repead.ru   1 ... 2 3 4

Динамика достижений учащихся за два года (по результатам участия в образовательных событиях разного уровня)





Организация взаимодействия с другими субъектами.

Реализация проекта профильного обучения предусматривает взаимодействие с партнерами по направлениям:

- обеспечение финансовой и нормативно-правовой поддержки проекта (Департамент общего образования Томской области, Департамент образования г.Томска);

-обеспечение кадровой, консультационной, образовательной, экспертно-аналитической, исследовательской поддержки проекта (кафедра управления образованием факультета психологии ТГУ, НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, Региональный центр развития образования (РЦРО), ТОИПКРО и др.);

-организация сетевого взаимодействия и разработки сетевой образовательной программы (школы: «Эврика развитие», №77 г.Северска, Светлинская средняя школа, УПК Южного округа, профессионально-технические учебные заведения и др.).

В прошлом учебном году школой в сотрудничестве с международной программой АРО (Программа помощи детям-сиротам в России) был реализован еще один социальный проект, связанный с разработкой программы по профилактике социального сиротства в общеобразовательной школе.

В настоящее время актуальность проблематики социального сиротства значительно возросла. Применительно к общеобразовательной школе это означает, что в школах непрерывно возрастает количество детей, которые по разным причинам не овладевают в школе социально приемлемыми формами поведения и становятся маргиналами (Г.Н.Прозументова)

Интерес к разработке и реализации программы по профилактике социального сиротства в нашей школе объясняется вовсе не тем, что у нас таких детей много или больше, чем в других школах. Отнюдь. Даже напротив, развитие в нашей школе разных форм совместной деятельности уже привело к тому, что у нас


  • в течение трех лет практически нет отсева детей из школы;

  • в течение трех лет наблюдается отрицательная динамика по правонарушениям (данные Кировского РОВД г.Томска);

  • в этом учебном году не было ни одного ребенка, состоящего на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Но именно то, что мы создали разные формы эффективного влияния совместной деятельности на решение этой проблемы, позволило разработать и реализовать проект по разработке программы по профилактике социального сиротства в общеобразовательной школе.

Результаты осуществления проекта в школе показали, что нам удалось добиться в целом повышения результатов успеваемости таких детей, расширения их социальных связей и изменения статуса в классе и школе, также мы разработали приемы, способы и формы вовлечения таких детей в совместную деятельность и программу образовательной поддержки педагогов, позволяющую выделять и преодолевать дефициты и проблемы, возникающие у педагогов в работе с такими детьми. Одной из основных задач, стоящих перед управлением в ходе реализации этого проекта, была задача умощнения основного проекта школы за счет ресурсов программы АРО, которая была успешно решена.

Анализ результатов реализации проекта, показал, что в школе создается особое направление деятельности, связанное с образовательным консультированием детей. Для эффективного использования этого ресурса в настоящее время в школе развернут проект по созданию образовательного центра «Территория партнерства: от пробы к социальному проекту». Другим результатом реализации проекта по разработке программы профилактики социального сиротства в общеобразовательной школе стала разработка проекта школы полного дня в начальной школе, в основу которого легли наработки центра «Открытый мир», сделанные в рамках проекта. Реализация проекта школы полного дня осуществляется с этого учебного года.

Еще одним значимым результатом стало выделение особого содержания образования в школе старших подростков (8-9 класс), связанного с осуществлением социальной пробы и реализацией социальных проектов, которое в этом учебном году включено в проект профилизации совместной деятельности в качестве варианта предпрофильной подготовки для старших подростков.


Также этот проект сыграл очень большую роль для разработки проектов параллелей. Благодаря его реализации произошло уточнение и конкретизация содержания совместной деятельности в разных параллелях, была проявлена специфика ее организации в каждой из них.

Кроме того, управлением была разработана схема финансовой поддержки новых проектов, основанная на механизме консолидированного бюджета.

Проект создания образовательного центра «Территория партнерства: от пробы к социальному проекту» (фрагмент).

Обоснование необходимости проекта

Современное общество предъявляет выпускнику школы качественно новые требования по сравнению с теми, которые были необходимы даже десять лет назад. В настоящее время очень важными и востребованными являются такие качества выпускника, как умение предъявить себя, уверенность, способность работать в команде, успешно коммуницировать, иметь гибкое мышление. Чтобы в ребёнке можно было максимально развить эти качества, прежде всего сама школа должна быть динамичной, непрерывно развивающейся структурой, ставящей перед собой не только учебные, но, прежде всего, образовательные цели. Под этим мы понимаем: освоение детьми разных социальных ролей, разных стилей и моделей поведения, обучение навыкам проектной деятельности, умение ставить перед собой цели и задачи, получение навыков успешного взаимодействия.

В школе совместной деятельности накоплен богатый опыт по изменению содержания образования в разных формах, в том числе и в уроке. У нас есть урок-диалог, урок-проблематизация, урок-задание, комбинированный урок. Такие уроки различаются по способу их организации, по формам подачи материала, в них представлены разные способы деятельности, что позволяет детям выбирать; в таких уроках больше возможности проявить себя.

Также у нас есть опыт по социализации подростков: в школе работала социальная гостиница (форма профилактики социального сиротства), Летняя школа (форма обеспечения летней занятости детей группы риска ), развёрнут и продолжает свою работу проект «Шаг в будущее». Все эти формы способствуют тому, чтобы ребёнок приобретал позитивный опыт общения, умел самовыразиться, нашёл себя.


Мы понимаем необходимость в создании такой специфической образовательной формы, в которой разрабатывается особое содержание по социализации детей, в том числе детей группы риска. Таким особым местом становится образовательный центр. В нём мы развиваем три направления, которые являются продолжением традиционных форм работы общеобразовательной школы, но на качественно новом уровне.

Первое направление–«Консультант». Образовательная составляющая этого направления:

а) создание совместно с детьми методической базы для помощи при подготовке к урокам;

б) апробирование разных форм групповой работы, в том числе создание разновозрастных групп, как одной форм успешной социализации ребёнка;

в) перенесение наиболее эффективных приёмов и форм работы в урок;

г) разработка приемов, позволяющих ребенку быть успешным в уроке.

Второе направление – социальное проектирование. Образовательная составляющая этого направления:

а) разработка форм, приёмов, позволяющих ребёнку быть успешным вне урока;

б) реализация детских инициатив;

в) приобретение навыков проектной деятельности;

г) освоение детьми разных ролей.

Третье направлениепрофилактика правонарушений. Образовательная составляющая его:

а) интерактивные формы профилактики правонарушений;

б) навыки эффективного взаимодействия.

Проект по созданию новой образовательной услуги “Школа полного дня” (фрагмент).

В этом учебном году в начальной школе на базе новых классов реализуется проект “Школа полного дня”.

Цель проекта: создание условий для организации внеучебного времени учащихся начальной школы.

Задачи:

1. Обеспечить возможность выбора ребенком и родителями дополнительных образовательных услуг, кружков, секций.

2. Организовать работу кружков, секций разных направлений.


3. Обеспечить разнообразие дополнительных образовательных услуг.

4. Организовать сотрудничество с другими структурами дополнительного образования.

В результате реализации проекта – организована работа следующих кружков и секций: “Акробатическая гимнастика”, “Театральная мастерская”, “Карусель”, “Изостудия”, “Музыкальная студия”, “Каратэ”, “Футбольная секция”; - детям предлагаются также дополнительные образовательные услуги: иностранный язык, информатика, риторика, история, уроки общения, консультации по предметам;


  • Организованно сотрудничество с музыкальной школой №5, дети могут получать профессиональное музыкальное образование на базе нашей школы.

В целом можно отметить, что выделение основных линий в работе с социумом и их реализация в управленческой деятельности способствовали пониманию приоритетов в развитии школы, ее ресурсов, сделали более целенаправленным поиск внешних ресурсов, заставили серьезно работать с результатами деятельности и учиться говорить языком результата и продукта с социальным окружением.

Реализация социальных проектов способствовала значительному расширению социальных связей школы, приобретению новых социальных партнеров и повышению престижа школы в социуме. В настоящее время школа сотрудничает более чем с тридцатью партнерами, среди которых научно-образовательный центр Томского государственного университета, международный институт проблем развития образования, международная программа АРО, представители муниципальной власти, городские и областные депутаты.

За полтора года инновационная деятельность школы и деятельность по реализации социальных проектов более двенадцати раз освещалась в местных и центральных средствах массовой информации.

Результаты опросов ближайшего социального окружения свидетельствуют о том, что жители микрорайона понимают и высоко оценивают роль школы в качестве микрорайонообразующего центра.

Также о высоком социальном престиже школы в городе свидетельствует то, что у школы появился «свой» потребитель. Достаточно значительная часть родителей сознательно выбирает нашу школу для получения образования собственными детьми. Анализ показал, что уже в начальной школе от 5 до 15% детей, посещающих нашу школу, не является жителями микрорайона, в среднем звене процент таких детей колеблется от 15 до 25, а в старшем в отдельных классах (10 «а») он доходит до 60%.


Кроме того, о повышении престижа школы в городе свидетельствует и тот факт, что в 2006 году возрос интерес средств массовой информации к школе, которые освещают на своих страницах наиболее важные события в жизни школы.

Динамика количества материалов опубликованных в СМИ.

По горизонтали – год публикации, по вертикали – количество публикаций, в приложении представлены тематика публикаций и название СМИ.

Мы всегда открыты и готовы к сотрудничеству с теми, кого заинтересовала деятельность нашей школы, с теми, кто готов сам выдвигать инициативы и ищет партнеров для их реализации, с теми, кто готов поддержать инновационные и социальные направления деятельности Школы Совместной деятельности.

Доклад подготовлен группой управленцев: научным руководителем школы Г.Н. Прозументовой, д.п.н., директором школы, Л.А. Сороковой к.п.н., организатором совместной деятельности Л.И. Чуяшовой, заместителем директора по научно-методической работе О.И. Назаровой. В докладе использованы материалы из статей и отчетов научного руководителя школы Г.Н Прозументовой, заместителя директора по НМР О.Н. Калачиковой, организаторов совместной деятельности О.И. Прудниковой, Т.А. Прудниковой, Л.И. Чуяшовой, руководителей образовательных программ С.И. Поздеевой д.п.н., Е.А.Румбешты д.п.н., В.Ю Соколова к.и.н., А.В.Петрова к.фил. н., И.Ю. Малковой к.п.н.


Приложение 4

Освещение в средствах массовой информации наиболее важных событий в жизни школы.


1.Букреева Л. Беспокойство// Учитель: газета педагогов Южного округа.-№ 24 .-2003.-С.6.

2. Райм И.«Социальная гостиница»- приют для одиноких душ. // АиФ- Томск.-№34.-2003.-С. 7.

3.Кузнецова Т. Дом, в котором мы живём.// Красное знамя.-№120.9 сент.-2003.

4.Всё больше граждан участвуют в конкурсе «Томский дворик».// Общественное самоуправление.-№4.-сент.-2003.


5.Школа совместной деятельности: Муниципальное образовательное учреждение, средняя школа №49 г. Томска. // Всё для вашего дома в Томске. №2.-февраль.-2004.

6. Мокрушино шагнуло в будущее. // Томский вестник.-№176.-26 авг.-2004.

7.Николаева Т. Мокрушинский шагает в будущее.// Красное знамя. -№121.-10 сент..-2004.

8.Сартан Я.Задача директора- обеспечить ресурсы для школьных проектов. //Управление школой.- №24.- 24-30 июня.-2004.

9.Халфина Ю.Микрорайон.// Томский вестник.-№3.-13 янв.-2005.

10.Юным надоела серость и грязь.// Информационное издание Томского городского фонда «Свой дом».-сент.-2005.

11.С теплотой в сердце …о «Томском дворике».// Общественное самоуправление.-№6.-сент.-2005.

12.Нараева Т. Директора английских школ посетили Томск.// Вечерний Томск.- № 47.-22 марта.-2006

13.Булгакова О. Ошибка ученика- находка учителя?// Выходной.-№50.-22 апреля.-2006.

14.Жирнова К. Дом, где приютят и наставят.// АиФ- Томск.-№15.-2006.-С. 18.

15. Хохлова М. В Томске появился первый ТОС.// Красное знамя.-17 июля .- 2006.

16.Обаяние «Скромной рощи»: Мокрушинский – один из уютных районов Томска.// Томский вестник. №126.-7 июля.-2006.

17.Водянова И. От идеи к воплощению: Итоги конкурса «Томский дворик».// Общественное самоуправление Томский вариант.-№6.-сентябрь.-2006.

18. А у нас во дворе…: Названы победители по благоустройству «Томский дворик – 2006».// БУФФ сад.-№ 39.- 2006.-С.16.






<< предыдущая страница