется положительная динамика результатов качественной и количественной успеваемости как внутри школы, так и по Южному округу г. Томска, особенно существенно превышение данных результатов в начальной школе (на 11,2%).

Результаты ЕГЭ

Сравнительные данные по ЕГЭ


Комментарий: из данных, приведенных в диаграмме видно, что количественные и качественные результаты сдачи ЕГЭ по истории выпускниками нашей школы сопоставимы с таковыми по городу.


Комментарий: из данных, приведенных в диаграмме, следует, что количественные и качественные результаты сдачи ЕГЭ по обществознанию выпускниками школы значительно превышают таковые по городу.




Комментарий: из данных диаграммы видна как внутришкольная положительная динамика качественных и количественных результатов сдачи ЕГЭ по химии выпускниками школы, так и превышение таковых в сравнении с общегородскими.




Комментарий: из данных диаграммы видна как внутришкольная положительная динамика качественных и количественных результатов сдачи ЕГЭ по биологии выпускниками школы, так и превышение таковых в сравнении с общегородскими.






Комментарий:из данных диаграммы следует, что количественные результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку выпускниками школы сопоставимы с общегородскими, а качественные результаты то превышают общегородские, то оказываются несколько ниже их.





Комментарий: из данных диаграммы следует, что количественные результаты сдачи ЕГЭ по математике выпускниками школы в целом сопоставимы с общегородскими, а качественные результаты то превышают общегородские, то оказываются ниже их.

Обощение: сравнительный анализ результатов сдачи выпускниками школы государственного экзамена по разным предметам позволяет выделить группу предметов, по которым видна положительная динамика внутри школы. Это история, химия, биология. По этим же предметам, а также по обществознанию общешкольные результаты превышают городские. По русскому и математике не представляется возможным пока выделить тенденции, поскольку результаты сдачи ЕГЭ по школе оказываются то выше, то ниже общегородских. Количественные результаты сдачи ЕГЭ выпускниками школы по всем предметам в целом сопоставимы с общегородскими.

Поступление выпускников в ВУЗы и техникумы


Выбор учебных заведений выпускниками школы


Комментарий: средний процент наших выпускников, поступивших за три года в ВУЗы

составляет – 63 и соотносим с процентом поступающих выпускников из школ Южного округа, а сами приоритеты выбора учебных заведений и поступления в них выпускников школы свидетельствуют об их конкурентноспособности.



Характеристика содержание и результатов инновационной деятельности Школы.

Научный руководитель Г.Н. Прозументова, д.п.н., профессор ТГУ.

Цель инновационной деятельности в Школе: создание образовательного сообщества Школы.

Задачи:

- вовлеченность разных участников совместной деятельности в определении целей, задач, норм организации совместной деятельности в Школе;

- создание и реализация проектов развития совместной деятельности взрослых и детей в Школе;

- разработка и реализация образовательных программ по обучению взрослых и детей совместной деятельности;

- создание условий для выбора и построения участниками совместной деятельности своих образовательных профилей.

Направления инновационной деятельности в Школе:

- развитие образовательного содержания совместной деятельности взрослых и детей в школе (создание и реализация проектов, программ, методических разработок, учебных занятий по совместной деятельности);

- создание и апробация модели совместной инновационной общеобразовательной школы как Школы совместной деятельности;

- разработка и реализация гуманитарного подхода к управлению образовательными инновациями.


Разработка и реализация проектов образовательного содержания по развитию совместной деятельности на разных возрастных ступенях

Проект «Построение образовательных профилей совместной деятельности в старшей школе»

Руководитель проекта: Сорокова Л.А., к.п.н., директор школы.

Координатор проекта - Чуяшова Л.И., заместитель директора по учебной - воспитательной работе, организатор совместной деятельности.

Участники проекта: педагоги и учащиеся 10-11 классов, руководители образовательных программ.

Постановка проблемы.

Наша Школа участвует в эксперименте по профильному обучению более четырёх лет. В течение этого времени (2002-2006гг.) созданы условия и ресурс для организации профильного обучения.


1. Важным условием организации профильного обучения в старшей школе является группировка всех учебных курсов и дисциплин, позволяющую педагогам и детям ориентироваться в выборе курсов, тем самым в постановке разных образовательных задач по их изучению. В Школе используется следующая группировка учебных курсов:

Базовые общеобразовательные курсы, которые являются обязательными для изучения всеми учащимися во всех профилях обучения: математика, русский язык, литература, иностранный язык, история, физкультура, интегрированный курс обществознания (для естественно-математического профиля) естествознания для гуманитарного профиля, ОБЖ.

Профильный блок представлен профилями: гуманитарным, естественно-математическим, универсальным.

Эти профили обеспечены следующими курсами и программами:

-программы углубленного изучения специальных предметов;

-элективные курсы, в т.ч.


  • специальные курсы для развития общеобразовательных умений (выбор и выполнение учащимися творческой, проектной, исследовательской работы);

  • специальные курсы для развития общеобразовательных компетенций (освоение каких-либо образовательных технологий, технологии работы с текстом и текстопорождения, технологии эффективного группового взаимодействия);

  • курсы повышенного уровня, обеспечивающие углубление знаний в выбранной общеобразовательной области;

  • интегративные, которые являются системообразующими для образовательной области.

- Метапредметный курс – курс, обеспечивающий образовательную поддержку при формирования и реализации учащимися индивидуальной образовательной программы.

2. К существенным условиям организации профильного обучения в нашей школе относятся и этапы организации образовательной деятельности.

В начале учебного года мы организуем погружение в совместную деятельность и проектирование образовательного пространства старшей школы: разрабатываем и обсуждаем проекты, которые будут реализовываться в текущем году, образовательные события, формы совместной деятельности в старшей школе; составляем план работы и разрабатываем образовательные профили. Погружение завершается защитой индивидуальных образовательных программ учащихся, их утверждением (на этом этапе важна разработка проекта организации совместной деятельности в старшей школы).


В течение учебного года осуществляется профилизация совместной деятельности в старшей школе:

-организация разных форм совместной деятельности;

-разрабатываются проекты образовательных событий, осуществляется их реализация, обсуждение;

-осуществляются индивидуальные образовательные программы: их учебное содержание (обязательная часть базисного плана), их образовательное содержание (образовательный выбор), их специальное, профессиональное содержание (профессиональная направленность);

-определяются индивидуальные учебные режимы, учебные планы.

В конце учебного года организуется обсуждение и рефлексия результатов профильного обучения:

-результатов реализации проекта старшей школы (готовятся отчеты о реализации проекта старшей школы для родителей и общественности; отчет о реализации образовательных программ в старшей школе; проводятся отчетные семинары, собрания, конференции; проводится мониторинг проекта профильной школы).

-результатов реализации образовательных программ учащихся (результаты учебной работы, проектные достижения учащихся, динамика личных достижений, освоение новых учебных средств, преодоление учебных трудностей); образовательные результаты и эффекты (портфолио, которое включает лучшие работы, выполненные проекты, исследования, профессиональные пробы); личностные достижения (рефлексия смысловых и ценностных установок учащихся на образование);

-осуществляется корректировка проекта старшей школы.

3.Важнейшим условием организации профильного обучения в нашей Школе является разработка и реализация учащимися индивидуальных образовательных программ.

В настоящее время такая индивидуальная программа включает в себя:

-формулирование и оформление учащимися ценностных, смысловых установок на образование, образовательные цели и учебные задачи;

-определение и выбор ими направлений общеобразовательной подготовки, специализации, профессионализации деятельности);


-установление учебных затруднений и индивидуальных особенностей учебной работы, учебного стиля, разработку и выбор средств, обеспечивающих повышение учебных результатов и достижений;

-выбор одной из форм образовательной деятельности : творческая работа, проект, исследовательская работа;

-выработку оснований и критериев оценивания, рефлексии своей образовательной деятельности, своих достижений и результатов.

Анализ отношения учащихся к организации профильного обучения в 2004-2005 уч. году показал следующее:


  • Учащиеся 10-11 классов отмечают что в школе есть интересные для них образовательные формы :

-конференция «Проектирование Я-пространства в школе» - 68%;

-защита проектов и представление результатов своих исследований - 64%;

-уроки по выбору - 51%;

-уроки – проекты - 45%.

-«День самоуправления» (разработка и проведение авторских уроков, экспертиза и анализ уроков, участие в разработке проекта управления школой в рамках дня самоуправления) - 35%;

  • В качестве положительных результатов организации профильного обучения в старшей школе ученики называют формирование у них разных компетенций:

-умение работать в проектной группе 60%;

-умение общаться, дружить, устанавливать партнёрские отношения - 58%;

-умение преодолевать учебные трудности, решать проблемы - 48%;

-улучшение оценки по предметам - 48%;

-умение разработать проект и защитить его - 37%;

-самореализация через победы в городских и школьных олимпиадах, участие в Северской конференции - 30%,хобби, увлечения - 30%;

-умение организовать различные мероприятия, праздники и пр. - 23%.

  • Наши учащиеся считают, в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных программ у них формируются умения:

- учебные: научился решать задачи, углубил знания по физике, научился решать тесты, понимать правила и применять их, писать сочинение;


- образовательные: умения выделять главное, составлять авторский текст, рецензировать, умение высказывать свои мысли, внимательно слушать «другого», работать в группе, составлять сценарий, организовывать праздники, общаться с аудиторией, презентировать свою работу, дискутировать, умение организовать свою работу, формулировать проблему и искать пути решения;

-коммуникативные, организаторские: предъявить себя, работать в команде, успешно осваивать разные социальные роли, разные стили и модели поведения, умение взаимодействовать с окружающими, организовывать праздники, общаться с аудиторией, умение слушать и слышать, договариваться между собой и с педагогами.

Анкетирование показало, что наши старшеклассники учатся различать учебную и образовательную деятельность, их цели и задачи. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ позволяет учащимся понять цели своего образования, делать выбор, необходимый для достижения поставленных целей. Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ становится условием их влияния как на совместную деятельность в школе, так и на своё образование. О чём свидетельствует оценка нашими учащимися проектного способа образования в школе как необходимого и эффективного(55%) и оценка процесса образования в Школе как значимого для «образовывания» их личности (44%).


  • Вместе с тем анализ отношения учащихся к организации профильного обучения в Школе показал, с какими трудностями и проблемами сталкиваются они в старшей школе:

-трудность выбора профиля, связанную с ограниченным количеством самих профилей (70%;)

-трудность профессионального самоопределения с возможным выбора ВУЗа, что обуславливает трудности выбора профиля ( 55%)

-недостаточность подготовки по непрофильным предметам и тем самым ограничение возможностей успешной сдачи ЕГЭ по математике для учащихся гуманитарного профиля, при том, что ЕГЭ остается обязательным для всех (55%);


-ограниченность возможностей для формирования «индивидуального профиля» (42%);

-обусловленность содержания разных профилей выбором совершенно определенных предметов: предметы, необходимые для поступления в Вуз оказываются в разных профилях (33%);

Обозначенные учащимися трудности и проблемы показывают, что необходимы изменения в организации образовательной деятельности для достижения эффективности профильного обучения. В связи с этим мы определяем направления работы по профильному обучению.

Направления по организации профильного обучения в Школе Совместной деятельности.


  • Расширение возможностей участия самих детей в проектировании образовательного пространства Школы и создании образовательных профилей совместной деятельности.

  • Организация образовательной деятельности и усиление образовательного содержания совместной деятельности в старшей школе.

  • Разработка и реализация механизмов управления профилизацией совместной деятельности: организация образовательной поддержки педагогов, изменение организации учебного процесса, использование межпредметных курсов и программ осуществления мониторинга, анализа и контроля.

В настоящее время в школе организована деятельность по каждому из названных направлений.

    1. Во-первых, мы стремимся не формировать профили «волевым» способом, а привлекаем самих учащихся, педагогов, родителей для проектирования образовательных профилей в школе. И хотя официальные названия профилей обучения в нашей школе звучат традиционно: гуманитарный, естественно-математический, универсальный, для нас самих приняты следующие названия:

  • Проектирование образовательной деятельности в гуманитарном профиле;

  • Проектирование образовательной деятельности в естественно-математическом профиле;

  • Социальное управление и проектирование.

Эти названия неслучайны. Мы, действительно, создаем с детьми и педагогами образовательные профили. Для этого в нашей Школе разработан и реализуется метапредметный курс «Проектирование образовательного профиля». в рамках которого организуется с учащимися проектирование профиля и образовательное сопровождение профильного обучения. Этот курс является обязательным для всех учащихся старшей школы, и его задача – научиться совместно с детьми построению индивидуального профиля, определению образовательного содержания профилей. Курс включает разделы: «Проектирование образовательного пространства старшей школы», «Построение образовательного профиля», «Разработка индивидуальной образовательной программы», «Консультационное сопровождение индивидуальных образовательных программ».

2. Во- вторых, при организации образовательной деятельности в старшей школе у нас :


  • большое внимание уделяется именно уроку и такой его организации, когда дети и педагоги могут проявить свои учебные и образовательные инициативы, реализовывать замыслы, учиться совместности. Уроки у нас разные. Это: урок – задание, урок – проблематизация, урок – проект, урок-диалог, урок-консультация. Такие уроки различаются по способу организации совместной деятельности, по формам подачи материала, что позволяет детям на таких уроках проявить себя и добиваться высоких учебных достижений. На уроках в старшей школе помимо учебных программ реализуются образовательные программы, в т.ч.

-В.Ю. Соколова «Обучение проектированию совместной деятельности при построении учебной темы»,

-А.В. Петрова « Текстопорождение »,

-Е.А.Румбешта «Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в совместной деятельности».

-И.Ю.Малковой «Обучение проектированию совместной деятельности».

Среди педагогов старшей школы 12 человек являются разработчиками и участниками инновационных образовательных программ, реализуемых в школе. В классах, где работают педагоги-участники ОП, качественная успеваемость выше, чем в обычных классах, высокая мотивация к обучению.


  • учащимся предоставляется большое количество курсов по выбору: «Исследование в физике: пробы и компетенции», «Технология « Дебаты», «Основы проектирования», « Обучение исследовательской деятельности», «Основы ораторского искусства и культуры публичных выступлений», «Технологии участия и организации совместной деятельности», «Историческое проектирование: Екатерина Великая и деятели эпохи просвещенного абсолютизма России», « Основы исследовательской деятельности учащихся на занятиях по химии», « История в лицах: личность как носитель культуры и истории народа», «Экологический мониторинг», «Текстопорождение», «Основы коммуникативной культуры», « Основы информационной культуры и библиотековедение», « Математические основы криптографии», «Компьютерные технологии при изучении естественных наук: информационные технологии и программирование», «Основы менеджмента».
  • учащиеся обязательно выбирают и выполняют один из видов самостоятельной работы: творческая, проектная, исследовательская. Это разделение несколько условно, несмотря на то, что разница между этими видами деятельности имеет для нас принципиальное значение. Так в творческой работе принципиально важным является проявление инициативы, реализация и развитие творческих способностей. Завершается работа представлением образовательного продукта (картина, сборник стихов, прибор, фото, поделка из бересты, мягкая игрушка и др.). Исследование, как известно,- бескорыстный поиск истины. Деятельность исследователя часто может быть охарактеризована известной формулой - «пойди туда не знаю, куда, найди, то не знаю что». Проектирование - это совсем другое. Под проектированием понимается проявление инициативы для решения определенной сформулированной задачи на основании проявленных проблем. Результат в проектировании прогнозируем. Задачи, решаемые в исследовательской работе, иного плана. Их результат либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично, ровно на столько, на сколько это позволяет сделать гипотеза. Для нас очень важны все эти виды совместной деятельности. Поэтому мы стимулируем и « Кулибиных», и « Ломоносовых», и « Репиных».


  • учащимся в старшей школе предоставляются разнообразные дополнительные образовательные услуги, как платные, так и бесплатные. Бесплатные услуги представлены творческими мастерскими, секциями, клубами, Образовательным Центром «Консультант». Содержанием работы Образовательного Центра «Консультант» является а) помощь учащимся в проявлении и преодолении учебных затруднений; б) создание совместно с детьми методических материалов для самостоятельной работы и подготовке к урокам; в)апробирование разных форм групповой работы, в том числе разновозрастных, как ресурс преодоления ребёнком учебных затруднений, г)апробация разных приемов и форм организации совместной деятельности. Платные образовательные услуги: «Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля», «Практический курс по грамматике немецкого языка», «Компьютерные технологии при изучении естественных наук», « Тенденции и закономерности отечественной истории», «Практическая грамотность».

  • проводятся несколько важных образовательных событий, которые разрабатываются совместно педагогами и детьми, совместно осуществляется их реализация, обсуждение:

проектная неделя (тематическая),фестиваль “Мои достижения”,конференция «Педагогика совместной деятельности»,конференция “Проектирование Я-пространства”, “Неделя знаний” , компетентностная олимпиада, день самоуправления;

  • организовано участие детей в разных городских, региональных образовательных событиях ,таких как: Сибирский молодежный Форум г.Северск, предметные олимпиады, конференция «Юные Томичи городу Томску», Сибирская молодежная Ассамблея “Возможности поколения и индивидуальные шансы”,в олимпиаде «Компетентное решение», в выставках, организованных учреждениями дополнительного образования, где наши старшеклассники завоёвывают призовые места.

3. В-третьих, для успешного осуществления профильного обучения в нашей Школе:
  • разработана и реализуется специальная программа образовательной поддержки педагогов, работающих в старшей школе, которая обеспечивает:


-освоение (овладение) педагогами базовых компетенций организации совместной деятельности;

-организацию деятельности по проектированию и реализации образовательных и учебных программ, курсов, дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих возможность профилизации совместной деятельности;

-организацию работы по созданию учебно-методического обеспечения для реализации нового образовательного содержания (учебно-тематические планы, комплекты заданий, диагностические и рефлексивные карты и пр).

-возможность вовлечения и вхождения в проект старшей школы педагогов всей школы, тем самым формирует кадровый резерв для работы в проекте.

  • разработан и реализуется проект« Предпрофильное образование в Школе старших подростков».

Руководитель проекта: Чуяшова Л.И., заместитель директора по учебной - воспитательной работе, организатор совместной деятельности.

Участники проекта: 26 педагогов, 160 учащихся 8-9 классов, руководители инновационных образовательных программ

Цель проекта: создание условий для образовательного самоопределения педагогов и детей в совместной деятельности.

Задачи организации совместной деятельности в рамках предпрофильного образования.

Нами определено, что основными задачами предпрофильного образования в нашей Школе старших подростков являются: образовательное самоопределение педагогов и детей в совместной деятельности, выбор области и направления образовательной деятельности, овладение проектными компетенциями.

Образовательное содержание и потенциал совместной деятельности
  1. Основой образовательного содержания предпрофильной подготовки в Школе старших подростков является организация образовательного выбора. Для этого созданы разные образовательные формы школьной жизни, в которых учащиеся могут его совершать. При организации образовательной деятельности в школе старших подростков у нас:


    • основной образующей формой, тем местом, где дети могли бы осуществлять образовательный выбор, проявить свои учебные и образовательные инициативы, в первую очередь, является урок. У нас большое разнообразие форм урока. Это и урок-задание, и урок-проблематизация, и урок-диалог, и урок-проект, и урок-консультация. Так как такие уроки различаются по способу их организации и в них представлены разные способы деятельности, это позволяет детям выбирать и разрабатывать совместно с педагогом разные задания, формы представления учебных результатов, в которых больше возможности проявить себя.

    • учащимся предоставляется большое количество курсов по выбору, в т.ч.:

« Основы проектирования», «Текстопорождение : теория и практика сочинений разных жанров», «Экология человека», «Компьютерные технологии при изучении естественных наук : информационные технологии и программирование», «Домашний очаг: начальное моделирование одежды», «Обучение исследованию физических явлений», «Введение в профессию: твоя профессиональная карьера»,« Основы ораторского искусства и культуры публичных выступлений», « Историческое проектирование: Екатерина Великая и деятели эпохи просвещенного абсолютизма России», «Домашний очаг: флористика с основами фитодизайна», «Экологический мониторинг», « Математические основы криптографии», ««Практическая грамотность», « Основы информационной культуры и библиотековедение», «Проектирование образовательного профиля», «Развитие исследовательских и информационных умений в учебных проектах по физике», «Химия в быту». Такое разнообразие элективных курсов даёт возможность учащимся познакомится с разными предметными областями, с разными способами организации совместной деятельности, совершить профессиональные пробы, тем самым успешно подготовиться к выбору профильного направления своего дальнейшего образования в старшей школе.
  • в образовательной деятельности нами выделены следующие виды самостоятельной работы учащихся, которые обеспечивают образовательный выбор: творческая , проектная, исследовательская. В 8 классе учащиеся имеют возможность совершить пробу всех этих видов совместной деятельности. В 9 классе наши дети защищают свои работы в специально разработанных формах.


  • учащимся в школе старших подростков предоставляются разнообразные дополнительные образовательные услуги, как платные, так и бесплатные. Бесплатные услуги представлены творческими мастерскими, секциями, кружками,

Образовательным Центром «Консультант». В рамках Образовательного Центра учащиеся осуществляют образовательный выбор по апробированию разных приемов и форм организации совместной деятельности. Платные образовательные услуги: «Практическая грамотность», «Практический курс по углубленному изучению математики», «Тьюторское сопровождение в предпрофильном обучении» и др.

  • большим потенциалом для представления результатов образовательного выбора обладают образовательные события, учащиеся участвуют в проектировании этих образовательных событий, представляют свои результаты, приобретают опыт публичных представлений результатов образовательной деятельности. Сегодня в школе старших подростков разрабатывается и реализуется много разных событий , в т.ч.: «Тематическая проектная неделя», олимпиады, выставки, фестиваль искусств, ежегодная конференция «Проектирование «Я-пространства», компетентностная олимпиада, сборы старшеклассников, олимпийские игры.
  1. В проекте школы старших подростков мы особо ориентируемся на развитие проектных компетенций. Для чего? Мы понимаем, что если дети в десятом классе начинают обсуждать цели своего образования, проектировать профили совместной деятельности, образовательное пространство старшей школы, то в восьмых классах проекты нужны для того, чтобы ребенок смог поработать с замыслом, найти способы его реализации, простроить связи в школе в процессе выполнения проекта, представления результатов. При организации образовательной деятельности в школе старших подростков у нас разрабатываются и реализуются детьми разные формы проектной деятельности, в т. ч.: учебные, социальные, образовательные. Базовой образовательной программой, которая реализуется на параллели, как на уроках, так и на выборе, является программа И.Ю.Малковой «Обучение проектированию совместной деятельности»,


  • В нашей школе давно и успешно в 8-9 классах используется выполнение детьми учебных проектов. Учебные проекты в большинстве своем направлены на развитие индивидуальных интересов ребенка в предметной области. Тематическое пространство учебных проектов очень разнообразное: « Исследования кровеносной системы», « Нитраты», « Из истории герба», «Экзотические животные», « Поэзия Блока», «Мир процентов», «Законы постоянного тока» и др.

  • Вместе с тем учебный проект ограничен учебными дисциплинами. Тогда как для детей 8-9 классов необходима встреча с реальностью « взрослого» мира, исследование внешнего мира, необходима пассивная и активная проба взрослой жизни для определения своего места в ней. Для многих учащихся очень важным становиться, как можно свои результаты применить в деятельности, как организовать сотрудничество с другими. Поэтому мы в Школе старших подростков создаём условия для выполнения детьми социальных проектов, организацию профессиональных проб, социальной практики. Пространство социального проектирования, где ребята учатся выбирать, предъявлять и реализовывать замыслы в совместной деятельности, проектировать, представлено проектными группами, кружками, секциями, клубами. На этапе погружения мы организуем проектирование пространства социального проектирования. Базовой формой проектирования на этом этапе является проектная неделя. Для организации социальных проектов создано Агентство социальной практики, в котором дети: а) разрабатывают формы, приёмы, позволяющих им быть успешными вне урока; б) реализуют инициативы; в) приобретают навыки проектной деятельности; г) осваивают разные социальные роли в процессе выполнения социальных проектов.
  • основой образовательного проекта является проектная инициатива, замысел для образования совместной деятельности, содержание которой не задано. Учащиеся 9 классов нашей школы, имеющие проектный опыт, могут, разрабатывают и реализовывают образовательные проекты: «Система питания подростка», «Экологический мониторинг», «Суд над наркотиками» и т.д.


Такая организация предпрофильного обучения требует тьюторского сопровождения, которое заключается в помощи учащимся по работе с «портфолио», в выборе вида самостоятельной работы, форм и способов совместной деятельности, в выявлении сферы интересов, в психологическом консультировании, в совместной подготовке преставления результатов образовательной деятельности как в школьных событиях, так и в разных городских, региональных образовательных событиях, в таких как: Сибирский молодежный Форум г.Северск, предметные олимпиады, конференция «Юные Томичи городу Томску», в олимпиаде «Компетентное решение», в выборе профильного направления.

К концу 9 класса в школе организуется специальная работа по проявлению интересов учащихся к профильному обучению, по формированию у них способности ориентироваться в пространстве старшей профильной школы (презентации, выставки, образовательные встречи), предварительных представлений о личных предпочтениях в поле профессионального самоопределения. Проявленные интересы становятся предметом обсуждения с ребенком и его родителями, результаты обсуждения становятся основанием для образовательного выбора направления профильного обучения.

Результаты организации совместной деятельности

Учащиеся 8-11 классов активно представляют школу на различных городских и региональных конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях. В 2005-2006 уч.году ученики 8-11 классов участвовали в 19 открытых образовательных событиях, заняли 25 призовых мест.

Образовательные результаты

Под образовательными результатами мы имеем в виду, прежде всего, оценку и анализ ключевых компетенций, которыми овладевают наши учащиеся 8-11 классов. Так как в проектах по предпрофильному и профильному обучению мы:

во-первых, особо ориентируемся на развитие проектных компетенций, то и образовательные результаты мы измеряем, исходя из освоения детьми проектных компетенций.

Сравнивая результаты по освоению проектных компетенций за 2004-2005,2005-2006 уч.г. (в % от общего количества учащихся) учащимися 8-10 классов в совместной деятельности, можно увидеть положительную динамику по учебным годам, а также большой рост от 8 к 9 классу (8 кл.:28%,30% ; 9 кл: 42%,55% ; 10 кл : 57%, 66%) Вместе с тем такие результаты ещё не достаточно высоки, свидетельствуют о том, что нужно особо выстраивать совместную деятельность, чтобы наши дети могли еще более успешно овладевать проектными компетенциями, а значит быть готовыми к профильному обучению и реализовывать индивидуальные образовательные программы.

во – вторых , для нас важно как учащиеся вовлечены в выполнение разных видов самостоятельной работы: творческой, проектной, исследовательской. Сравнивая результаты выполнения этих видов работ, прежде всего можно увидеть положительную динамику по 2004-2005, 2005-2006 учебным годам по количеству вовлеченных детей в выполнение работ. Так вовлечение учащихся 8 классов (в % от общего количества на параллели) в 2004-2005 уч.году составляет 77%, в 2005-2006уч.году- 83%; 9классов: в 2004-2005 уч.году составляет 72%, в 2005-2006уч.году-79%, 10 классов в 2004-2005 уч.году составляет 78%, в 2005-2006уч.году-92%. Не менее важным для нас является то, какие виды работ учащиеся предпочитают выполнять.

Таблица № Сравнительные данные по защите детьми работ с разными способами деятельности (в % от числа выполнивших)






2004-2005 уч.год

2005-2006 уч.год

творческие

проектные

Исследователь

ские


творческие

проектные

Исследователь

ские

8 классы

54

30

16

56

30

14

9 классы

28

52

20

24

55

21

10 классы

25

48

27

28

38

34

Анализируя результаты из таблицы № , можно с определённостью констатировать , что все виды работ детьми выбираются, причём в 8 классах наиболее популярными являются творческие работы. В 9 классах наблюдается значительный прирост проектных работ, в 10 классах процент проектных работ остается высоким, но при этом возрастают показатели по исследовательским работам.

в- третьих , важным образовательным результатом для школы старших подростков и старшей школы является овладение детьми коммуникативными компетенциями. Наши учащиеся отмечают ( рефлексивные тексты, анкеты), что в процессе выполнения творческих, проектных, исследовательских работ, в процессе осуществления профессиональных, социальных проб они приобретают умения: предъявить себя, способность работать в команде, успешно осваивать разные социальные роли, разные стили и модели поведения, умение взаимодействовать с окружающими, умение слушать и слышать, договариваться между собой и с педагогами.



Проект «Организация образовательных проб и достижений детьми и взрослыми в совместной деятельности» (5-7 классы).

Научный консультант: Г.Н. Прозументова, д.п.н., профессор.

Руководитель проекта: Т.А. Прудникова, заместитель директора по учебной работе, организатор совместной деятельности.

Особенности организации совместной деятельности взрослыми и детьми в Школе младших подростков.

Визитная карточка Школы младших подростков.

В настоящее время обучаются у нас190 учащихся, из которых только 57% проживают. в районе ул. Мокрушина и территории причисленной к школе

С младшими подростками работают23 педагога, из них 7 педагогов имеют высшую категорию, 8 – первую, 7 – вторую категорию Обучение проходит в одну смену.

У нас довольно высокий процент качественной успеваемости - около 60%, 19 учащихся успевают на «отлично». Кроме того, ребята и педагоги занимают призовые места в образовательных событиях города и области, среди них Северская конференция, олимпиады Развивающего обучения «Эврика-развития», «Триумф» и т.д.

Образовательное содержание и потенциал совместной деятельности.

В нашей школе, как и в любой другой, урок является основной образовательной формой. Особенностью организации урока в нашей школе является разнообразие форм. Это и урок-задание, и урок-проблематизация, и урок-диалог, и урок-проект, и урок-консультация и свободный урок. Такое разнообразие позволяет реализовывать образовательное содержание на уроках, а именно реализовывать инициативы, пробовать, оформлять проекты, осваивать разные роли в совместной деятельности. Нами было замечено, что к 7 классу возрастает потребность в лидерской и партнерской модели организации совместной деятельности.

На нашей возрастной параллели реализуются 3 образовательные программы, которые наиболее полно реализуют инновационное и образовательное содержание в школе младших подростков: «Обучение проектированию»; «Проектирование совместной деятельности при построении учебой темы»; «Обучение проблематизации».


В 2004 году нами был создан Образовательный Центр «Консультант», в котором дети и педагоги учатся новым образовательным действиям, а именно преодолению своих учебных затруднений, взаимопониманию и консультированию, для чего используются групповые и парные формы работы. У нас действует орган самоуправления педагогов и ребят Совет дела, который координирует и соорганизует все инициативы на параллели и способствует их воплощению в жизнь.

На параллели ежегодно проходят ряд очень важных образовательных событий, таких как «День семьи», «Человек и историческая эпоха», «Компетентностные олимпиады», олимпиады развивающего обучения, выездные сборы. Особенностью их организации является то, что содержание образовательных событий разрабатываются совместно детьми и взрослыми, и ребята являются не только участниками, что характерно для большинства школ, но и организаторами и экспертами.

В Школе младших подростков предоставляются разнообразные дополнительные образовательные услуги, среди которых есть как платные, так и бесплатные. Бесплатные услуги представлены группами индивидуального развития по предметам, творческими мастерскими, секциями, кружками (всего 15 видов). Платные образовательные услуги: «Углубленное изучение английского языка», «Английский для начинающих», «Обучение риторики», «Основы информационных технологий», «Тьюторское сопровождение подростков в образовательном процессе», «Основы дизайна».

Наши достижения и результаты.

Учебные результаты.

Для нас важны и учебные, и образовательные результаты. Как и в других школах учебные результаты мы измеряем показателями успеваемости.

За последние 2 года наблюдаются довольно высокие показатели успеваемости (58%), которые выше показателей успеваемости других городских школ (30-40%).

Образовательные результаты.

Под образовательными результатами мы имеем ввиду анализ и оценку компетентностей детей по участию в совместной и образовательной деятельности.


В организации всех форм школьной жизни для нас важно, что дети и педагоги учатся проявлять инициативы и оформлять проекты реализации инициатив, осваивать разные роли и позиции в совместной деятельности; работать в группах: дружеских, инициативных, творческих, проблемных, проектных. Поэтому и образовательные результаты мы измеряем, исходя из освоения детьми разных ролей и позиций в совместной деятельности, развития форм группового взаимодействия; рейтинги значимости форм организации совместной деятельности. В таблице 1 представлены роли и позиции, освоенные детьми в совместной деятельности

«Роли и позиции, освоенные детьми в совместной деятельности за 2005-2006 уч.год, в % от всех ролей» Таблица 1

Классы

Инициатор

Организа-

тор

Участ-

ник

Помощник

Эксперт

Критик

5

29

25

76

20

-

6

6

25

20

47

42

11

10

7

18

31

79

30

18


8

Комментарии: Сравнивая результаты по освоению ролей в совместной деятельности, можно увидеть, что все эти роли и позиции детьми осваиваются. Как видно из таблицы, выбор осуществляется самими детьми, а это значит, что роли ими осознаются и присваиваются. В 5-6 классах становятся больше «инициаторов», т.е. ребят, которые предлагают идеи, выходят с инициативами и выделяют эту роль как значимую для себя. С возрастом увеличивается количество «организаторов», «помощников», «критиков», «экспертов».

Для нас важно проявлять, какие образовательные формы выделяются детьми как наиболее значимые в достижении успеха и для самореализации. В таблице 2 представлен рейтинг форм школьной жизни, в которых, по мнению ребят, есть возможность пробовать, быть успешным.

« Рейтинг значимых форм организации совместной деятельности (по оценке детей) за 2005-2006 уч.год от всех форм возрастной ступени..» Таблица 2

классы

уроки

творческие занятия по выбору

совместные творческие дела

часы общения

5

55

75

71

35

6

43

36

32

41

7

38

38

48


32

Комментарии.

Представленные результаты показывают, что в той или иной мере все формы школьной жизни выделяются детьми как значимые. Особенно выросла значимость урока. Для нас этот показатель особенно важен, ведь зачастую урок не является для ребят такой значимой формой самореализации, реализации инициатив и совершения пробного действия.

В следующей таблице показано развитие форм группового взаимодействия в Школе младших подростков. Для нас важно чтобы, во-первых, групп было много. Во- вторых, чтобы группы были разными по качеству: дружеские, инициативные, проектные. В- третьих, чтобы ребята и взрослые, обучаясь групповому взаимодействию, имели возможность переходить из одной группы в другую, осваивая при этом разные роли и позиции в совместной деятельности.

«Развитие форм группового взаимодействия в совместной деятельности за 2005-2006 уч. год, в % от всех групп на возрастной ступени» Таблица 3

классы

дружеские

инициативные

проблемные

проектные

5

17

59

15

18

6

40

58

13

10

7

30

69

20


20

Комментарии.

Сделанный анализ позволяет сказать, что педагоги и дети в нашей школе учатся работать в группах. Поэтому и появляются группы разного качества: дружеские, инициативные, творческие, проблемные, проектные, участие в которых позволяет формировать у детей и взрослых такие компетенции как умение выбирать, брать ответственность, ставить цели и находить пути их достижения, анализировать трудности, ошибки, успехи.


Проект «Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых».

( 1-4 классы)

Научный консультант: Г.Н. Прозументова, д.п.н., профессор.

Руководитель проекта: О.И. Прудникова-заместитель директора по учебной работе, организатор совместной деятельности в начальной школе.

Участники проекта: О.И. Селяева, О.А. Юрчук, Е.В. Паньковская, ОН. Суворова, Р.А. Ткаченко, Е.Г. Гуренкова, Е.В. Ветова, Е.Б. Путинцева, С.А. Казаченко,С.И. Поздеева (доктор пед. наук, руководитель образовательной программы «Построение открытого совместного действия»), 245 учащихся начальных классов.

Цель проекта: развитие образовательного опыта участия и влияния детей и взрослых на совместную деятельность.

Задачи проекта: обогащение и развитие опыта разных видов опыта совместной деятельности, в том числе:


  • коммуникативного;

  • группового взаимодействия;

  • порождения и реализации инициатив детей в совместной деятельности.

Содержание деятельности в нашем проекте.

В первом классе мы учимся выстраивать с детьми такие связи, чтобы дети чувствовали себя принятыми, уверенными, чтобы они могли открыто переживать и выражать, высказывать свои чувства, делиться своими впечатлениями, затруднениями, учиться сопереживать и понимать других участников совместной деятельности.


Уже со второго класса предметом нашей особой заботы становится эффективное участие взрослых и детей в групповом взаимодействии: работа в парах, группах дружеских, творческих, деловых, ученических.

В третьем классе нами создаются специальные образовательные ситуации для того, чтобы дети участвовали в совместной постановке учебной задачи, обсуждении способов ее решения, распределении ролей в совместной деятельности ;оценке результатов совместной деятельности.

В четвертом классе дети и взрослые учатся проявлению и реализации своих образовательных инициатив и представлению своих результатов участниками совместной деятельности.

Все названные направления и содержание деятельности реализуются на уроках, во внеурочных занятиях с детьми, в проведении разных образовательных событий.

В начальной школе создан Центр «Открытый мир», основной задачей которого тоже является обогащение позитивного опыта участия взрослых и детей в совместной деятельности. Для этого в Центре организуются разнообразные формы: развивающие занятия, большой спектр дополнительных образовательных услуг, кружки, секции, клубы, коллективно- творческие дела, образовательные события.

Все дополнительные занятия в Центре дети и родители выбирают сами.

Для обеспечения условий перехода детей из начальной в подростковую школу мы начинаем освоение проектных способов работы уже в начальной школе, делаем акцент на развитие коллективных проектов. И всякий раз наши проекты завершаются чем-то важным, заметным, нужным для всей школы, класса и самих участников проекта

В начальной школе работают тематические мастерские, в которых мы готовим важные для нас образовательные события, в том числе в «А вот и мы!», Олимпиада, «День семьи», «Новогодние карнавалы», « Прощание с начальной школой», концерты, выставки, вернисажи для родителей и гостей школы.



следующая страница >>