repead.ru   1 2 3 4

Модуль 4. Развитие эффективной коммуникации и рефлексии в открытом совместном действии. Предметом рефлексивных обсуждений является совместное действие взрослых и детей, его качество, организация и результаты. Поэтому рефлексия становится средством образования предмета совместной деятельности и способом участия в ней. Педагоги и дети совместно вырабатывают основания, критерии, процедуры, позволяющие обсуждать ход и результаты совместной деятельности ее участниками, определять учебные достижения и затруднения. Задача этого модуля – организация участия в рефлексии совместной деятельности на уроке или занятии.определение учебных затруднений и достижений, обсуждение хода и результатов совместной работы, рефлексия участниками ее достижений. В организации совместной деятельности используются технологии безотметочного оценивания, содержательной рефлексии.

Основаниями анализа и оценки результатов образовательной программы являются, во-первых, участие и влияние детей и педагогов на совместную деятельность, во-вторых, освоение ими разных совместных действий и участие в открытом совместном действии, в-третьих, формирование образовательной (внутренней) мотивации.

За годы реализации образовательной программы в начальной школе обнаруживается следующая динамика: а) увеличилась потребность детей в открытом совместном действии (37%), которая стала явно опережать востребованность в закрытом и обращенном действиях (27% и 30%), б) усилилась доля открытого совместного действия на уроке (с 13% до 31%). Сравнительный анализ данных по 2-4-м и 5-м классам показывает рост потребности пятиклассников в открытом совместном действии (37% и 50%) и выравнивание у них действий разных типов (38%-36%-34%).

Областью оценки в нашей методике являлось не только состояние и качество совместной деятельности, но и влияние совместного действия на образование мотивов.

Таблица1. Характер ведущих мотивов у учащихся 2-4-х классов




2 класс

3 класс

4 класс

Учебные (внешние)

44 %

39 %

33 %

Образовательные (внутренние)

42 %

48 %

58 %

Таким образом, наблюдается устойчивый рост образовательных мотивов от 2-ого к 4-ому классу. При этом учебные и образовательные мотивы в 4-ом классе остаются в примерно равном объеме, что говорит об их соорганизации.


Анализ детских рефлексивных сочинений позволяет зафиксировать особую направленность образовательных мотивов учащихся:


  • возможность участия детей в совместной деятельности и влияния на нее через организацию пробного инициативного действия и проектирования: «Особенно мне нравятся праздники, которые мы вместе придумываем»; «У нас очень большой опыт готовить доклады»;

  • владение детьми умениями группового взаимодействия, взаимоподдержки, коммуникации и значимость этих умений для личностных изменений: «Мы вместе делаем доклады. Заслушиваем их, задаем вопросы, в чем-то не соглашаемся»; «Мне нравится, как мы обсуждает разные мысли»;

  • возможность детей влиять на организацию и оформление физического пространства класса: «У нас в классе выпускается много газет»; «Есть стенд наших интересов, там мы пишем темы сообщений»; «У каждого своя папка, где хранятся доклады и грамоты».

Сравнивая тексты детей ШСД, написанные в разные периоды, можно обнаружить следующую динамику при описании детьми школьных ценностей и собственных ученических качеств: от фиксирования «режимных» моментов (во сколько встают, сколько времени гуляют, делают уроки, когда ложатся спать) и качеств «идеального» ученика (аккуратность, послушание, хорошие отметки) к фиксированию как значимых для себя умений, связанных с инициированием («придумываем, предлагаем, помогаем учителю, проектируем, мы сами делаем, готовим, организуем»), взаимодействием и коммуникацией («высказываемся, обсуждаем, вместе работаем, общаемся»). Это свидетельствует об изменении позиции ребенка в совместной деятельности от исполнителя-школяра к позиции ее значимого и влиятельного участника.

Исследование умений учащихся по построению открытого совместного действия осуществлялось также с помощью экспертной оценки сформированности умений эффективного группового взаимодействия учащихся 4-х классов во время деловой игры (сюжет «Ночевка в пустыне», «Путешествие на Северный полюс»). В 2004-2005 году уровень сформированности умений группового взаимодействия составил в октябре 63,5%, в мае 70 %, в 2005-2006 году 62% и 75% соответственно, что говорит об устойчивой позитивной динамике.


Кроме общей позитивной динамики обнаруживается достаточно высокий уровень развития следующих умений построения открытого совместного действия: умение слушать других (90% - 95% -95%); эмоциональное принятие участниками друг друга (75% - 95% - 95%); умение отвечать на вопросы (83% - 71% - 95%); обсуждение версий (40% - 85% -91%); определение необходимых позиций участниками группы (70% -80% -95%), представление результатов обсуждения (90% -74% -88%). Примечание: данные по трем 4-ым классам (май 2006 г.). Эти данные позволяют сделать вывод об эффективности технологий построения открытого совместного действия, используемых в нашей образовательной программе.

Таким образом, результатами реализации образовательной программы построения открытого совместного действия в начальной школе можно считать следующие:1) выделение педагогами и детьми совместного действия как предмета образования, различение ими особенностей разных типов совместного действия, усиление востребованности открытого действия у детей и педагогов; 2) увеличение распространенности модели открытого действия на уроке, формирование у детей образовательных мотивов и ценностей, связанных с открытым совместным действием (инициирование, коммуникация, взаимодействие); 3) формирование умений эффективного группового взаимодействия как умений открытого совместного действия (принятие участниками и слушание друг друга, участие в совместном обсуждении, в распределении ролей и др.);4) изменение позиции педагогов в сторону усиления ее открытости, обращенности к ребенку, партнерству в совместной деятельности, овладение технологиями построениями открытого совместного действия всеми педагогами: не только разработчиками образовательной программы, но и ее участниками.


2. Программа «Проектирование совместной деятельности при построении учебной темы»

Руководитель программы: Виктор Юрьевич Соколов, к.и.н. доцент ТГУ

Участники программы: педагоги истории и обществознания: Небывайлова В.Ф., Дегтярева Н.А., Прудникова Т.А., Байдакова С.В.


Цель программы: формирование у педагога и детей компетенций проектирования и построения учебной темы в совместной деятельности.

Организация и содержание совместной деятельности в программе:

Модуль 1. Порождение педагогом и детьми образовательных инициатив по построению учебной темы (5 - 7 кл.).

Совместная деятельность организуется в малых учебных группах: дружеских и инициативных. Дружеские группы полностью включены в проект педагога по развертыванию темы: педагог предлагает тему, задания, организует работу по их выполнению. Группа объединена интересом к отдельным сюжетам темы.

Инициативные группы отличаются тем, что сами вносят предложения по изучению предметного материала учебной темы, форм его освоения, способов оценивания своей деятельности. Эти предложения педагог «встраивает» в изучение темы, планирует место и время для инициатив детей. В инициативных группах проводится распределение «участков» работы, дети с помощью педагога выделяют и выполняют разные функции по реализации проекта: собирают предметный материал, выступают с сообщениями о результатах работы группы.

Модуль 2.Формирование и реализация педагогом и детьми проектных замыслов по построению учебной темы (8 -9 кл.).

Совместная деятельность теперь организуется в проектных группах и проектных командах. В проектных группах построение учебной темы представляет собой совместный сценарий педагога и учащихся: группа не только формулирует свои инициативы по изучению темы, их участники собирают предметный материал в соответствии со своим проектным замыслом и готовят развернутые презентации.

Учащихся в проектных командах готовят самостоятельные проекты в теме, реализуют их не только на базисных уроках, но и в группах по выбору. Учебная тема становится местом формирования проектных замыслов команды: ее участники определяют объем и содержание работы, цели совместной деятельности, распределяют функции по ее выполнению, разрабатывают нормы организации проектной работы в команде.


Основные результаты работы в программе.

Основания анализа результатов.

Оценка детьми работы в группах и совместной деятельности как ресурса для проявления и реализации личных образовательных инициатив (6-е классы: работа в дружеских и инициативных группах):

- Отдают предпочтения работе в группах 82% детей.

- Позитивные представления и оценка совместной деятельности, как ресурса для проявления и реализации инициатив – 91%.

- Выступают с личными образовательными инициативами при изучении учебной темы -80-85% детей.

- Реализуют образовательные инициативы в группах 88-90% детей.

- Предпочитают индивидуальную реализацию инициатив – 10-12% детей.

Компетенции участия и организации детьми группового взаимодействия: создание и использование ресурса группы для:


    • обсуждения проблемы, темы проекта - 55%;

    • подготовки материала для выступления -53%;

    • оценки работы своей и других групп -36%,

    • распределения ролей -68%.

    • выбора роли руководителя группы -16%, эксперта -17%, докладчика – 41%,

подготовки материала для выступления – 68%.

При построении учебной темы обычно работает 5-6 инициативных групп по 4-5 человек.

Учебные результаты:

Дети проявляют высокую образовательную (внутреннюю) мотивацию 68-70% на изучение предмета.

Учебная деятельность детей характеризуется высокой успеваемостью, которая составляет: 100% - абсолютная, 75-80% - качественная.

Динамика формирования образовательного сообщества в учебных модулях программы:

Переход от дружеских к инициативным группам.(5-7 кл.)

Переход от инициативных к проектным группам.(8-9 кл.)


3. Программа «Обучение проектированию совместной деятельности»

Образовательная программа «Обучение проектированию совместной деятельности».


Научный консультант – д. п. н., профессор Г.Н. Прозументова.

Руководитель – к.п.н. И.Ю. Малкова.

Участники программы.

Созработчики – В.Г. Колмакова, Л.И. Чуяшова, Е. А. Сонич, Н. Ф. Цыпляева , М. И. Ломакина, З. Л. Кубрак, А. Н. Лукина

Исполнители – Т. А. Шпет, С. Н. Черкашина, Л. А. Звонцова, О. Л. Цупенко, Н. М. Безрукавая, В. Ф. Небывайлова, Н. А. Дегтярева, О. Н. Назарова, И. С. Возмилова, М. В. Шушарина, И. А. Емельянова, Т. А. Федосеенко.

Актуальность.

Проектирование становится необходимой компетентностью эффективного существования, жизнедеятельности людей в современном мире. Вместе с тем, обучение проектированию не является особым предметом обучения в школе, в образовании и осуществляется стихийно, в образовательной деятельности отдельных педагогов. Эффективное обучение проектированию возможно там, где оно становится особым направлением образовательной деятельности. Для этого необходимы специальные образовательные программы, ориентированные на становление проектной культуры, организацию образовательного проектирования, когда образование становится предметом изменения, проектирования его участниками.

Цель программы – обучение образовательному проектированию в совместной деятельности.

Задачи программы.


  1. Проявить образовательные дефициты в области проектирования.

  2. Разработать и реализовать методику обучения школьников и педагогов образовательному проектированию.

  3. Разработать и реализовать методику диагностики и анализа результатов.

Структура программы. Организация и содержание работы в программе.

Модуль 1.Проектирование и реализация образовательного события.(15 часов)

Задача – становление опыта совместного проектирования.

Компетенции – влияние участников совместной деятельности на построение форм организации совместной деятельности.


Содержание работы: проектирование образовательного события в совместной деятельности педагогов и детей для становления опыта совместного проектирования; организация рефлексии совместного действия в проектировании: обсуждение его содержания и возможностей изменения.

Модуль 2. Построение совместной деятельности в учебном проекте. (36 часов.)

Задача – освоение функционального содержания проектной деятельности.

Компетенции – знание этапов проектирования и содержания деятельности на каждом этапе.

Содержание работы. Реализация учебного проекта. Изучение структуры проекта, определение этапов проектирования, оформление продуктов проектной деятельности, рефлексия результатов проекта.

В модуле формируется проектная компетентность «исполнитель проектных задач».

Модуль 3 «Построение совместной деятельности в социальном проекте».

Задача – расширение образовательного поля для проектирования.

Компетенции – Использование проектирования как способа участия в социальной жизни.

Содержание работы: разработка и осуществление проекта во взаимодействии с субъектами социальной сферы; исследование значения проектирования как способа участия в социальной жизни, его функций в организации эффективного взаимодействия, решения проблем совместной деятельности в социальном пространстве человека. В социальном проекте проявляется компетентность «исполнитель проектных задач», создаются условия для формирования проектной компетентности «Разработчик проекта». Компетенции в которых это проявляется:,

- анализ проблемной ситуации,

- определение средств, возможностей для решения проблем,

- постановка задач,

- определение результатов и способов их достижения.

Модуль 4 «Организация совместной деятельности в образовательном проекте».

Задача – Выделение проектирования как предмета (содержания) образования.


Компетенции – Построение проектной деятельности в образовании.

Содержание работы: Организация разработки проекта в совместной деятельности педагогов и детей; обучение порождению проектной инициативы в совместной деятельности; обучение рефлексии, экспертизе проектной деятельности, в процессе которой восстанавливается способы организации совместной деятельности, содержание и результаты совместной работы в проекте; изучение проектирования как особого вида деятельности, формы организации совместной деятельности в школе.

Проектные компетентности, формируемые в образовательном проекте, отражают вовлеченность участников проектирования в совместную деятельность по порождению проектного замысла: постановку проектной проблемы; определение этапов и содержания деятельности по ее решению; обоснование результатов, продуктов и методов анализа проектной деятельности; организации форм проектной рефлексии на разных этапах проектирования.

Базовой компетенцией, которая формируется в образовательном проекте, является - проектирование содержания совместной деятельности: способов, приемов, форм организации совместной деятельности на разных этапах проектирования.

В образовательном проекте проявляется компетентность «Разработчик проекта», становится компетентность «Организатор проектной деятельности»

Модуль 5. «Проектирование образовательного профиля».

Задача – Выделение образовательной деятельности как предмета проектирования.

Компетенции – использование проектирования для построения образовательной деятельности.

Содержание работы: исследование образовательного содержания разных форм организации совместной деятельности в школе; разработка карты образовательного пространства старшей школы; построение образовательного профиля; исследование проектирования как способа построения образовательной деятельности.

В модуле проявляется компетентность «организатор проектной деятельности», становится проектная культура участников образования: интенциональная установка на проектирование, как на способ организации образовательной жизнедеятельности.

Диагностика и мониторинг образовательных результатов программы.

Диагностика проектной компетентности как образовательного результата заключается в организации:

- рефлексии содержания компетенций, полученных участниками программы в процессе обучения проектированию;

- модельных ситуаций проектирования, позволяющих проявить и проанализировать качество компетенции в деятельности.

Результаты рефлексии содержания проектных компетенций и анализа модельных ситуаций в настоящее время показывают, что в процессе обучения по программе

80% учащихся 8-9-х классов осваивают функциональное содержание проектной деятельности;

55% учащихся 8-9х классов могут использовать проектирование как способ участия в социальной жизни;

Около 50 % учащихся 9-х классов разрабатывать и реализовывать проекты в совместной деятельности в школе;

До 50% учащихся 10- 11-х классов эффективно разрабатывают образовательные профили в старшей школе.

Динамика образовательных результатов определяется относительно изменения позиции участников программы: от исполнителя проектных задач к организатору проектирования совместной деятельности.


Таблица: Динамика изменения позиции детей в проектной деятельности

Позиция


Учебный год

исполнитель проектных задач


разработчик проектных задач


Организатор проектирования.

2003-04 уч. год


67 % учащихся 7-8 классов

38% учащихся 8-9 классов

30% учащихся 10-11-х классов

2004 – 05 уч. год

72% учащихся 7-8 классов

45% учащихся 8-9 классов

40% учащихся 10-11-х классов

2005 – 06 уч. год

80% учащихся 7-8 классов

52% учащихся 8 -9 классов

50% учащихся 10-11-х классов



4 программа.«Текстопорождение в совместной деятельности»

Руководитель А.В. Петров, к.фил.н.

Участники программы: педагоги русского языка и литературы А.А. Чермянина, М.И. Ломакина, О.И. Назарова.

Цель программы: обучение детей и педагогов разным способам создания и использования текстов как для эффективной организации совместной деятельности, так и для и развития собственной индивидуальности.

Организация и содержание совместной деятельности

Проявление «я» в совместной деятельности и тексте:

- Обучение педагогов и детей работе с репликами и способам перевода их в связный текст;

- Создание ситуаций выражения личного мнения в вопросах и ответах;

- Обучение интервьюированию и переводу интервью в тексты разных жанров — биографии, резюме, презентации.

Основной способ работы — организация совместной деятельности по изменению характера и качества коммуникации.

Использование текстопорождения как способа реконструкции личного опыта:

- Создание текстов, описывающих личный опыт (тексты-описания первичного восприятия, тексты, развивающие личную точку зрения, аналитические тексты, рефлексивные тексты).


Основной способ работы — организация ситуаций понимания личного опыта, актуализация выражения субъективной точки зрения, организация совместной деятельности по формированию ситуаций выбора и оформления позиции.

Основные компетенции участников совместной деятельности:

- использование текста в качестве предмета собственного образования;

- насыщение коммуникации текстами, проявляющими свое «я», индивидуальную точку зрения и позицию;

- написание текстов с целью реконструкции личного опыта и развития самопознания.

Результаты работы в программе:

- развиваются инициативы детей создавать разные по объему и тематике тексты;

- появляется желание и стремление детей выступать перед аудиторией, читать собственные тексты, а также желание слушать и обсуждать тексты товарищей;

- исчезает боязнь негативной оценки своего текста за счет изменения отношения к тексту всех участников совместной деятельности: учащиеся стремятся не критиковать, а дополнять чужие тексты новыми точками зрения, различными подходами к излагаемой теме или проблеме;

- дети умеют проводить реконструкцию личного опыта в форме написания текста: в течение длительного времени они с интересом возвращаются к одному и тому же тексту, могут оценить произошедшие изменения в своем настроении, в отношении к теме, понимании сути освещаемых вопросов и продолжать написание текста, используя его для понимания особенностей своего развития и динамики своего образования.


5. Образовательная программа «Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в совместной деятельности».

Руководитель Е.А. Румбешта, д.п.н., участники программы - учителя биологии, физики, математики, технологии: С.Н. Черкашин, Н.В. Жарикова, И.А. Лопатченко, И.С.Возмилова, С.Л.Николаева, Е.А. Сонич, Н.Ф.Цепляева.

Цель программы: Формирование умений по постановке и решению учебных и образовательных проблем.


Организация и содержание совместной деятельности

Модуль 1. Погружение в совместную деятельность по проявлению учебных и образовательных проблем

Содержанием работы является: создание ситуаций разрыва (проблемных ситуаций) - между прежними знаниями и новыми фактами, прежними способами деятельности и их недостаточностью для решения новых задач. При этом важно появление и оформление эмоционального, позитивного отношения участников совместной деятельности к создаваемым ситуациям.

Модуль 2. Обучение участников совместной деятельности постановке вопросов и использование для этого группового взаимодействия

Содержанием работы является создание ситуаций по постановке вопросов, в том числе репродуктивных, уточняющих, проблемных и др. Обсуждение качества вопросов и формулирование обоснованных ответов. Организуется работа в группах, где участники совместной деятельности делятся на тех, кто конкретизирует вопросы, отвечает на них, оценивает качество вопросов и ответов.

Модуль 3. Обучение участников совместной деятельности по обоснованию версий разрешения учебных проблем

Содержанием работы является обучение детей формулированию, обоснованию и высказыванию версий по решению проблем путем реконструкции и использования личного опыта. При формулировании проблемы педагогом организуется групповая работа по «добыванию» нового знания.

Модуль 4. Обучение участников совместной деятельности обоснованию и доказательству гипотез

Содержанием модуля является работа по переводу версий в гипотезы. При этом участники совместной деятельности занимают в группе разные позиции: организатора, генератора идей, оппонента и др. Участники совместной деятельности используют для обоснования гипотез личный, бытовой, учебный опыт, предметные знания, культурные образцы.

Модуль 5. Обучение участников совместной деятельности постановке и решению образовательных проблем.


Содержанием работы является «открытие» нового способа деятельности, самостоятельное получение нового предметного знания. Для этого создаются группы по интересу к решению определенной проблемы. В процессе групповой работы предлагаются, обсуждаются, обосновываются содержание и новые способы деятельности.

Модуль 6. Организация анализа процесса и результатов совместной деятельности по решению проблем.

Содержанием является обучение учащихся рефлексии собственной и групповой работы. При этом происходит восстановление хода и результатов совместной деятельности, ее этапов, выяснение учебных затруднений, проявление успешности совместной деятельности.

Оценка образовательных результатов участников программы.

1.Умения учащихся ставить вопросы и отвечать на вопросы. Анализ проводился в классах, где реализуется программа (экспериментальные) и в классах, где программа не реализуется (контрольные).

Сравнительные результаты овладения умениями по постановке и ответам на вопросы (экспериментальные и контрольные классы), (%)



По горизонтальной оси представлены номера заданий, требующих формулирования вопросов и ответов на них; по вертикальной оси – успешность выполнения заданий, выраженная в процентах.

Комментарий: На гистограмме видно, что ученики классов, в которых реализуется наша программа, в большей степени владеют умениями постановки вопросов и ответов на них. Разница уровня умений находится в интервале от 15% до 35%.

2. Компетенции по формулированию проблемных ситуаций и решению проблем в совместной деятельности. Учащимся 9 класса, в котором наша программа реализуется, на уроках биологии, технологии, физики были предложены задания на разрешение проблемных ситуаций. Анализ результатов выполнения заданий показал, что учащиеся:

-выделили проблемную ситуацию 98%;


- сформулировали проблему 55%;

-изъявили желание решать проблему в группе 98%;

-изъявили желание решать проблему с учителем 2%;

-сформировали состав группы 100%(причем, желания многих учащихся работать в одной группе совпали);

-выбрали и обосновали способ работы в группе: выдвижение гипотез и их обсуждение.

Поэтому мы сделали вывод о том, что подавляющее число учащихся умеет выделять проблемные ситуации; научились формулировать проблемы; рассматривают группу в качестве ресурса совместной деятельности и выделяют для решения проблемы групповой способ работы в качестве наиболее эффективного.

3. Анкетирование учащихся показало следующее. Значительное количество детей считают физику интересным предметом в начале обучения (около 70%), хотя в 7 классе ученики еще не могут аргументировать, почему им интересна физика. По окончании седьмого класса учащиеся уже отмечают, что самое интересное на уроках физики – это опыты. Учащиеся контрольных классов имеют это мнения и к окончанию 9 класса, добавляя, что им нравится решать задачи, объяснять явления. К окончанию восьмого класса у учащихся экспериментальных классов наиболее распространенными становятся ответы: «мне нравится на физике творчески мыслить», «я учусь высказывать свое мнение, когда объясняю», «я люблю обсуждать разные версии, это интересно», «мне нравится вместе планировать опыты и проводить их». По окончании девятого класса ученики экспериментальных классов отмечают, что им интересна физика потому, что они учатся разным способам деятельности, стали лучше понимать окружающий мир (природу и социум), что поможет в дальнейшем им сделать карьеру. В целом можно констатировать, что интерес к физике учащихся экспериментальных классов повышается, а контрольных классов – падает. К концу 9-го класса разрыв составляет до 30%.

Перспективы развития школы

Перспективы развития школы мы связываем, прежде всего, с разработкой и реализацией проекта «Стратегия и модель профилизации совместной деятельности в старшей школе».


Мы видим данный проект как системный, поскольку он влияет на изменение учебной деятельности и позволяет осуществлять реализацию разработанных в школе образовательных программ в базовой для школы учебной деятельности, изменять ее формы, нормы и результаты.

Кроме того, реализация такого проекта в пространстве школы будет способствовать конкретизации совместной образовательной деятельности на всех ступенях школы, как ступенях, готовящих детей к выбору и проектированию собственных образовательных профилей.

Уже сейчас ясно, что перспективной линией на ступени старших подростков (8-9 кл.) является разворачивание социального проектирования (социальные и профессиональные пробы, социальные проекты), поскольку ее реализация позволяет детям овладевать культурой проектной деятельности, а проектный способ деятельности является базовым при построении индивидуальной образовательной программы на старшей ступени (10-11 кл.)

В школе младших подростков (5-7 кл.) акцент необходимо делать на образовательных пробах и учебных проектах, а в седьмых классах постепенно вводить социальные пробы.

В этой связи в младшей школе необходимо создавать ситуации проектирования, выходя к четвертому классу на минипроекты.

Такая логика движения позволит подготовить детей к проектированию индивидуальных образовательных программ на старшей ступени.

Также реализация этого проекта потребует от педагогов новых профессиональных умений и компетенций по выделению трудностей и дефицитов в собственной профессиональной деятельности, по проектированию и организации совместной деятельности, которые необходимо будет организовывать не столько за рамками урока, а, прежде всего, на уроке и предмете и в системе исследовать влияние изменения качества совместного действия педагога и ребенка на учебный результат, а отсюда и необходимость в разработке нового «квалификационного стандарта» для педагогов старшей школы.

Этот проект также затрагивает и управление, поскольку необходим поиск и разработка механизмов вовлечения педагогов в его реализацию, разработка нормативного обеспечения профилизации совместной образовательной деятельности на ступени старшей школы, механизмов финансирования проекта и модели управления проектом. Кроме того, необходимо продумать и обеспечить политическую поддержку проекта, связанную с позиционированием услуг, предлагаемых школой как на образовательном рынке, так и в образовательном сообществе и на разных уровнях управления.


Социальная роль школы и ее имидж в социуме

Для образовательной организации важно учитывать специфику ближайшего окружения, важно понимать, как работать с клиентом, как изучать образовательный заказ и удовлетворять его, понимать какие новые виды услуг и продуктов она производит, как позиционирует себя на рынке образовательных услуг, как работает с собственным имиджем и расширением социальных связей.

Школа расположена в микрорайоне «Мокрушинский», особенности которого сыграли определенную роль в становлении школы. В нем проживает около 6 тысяч жителей. Это локальный городской микрорайон с четко выраженными границами, сформировавшийся в свое время вокруг одного оборонного предприятия - Томского радиотехнического завода. Подавляющее большинство жителей микрорайона были работниками радиотехнического завода, имели неплохой материальный достаток, знали друг друга и активно общались, участвовали в создании инфраструктуры и благоустройстве микрорайона. Завод стал инициатором строительства школы. Поэтому само строительство школы, которую давно ждали, стало большим общим событием, в котором жители микрорайона, наши будущие родители, приняли самое активное участие.

С одной стороны, поскольку подавляющее большинство детей, пришедших в школу, были детьми работников завода, то все, что происходило в школе, становилось предметом обсуждения его жителями. Мы попали в ситуацию большой «общей деревни», что изначально востребовало от школы открытости позиции и поиска форм культурного диалога с внешним окружением.

С другой стороны, сама общность и успешность личного опыта наших родителей приводила к общности заказа на образование, которое, по их мнению, школа должна была обеспечить их детям.

В силу событий, произошедших в стране, завод пришел в упадок, а среди жителей микрорайона постепенно стала явной дифференциация: небольшая группа жителей стала успешно работающими предпринимателями, часть нашла себе работу в муниципальных предприятиях, часть – в сфере мелкого бизнеса, большинство же оказалось без работы и достатка в семье.


Дифференциация социума привела, в свою очередь, к дифференциации социального заказа на образование, разные социальные группы, исходя из изменившегося личного опыта, по-разному осознают, формулируют и представляют свой социальный образовательный заказ, с которым школе приходится считаться как с заказом внешнего окружения.

Школа, в свою очередь, сориентировавшаяся на диалог с внешним окружением, постепенно наработала разнообразие форм как проявления и удовлетворения внешнего социального заказа на образование, так и ряд других форм взаимодействия с местным сообществом, позволяющих соорганизовывать внешнее окружение для решения социальных проблем. Школа, при поддержке организаций и предприятий микрорайона, депутатов, местных властей развернула и реализует в микрорайоне в течение четырех лет социальный проект «Шаг в будущее». Участниками этого проекта обустроено в микрорайоне три игровые площадки, разбиты газоны и цветники, четыре года проводится конкурс по благоустройству среди жителей. Школа организует и проводит в микрорайоне праздники, встречи пенсионеров и ветеранов с детьми, встречи жителей с депутатами, активно участвует в организации городских и областных выборов, представляет свою базу жителям для организации спортивных секций и соревнований. На сегодняшний момент школа выступает в роли организатора выборов органов территориального общественного самоуправления и создания совета микрорайона «Мокрушинский».

Таким образом, в настоящее время школа выступает в роли реальной микрораойонообразующей организации.

В этом учебном году управлением школы в плане расширения связей с социумом сделано несколько целенаправленных шагов. В рамках взаимодействия с социальным окружением управлением были выделены и реализованы следующие линии:


  • расширение спектра дополнительных образовательных услуг;
  • создание новых форм постоянного взаимодействия с социальным окружением и изменение содержания деятельности в прежних формах;


  • выбор школой в целом и каждым структурным звеном образовательных событий разного уровня с целью представления результатов работы школы в социуме;

  • разработка и реализация социальных проектов в микрорайоне и городе, поиск и привлечение партнеров для их реализации;

  • организация участия школы в городских социальных проектах (городская акция «Доброе сердце», городской конкурс социальных проектов, конкурс по благоустройству «Томский дворик» и др.);

  • представление и обсуждение результатов работы школы с родителями, попечителями (на итоговых родительских собраниях, итоговом заседании родительского совета, конференции, итоговом заседании попечительского совета);

  • освещение в средствах массовой информации наиболее важных событий в жизни школы.

В рамках решения задачи, связанной с расширением спектра дополнительных образовательных услуг в школе была организована «ревизия» наработок и выделен так называемый «бизнес-портфель», т.е. тот задел, который может и должен быть переведен в спектр дополнительных образовательных услуг. Далее управление организовало изучение заказа потребителей в разных формах. На параллели младших подростков обсуждение заказа осуществлялось на родительских собраниях, в школе старших подростков - путем анкетирования потребителей, в старшей школе изучение заказа шло при заключении договоров с детьми и родителями об условиях и обязанностях сторон при продолжении обучения ребенка на старшей ступени школы. Также перечень дополнительных образовательных услуг, их калькуляция, документация по их оформлению и формы контроля за их эффективностью стали предметом обсуждения общешкольного родительского совета. Эти шаги позволили организовать «встречу» заказа потребителей и возможностей школы и увеличить количество дополнительных образовательных услуг в два раза, а месячный доход организации - примерно на 60 %. Однако в школе существуют как платные и частично оплачиваемые услуги, так сохраняются и бесплатные услуги, составляющие примерно треть от всего объема образовательных услуг. Анализ содержания услуг свидетельствует о том, что примерно треть их связана с реализацией разработанного в школе образовательного содержания (услуги освобожденного классного воспитателя, услуги по подготовке детей к школе, школа полного дня и др.). Одновременно материалы исследования свидетельствуют о том, что родители пока имеют достаточно общие представления об образовательных программах, реализующихся в школе, а управление еще не всегда может обеспечить позиционирование услуги на образовательном рынке, часто не понимая, в чем уникальность наших образовательных услуг и кто может быть их потенциальным потребителем.


В школе был создан ряд форм постоянного взаимодействия с социумом: общешкольный родительский совет, попечительский совет, проект «Шаг в будущее» и изменен характер взаимодействия с социальным окружением в ранее используемых формах. Например, «День открытых дверей», который раньше проводился только на ступени начальной школы, в этом году стал формой презентации и обсуждения результатов работы школы разными социальными группами и партнерами и выстраивания возможных линий взаимодействия с ними на следующий учебный год (музыкальная школа №5, центры дополнительного образования «Звездочка» и «Синяя птица»).

В-третьих, мы значительно расширили спектр нашего присутствия в городских, региональных и российских образовательных событиях. Так, если в прошлом году школа принимала участие примерно в двадцати открытых образовательных событиях, то в этом учебном году таких событий было около сорока, в двадцати семи из которых дети заняли призовые места, что отражено в диаграмме.



<< предыдущая страница   следующая страница >>