repead.ru   1 ... 2 3 4 5

Система Брайля в России

В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX столетия.

Первым русским незрячим, изучившим систему Брайля, был Денис Михайлович Оболенский (1844–1918). Отец его принадлежал к старинному роду князей Оболенских, но разорился и поступил на службу в одно из московских ведомств. Денис, потерявший зрение в 7 лет после неудачного лечения, к 10 годам уже понял, что в родительском доме он лишний. Отец просто не обращал на мальчика никакого внимания, а мать говорила всем, что, как только тот подрастет, отправит его жить в монастырь. От этой участи спас Дениса молодой студент, немец, по фамилии Руп.

Руп оказался просто кладезем сведений о выдающихся европейских слепых. Его рассказы об известном слепом педагоге Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и, наконец, о слепом короле Георге V, вступившем на престол Ганновера в 1851 году и оказавшемся конституционным правителем не хуже прочих, произвели на мальчика, и его родителей сильное впечатление. Оболенский попросил студента давать Денису хоть какие-нибудь уроки. К сожалению, эти уроки немецкой грамоты (по системе Гебольда) продолжались не очень долго, так как Руп должен был возвращаться в Германию. Горю мальчика не было границ! Чтобы утешить ребенка, дядя его, человек состоятельный, предложил средства на поездку Дениса вместе с отцом и матерью в Германию. В 1857 году семья Оболенских выехала из России. В Германии, в Гейдельберге, в том же пансионе, где остановились Оболенские, проживала старушка – англичанка Сперлинг с двумя дочерьми. Ее умерший сын был слепым. Сперлинг выписала для Дениса из Парижа «доску Брайля» и французский букварь. Ее дочери обучили мальчика письму и чтению по-французски, затем по-английски и далее по-немецки. Еще через несколько лет Оболенскому захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством произношения.

Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем наполовину.


В середине 70-х годов XIX века была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета «Человеколюбивого общества» А.В. Полежаев. Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством, был разработан тифлопедагогом Е.Р. Трумбергом и директором Дрезденского института слепых господином Бютнером.

Первые не рукописные, а типографские издания брайлевских книг в России осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Вот как отозвался на это событие журнал «Русский Слепец»: «В Москве одна молодая благотворительница, госпожа А.А. Адлер решилась содействовать к скорейшему доставлению русским слепым детям отпечатанных точечным шрифтом книг для чтения. <…>. Еще зимою 1884 г. она изучила разные методы Брайлевского печатания и выписала из - заграницы пресс, шрифт и другие принадлежности типографии. За неимением знакомого с делом наборщика, она стала набирать сама, при содействии своих подруг. Сама же она, посредством ручного пресса, отпечатала все набранное. <…> Таким образом, г-же Адлер удалось напечатать, в количестве 100 экз., первую русскую книгу по системе Брайля, под названием «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям». Новая книга красноречиво доказывает, какие замечательные результаты могут быть достигаемы отдельными частными лицами, когда они исполнены чувства сострадания и любви к страждущим ближним…<…>. Изданный сборник продается по 3 руб. за каждый экземпляр».

Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А. Миткевич открыл брайлевскую типографию в Одессе, и к лету 1889 года. выпустил книгу стихотворений А.В. Кольцова и принялся за издание книг Н.В. Гоголя. Однако растущий спрос на подобные книги подвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. И с января 1898 года начал выходить первый в России журнал по Брайлю под названием «Досуг слепых».


В 1924 году было предпринято издание первых советских книг по системе Брайля. Вы с легкостью догадаетесь, что этими книгами стали произведения В.И. Ленина.

В 1936 году при учебно-педагогическом издательстве в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время, в связи с введением всеобуча, началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых, поэтому редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности.

Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов.

К 1965 году по системе Брайля в издательстве «Просвещение» были изданы все основные произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Программа КПСС, материалы соответствующих съездов и пленумов ЦК КПСС. Общий тираж книг для незрячих читателей, изданный за двадцать послевоенных лет, составил около 2 мил. экз. (3470 названий).

В настоящее время в специальных библиотеках для слепых книги шрифтом брайля представлены очень широко. Это и классика, и современные произведения, и литература по многим отраслям знания.


«Брайль» и современность

Компания Syscom, отечественный разработчик и производитель ЖК - мониторов, представила компьютер для слабовидящих и слепых людей. Новинка не имеет монитора. В верхней части компьютера расположены клавиши для набора текста, в нижней части – брайлеровская строка, которая необходима для чтения текстов и проверки корректности информации, введенной с помощью клавиш.

В качестве операционной системы используется Windows CE. Компьютер имеет возможность подключения к интернету и получения электронной почты, а наличие сетевых портов позволяет объединять устройства в локальную сеть. В компьютер встроена специальная речевая программа отечественного производства, которая умеет озвучивать тексты на двух языках – это заметно расширяет возможности пользователя, позволяя получать информацию не только с медленного канала (брайлевской строки), но и с использованием голосового канала, в том числе при работе в интернете и с электронной почтой.


Компьютер для слепых и слабовидящих от Syscom

Новинка может работать от аккумулятора, что обеспечивает пользователям мобильность. Кроме этого, новинка оснащена USB-портом, микрофоном и динамиками. К компьютеру может быть подключен обычный монитор, что позволит преподавателю при обучении слепых людей работе на компьютере контролировать этот процесс.

Специалисты компании Syscom решили проблему несоответствия между количеством букв алфавита и символов азбуки Брайля. Таким образом, новая разработка использует систему чтения и письма для слепых и дает возможность пользователям набирать тексты, работать в интернете, слушать музыку, читать книги, а также подключаться к ПК.


Компьютеры и мобильные телефоны для слепых

Развитие компьютерных технологий в последние годы значительно расширило сферу применения брайлевского шрифта. Так, специально для слепых пользователей разработаны брайлевские дисплеи – специальные устройства, позволяющие незрячему пользователю воспринимать текстовую информацию с дисплея в виде рельефно - точечных символов системы Брайля. Текстовую информацию выводят специальные подвижные колпачки. Обычно на планке одновременно появляется 40 или 80 символов.

Также существует другой вид брайлевского дисплея – он основан на технологии вращающегося колеса, когда символы отображаются на вращающейся поверхности, что позволяет читать текст с заданной скоростью, не двигая палец по буквам.

В прошлом году калифорнийская компания Hop - On выпустила в продажу так называемый анти - iPhone: у аппарата нет ни записной книжки, ни возможности обмениваться sms, зато есть клавиатура с тактильными символами для незрячих. Цена в 10 долларов сделала его самым дешевым «мобильником» в мире.

Брайлевскими бывают калькуляторы, часы с открывающимся стеклом и даже настольные игры. Брайлевские шахматы и шашки для слепых с виду похожи на обычные. Их отличает специальная бороздка у основания, указывающая на принадлежность к определенному цвету.



Татуировки Брайля

Еще одна новая сфера применения системы Брайля – татуировка. Обычную татуировку слепой не видит и не чувствует, поэтому при нанесении татуировки Брайля в кожу вшиваются специальные имплантанты из хирургической стали, титана или медицинского пластика. Такую татуировку можно не только пощупать, но и, зная шрифт, прочитать. Дизайнер, придумавший этот вид тату, считает, что особым успехом должна пользоваться татуировка, нанесенная на кисти руки между большим и указательным пальцем. В этом случае «прочитать» ее можно во время рукопожатия.


Что дальше?

Сейчас исследуются возможности подсоединения телевизионных камер непосредственно к окончаниям зрительных нервов. Получены первые положительные результаты, но данная технология находится только в стадии испытаний и может быть применена к ограниченному количеству людей, так что без осязательных аппаратов не обойтись.

Ученые в своих исследованиях идут дальше. Так, группа Кришнакутти Сатья из Университета Эмори исследовала работу мозга слепых при чтении ими текстов, напечатанных азбукой Брайля. Сканируя мозг испытуемых, ученые установили, что при ощупывании букв пальцами работают зрительные центры мозга – причем точно так же, как у людей, читающих текст глазами. Проводившееся в этот момент сканирование их мозга методом магнитного резонанса показало, что зрительные центры работают столь же активно, как и осязательные. Что это значит, пока неясно, но факт очень интересный.


По материалам: NEWSRU.com


Список использованной литературы


  1. Белоруков, А. Путями веков: Ист. Повествование /А. Белоруков. – М.: Учпедгиз, 1940. – 131с.
  2. Бирючков, М. В. Автор великого шеститочия Луи Брайль: Библиографический указатель / М.В. Бирючков. – М.: «ИПТК «Логос» ВОС», 2008. – 363 с.


  3. Брайлевская система выпуклого точечного письма и печатания для слепых // Русский слепец. – 1886. – №3. – С. 17–19.

  4. Гийме, C. Луи Брайль/ С. Гийме // Курьер ЮНЕСКО. – 1981. – № 2. – С. 22–25.

  5. Клюшников, Е. По страницам через годы /Е. Клюшников // Жизнь слепых. – 1966. – №5. – С. 10–12.

  6. Дэвидсон, М. Дитя ночи /М. Девидсон. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008. – 51с.

  7. Першин, В. Белая магия шеститочия / В. Першин. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008. – 379 с.

  8. Материалы интернет – сайтов.



М.Ю. Волкова,

методист



К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя: беседа


«Герои Гоголя в современной жизни»

(По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)


Здравствуйте, дорогие участники конференции!

По решению ЮНЕСКО 2009 году объявлен годом Николая Васильевича Гоголя, в этом году 200-летний юбилей знаменитого писателя отметят во всем мире. В Екатеринбурге, в Доме Культуры Железнодорожников, 4 марта 2009 года открылась выставка картин художника Александра Петровича Мицника, посвященная этому юбилею. В Твери проходит детский творческий конкурс «И каждая строчка рисунком может стать». К 200-летию Н.В. Гоголя в городе Саки, куда великий писатель приезжал на лечение в 1835 году, будет установлен большой гранитный памятник. Жители Самарской области увидят три премьеры по произведениям классика, а 12–15 мая 2009 года в Самаре будет проходить Международная научная конференция «Гоголь и мировая культура».

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы, Миргородского уезда, Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка Василия Афанасьевича Гоголя - Яновского. Человек самого разностороннего и глубокого образования: вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель. Искание во всем и прежде всего правды («Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, – писал он в свои преклонные годы – были всегда и моими врагами, и моими мучителями: всюду я преследовал их, и всюду они меня преследовали») было главным устремлением писателя. И чаще всего его воспринимали как гениального социального сатирика.


Давайте поговорим о новаторском для трагикомической русской литературы того времени произведении «Ревизор».

Гоголь принялся за написание «Ревизора» осенью 1835 года; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 года он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П.А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая – премьера в Москве, в Малом театре.

Комедия «Ревизор» изображает Россию эпохи царствования Николая I. Один из мемуаристов дал этому времени определение «глухие годы», В культурной жизни общества наступил подлинный застой.

Город, в котором происходит действие комедии, вымышлен, однако выглядит он необыкновенно типично. Десятки таких городов были разбросаны по России. Автор утверждал, что место действия комедии – это «сборный город всей темной стороны», то есть сборище всероссийской мерзости, показанное лишь затем, чтобы искоренить пороки общества. Над чем смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов.

Какие, по-вашему, пороки русского общества ярче всего удалось отобразить писателю в своем произведении? Характерны ли они для современного человека?

Замечено, что в произведениях Гоголя нет положительных героев.

А есть ли они в современной жизни?

Хлестаков «…как вода, принимающая форму любого сосуда, весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени», является главным героем комедии.

Можно ли одним из пороков назвать необыкновенную приспособляемость Хлестакова?

«Наши комики (Фонвизин, Грибоедов) восстали не противу одного лица, но против целого множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги». «Грешки» героев Ревизора невелики, но пошлость всего вместе испугала первых читателей «Ревизора».


А характерная ли такая пошлость для современного общества?

Для характеристики человеческих отношений, которые укладывались в новый век, Гоголь нашел следующий образ: «Словом, как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вошел в общую залу потому только, что не было другого места». Нет ни общей заботы, ни общего дела, ни даже поверхностного любопытства друг к другу.

Есть ли подобный эгоцентризм у человека нашего времени? Есть ли выход из создавшейся ситуации?

Появление Хлестакова заставляет городское чиновничество позаботиться еще раз о внешней благопристойности, до которой они были большие охотники. Эти административно-полицейские потуги просто смешны: производится уборка улицы, по которой поедет ревизор, со стены присутствия снимают арапник-кнут для собак и тому подобное. Ни о каких реальных улучшениях речь и не заходит. Город принимает своего ревизора и с радостью провожает его, чтобы вновь погрузиться в спячку, прерываемую какими-либо мелкими происшествиями.

Чем напоминает эта ситуация современность?

Считается, что «Ревизор» стал первой русской комедией, в которой автор практически полностью отказался от любовной интриги. В его времена были весьма распространены пьесы, в которых завязка была построена на нежных чувствах персонажей, однако в «Ревизоре» толчок к началу действия никак не связан со страстями героев.

Но все же, есть ли в произведении Гоголя описание человеческих отношений? Какова их особенность, чем они сходны и различны с отношениями между мужчиной и женщиной в наши дни?

Юрий Манн, известный своим анализом произведений Гоголя, в «Поэтике Гоголя» пишет: «Гоголевский город последовательно иерархичен. Его структура строго пирамидальна: гражданство, «купечество», выше – чиновники, городские помещики и, наконец, во главе всего – городничий». У женщин также есть строгая иерархия: верхушку женского общества представляет женская половина городничего, затем идут жены и дочери чиновников, например, дочь Ляпкина-Тяпкина, а также унтер-офицерша и слесарша Февронья Петровна Пошлепкина.


В современном обществе, где главными признаются идеалы демократии, равенства людей перед законом, в эпоху признания равных прав у каждого человека на земле, существует ли социальная иерархия? Характерна ли она для российского общества?

«Где же жизнь наша? Где мы со всеми современными страстями и странностями? Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам!», – говорил Н.В. Гоголь. Гоголь был великим мастером на выдумку «говорящих» и комических фамилий. Например: Яичница, Земляника, Шпонька, Петух, Собакевич, Коробочка, Тряпичкин, Бобчинский и Добчинский, Хлестаков, Манилов и тому подобные...

Чем они запомнились? В Вашей жизни есть примеры подобных говорящих фамилий? Наблюдали ли Вы в реальной жизни яркие примеры этих характеров?


Викторина:


  • Первая часть фамилии – Гоголь, а вторая? Гоголь-Яновский. Вторая часть фамилии - от пращура по отцовской линии Иоанна (Яна).

  • Как вели себя работники типографии, набирая первую книгу Гоголя и почему? Первую книгу Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» наборщики в типографии читали вслух, и все работники хохотали до упаду.

  • Говорят, «вся русская литература вышла...» – из какого произведения Гоголя? «Вся русская литература вышла из «Шинели» Гоголя».

  • Кто сказал после 1-го представления «Ревизора»: «Тут всем досталось, а более всего мне»? Николай I.
  • Многие выражения Гоголя стали воистину крылатыми, и мы употребляем их в своей речи, порой не вспоминая о первоисточнике. Приведите примеры. «Редкая птица долетит до середины Днепра»; «Чуден Днепр при тихой погоде!»; «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»; «Курьеры, курьеры! 35 тысяч одних курьеров!»; «Унтер-офицерская вдова сама себя высекла!»; «Эх, тройка, птица-тройка! И кто только тебя выдумал!»; «Дама просто приятная» и «дама приятная во всех отношениях», «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»; «Скучно на этом свете, господа!».




Содержание: стр.

ГУК «Самарская областная универсальная научная библиотека» …………………………………………………….3


Поташникова Г.И. Место муниципальной библиотеки в системе информационного обеспечения культурной и образовательной деятельности города (района)………………………………………..4

Приложение №1. Положение о Российской системе научно-информационного обеспечения культурной деятельности……….18

Приложение №2. Анкета по изучению информационных потребностей…………………………………………………………26


ГУК «Самарская областная юношеская библиотека»……….29


Цупрова Е.Е. Формы и методы поддержки молодежного чтения..30

Цупрова Е.Е. Классика как повод для праздника ………………....42


ГУК «Самарская областная детская библиотека»……………46


Кодейкина Е.В. Большие читательские путешествия…..…………47

Творческий вечер-встреча с поэтом А. Степановым: сценарий.....52


ГУК «Самарская областная библиотека для слепых»……….58


Волкова О.Н., Петина И.В. «Гутенберг незрячих»: к 200-летию со дня рождения Луи Брайля: устный журнал …………………..…...59

Волкова М.Ю. К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя: беседа………………………...………………………………..……...77


БИБЛИОСФЕРА


Информационный бюллетень для библиотек Самарской области. Вып. №4

(методические материалы)


Компьютерная верстка и оригинал-макет Е.В. Фатьяновой


Подписано к печати 19.05.2009г.

Тираж 80 экз.

Формат 60х84/16

Объем усл.печ. л. 3

Редактор Л.Г. Завальная

Ответственный за выпуск Е.В. Фатьянова


Государственное учреждение культуры

«Самарская областная универсальная научная библиотека»


443110, Самара-110,

Проспект Ленина 14А

Тел./факс (846) 334-34-16, 335-15-02

Сайт: www.lib.smr.ru


ДЛЯ ЗАМЕТОК



<< предыдущая страница