repead.ru 1

Краткое описание продукта ИОД


Книга для семейного чтения

«Юбилейная азбука: Низинская школа от А до Я»

Авторы: Киселёва Т.В., Ландышева Ю.А.

Номинация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей»

В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из поставленных задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

В послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев говорит о том, что патриотическому воспитанию молодежи нужно уделять больше внимания, чтобы молодежь действительно получила «навыки истинного патриотизма, не показного, а истинного».

Концепция воспитания в Ленинградской области также исходит из современных воспитательных задач, основанных на идее воспитания гражданина и патриота своей земли.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся является одним из приоритетных направлений воспитательной системы Низинской средней школы. В рамках этого направления в школе созданы авторские программы «Сын Отечества», «История родного края» (автор Курцев В.М., учитель истории и краеведения), ведется исследовательская и краеведческая работа в объединении «Светлячок» при школьном Музее Боевой Славы 264 ОПАБа (руководитель Парфенюк Н.Ф.), команда школы ежегодно занимает призовые места в районном и региональном этапах игры «Зарница».

Вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание в учебной и внеурочной деятельности школы. Учащиеся ежегодно принимают участие и становятся победителями и лауреатами школьных, районных, областных, региональных, всероссийских творческих конкурсов: Межрегиональная интернет-олимпиада учащейся молодёжи России «Великая Победа Великого народа», дистанционный творческий конкурс «И помнит мир спасенный…», Всероссийский литературно-художественный конкурс «Я помню! Я горжусь!», Региональный конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», Областной дистанционный конкурс «Серебряный пояс России».


В 2010 году, который был объявлен Годом учителя, отмечалось и 155-летие начала образования на Бабигонской земле и 30-летие открытия Низинской средней школы. В период подготовки юбилейных торжеств и возникла идея написания книги «Юбилейная азбука: Низинская школа от А до Я» как подарочного издания для первоклассников, учебного пособия для школьников младшего и среднего возраста. В результате совместной исследовательской, поисковой и краеведческой деятельности получилось современное занимательное пособие по истории школы и истории родного края.

Цели данной работы: воспитание любви к своей малой Родине и бережного отношения к её историческому и культурному наследию, формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся и их активной жизненной позиции.

Задачи: способствование повышению у учащихся интереса к изучению истории Отечества через историю своей школы, своего родного края, своей семьи; привлечение учащихся к исследовательской и краеведческой деятельности в ходе выполнения творческих заданий книги; сохранение преемственности поколений выпускников школы; укрепление связи семьи и школы на основе традиций; адаптация младших школьников; формирование ответственного поведения учащихся.

Целевая аудитория: первоклассники, младшие школьники и их родители.

Этапы работы:


  1. Формулировка целей и задач предстоящей работы.

  2. Сбор и подготовка материалов книги.

  3. Написание и редактирование статей.

  4. Вёрстка и дизайн книги.

  5. Выпуск пилотного экземпляра.

  6. Презентация книги на педагогическом совете школы.

  7. Презентация книги на общешкольном родительском собрании.

  8. Презентация книги на ежегодной церемонии награждения победителей олимпиад, творческих конкурсов «Звёздный дождь –2011».
  9. Презентация книги на Совете депутатов МО Низинское сельское поселение.


  10. Выдвижение на конкурс «За нравственный подвиг учителя».

  11. Подготовка к тиражу. (В качестве подарка первоклассникам 2011 года МОУ Низинская СОШ).

  12. Завка на участие в областной Ярмарке инноваций в образовании.

Социальная и культурная значимость: Книга займёт достойное место в педагогическом процессе в качестве наглядного пособия при изучении курса «История моего края» (на занятии «История моей школы»), а также даст возможность каждому учащемуся почувствовать себя частью одного целого.

Азбуку можно использовать в качестве рекламы образовательного учреждения для родителей, учащихся, общественности Низинского сельского поселения.

Методы и приемы исследовательской работы: использование архивных документов школы, семейных архивов учителей, учащихся и выпускников, научной литературы, периодических изданий, Интернет-ресурсов, интервью.

Описание работы. Форма азбуки для данного печатного издания выбрана неслучайно: именно с азбуки начинается школьная жизнь. Каждая буква алфавита представляет ученику занимательные факты из школьной жизни, написанные в доступной и интересной форме. На страницах азбуки учащиеся найдут полезную информацию о том, как правильно вести себя в школе, познакомятся с учителями, учебными кабинетами, узнают традиции школы, в игровой форме познакомятся с достопримечательностями малой родины. Такая форма книги позволит авторам при необходимости расширить материал и внести соответствующие дополнения.

В книгу включена полезная информация для школьников и родителей: режим работы школы и школьной библиотеки, расписание звонков, выбор безопасного маршрута от дома до школы.

Данная книга не только экскурс в прошлое, но и рассказ о сегодняшнем дне школы, её нынешних учениках и учителях.

В азбуку вошли творческие задания, предназначенные для совместной работы детей и родителей. Выполняя эти задания, ученик ведет своеобразную летопись первых школьных лет.


Данное издание можно использовать как информационно-справочное пособие для учащихся начальной школы. Также можно использовать как учебное пособие на уроках ознакомления с окружающим миром и краеведения.

Приложение к книге – диск CD – содержит виртуальную экскурсию «История земли Бабигонской», созданную авторским коллективом.

В 2011-2012 учебном году в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в школе организована внеурочная деятельность по различным направлениям. Одно из таких направлений – «Проектная деятельность» - реализовано в программе «Я и моя школа» для учащихся 1 класса МОУ Низинская СОШ. Занятия по программе проводятся с использованием книги «Юбилейная азбука: Низинская школа от А до Я» в форме экскурсий, поисковых и научных исследований, выставок, презентаций.

Темы занятий

2011 - 2012 учебный год

Раздел 1. Моя школа (21 ч).


  1. Дорога в школу: твой безопасный маршрут (рисунки). Школьный автобус.

  2. Я пришел учиться в школу (выставка фотографий)

  3. Права и обязанности учащихся Низинской школы (игра).

  4. Учебные кабинеты (экскурсия по школе).

  5. История школы. Начало образования на Бабигонской земле.

  6. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

  7. Школьная и классная символика (творческое задание «Флаг моей школы», конкурс рисунков)

  8. Школьная библиотека (экскурсия).

  9. Мои любимые книги из домашней библиотеки (мини-сообщение, выставка книг в рамках Всероссийского Дня чтения).

  10. Знакомимся со школьной газетой «ШКАФ (ШКольная Афиша)» и приложением для первоклассников «Шкафёнок»

  11. Школьный музей: Музей боевой славы 264 ОПАБа (экскурсия).
  12. Профессии работников школы: директор, учитель, классный руководитель, обслуживающий персонал и т.д. (конкурс рисунков).


  13. Каждый школьник должен знать: общешкольная линейка.

  14. Каждый школьник должен знать: четверть.

  15. Каждый школьник должен знать: каникулы.

  16. Каждый школьник должен знать: экзамены.

  17. Территория вокруг школы.

  18. Кто живёт и работает рядом с нами (детский сад, дом культуры, почта, магазин).

  19. Я – ученик (ученица) Низинской школы (портфолио учащегося).

  20. Маленькие шаги к большому успеху. За что в школе можно получить медаль?

  21. Мой первый класс (презентация).

Раздел 2. Моя семья (6 ч.)

  1. Мои родители (устный рассказ, рисунки).

  2. Мое имя и фамилия (в летописи семьи).

  3. Моя семья. Составление родословной. (поисковое задание).

  4. Эмблема моей семьи (рисунки).

  5. Великая Отечественная война в истории моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).

  6. Традиции моей семьи (выставка семейных поделок).

Раздел 3. Моя деревня (7 ч.)

  1. Моя деревня на карте России. Ленинградская область. Ломоносовский район.

  2. Государственная символика. Флаг. Гимн. Герб. (рассказ учителя,)

  3. Историческое прошлое деревни Низино. Бабигонская возвышенность, Бабигонские высоты: происхождение названий.

  4. Памятники истории и культуры деревни Низино: дворец Бельведер (экскурсия). Архитектор Штакеншнейдер А.И.

  5. Памятники истории и культуры деревни Низино: Церковь святой мученицы и царицы Александры (экскурсия). Архитектор Штакеншнейдер А.И

  6. Памятники истории и культуры деревни Низино: Фонтанный водовод (экскурсия).

  7. Моя деревня в годы Великой Отечественной войны. Памятник бойцам 264 ОПАБа. Памятник Авиаторам. (встреча с ветеранами, экскурсии)

Ожидаемые результаты



В современных условиях, когда мы вновь обращаемся к собственным корням и своей богатейшей истории, использование книги «Юбилейная азбука: Низинская школа от А до Я» послужит изучению учащимися истории своей школы, своего края, своей семьи, сохранению лучших школьных традиций и преемственности поколений выпускников; поможет учащимся овладеть следующими умениями и навыками:


  • умение анализировать необходимую информацию;

  • сравнивать и обобщать факты;

  • с помощью родителей и учителя подбирать материал по предложенным темам;

  • работать в читальном зале библиотеки;

  • выступать с мини-докладами и мини-сообщениями;

  • работать вместе с родителями с семейным архивом;

  • создавать портфолио, презентации (совместно с родителями и учителем);

будет способствовать воспитанию у учащихся:

  • бережного отношения к своей семье, школе, деревне;

  • чувства гордости за свою школу, за личные успехи и успехи своих одноклассников;

  • любви к родному краю и уважительного отношения к односельчанам;

развивать качества успешного ученика, культурного человека, гражданина своей страны.