repead.ru 1 2

Карта готовности ребенка к школьному обучению


Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________

Группа здоровья ____________________________________________________

Образовательное учреждение,________________________________________

контактный телефон_________________________________________________

Дата заполнения ____________________________________________________


Показатели готовности

к школьному обучению

Достижения ребенка

1. Мотивационная готовность

Подчеркнуть выбранный ребёнком мотив:

1. внешний (подчинение требованиям взрослых);

2. учебно-познавательный;

3. игровой;

4. «позиционный» (стремление ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими);

5. социальный;

6. мотив получения высокой отметки.

Подчеркнуть уровень:

высокий, средний, низкий

Примечание

2. Эмоциональный фон

Нужное подчеркнуть

  1. Признаки эмоционального благополучия: свобода, непринужденность движений, плечи расправлены, корпус прямой, походка естественная, упругая; естественность и разнообразие в позах, их смене; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, спокойная, выразительная.
  2. Признаки эмоционального неблагополучия: сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность; походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся; позы застывшие, скованные, однообразные; бесцельность, непродуктивность движений при обилии или медлительность в выполнении движений и действий; жестикуляция и мимика бедная, вялая, маловыразительная, гримасничанье или неподвижное лицо.


Примечание

3. Социальное развитие

  1. Способен вступить в общение со взрослым

а) со знакомым взрослым

б) с незнакомым взрослым

  1. Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

  2. Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

  3. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

  4. Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами

  5. Имеет представление о себе и своих возможностях

Нужное подчеркнуть


1а. Да, не всегда, нет.

1б. Да, не всегда, нет.

2. Да, не всегда, нет.


3. Да, не всегда, нет.


4. Да, не всегда, нет.


5. Да, не всегда, нет.


6. Да, не всегда, нет.

Примечание

4. Развитие речи и речевого общения

  1. Правильно произносит все звуки русского языка

  2. Умеет выделять звуки в слове

  3. Грамматически правильно строит сложные предложения

  4. Строит связный рассказ по сюжетной картинке

  5. В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

  6. Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения




Нужное подчеркнуть


  1. Да, нет.

2. Да, недостаточно, нет

3. Да, нет

4. Да, недостаточно, нет.



  1. Да, недостаточно, нет.

6. Да, недостаточно, нет




Примечание

5. Развитие мелкой моторики

«Дорожка»


Нужное подчеркнуть (уровень)

- высокий, средний, низкий

Примечание


6. Вазомоторная активность


Нужное подчеркнуть (уровень)

высокий, средний, низкий

Примечание





7. Познавательное развитие

  1. Сформированность знаний об окружающем

  2. Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

  3. Темп

  4. Математические представления

    1. *Соотнесение количества предметов с цифрой

    2. *Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

    3. *Решение простых задач с опорой на наглядность

    4. *Знание геометрических фигур

    5. *Умение ориентироваться в пространстве

  1. Графический узор

  2. Обобщения

Нужное подчеркнуть (уровень)

- высокий, средний, низкий


- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.


- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.


- высокий, средний, низкий.


- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.

- высокий, средний, низкий.

Примечание

Подписи лиц, заполнявших карту


Воспитатель __________________________________________(Ф.И.О.)


Педагог-психолог______________________________________(Ф.И.О.)


Учитель-логопед_______________________________________(Ф.И.О.)


Социальный педагог____________________________________(Ф.И.О.)


Старший воспитатель___________________________________(Ф.И.О.)


Заведующая____________________________________________(Ф.И.О.)


Печать образовательного учреждения


Методические рекомендации

по заполнению карты психолого-педагогического обследования

1.Цели заполнения карты готовности ребёнка к школьному обучению

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является

развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений:

детского сада и школы. В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам. Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.

2. Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.


В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.

Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.

Эмоциональный фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка.

Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.

Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.

Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык

для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка .

Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем,

о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.

Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня

сформированности моторных навыков.

Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.

3. Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.

Ответственным за оформление карты является старший воспитатель. Педагог-психолог контролирует работу педагогов по карте и проводит обследование ребёнка по определению мотивационной готовности, эмоциональному развитию, мелкой моторики, вазомоторной активности, обобщению; графический диктант. Учитель –логопед проводит обследование по речевому развитию(если нет логопеда -педагог-психолог, старший воспитатель). Социальное развитие- социальный педагог(если нет - педагог-психолог, ст.воспитатель). Обследование ребёнка по познавательному развитию проводит воспитатель, старший воспитатель.


Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.

Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).

Второе (заключительное) обследование проводится в марте. На ПМПК приносят те же материалы.

К 1 апреля все Карты должны быть оформлены и подписаны.(заведующая проверяет оформление Карты, подписывает и ставит печать учреждения).

Карта выдаётся родителю под роспись. Рабочие материалы ребёнка хранятся у педагога-психолога (в детском саду) и могут быть потребованы специалистами школы по запросу.

В составлении Карты приняли участие: Лопанова Т.А.- руководитель психологической службы СЗОУО

Иванова Н.А.- ведущий специалист СЗОУО , Муравьёва И.А. – ведущий специалист СЗОУО,

Курбанов Р.А.-директор ПМС Центра «Строгино», Бреева М.Н.-методист ОМЦ, Королёва С.В.-методист –психолог ОМЦ, Андрусенко Н.О. –методист-психолог ОМЦ, Крупенина А.В.- методист ОМЦ, Гнездилова Н.А.-педагог-психолог ГОУ СОШ № 1747,Рябцева С.В.-педагог-психолог ГОУ д/с №1595, Спиридонова И.В.-ГОУ д/с№1410, Орлова С.А.-педагог-психолог ГОУ д/с№1259, Павличенкова И.В.-педагог-психолог ГОУд/с№1397 ,Ветрова О.Е.-педагог-психолог ГОУд/с№1679, Хитрова И.В.-ГОУ д/с№956, Базуткина О.Л.-ГОУ д/с№2190, Гурская Л.Ю.-ГОУд/с №2307, Мусаелян Н.Ю.-педагог-психолог ГОУ д/с№2440, Тарасова Е.В.-завуч ГОУ СОШ №1605, Мамогина Н.Б.-завуч ГОУ СОШ №1210, Курдюшова Г.Н.-завуч ГОУ СОШ№1900


Данные психолого-педагогического обследования


1. Мотивационная готовность – методика «Определение мотивов учения»

(автор методики М.Р. Гинзбург)

Диагностические возможности


Методика позволяет выявить структуру мотивов учения ребенка.

Материал

Шесть карточек с рисунками, протокол, ручка.

Процедура проведения

В основу методики положен принцип персонификации мотивов. Испытуемому предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию абзаца рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Эксперимент проводиться индивидуально.

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ о мальчиках (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки), которые разговаривают про школу.


  1. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис.№1) Приложение 1.

На стол перед ребенком выкладывается карточка 1 со схематическим рисунком, на котором женская фигура склонилась вперед с указующим жестом, а перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

2. Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. № 2) Приложение 1

Перед ребенком выкладывается карточка 2 со схематическим рисунком, на котором изображена фигура ребенка, сидящего за партой (учебно-познавательный мотив).

3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. № 3) Приложение 1

Перед ребенком выкладывается карточка 3 со схематическим рисунком, на котором изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

4. Четвертый мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. № 4)


Приложение 1

Перед ребенком выкладывается карточка 4 со схематическим рисунком, на котором изображены две фигуры (взрослого и ребенка) спиной друг к другу, у взрослого в руках портфель, у ребенка – игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

5. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь (рис. № 5) Приложение 1

Перед ребенком выкладывается карточка 5 со схематическим рисунком, на котором фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там одни пятерки (рис. № 6).

Перед ребенком выкладывается карточка 6 со схематическим рисунком, на котором фигурка ребенка с тетрадкой в руках (мотив получения высокой оценки).

Все шесть картинок лежат перед ребенком. После прочтения рассказа взрослый задает ребенку по очереди следующие вопросы:


  1. Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

  2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

  3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Обработка результатов

Взрослый фиксирует номер выбранной ребенком картинки в протоколе (см. пример заполнения протокола). Номера картинок совпадают с номерами мотивов.

На основе ответов ребенка выявляется преобладающий мотив учения. Результат заносится в первый пункт карты готовности, выбранные мотивы подчёркиваются и подчёркивается уровень мотивации :( высокий, средний или низкий).Каждому мотиву соответствует определённый балл.




мотив

баллы

1


внешний

0

2

учебно-познавательный

1

3

игровой

0

4

позиционный

0,5

5

социальный

1

6

мотив оценки

0,5



Уровень мотивации

баллы

высокий уровень

от 2.5 до 3 баллов

средний уровень

от 1,5 до 2 баллов

низкий уровень

1 и меньше



Форма протокола Пример заполнения протокола.

вопроса

выбранной картинки

Мотив

баллы

уровни



5

социальный

1

средний уровень




3

игровой

0



6

мотив получения высокой оценки

0.5










Итого:

1,5 баллов


2.Эмоциональный фон – заполняется по результатам наблюдения

*** В примечании отметить наличие видимых неврологических реакций (тики, заикание и т. п.)

3. Социальное развитие – заполняется по результатам наблюдения.

Показатели социального развития

Дополнительные комментарии

1. Способен вступить в общение со взрослым: а) со знакомым, б) с незнакомым

Легко вступает в контакт со взрослыми (педагогами, медсестрой и др.)

2. Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

Согласует творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками

3. Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

Замечает изменения настроения, эмоционального состояния близких людей

4. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения


Готов проявить доброту, внимание, заботу.

5. Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами

Сдерживает агрессивные реакции, заявляет о своих потребностях в приемлемой форме, не мешает своим поведением другим

6. Имеет представление о себе и своих возможностях

Развито уважение к себе (чувство собственного достоинства, стремление занять достойное место в системе отношений с окружающими, умение адекватно оценить себя)



следующая страница >>