repead.ru 1

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ ПО-БРИТАНСКИ


Ж.А. Абрекова

(кандидат исторических наук)

Многообразие культур является обыденностью современного общества. Однако когда в рамках одного общества вынуждены существовать несколько различных по своей сути культур, возникает необходимость решать ряд проблем, которые позволят выработать конкретные правила совместного сосуществования, устраивающие все стороны. Для решения этой проблемы была сформулирована концепция мультикультурализма. Мультикультурализм возник как интеллектуальная реакция на известную концепцию «плавильного котла» (melting pot), господствовавшую в Америке и Канаде в ХХ веке.

По своей сути мультикультурализм - это политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, сохраняя принцип равенства всех культур и дополняя его принципом культурного многообразия. В своей максималистской форме он отвергает какое-либо общее, центральное ядро ценностей, часто представляющее культуру доминирующей этнонациональной общности, и требует полного равенства для всех культурных, лингвистических, религиозных и иных меньшинств, для всех групп, имеющих различие1.

Одной из стран, где остро стоит вопрос взаимоотношений с эмигрантами и их ассимиляцией, является Великобритания. Согласно данным последней переписи населения, прошедшей в Великобритании в 2001 году, 7,9% населения относят себя к группе этнических меньшинств. Самой многочисленной группой являются выходцы из Индии, далее следуют пакистанцы, люди со смешанным этническим происхождением, темнокожие представители стран Карибского бассейна и Африки, уроженцы Бангладеш. Статистические данные свидетельствуют о том, что за десятилетие, прошедшее между двумя переписями с 1991 по 2001 год, рост населения, причисляемого к этническим меньшинствам, составил 53% (с 3,0 млн. в 1991 году до 4,6 млн. в 2001 году). Самая высокая концентрация этнических меньшинств отмечена в столице - лишь немногим больше 50% жителей Лондона сообщили при переписи, что они «белые британцы»2. Следует отметить, что перепись 1991 г. положила начало сбору информации о религиозной принадлежности представителей этнических меньшинств. Такой подход был положительно воспринят правительственными организациями, занимающимся мониторингом этнических групп в стране.


Как и в других европейских государствах, в Великобритании с каждым годом увеличивается число представителей различных этнических групп, «невидимых» для официальных органов. В частности речь идет о беженцах, ждущих решения по вопросу предоставления им политического убежища. Основная категория - это выходцы из бывшей Республики Югославии, Сомали, Шри-Ланки, Афганистана, Пакистана, Турции, Китая, Колумбии, Румынии, Албании, Чешской Республики, Хорватии, Ирака и Польши3.

Неспособность британского правительства справиться с потоком беженцев приводит к проявлению нетерпимости к ним даже со стороны парламентариев. Газета «The Gardian» приводит следующее высказывание члена Парламента от Восточного Йоркшира Джона Тоуненда: «Наше однородное, гомогенное англосаксонское общество оказалось сильно подорванным массивной иммиграцией,... которая имеет место с момента окончания Второй мировой войны... На мой взгляд, единственное правильное решение, которое может быть принято в отношении ищущих убежища, это как можно скорее выслать их обратно»4.

В этой обстановке, все чаще стали проявляться ультраправые настроения, призывающие британцев к борьбе с эмигрантами. Так, во время предвыборной компании 2001 года, представитель правых Вильям Хейг активно предостерегал избирателей от голосования за Тони Блэра, говоря, что «Британия после второго срока пребывания Блэра на посту премьер-министра превратится в чужую, не знакомую для нас страну»5. В той же речи он предлагал упрятывать беженцев, ищущих убежища, за решетку, дабы с ними было меньше проблем...6

Эти настроения усиливаются с каждым годом, даже несмотря на то, что вклад представителей этнических меньшинств в современную жизнь Великобритании не ослабевает, а напротив, становится все более весомым и проявляется в экономике, политике, государственной службе, ряде социальных отраслей - медицине и образовании - и, кроме того, в культуре и искусстве. Значительное число британских миллионеров, так называемых «self-made millionaires», являются выходцами из этнических сообществ, 23% докторов, имеющих сертификаты Национальной службы здравоохранения Великобритании, имеют не британские корни7. Однако, даже эти факты не влияют на отношения «белых британцев» к выходцам из так называемого «третьего мира».


Еще в 1976 г. был принят Закон о расовых отношениях в Великобритании, который положил начало расовой интеграции британского общества. Несмотря на это, до сих пор социальная политика, проводимая британским правительством, к сожалению, не преуспела в вопросах установления взаимных позитивных взглядов между белыми британцами и членами сообществ этнических меньшинств, что совершенно необходимо для создания сплоченного, равноправного, мультикультурного общества.

В Британии, как и в большинстве европейских государств, основной проблемой стали выходцы из мусульманских общин. Их интеграция в европейское общество проходит значительно сложнее, чем у других. Кроме того, нагнетаемая СМИ ксенофобия к представителям исламской культуры приносит свои плоды, заставляя коренных граждан с осторожностью, а чаще с неприятием относиться к ним. Зачастую между исламом, исламизмом и терроризмом ставится знак равенства, что обостряет и без того сложные отношения между этническим большинством и мусульманскими общинами. В последнее десятилетие политика мультикультурализма, как правило, была направлена именно на интеграцию мусульманского меньшинства в британское общество. Однако все попытки сохранения самобытности и культуры этнических меньшинств привели к тому, что большой процент их представителей не считают нужным изучать язык и познавать культуру страны проживания. Вся их социальная жизнь протекает в рамках своей общины, что тоже не способствует улучшению отношений между коренными британцами и представителями этнических меньшинств. В связи с этим, вслед за канцлером Германии А. Меркель, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон признал провальной политику мультикультурализма. К ним, как известно, примкнул и президент Франции Н. Саркози. По словам Кэмерона, толерантность, основанная на невмешательстве в дела тех, кто отвергает западные ценности, себя не оправдала. Необходимо перейти к «мускулистому либерализму», при котором национальная идентичность формируется за счет демократии, равных прав, главенства закона и свободы слова8. В рамках доктрины государственного мультикультурализма, объясняет премьер-министр, британские власти поощряли раздельное сосуществование культур. Это привело к недостатку национальной идентичности, что, в свою очередь, спровоцировало интерес молодых британских мусульман к экстремистским идеям.


Д. Кэмерон считает, что мультикультурализм, как государственная доктрина в Британии, привел к снижению национальной идентичности. Раздельное существование культур, толерантность к любым проявлениям иной культуры привели, в частности, к распространению экстремистской идеологии в сообществах, искаженно интерпретирующих ислам.

Мусульманская молодежь находит ответы на вопросы идентичности в этой идеологии, поскольку государство и общество другой идентичности - гражданской и национальной - их не предлагают. Этому, по мнению Кэмерона, надо положить конец. Вместо игнорирования экстремистской идеологии правительство и общество должны противодействовать ей в любой ее форме. Вместо поддержки раздельного существования культур нужна ясная идея общей национальной идентичности, которая открыта для каждого. На это будут работать не только прагматичные иммиграционные решения - языковые, образовательные, квалификационные программы, - но и жесткие требования соответствия традиционным ценностям западного общества. Вплоть до запрета деятельности общественных организаций, проповедников, которые эти ценности - универсальные права человека, равенство перед законом, демократию, свободу слова - не разделяют. В противовес пассивной толерантности, оставляющей каждого наедине с собой, «мускулистый либерализм» должен пропагандировать конкретные ценности всем9.

Кэмерон не побоялся констатировать, что в стране сложилась ситуация, когда с общинами предпочитают не связываться, дабы не быть обвинёнными в расизме или дискриминации, что само по себе уже признак нездоровый, ибо равенство не предусматривает, что все люди равны, но кто-то равнее.

Сможет ли в сложившейся ситуации, объявленная Д. Кэмероном политика «мускулистого либерализма» принести свои плоды покажет время, но одно можно сказать однозначно - интеграция и взаимопонимание между представителями этнических меньшинств и «белых европейцев» является жизненной необходимостью и залогом сохранения стабильности в Европе.


1«Мультикультурализм — это тупиковая стратегия». Европа пересматривает отношения с нацменьшинствами, Россия остаётся верна выбранному пути//www.svpressa.ru

2 Office for National Statistics, Census, April 2001. http://www.statistics.gov.uk

3Aspinall P. The Challenges of Measuring the Ethno-Culcural Diversity of Britain in the New Millennium // Policy and Politics. 2000. Vol. 28. № 1. P. 114.

4The Guardian, 28 March 2001.

5Антонова В.К. Великобритания обречена на мультикультурализм или мультикультурализм в Великобритании обречен?//Журнал исследований социальной политики, 2003, Т. 1, №2

6 Там же

7Alibhai-Brown Y. True Colours: Attitudes to Multiculturalism and the Role of the Government. London: Institute for Public Policy Research, 1999. Р.17

8Черненко Е. Британский премьер осудил политику мультикультурализма.//www.mogilev.by/...osudil...

9 «Ведомости», 7 февраля 2011 года