repead.ru   1 2 3 4 5

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ


о Российской системе научно-информационного обеспечения культурной деятельности


1. Общие положения


  • Росинформкультура является составной частью государственной системы научной информации.

  • Росинформкультура, сохраняя преемственность по отношению к отраслевой системе научной информации по культуре и искусству «Союзинформкультура», ориентирована на выполнение государственной задачи по формированию и поддержке единой системы информационного обеспечения – культурной деятельности России.

  • Цели Росинформкультуры – содействие средствами научной информации разработке и реализации новой культурной политики в стране, создание информационной базы отраслевой науки, повышение профессионального уровня работников культуры.

  • Росинформкультура действует на основе статей 37 и 39 Закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Законов РФ «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации», Указа Президента Российской Федерации от 12 ноября 1993 г. № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации», регламентирующих документов Министерства культуры РФ, министерств культуры республик в составе Российской Федерации, региональных управлений (комитетов) культуры.

  • Росинформкультура является системой открытого типа и объединяет на добровольных началах информационные службы по культуре и искусству, действующие в составе: библиотек, научно-исследовательских институтов, высших и средних специальных учебных заведений, музеев, театров, домов народного творчества и других организаций и учреждений Министерства культуры РФ, министерств, управлений, комитетов культуры субъектов Российской Федерации.
  • Росинформкультура основывается на принципах равноправного участия информационных служб в системе, их взаимодействия и координации, децентрализации в обработке информационных источников при единстве технологических решений и взаимодополняемости в подготовке и распространении информационной продукции и услуг.


  • Росинформкультура готова участвовать в создании информационных сетей с использованием современных средств вычислительной техники и связи наряду с другими информационными системами Российской федерации, ближнего и дальнего зарубежья, а также международных организаций.


2. Содержание и направления деятельности Росинформкультуры

2.1. Росинформкультура обеспечивает полноту формирования государственных информационных ресурсов по культуре и искусству на основе:

  • целенаправленного выявления, сбора, научного анализа и обобщения отечественной и зарубежной литературы и неопубликованных документов, содержащих сведения об основных областях культурной деятельности, результатах научных исследований, опыте формирования и реализации культурной политики;

  • изучения информационных потребностей и запросов пользователей.

2.2. Росинформкультура оказывает информационную поддержку культурной деятельности в следующих областях:

  • зрелищные искусства, пластическое и музыкальное искусства;

  • художественные народные промыслы и ремесла, народная культура;

  • эстетическое воспитание, художественное образование, гуманитаризация образования;

  • социокультурная деятельность в области досуга;

  • библиотечное дело;

  • музейное дело и коллекционирование;

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

  • международные культурные связи;

  • материально- техническая база культуры;

  • научные исследования культуры.

2.3. Росинформкультура обеспечивает свободный доступ к интегрированным информационным ресурсам отрасли. В числе целевых групп пользователей системы:

  • органы законодательной и исполнительной власти, специалисты управленческих структур всех уровней – управлений и отделов Министерства культуры РФ, министерств (комитетов) культуры республик, краев, областей;


  • сотрудники научно-исследовательских учреждений, преподаватели и студенты учебных заведений;

  • специалисты-практики различных сфер социокультурной деятельности, творческие работники;

  • работники средств массовой информации.

2.4. Деятельность Росинформкультуры осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование, ведение и сопровождение распределенных фондов и банков данных по культуре и искусству на основе кумуляции информационных ресурсов отрасли;

  • подготовка, издание и распространение информационной продукции: библиографических, реферативных, аналитических, обзорных, фактографических и других материалов;

  • предоставление информационных услуг, в том числе в режиме избирательного распространения информации (ИРИ), «запрос – ответ», представление в соответствии с запросами опубликованных и неопубликованных материалов и их копий, массивов автоматизированных баз данных, использование массовых форм информационного обслуживания;

  • проведение научных исследований по различным направлениям информационной деятельности в отрасли, в том числе информатизации управленческой деятельности и автоматизации информационных процессов в сфере культуры;

  • методическая и технологическая поддержка процесса информационного и документального обеспечения отрасли;

  • взаимодействие с информационными и аналитическими центрами отрасли;

  • маркетинг информационной продукции и услуг.

3. Структура Росинформкультуры и основные функции ее составляющих

3.1. Организационная структура Росинформкультуры определяется задачами и содержанием ее деятельности; соответствует структуре управления отрасли и принципу федерализма в культуре.

3.2. В структуре системы выделяются два основных уровня: федеральный и региональный.

3.2.1. Федеральный уровень:


  • Научно-информационный центр по культуре и искусству (Информкультура) в составе Российской государственной библиотеки;

  • Специализированные (по определенной тематике или направлению культурной деятельности) информационные службы в составе специальных федеральных библиотек и головных научно-исследовательских и методических учреждений и центров.

3.2.2. Региональный уровень: информационные службы по культуре и искусству в составе национальных (республиканских), краевых, областных и окружных универсальных научных библиотек;

3.3. Деятельность Росинформкультуры осуществляется в соответствии с новой стратегией взаимодействия с потребителями информации, предусматривающей приоритетное развитие региональных служб для обеспечения прямых и обратных связей с потребителями.

3.4. Функции Информкультуры:

  • изучение мирового информационного потока по культуре и искусству;

  • создание и ведение единого распределенного справочно-информационного фонда по культуре и искусству, координация работ по формированию справочных информационных фондов организаций (учреждений) культуры;

  • создание и ведение федерального банка данных по культуре и искусству АИС «Информкультура» как совокупности реферативно-библиографических и фактографических баз данных, в том числе о научно-исследовательских работах по культуре и искусству;

  • создание и развитие информационной инфраструктуры науки о культуре на базе современных технологий;
  • подготовка и распространение информационных изданий, отражающих основные тенденции развития отечественной и зарубежной культуры и искусства и обеспечивающих библиографический учет всей отечественной и наиболее значимой зарубежной литературы и документации по тематике Росинформкультуры;


  • предоставление комплекса информационных услуг на основе использования совокупных информационных ресурсов отрасли;

  • проведение и координация научно-исследовательских работ по совершенствованию и развитию Росинформкультуры, разработка перспективных планов и стратегий, методическая и технологическая поддержка научно-информационного обеспечения отрасли.

3.5. Функции специализированной информационной службы:

  • создание и ведение специализированного справочно-информационного фонда, библиографических и фактографических баз данных по конкретной тематике;

  • участие в формировании интегрированных информационных ресурсов отрасли;

  • сбор и библиографическая обработка отечественной и зарубежной литературы и документации по закрепленному тематическому направлению;

  • подготовка и распространение информационной продукции и услуг;

  • совместная с Информкультурой подготовка отраслевых информационных изданий;

  • участие в НИР по совершенствованию и функционированию Росинформкультуры.

3.6. Функции региональной информационной службы:

  • создание и ведение регионального справочно-информационного фонда; локального АБнД [автоматизированного банка данных] на основе информационных массивов АИС «Информкультура»; библиографических и фактографических баз данных о культуре региона;

  • участие в формировании единого распределенного справочно-информационного фонда и федерального банка данных по культуре и искусству путем предоставления в них описаний документов, имеющих региональное значение, и неопубликованных материалов организаций и учреждений культуры региона;

  • осуществление информационного мониторинга в сфере культуры региона;
  • анализ и обобщение публикаций по вопросам культуры региона, изданных в регионе и за его пределами;


  • подготовка и распространение информационных материалов (библиографических списков, обзоров, аналитических справок, тематических подборок) по вопросам культуры региона;

  • осуществление с использованием возможностей совокупных ресурсов Росинформкультуры информационных услуг на территории региона;

  • участие в НИР по совершенствованию и функционированию Росинформкультуры;

  • методическая поддержка информационных служб учреждений культуры региона в составе библиотек, специальных учебных заведений, музеев, театров, досуговых организаций.

4. Управление Росинформкультурой

4.1. Руководство информационными службами, входящими в Росинформкультуру, осуществляется администрацией организации (учреждения), подразделением которой является данная служба.

4.2. Деятельность Научно-информационного центра по культуре и искусству (Информкультуры РГБ) курируется заместителем министра культуры РФ.

4.3. Кураторство информационной деятельности в сфере культуры на уровне региона осуществляется республиканскими министерствами, краевыми и областными управлениями (комитетами) культуры. Как правило, для этой цели создаются специализированные консультативные советы.

4.4. Планирование и учет информационной работы осуществляется в соответствии с требованиями конкретного учреждения. Планирование совместных мероприятий осуществляется путем согласования позиций планов с участниками Росинформкультуры. Долгосрочные планы федерального значения утверждаются на Всероссийском совещании руководителей информационных органов по культуре РФ.

4.5. Всероссийское совещание, собираемое не реже одного раза в два года, является основным совещательным органом Росинформкультуры. Решения Всероссийского совещания, принятые 2/3 голосов его участников, рекомендуются для выполнения всеми членами Росинформкультуры.

4.6. Структура и штаты служб информации, входящих в Росинформкультуру, разрабатываются с учетом задач и функций, предусмотренных положениями о конкретной библиотеке (учреждении культуры), на базе которой функционирует служба.


4.7. Расходы служб информации по культуре и искусству предусматриваются в общей смете расходов организации (учреждения).

4.8. Дополнительным источником финансирования являются целевое финансирование в рамках федеральных и региональных программ, а также доходы от договоров и платных услуг, которые берут на себя службы информации по культуре и искусству.


Приложение № 2



Анкета


по изучению информационных потребностей


  1. Ф.И.О.

  2. Образование, ученая степень

  3. Место работы

  4. Профессия (специальность)

  5. Должность

  6. Адрес

  7. Телефон, факс

  8. E-mail

  9. Формулировки тем, требующие информационного обеспечения

  10. Цель информирования

  11. Какие материалы являются для Вас наиболее ценными источниками информации (подчеркните)

  • Книги – монографии, справочники, энциклопедии и др. (указать какие)

  • Статьи из журналов и сборников

  • Информационные издания – библиографические, реферативные, обзорные и др. (указать какие)

  • Интернет-ресурсы

  • Диссертации

  • Материалы научных конференций, совещаний

  • Другие (указать какие)

  1. Источники информации, просматриваемые самостоятельно

  2. Какие формы информационного обслуживания наиболее предпочтительны для Вас (подчеркните)

  • ИРИ (избирательное распространение информации)

  • ДОР (дифференцированное обслуживание руководителей)

  • Справочно-информационное обслуживание в режиме «запрос – ответ»

  • Информационное обеспечение через систему изданий библиотеки
  1. Сроки выполнения по конкретным вопросам (указывается только в случае необходимости)


  2. Форма передачи информации

  • «Лично в руки»

  • По почте

  • По e-mail

  • Другие (указать какие)

  1. Дата заполнения анкеты


Список использованной литературы


  1. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность : лекции / М. Я. Дворкина. – М. : МГУК, 2000. – 20 с.

  2. Диомидова, Г. Н. Библиографоведение / Г. Н. Диомидова. – СПб. : Профессия, 2002. – 285 с.

  3. Избирательное распространение информации как форма информационно – библиографического обслуживания специалистов культуры : информ. письмо / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – 14 с. (Фонд НД СНИКИОФ № 1360).

  4. Информационное обеспечение научных исследований региональными службами информации по культуре и искусству: метод. рекомендации / Рос. гос. б-ка. – М., 1998. – 30 с. (Фонд НД СНИКИОФ № 1419).

  5. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2005. – 304 с.

  6. Козиенко, Т. М. Информационное обслуживание в муниципальной библиотеке / Т. М. Козиенко // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 8. – С.16–23.

  7. Коршунова, О. В. Информационное обеспечение специалистов культуры и искусства / О. В. Коршунова // Библиотеки Амурской области в контексте времени и библиотечной политики : материалы науч.-практ. конф. 22 мая 2003 г. – Благовещенск : Амур. обл. науч. б-ка. 2003. – С. 95–100. (Фонд НД СНИКИОФ № 1671).

  8. Моисеева, Е. М. Электронные ресурсы по культуре для удаленного пользователя / Е. М. Моисеева // Библиотечная жизнь Псковщины : информ. сб. Вып.2 (22). – Псков : Обл. универс. науч. б-ка., 2006. – С. 59–69. (Фонд НД СНИКИОФ № 1811).

  9. Организация информационного обслуживания специалистов отрасли культуы : метод. рекомендации / Дальневост. гос. публ. б-ка. – Владивосток, 2005. – 9 с. (Фонд НД СНИКИОФ № 1813).


  10. Организация информационной работы в сфере культуры : метод. материалы / Рос. гос. б-ка, Самар. обл. универс. науч. б-ка. – М.,1997. – 40 с. (Фонд НД СНИКИОФ № 1354).

  11. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб. : Профессия, 2005. – 547 с.

  12. Справочник библиографа / науч. ред. А.Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2002. – 528 с. – (Серия «Библиотека»).

  13. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Профессия, 2002. – 448 с. – (Серия «Библиотека»).

  14. Управление библиотекой : учеб.-практ. пособие / науч. ред. А. Н. Ванеев, Ж. С. Шадрина. – СПб. : Профессия, 2002. – 302 с. – (Серия «Библиотека»).



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «САМАРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»


Е.Е. Цупрова,

зав. сектором поддержки

и изучения чтения молодежи


Формы и методы поддержки

молодежного чтения


Методические материалы


Если не читает один человек –

это его личная проблема.

Если не читает вся страна – это трагедия нации.

Иосиф Бродский

Как известно, есть мир литературы, придуманной писателями, и есть реальный мир людей с их актуальными жизненными задачами и кругом интересов. Соединяет эти миры чтение. Общение с книгой – это та промежуточная инстанция, тот мостик, по которому эмоциональные, интеллектуальные и нравственные токи передаются от одного поколения к другому. Открывая книгу, человек открывает для себя целый мир образов, неизвестных фактов, разнообразной информации. Это помогает ему открывать мир вокруг себя и мир в себе.


Чтение – уникальный, очень многогранный феномен культуры. Строгие теоретики скажут, что оно выполняет социоохраняющую функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей.

Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в становлении личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида. Причем, библиотека рассматривает образование, прежде всего, как поиск собственного «Я – образа», а во вторую очередь – просвещение и обучение.

Обозначим черты, которые характеризуют старую модель чтения – тот образ, который пока что остается в сознании многих:


  • литературоцентричность, уважение и доверие к печатному Слову, приоритет вербальной культуры над визуальной;

  • любовь к чтению (под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения);

  • преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

  • разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

  • наличие домашней библиотеки.

Российские и зарубежные исследования позволяют сделать вывод о том, что чтение продолжает занимать, хотя и не главенствующее, но важное место в жизни молодого человека. Это подтвердили и итоги исследования «Чтение в контексте жизненных приоритетов современной молодежи», проведенного Самарской ОЮБ совместно со СГАКИ в 2008 году.


Объект исследования – чтение как фактор духовной и интеллектуальной жизни подростков, молодежи.


Предмет исследования – существующие в общественном сознании модели ценностного отношения к чтению как специфическому виду деятельности, имидж чтения и библиотеки.


Методы исследования:

Основной метод исследования – анкетный опрос, с использованием открытых и закрытых вопросов, а также – видео-интервью и анализ документации библиотек.



Цели исследования:


  • Анализ существующего имиджа Библиотеки, Книги, Чтения в подростковой и молодежной среде и возможностей его корректировки.

  • Выработка рекомендаций по совершенствованию имиджа и рекламной деятельности Библиотеки.


Основные задачи исследования:

  • выявление эмоционально-интеллектуального отношения современной молодежи к Чтению;

  • изучение мотиваций чтения и факторов их формирования;

  • исследование степени авторитетности и интенсивности использования различных каналов получения информации и места среди них библиотеки;

  • определение степени включенности Чтения в систему основных жизненных ценностей современной молодежи (общение, карьера, любовь, дружба).


Выборка и база исследования

Выборочная совокупность по городам составила 1 000 анкет.

Базой исследования выступили Центральные городские библиотеки указанных городов и районов.

Самара – 300

Отрадный – 100

Октябрьск – 100

Похвистнево – 100

Безенчук – 100

Шигоны – 100

Шентала – 100

Хворостянка – 100

При формировании выборочной совокупности респондентов будет использоваться случайная выборка. Опрос проводился в библиотеках и школах.

Происходящие в обществе процессы информатизации, распространения новых информационных технологий, средств связи, формирование рыночной экономики, социально-политические изменения, коммерциализация сферы культуры приводят к трансформации системы духовно-ценностных ориентаций молодежи, базовых ценностей. Свободное время превращается в индустрию досуга. Это находит свое отражение в изменении структуры их информационных и культурных потребностей, изменении модели чтения.

Что же характерно для современной модели молодежного чтения? Обобщая итоги исследований, проводимых республиканскими (РГЮБ, РГДБ), региональными библиотеками и Самарской ОЮБ, можно выделить следующие ее черты:


  • Чтение продолжает играть ведущую роль не только в образовательном, но и в личностном самообразовании молодежи. У подавляющего числа молодых людей чтение вызывает либо положительные (почти 50%), либо нейтральные (около 30%) эмоции. Число тех, кто признался, что чтение ассоциируется с чем-то негативным, является скучным занятием, и книга ничем не привлекает – не более 5%. Сегодня модно быть успешным профессионалом, одним из составляющих этого успеха является сохранение постоянства в деловом чтении.

  • Вновь возвращается (в новом качестве) интерес к художественной литературе. Существует определенный «набор» книг, не знать которые считается неприличным в определенных кругах. Более того, человек, неспособный поддержать разговор хотя бы о модных новинках, рискует выпасть из определенного круга общения, тем самым, понизив свой общественный статус. Таким образом, определенные книги становятся таким же статусоформирующим фактором, как образ мысли и стиль жизни. Читать становится модно и необходимо.

  • Нельзя не признавать очевидного факта – общение с книгой (как часть вербальной культуры) в молодежной среде все активнее вытесняется визуальной культурой (телевидение, компьютер, глянцевые журналы).

  • Чтение как один из видов интеллектуальной деятельности в молодежной субкультуре все более превращается в один из видов развлечения. Часть молодежи, не находя в чтении беззаботности, легкости, характерной для других видов развлечений, исключают Книгу, Библиотеку из своего образа жизни.
  • В современной молодежной читательской аудитории прослеживается прагматичное отношение к книге. Причем это относится не только к чтению отраслевой литературы, но и беллетристики. Проводить время за чтением книг для большинства опрошенных – узнавать новую, интересную информацию (60%) или учиться (40%). Более половины проанкетированных признали, что брать в руки книгу их заставляет необходимость выполнения учебных заданий.


  • Одна из актуальных проблем современного молодежного чтения – неумение найти в чтении интеллектуальное, эстетическое и эмоциональное удовольствие (более 40% проанкетированных не смогли назвать книгу, которую они бы прочитали с удовольствием).

  • Рефлексия и сопереживание в общении с книгой присутствуют, но не являются доминирующими факторами. Только около 30%, заполнивших анкету, связывают книгу с размышлениями над собственной жизнью, менее 25% склонны сопереживать героям.

  • Чтение все чаще превращается в механическое «скачивание» информации.


Деятельность современных российских библиотек строится на приоритетном внимании к внедрению новых информационных технологий. Нередко забывается, что библиотека (особенно обслуживающая молодежь) – не только часть информационного пространства, но и царство творческого чтения. Библиотека – единственный социальный институт, имеющий возможность получения обратной связи с читающей личностью. Именно ей надлежит выявлять, открывать, использовать результаты чтения, стать центром его поддержки.

Современный библиотекарь должен уметь предложить читателю многовариантное общение с книгой – текст превратить в гипертекст. Книга должна стать для читателя увлекательной интеллектуальной игрой, путешествием по борхесовскому «саду разбегающихся тропок».


Решить эту сложную, но интересную задачу призвана помочь комплексная программа. Как показывает опыт работы зарубежных и российских бибилотек, принципиально важно, чтобы она была направлена не столько на продвижение чтения, сколько на самого читателя.



<< предыдущая страница   следующая страница >>