repead.ru 1 2 3

МОУ «Поротниковская средняя общеобразовательная школа»


636213 Томская обл, Бакчарский р-он, с.Поротниково, ул.Воинов-Интернационалистов 7

Тел/факс: (382-49)-36-149, e-mail:porsch@sibmail.com


Информационно-аналитический доклад о деятельности

МОУ «Поротниковская средняя общеобразовательная школа»


Уважаемые обучающиеся, коллеги, родители, друзья и партнёры школы!

МОУ «Поротниковская сош» представляем вашему вниманию открытый школьный доклад школы. Открытый информационно-аналитический доклад предназначен для публичного представления результатов работы школы учредителю, родителям, общественности и содержит информацию и анализ работы школы по основным направлениям деятельности. Его цель описать деятельность школы за период 2005-2007 годы, привлечь родителей и общественность к её обсуждению и оценке, к высказыванию мнений, предложений и рекомендаций по развитию школы. Результатом такого диалога может стать обновление программы развития школы, увеличение ресурсной поддержки и увеличение количества обучающихся.

Публикация доклада является для российских школ новой деятельностью. Но всё более очевидным становится тот факт, что активными участниками образовательного процесса должны стать те, кто имеет прямое отношение к жизни школы: все, кому не безразлично, чем живёт школа, как работает, чего она достигла, какие у неё планы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. определено: «В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности».

Более десяти лет в нашей стране идут процессы обновления образования, его модернизация. Одним из основных элементов комплекса мер по достижению целей государственной политики по развитию образования стали последние значимые документы Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803, и Приоритетный национальный проект «Образование».


Процессы, происходящие в современном обществе, отражаются на системе российского образования, она становится более динамичной, мобильной, то есть появляется возможность получения и оказания образовательных услуг представителям различных групп общества, именно в этих условиях МОУ «Поротниковская сош» Бакчарского района Томской области нашла свой инновационную модель развития – «Школа – социально-экологический центр села», делающую ее привлекательной в глазах учащихся, родителей, социума.

МОУ «Поротниковская сош» является одной из форм совместной деятельности групп людей: преподавателей, учащихся, административных руководителей и педагогов дополнительного образования, целенаправленно организующих и обеспечивающих процесс обучения и воспитания молодёжи, передачи им социально значимых ценностей науки, культуры, морали. Школа реализует свои функции формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей, основываясь на концепции личностно ориентированного образования, в частности, через внедрение в образовательный процесс технологий компетентностного обучения.

Поэтому одна из приоритетных задач нашей школы – обеспечить условия для формирования и развития у детей социально-значимых и жизненно-важных компетентностей.

МОУ «Поротниковская сош» на протяжении последних трёх лет строила свою деятельность на основании Программы развития ОУ на 2005 – 2007 годы, стратегической целью которой являлась разработка и реализация образовательной модели «Школа – социально-экологичский центр села». Данный доклад – это отчет об основных достижениях и результатах реализации основных задач Программы развития: совершенствование содержания образования в условиях модернизации, организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитие системы гражданского воспитания через экологическое образование, расширение взаимодействия с семьями, организациями и общественными объединениями, повышение профессионального уровня и профессиональной компетентности педагогов.


1.Общая информация о школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поротниковская средняя общеобразовательная школа» Бакчарского района Томской области

Адрес: 636213, Томская область, село Поротниково, ул.Воинов-Интернационалистов, дом 7.

Телефоны: (8-38249)- 36-149, (8-38249)- 38-128.

Факс: (8-38249)- 36-149

Электронный адрес: porsch@sibmail.com

Учредитель: Администрация Бакчарского района Томской области

Руководители общеобразовательного учреждения:

Директор: Игишева Светлана Алексеевна, I квалификационная категория

Заместители директора:

по учебно-методической работе: Матвеева Елена Николаевна, I квалификационная категория

по воспитательной работе: Попова Татьяна Степановна, I квалификационная категория

Миссия школы:

Создание оптимальных условий для повышения качества образования и личностного роста всех участников образовательного процесса через развитие проектного мышления, информатизацию и экологизацию образовательной и воспитательной среды на более высоком уровне, а также расширение принципов демократизации школьного уклада.

Основной целью деятельности педагогического коллектива является создание образовательного пространства, стиму­лирующего высокое качество обучения и развитие потенциальных возможностей обучающихся.

Основными задачами школы являются:


  • создание условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

  • реализация государственной и муниципальной политики в области образования;
  • осуществление обучения и воспитания в интере­сах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья, безопасности образовательного процесса и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обуча­ющегося в самообразовании и получении дополнительного образования;


  • разработка и внедрение в учебный процесс про­грамм углубленного и расширенного содержания образования по предметным областям;

  • внедрение в образовательный процесс технологий компетентностного обучения, информационных технологий;

  • организация предпрофильной подготовки обу­чающихся на второй ступени обучения и переход к профильному обучению на следующей ступени обучения.

В наше учреждение принимаются дети, прожи­вающие преимущественно в с.Поротниково, с.Чумакаевка, п.Полынянка и п.Первомайск и имеющие право на получение образо­вания соответствующего уровня. Обучение детей в школе начинается с б лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состо­янию здоровья, но не позднее достижения ими возрас­та 8 лет. По заявлению родителей (законных предста­вителей) может быть разрешен прием ребенка для обучения в более раннем возрасте.

Традиции школы:

  • День знаний;

  • День дублера;

  • День здоровья: осенние турпоходы, школьная спартакиада.

  • День учителя;

  • Осенний бал;

  • Праздник мам;

  • Школьная научно-исследовательская конференция обучающихся «Шаг в будущее»;

  • День святого Валентина;

  • Масленица;

  • День Победы;

  • Ярмарка элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения;

Деятельность школы основывается на принци­пах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свобод­ного развития личности, автономности и светского характера образования.

Мы рассматриваем образовательный процесс как единый процесс обучения и воспитания, результативность которого оценивается не только повышением качества успеваемости по предметам и уровня воспитанности детей, но и развитием социально-значимых и жизненно-важных компетентностей. На наш взгляд, современный образованный человек должен не только иметь определенный уровень знаний предметных областей, но и обладать особой совокупностью компетенций, обеспечивающих ему способность:


  • брать на себя ответственность;

  • участвовать в принятии совместных решений;

  • регулировать конфликты ненасильственным путём;

  • участвовать в развитии демократических институтов общества;

  • быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций;

  • владеть новыми технологиями, понимать рамки их применения и распространения, осуществлять инновационную деятельность;

  • обладать потребностью самосовершенствования, как в плане роста профессионализма, так и в плане развития своей личности, своих человеческих качеств;

  • адаптироваться в условиях современного мира.

Для оценивания образовательных результатов с точки зрения компетентностного подхода в школе апробируются технология «Портфолио».


1.2. Социальный заказ и условия обучения в школе

Школа в с.Поротниково была основана в 1936 году как начальная, затем стала семилетней. В 1956 году школа получила статус средней школы. Школа расположена в типовом двухэтажном здании, сданным в эксплуатацию в 1976 году.

В настоящее время в школе обучается 99 человек. Сформировано 10 классов. Наполняемость классов: 1-й класс – 7 человек, 3-й – 11, 4-й – 5, 5-й класс – 5, 6-й - 8, 7-й – 14, 8-й -17, 9-й – 12, 10-й - 11, 11-й – 9. За последние 5 лет произошло снижение общей численности обучающихся со 155 до 99 человек. Хотя по сравнению с прошлым учебным годом произошло увеличение численности обучающихся (на конец 2006-2007 учебного года численность обучающихся составляла 94 человека). Причины снижения численности обучающихся: естественная убыль детей определенного возраста, перемена места жительства. Прогноз на среднесрочный период показывает, что численность обучающихся будет постепенно снижаться. В 2005 году на базе школы была открыта группа дошкольного образования с целью соответствующей подготовки детей к школе поскольку в селе отсутствует детский сад. Количество обучающихся по ступеням представлено в диаграмме.



Распределение учащихся по ступеням обучения




Нынешний состав администрации школы начал работать с сентября 2004 года. В апреле 2005 года школа успешно прошла аттестацию, в феврале 2005 года получено свидетельство о государственной аккредитации.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе к общеобразовательным учреждениям.

В школе разработана методика определения социального заказа на образовательные услуги, что позволяет выполнять конкретный адресный заказ на всем поле образовательных услуг.

Отношение родителей к школе, качеству предоставляемых образовательных услуг изучалось в декабре 2006 года при помощи анкетирования. По ответам родителей учащихся, в основном, отмечается положительное отношение между педагогами, администрацией и родителями. Доброжелательное отношение ребенка к школе свидетельствует о комфортности образовательного пространства школы. Уровень преподавания, школьный уклад, организация питания в подавляющем большинстве ответов удовлетворяют родительскую общественность. Достаточно большое количество родителей имеют возможность участвовать в делах школы.

С одной стороны, к образованию как социальному институту предъявляют новые требования: создание единого информационного пространства, глобализация образовательных процессов, использование новых образовательных технологий, индивидуализация. С другой стороны, остро встает вопрос о содержании образования не с точки зрения знаний, умений и навыков, а с точки зрения его социальной сущности человеческой культуры, которая выражается в поведенческой деятельности человека и гражданина.

В школе эффективно реализуется система образовательных (в том числе дополнительных) услуг с учетом социализации и профессионального самоопределения личности школьника на основе современных моделей и технологий гражданского образования, компетентностного обучения, предпрофильной и профильной подготовки. Для реализации предпрофильного обучения в 8-9-х классах в рамках регионального компонента введен курс «Основы социализации личности», формирующий социальную активность учащихся, адаптирующий их к требованиям современной жизни в условиях рыночной экономики.


В МОУ «Поротниковская сош» реализуются следующие образовательные программы:


  • Дошкольное образование

  • Начальное общее образование

  • Основное общее образование

  • Среднее общее образование

  • Предпрофильная и профильная подготовка

  • Непрерывное экологическое образование

  • Дополнительное образование

В рамках школьного компонента введены элективные курсы:

  • Начальная школы:

      • Информатика

      •  Экология

      •  Индивидуальные занятия

  • 5-7 классы:

      • Вокруг тебя – мир ….

      •  Информатика

      •  Введение в географию

      • Введение в биологию

      •  Экология

Всего в 8-9 классах учащимся предлагается до 25 элективных курсов по выбору по всем существующим областям обучения в школе. В 2006-2007 учебном году в соответствии с выбором обучающихся в учебный план были включены:

      • Вокруг тебя – мир ….

      • Комплексный анализ текста

      • Решение задач по математике

      • Экология

      • Экологический практикум

      • Практику по физике

      • Практикум по биологии

      • Лампочка зажгись

      • Домоводство

      • Бизнес и экономика

      • Основы проектной деятельности

С целью организации профильного обучения в 2006 году был открыт 10 класс естественно-математический профиль и введены профильные учебные предметы: математика, биология, физика. В рамках естественно-математического профиля предлагается на выбор до 15 элективных и спецкурсов. В 2006-2007 учебном году обучающиеся выбрали следующие курсы:

      • Лингвистический анализ художественного текста
      • Экология


      • Основы генетики

      • Экономика

      • Биотехнология

      • Информационные технологии в естествознании

      • Практикум и исследования по физике

      • Практикум и исследования по биологии

      • Практикум и исследования по химии

      •  Глобальная география

      • Подготовка к ЕГЭ по биологии

      • Подготовка к ЕГЭ по физике

Во внеучебной деятельности активно используется технология социального проектирования.


1.3 Режим работы школы

Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели. В режиме пятидневной рабочей недели работают 1-7 классы. Учебный год начинается 1 сентября и продолжается 33 – 34 рабочие недели. Общая продолжительность каникул (кроме летних) – 30 календарных дней, согласно нормативным документам для учащихся первого класса установлены дополнительные недельные каникулы в первой половине февраля.

Образовательная программа школы определяет содержание образования по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, дополнительным образовательным программам.

Образовательные программы всех ступеней образования направлены (ст.9 закона РФ «Об образовании») на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности и жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с Уставом школы, в котором определены основные характеристики организации образовательного процесса, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ.

Образовательная деятельность школы предусматривает создание условий, гарантирующих:

а) охрану и укрепление здоровья обучающихся;

б) развитие личности, ее самореализации и самоопределения, содействие выбору образовательного маршрута;

в) формирование у обучающихся современного уровня знаний, необходимого для продолжения образования, социализации и профессиональной деятельности;

г) воспитание, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, принятие гуманистических, общечеловеческих ценностей, воспитание патриотизма, толерантности, гражданственности.

Учебный план МОУ «Поротниковская сош» разработан на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Федерального базис­ного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (№ 1213 от 09.03.2004), Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Томской области (решение коллегии Департамента общего образования Администрации Томской области 19.08.2004) с учетом обязательного минимума содер­жания образовательных программ и потребностей обучаемых.

Набор образовательных областей и номенклатура учебных предметов, реализующих федеральный компонент государствен­ного образовательного стандарта, представлены в инвариантной части учебного плана необходимым количеством часов с учетом предельно допустимой нагрузки, что позволяет создать единое образовательное пространство и гарантирует овладение выпуск­никами необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.

Вариативная часть учебного плана, представленная обязатель­ными занятиями по выбору учащихся, используется на усиление образовательных областей инвариантной части, на изучение пред­метов регионального и школьного компонентов в соответствии с миссией школы.

Учебный год разбит по четвертям. Расписание составлено в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Учебная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимой нормы.

Продолжительность учебного часа в первом классе состав­ляет 35 минут, в последующих классах — 45 минут. Школа работает в одну смену (с 8.45 до 15.10). С 16.00 до 19.00 – дополнительное образование, консультации педагогов; с 12.00 до 16.00 – группа продлённого дня. Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.


Любое инновационное изменение не должно оказывать негативного воздействия на состояние здоровья обучающихся. Результаты проводимого в школе медицинского мониторинга свидетельствуют об отсутствии отрицательной динамики состояния здоровья и физической подготовленности учащихся.


1.4. Режим питания

Школьная столовая рассчитана на 48 посадочных мест. Горячим питанием охвачены 100% обучающихся. Ежемесячная родительская плата составляет 150 рублей. Обучающиеся из многодетных, малообеспеченных неполных семей получают дотацию из областного бюджета 3 рубля 90 копеек в день – 63 человек (63,6%). Средняя стоимость школьных обедов составляет 5-9 рублей. Обеды удешевлены за счет наличия картофеля, овощей с пришкольного участка.

Заболеваний приобретенных, вызванных и спро­воцированных недостатками организации школьного учебного процесса, то есть некачественным питанием, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения, вызванных перегрузками и неблагоприятными условиями организации образо­вательного процесса, не наблюдается.

Питание детей осуществляется в соответствии с рекомендуемым меню. Меню школьных обедов и завтраков составляется на неделю с таким расчетом, чтобы каждое основное блюдо, кроме молока и молочных продуктов, приготовлялось не чаще одного раза в неделю. В весенне-осенний период в рационе питания увеличивается количество блюд из свежих овощей. Питание учащихся находится под постоянным контролем директора школы, который включает в себя:


  • качество поступающих продуктов и их транспортировку,

  • условия хранения и соблюдение сроков реализации,

  • соблюдение технологии приготовления и качества готовых блюд,

  • режим пищеблока и организация обработки посуды,

  • соблюдение правил личной гигиены работниками пищеблока.

Находящееся в столовой оборудование находится в рабочем состоянии, документы

полностью соответствуют ГОСТам.


1.5. Организация работы группы продленного дня

В школе организована работа группы продлённого дня. В 2005-2007 учебном году в школе работала одна разновозрастная группа в количестве 25 человек (руководитель Манохина Л.П.). Её работа направлена на обеспечение комфортного пребывания учащихся в школе на протяжении всего дня. Это достигается за счет внедрения оптимальных вариантов режима дня и достижения единства в системе обучения, воспитания и развития школьников. Режим работы групп продленного дня составлен с учетом возрастных особенностей. Режим продленного дня предусматривает определенную продолжительность и чередование различных видов деятельности: учение и спортивные занятия, прогулки и просмотр фильмов, творческая деятельность, прием пищи и самообслуживание. Учитывая особенности работы школы, в основу режима групп продленного дня положено важнейшее требование - обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся. Кроме того, предусматривалось, чтобы режим способствовал укреплению здоровья учащихся, обеспечивал высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственное самочувствие.

В режиме продленного дня определяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется под руководством педагога. Самоподготовка органически связана с уроками по соответствующим предметам основными образовательными, развивающими и воспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. Задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений решают ежедневные прогулки и спортивные часы. Отводится время на развивающую деятельность. Ежедневно в режиме группы продленного дня предусмотрено время для занятий по интересам. Совместно со школьной библиотекой воспитатели приобщают детей к чтению книг, организуют их обсуждение, оказывают помощь при проведении занятий внеклассного чтения. Кроме того, совместно с медицинским работником Поротниковского ФАПа и учителем физкультуры обеспечивается надлежащий санитарно-гигиенический режим группы, принимаются меры к укреплению здоровья детей.



1.6. Воспитательная система

Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию подпрограмм различного направления. По итогам работы за 2005-2007 гг выполняется основная задача - превращение школы в социокультурный образовательный центр. Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы

На протяжении 5 лет в школе развиваются формы ученического самоуправления в форме демократической республики «Волна»: Ученическая Дума (законодательный орган) и правительство (исполнительные органы по возрастным ступеням). Одной из интересных новых разработок правительства республики “Волна” стал конкурс «Лучший класс», который был организован с целью повышения успеваемости, общественной активности и уровня воспитанности учащихся. Участвуют в конкурсе все класса школы. Органами самоуправления, под руководством заместителя директора по воспитательной работе разработаны критерии каждого слагаемого оценки эффективности работы класса. Результаты выносятся на экран, который был представлен на общешкольном информационном стенде. Основной задачей при подведении итогов по месяцам стало: увидеть результаты своего класса на общем школьном фоне, выявить слабые стороны и скорректировать дальнейшую работу. Результатом конкурса «Лучший класс» стало награждение классов-победителей сертификатами на экскурсионные поездки в г.Томск. Конкурс был принят учащимися с интересом и вызвал стремление повысить качество знаний, активно участвовать в жизни класса и школы. Традиционными стали благотворительные акции, которые не только сохраняют свою традиционную форму, но и приобретают всё новые направления.

Школьной республики активно участвуют в районных и областных мероприятиях:


  • «Молодые лидеры России»;

  • районная акция и КВН «Спорт против наркотиков»;

  • лагерь молодёжного актива «Поколение NEXT»;

  • конкурс социальных проектов «Я- гражданин России».


Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы включает в себя:

  • корректировку учебного процесса, усиление экологической направленности всех учебных дисциплин;

  • изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

  • ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания;

  • создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.

Обучение и воспитание в школе – целостная система. Вся воспитательная работа в школе сориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей человека, которому суждено жить и трудиться в ХХI веке. Педагогический коллектив, решая воспитательные задачи, прежде всего, формирует потенциал личности:

  • чувство любви к школе и городу;

  • осознанность активного гражданина;

  • бережное отношение к природе;

  • духовность и нравственность;

  • чувство дружбы, сотрудничества, товарищества;
  • чувство собственного достоинства;


  • аккуратность, исполнительность, чувство долга и ответственности;

  • толерантность;

  • чуткость, отзывчивость, оптимизм, гуманизм.

МОУ «Поротниковская сош» является социокультурным образовательным центром. В школе большое внимание уделяется внеклассной работе, используя при этом активные формы деятельности, которые приводят к формированию у учащихся коммуникативных и лидерских качеств. Это подтверждает тот факт, что учащиеся и выпускники школы проявляют свою активную жизненную позицию, участвуя в жизни села и района. Однако при такой интересной, разнообразной и содержательной деятельности, есть проблемы, которые не позволяют сделать процесс воспитания максимально эффективным. Прежде всего, это отсутствие в школе психолога и недостаточная материально-техническая база.

С трудновоспитуемыми учащимися классными руководителями и администрацией школы проводится профилактическая работа; регулярно проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений, на которые приглашаются не только учащиеся, но и их родители. Хорошо поставлена работа с семьей, родителями обучающихся: индивидуальные беседы преподавателей с родителями, тематические родительские собрания, посещение семей «трудных» детей, «группы риска, – это кропотливая ежедневная работа педагогического коллектива школы.

Все педагога школы осуществляют дополнительное образование, из них кружковой и секционной работой занимаются 35,3%, ведут факультативы и занимаются проектной и исследовательской деятельностью 64,7%.


2. Ресурсное обеспечение образовательного процесса

Учебно-воспитательный процесс в полном объёме обеспечивается наличием необходимой материально-технической базы, высокой квалификацией управленческой команды, ориентацией педагогического коллектива на развитие.

2.1. Кадровое обеспечение

Расстановка кадров в школе осуществляется с учетом уровня подготовки и результатов работы. В школе сложился дружный квалифицированный коллектив. В настоящее время в школе работают 17 педагогов, из них 65% имеют высшее образование, ещё 18% получают высшее образование в заочной форме. 82% учителей имеют повышенные квалификационные категории, из них 6% имеют высшую квалификационную категорию, 41% - первую квалификационную категорию, 35% - вторую квалификационную категорию. Из 17 педагогов 14 женщин (82%), 3 мужчины. Очевиден дефицит мужчин. Средний возраст педагогов 40 лет. Последние 4 года в школу приходят молодые специалисты: 2004 год – Щукин В.А. (учитель физкультуры), 2005 год – Митракова В.С. (учитель математики), 2006 год – Клименко Т.В. (учитель истории), 2007 год – Возовских Т.М. – учитель информатики. Отрадно то, что коллектив обновляется и в школу возвращаются в качестве педагогов бывшие выпускники, сейчас их из 17 педагогов 7 (41%).


Количество педагогов, применяющих в работе современные образовательные технологии

17

Количество педагогов, применяющих в работе современные ИТ

64,7%

Результатом особого внимания администрации школы по внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий явилось увеличение количества учителей, применяющих современные ИТ.

Школа укомплектована специалистами по всем направлениям. В школе заключён коллективный договор между администрацией и работниками школы. Контролирующим органом выполнения коллективного договора является профсоюзный комитет школы. Коллективный договор выполняется без нарушений.

Динамика уровня повышения квалификации показывает, что образовательный уровень педагогов, их квалификация становится выше. Ротации педагогических работников практически нет, 69% педагогов работают в данной школе более 10 лет, что говорит об удовлетворенности педагогов своей профессиональной деятельностью.


2.2. Информационные ресурсы школы

Школа использует локальную и глобальную сеть Интернет.

Информационное пространство школы представляет собой систему взаимосвязанных блоков: образовательного, воспитательного, административного, социально-психологического, обеспечивая обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса на внутреннем (учащиеся, педагоги, администрация, родители) и внешнем (управляющие структуры, педагогические сообщество, интернет) уровнях.

На 1 сентября 2007 года 86,6% педагогических работников школы прошли курсы повышения квалификации по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе разного уровня и направленности. Вместе с тем, есть и недостатки. Количество педагогов, прошедших переподготовку по вопросам применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, значительно выше количества педагогов, применяющих полученные знания в своей деятельности (64,7% педагогов); недостаточно организовано участие педагогов и учащихся во внешних проектах и конкурсах.


Таблица 1.

Информационные ресурсы школы


Показатели (абсолютные)




Количество компьютеров в ОУ

12

Количество компьютерных классов

1

Количество компьютеров, используемых в учебном процессе

10

Количество компьютеров, используемых в управлении ОУ

2

Количество компьютеров в библиотеке

1

Количество компьютеров, имеющих доступ в Интернет

9

Количество компьютеров, объединенных в локальную сеть

9

Наличие собственного сайта

нет

Наличие мультимедийного кабинета

да

Обновление фонда учебной литературы (% за последний год)

16%

Количество единиц в школьной библиотеке

6000

Кол-во единиц в школьной библиотеке на 1 учащегося


61

Количество учителей, имеющих домашний компьютер

11 (64,7%)

Количество учащихся, имеющих домашний компьютер

18 (17%)

Количество постоянных пользователей Интернет среди учителей

14

Кол-во учащихся на 1 компьютер

9


2.3. Материально-техническое обеспечение

Школа функционирует в типовом учебном здании, год постройки – 1976. Школа располагает спортивными залами, стадионом, лыжной базой, столовой, библиотекой.

Для организации учебно-воспитательного процесса в школе имеется:

  • учебных кабинетов -10;

  • лаборатории-2;

  • компьютерный класс -1;

  • учебные мастерские - 2;

  • мультимедийный кабинет – 1.

За 2005-2007 учебный год существенно обновилась материально-техническая база школы:

цифровой фотоаппарат, ноутбук, интерактивная доска, принтер цветной, лыжи, доски аудиторные, комплекты мебели в классы, учебно-наглядные пособия для кабинетов начальных классов, химии, математики, биологии, географии, физики, спортивный инвентарь.

За отчетный период значительные средства были направлены на благоустройство помещений школы и школьной территории: создание экологической площадки на территории дошкольной группы, озеленение территории, закладка фруктово-ягодного сада, создание цветочных клумб. В кабинетах школы были созданы уголки с фитонцидными растениями, а в школьном холле – зимний сад.


2.4. Финансовая деятельность

Школа является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется всеми нормативными документами, которые регламентируют различные стороны её развития.


Финансирование деятельности образовательного учреждения является многоканальным (региональный бюджет, муниципальный бюджет и внебюджетные источники).

Администрация школы проводит большую работу по увеличению набора источников финансирования. Одним из основных внебюджетных источников является активное участие школы в грантовых конкурсах. В 2007 году МОУ «Поротниковская сош» стала победителем двух грантовых конкурсов: конкурс экологических проектов ОГУ «Облкомприрода» (20 тыс.) и Всероссийский конкурс социальных проектов «Наш город» в номинации «Чистый город» (1 место на областном этапе – 45 тыс., победитель федерального этапа – 20 тыс.).

Ежегодно выполняется большой комплекс работ по косметическому ремон­ту коридора, учебных кабинетов, замена сантехнического оборудования туалетов и настил линолеума в дошкольной группе.

В образовательном учреждении созданы все условия для эффективного осуществления образовательного процесса. Все учебные кабинеты оснащены мебелью, в кабинетах физики и химии есть все необходимое оборудование для проведения практических и лабораторных работ. В планах пополнения учебно-материальной базы — приоб­ретение учебно-наглядных пособий по предметам естественного цикла, ремонт школьного спортивного стадиона.


3. Образовательные результаты

3.1. Учебная деятельность

Для обеспечения эффективности образовательной деятель­ности в школе накоплен опыт составления учебного плана с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей, выяв­ляемых в ходе ежегодного анкетирования участников образо­вательного процесса для распределения часов вариативной части учебного плана школы. Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого школой самосто­ятельно, по согласованию с отделом образования администра­ции района.

Учебный план школы составляется с учетом:

  • регионального базисного учебного плана общеобразова­тельных учреждений Томской области;

  • требований максимальной аудиторной учебной нагруз­ки обучающихся;


  • рекомендаций по организации предпрофильной подго­товки и профильного обучения;

  • требований государственной образовательной программы;

  • с учетом социального заказа (анкетирование родителей, учащихся, учет потребностей рынка труда и т. д.).

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. Поэтому в 2005 году на базе школы была открыта группа дошкольного образования. Дошкольная группа работает по программе обучения и воспитания Васильевой М.А., кроме того в неё включены дополнительные экологические занятия в соответствии с программой непрерывного экологического образования. В связи с тем, что основная цель дошкольной группы - подготовка детей к школе, на следующем этапе развития будет разработана образовательная программа, включающая элементы «Перспективной начальной школы». Кроме того, в школе в мае-июне формируется группа из детей в возрасте 6,5 лет для дополнительных занятий по подготовке к школе. Программа предшкольной подготовки рассчитана на 2 месяца. Эти занятия ориентированы на всестороннее развитие детей (развитие детского кругозора, развитие речи, развитие пространственных и временных представлений). В занятия включаются: ролевые игры, рисование, конструирование, подвижные игры и другие виды деятельности. Практика показывает, что дети посещавшие подготовительную группу 1 сентября дети идут в нашу школу как в родной дом, где им все рады и всё знакомо. Это позволило преодолеть многие стрессовые ситуации при поступлении в первый класс. Подготовка детей к школе способствует повышению качества знаний учащихся в первом классе. Обычно это дети, хорошо адаптированные к школе, со сформированными школьно-значимыми функциями, элементарными общешкольными и интеллектуальными навыками. До 70% первоклассников, прошедших предшкольную подготовку, демонстрируют высокий уровень готовности к обучению.

В настоящий момент в школе создана система: развивающее обучение и воспитание + традиция. Большинство учителей начальных классов используют программы и технологии развивающего обучения и воспитания («Перспективная начальная школа», ИКТ, индивидуализация).


Работа в режиме развивающего обучения и воспитания продолжается и на средней и старшей ступени. В основе построения образования на старшей ступени лежит идея индивидуализации обучения, выраженная в


  • компетентностном подходе, который полагает целью школы развитие комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность выпускника;

  • личностно-ориентированном подходе, который предполагает, что наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

В начальной школе на конец года обучались 17 человек. Отсутствовал 1 класс, причина – демографический кризис.


Сравнительный анализ успеваемости за 3 года в начальной школе

Учебный год

Количество обучающихся

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

2004-2005

23

91%

26%

2005-2006

21

100%

27%

2006-2007

17

88%

29%

Как видно из таблицы качественная успеваемость учащихся начальной школы увеличивается. Анализ данных об абсолютной успеваемости свидетельствует об относительной стабильности. В соответствии с РБУП-2004 и учитывая потребности и интересы детей и родителей, во 2 и 4 классах введен предмет «Иностранный язык», ребята изучают немецкий язык.


Сравнительный анализ успеваемости за 3 года в основной школе



Учебный год

Количество обучающихся

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

2004-2005

63

100%

39%

2005-2006

78

99%

31%

2006-2007

70

100%

37%


Сравнительный анализ успеваемости за 3 года в средней школе



Учебный год

Количество обучающихся

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

2004-2005

24

100%

25%

2005-2006

15

100%

20%

2006-2007


9

100%

22%


В 2006-2007 учебном году в школе отсутствовал 11 класс. Обучающиеся 9 класса проходили итоговую аттестацию в новой форме. В новой форме сдавались экзамены по математике и русскому языку.


Результаты сдачи экзаменов в новой форме.

Предмет

Кол-во учащихся

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

Математика

8

75%

88%

Русский язык

8

50%

100%

Сравнивая и анализируя результаты экзаменов в новой форме по русскому языку и можно выявить ряд положительных и отрицательных моментов. Данные таблиц позволяют утверждать, что результаты экзамена по предметам высокие, что свидетельствует не только о хорошей подготовке выпускников, но и осознанном выборе новой формы экзамена.

Эти данные свидетельствуют о том, что учитель математики качественно и результативно работал с группой выпускников, способных усваивать учебный материал на творческом уровне, об этом свидетельствует большой процент пятёрок. Вместе с тем, возможности резерва хорошистов полностью не реализованы. Снизился процент совпадения экзаменационной и годовой отметок, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы учителей русского языка и литературы по реализации норм оценивания учащихся старшей школы.

Результаты итоговой аттестации обучающихся 9 класса.

Предмет


Количество уч-ся

Количество

Средний балл

Успеваемость

5

4

3

2

Экзамен

Год

Абс.

Кач.

Алгебра

14

4

2

7

1

3,6

3,5

93%

43%

Русский язык

14

0

4

10

0

3,3

3,4

100%

29%

Биология

3

2

0

1

0

4,3

4,3

100%


67%

География

6

2

2

2

0

4

3,5

100%

67%

Экология

3

2

1

0

0

4,7

5

100%

100%

Геометрия

1

0

0

1

0

3

4

100%

0%

Химия

1

1

0

0

0

5

4

100%

100%

Информатика

2

0

0

2

0

3

5

100%

0%

Физическая культура

4


1

0

3

0

3,5

4

100%

25%

Обществознание

7

1

0

6

0

3,3

3,1

100%

13%

Физика

1

0

1

0

0

4

5

100%

100%

Основанием для анализа и оценивания образовательного результата школы являются также итоги участия учащихся в различных предметных олимпиадах и конкурсах. Учащиеся школы являются победителями и призерами районных и областных заочных олимпиад по различным предметам:

Районные академические олимпиады (2006г.)


Ф.О. обучающегося

Предмет

Учитель

Место

Царюк Виктория

Экология

Щукина Л.Л.

2

Царюк Виктория


Экология

Щукина Л.Л.

2

Клепиков Юрий

Экология

Щукина Л.Л.

2

Михайлов Степан

География

Игишева С.А.

3


Областная заочная олимпиада (ТОИПКРО)

Ф.О. обучающегося

Предмет

Учитель

Место

Царюк Виктория

Экология

Щукина Л.Л.




Пушкарева Александра

Экология

Щукина Л.Л.

2

Клепиков Юрий

Экология

Щукина Л.Л.

3


В целях реализации задачи развития у школьников творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей 60% обучающихся приняли участие в международных предметных конкурсах-играх: «Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок».


Серьёзная, кропотливая работа проводится в школе по развитию исследовательских и проектных компетентностей. Каждый учитель, работая с детьми, должен уметь строить обучение в соответствии с результатами диа­гностического обследования ребенка, модифицировать учеб­ные программы, стимулировать когнитивные способности учащихся, развивать исследовательские компетентности, кон­сультировать учащихся. Трудно предположить, что можно сразу найти учителей, об­ладающих такими личными и профессиональными качества­ми, которые полностью отвечали бы требованиям новых про­грамм для обучения детей с повышенной мотивацией к обучению. Поэтому школа проводит постоянную подготовку кадров (повыше­ние квалификации) на курсах на базе ТОИПКРО, РЦРО, ТГПУ и ТГУ. В 2005-2007 гг курсовую переподготовку прошли все педагоги школы. Стабильно высокие результаты работы с одарёнными детьми направляют нас на активизацию методической работы по распространению лучших образцов инновационной образовательной деятельности следующих учителей: Щукина Л.Л., Митракова В.С., Клепикова Н.П.. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет одновременно решать как образовательные задачи, так и задачи развития личности. Практика написания исследовательских работ делают творчество учащихся конкурентоспособными на конкурсах разного уровня. Доказательством высокого уровня развития исследовательских и проектных компетентностей можно считать участие в научно-исследовательских конференциях в 2007 году.



VIII региональная конференция-конкурс исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи – российской науке и технике» при ТПУ


Ф.О. обучающегося

Предмет

Учитель

Место

Царюк Виктория

Экология

Щукина Л.Л.

1

Царюк Виктор

Экология

Щукина Л.Л.




Полыгалова Ксения

Экология

Щукина Л.Л.




Петухова Анастасия

Тайлашева Екатерина

Экология

Щукина Л.Л.




Соколов Павел

Экология

Щукина Л.Л.






Областной этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды

Ф.О. обучающегося

Предмет

Учитель

Место


Царюк Виктор

Экология

Щукина Л.Л.

1

Царюк Виктория

Экология

Щукина Л.Л.




Полыгалова Ксения

Экология

Щукина Л.Л.




Петухова Анастасия

Тайлашева Екатерина

Экология

Щукина Л.Л.




Соколов Павел

Экология

Щукина Л.Л.





Областной фестиваль
«Проектная деятельность и компьютерные технологии»


Ф.О. обучающегося

Предмет

Учитель

Место

Мерзлякова Лидия Кривошеина Ольга

Экология

Щукина Л.Л.

1

Попова Клавдия

Чарыкова Алёна

География

Игишева С.А.


Полыгалова Ксения


Экология

Щукина Л.Л.




Петухова Анастасия

Тайлашева Екатерина

Экология

Щукина Л.Л.




Пинигина Анна

Шпак Людмила

Окружающий мир

Клепикова Н.П.




следующая страница >>