repead.ru 1

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


(8 семестр)


Программа подготовки к экзамену


  1. Методика обучения литературе как научная дисциплина.

Предмет методики преподавания литературы как научной дисциплины. Теоретические основы методики преподавания литературы. Связь методики с литературоведением, эстетикой, психологией, дидактикой. Основные исследовательские методы в области методики преподавания литературы.

Теоретические проблемы современной методики преподавания литературы.

Литература как учебный предмет в современной школе.

Специфика литературы как учебного предмета в школе. Познавательная, воспитательная и развивающая функции литературы как учебного предмета. Современные концепции литературы и филологического образования. Содержание и структура литературного образования в средней школе. Государственный стандарт по литературе: назначение; компоненты (федеральный, региональный, компонент образовательного учреждения); концентры. Структура федерального компонента ГСОО.

3. Учебно-методические комплексы по литературе.

Авторские программы по литературе, переработанные в соответствии со стандартом: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (V – XI классы) под редакцией А.Г. Кутузова (базовый и профильный уровни); Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (V – XI классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (базовый уровень). Принципы отбора литературного материала и его концентрации в каждом классе. Принципы построения программ по литературе.

Задачи литературного развития ученика в связи с возрастной эволюцией школьника.

Учебные хрестоматии, учебники, хрестоматии по литературе для учащихся и пособия для учителя. Виды работы с учебником по литературе. Анализ одного из учебников для средней школы.

4. Методы изучения литературы в школе.

Понятия «метод» и «прием». Из истории вопроса: труды Ф.И. Буслаева, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, Ц.П. Балталона, М.А. Рыбниковой. Анализ классификации методов обучения В.В. Голубкова.


  1. Проблема методов обучения в методике преподавания литературы второй половины XX в.

Анализ классификации Н.И. Кудряшева. Взаимосвязь методов обучения. Зависимость выбора метода и приема работы от целей и материала урока. Соотношений понятий «метод» и «прием».

Современные подходы к проблеме методов обучения литературе: типологии В.Г. Маранцмана, Г.Н. Ионина.

  1. Технологии обучения.

Понятие «технология обучения» в современной психолого-педагогической науке. Понятия «метод» и «технология». Технологии на уроках литературы.

  1. Проблемное обучение.

Понятия «проблемный вопрос», «проблемная ситуация» на уроке литературе. Проблемное обучение как дидактическая система, обогащающая содержание всех методов преподавания, стимулирующая активность учащихся.

  1. Урок как основная форма организации обучения литературе.

Функции современного урока. «Постулаты» современного урока. Урок литературы как урок общения учителя и учащихся. Стиль педагогического общения на уроках литературы.

Организация деятельности учащихся на уроке литературы.

Требования к современному уроку литературы.

Пути совершенствования современного урока литературы.

  1. Проблема типологии современного урока литературы.

Понятия «тип», «вид», «форма» урока. Анализ основных классификаций урока: типологии урока В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Е.В. Карсаловой. Нетрадиционные формы уроков литературы.

  1. Проблема структуры урока литературы.

Понятие структуры урока в дидактике. Традиционная структура урока литературы. Построение урока в условиях развивающего обучения. Понятие «учебная ситуация урока». Общая организация урока и организация каждой отдельной учебной ситуации. Перспективы моделирования урока литературы.


  1. Этапы подготовки учителя к уроку.

Урок как индивидуальное творчество учителя-словесника. Планирование как основа творческого преподавания. Виды планирования. План и импровизация в преподавании. Поурочный план, конспект, модель урока литературы.

  1. Основные этапы изучения художественного произведения в школе. Вступительные занятия.

Функции вступительных занятий. Виды вступительных занятий. Основные методы и приемы работы на вступительном этапе изучения художественного произведения.

13. Чтение и ориентировочные занятия.

Роль и место выразительного чтения учителя на уроке литературы в средних классах.

Организация чтения художественного произведения. Комментированное чтение. Виды чтения (классное, домашнее, индивидуальное, по ролям).

Обучение выразительному чтению учащихся средних классов.

14. Виды работ по усвоению текста художественного произведения.

Работа над планом. М.А. Рыбникова и В.В. Голубков о значении данной работы. Методика составления плана. Виды планов (простой и сложный; цитатный; сюжетно-композиционный и др.).

Пересказ, виды пересказов (краткий (сжатый), подробный, выборочный, творческий). Устный пересказ и письменное изложение прочитанного.

15. Изучение восприятия художественного произведения учащимися как методическая проблема.

Цели исследования ученического восприятия художественного произведения. Понятие «восприятие» в психологии, методике преподавания литературы. Уровни читательского восприятия (анализ классификаций В.Г. Маранцмана, В.А. Доманского, Г.И. Беленького). Способы выявления читательского восприятия учащихся. Круг основных понятий по проблеме: «рецепция», «реципиент», «апперцепция», «перцепция», «катарсис», «инфантилизм», «наивный реализм».

16. Анализ как этап изучения художественного произведения.


Задачи, принципы, методические условия и виды анализа. Литературоведческий анализ как основа анализа литературного произведения в учебных целях. Свойства школьного анализа литературного произведения.

17. Пути анализа художественного произведения в школе.

Понятие пути разбора. Выбор пути разбора в зависимости от уровня литературного развития учащихся. Соответствие путей анализа художественного произведения возрастным особенностям учащихся. Взаимодействие разных путей разбора.

18. Приемы анализа художественного произведения в школе.

Понятие приема анализа. Приемы выявления авторской позиции; приемы сравнения; приемы активизации сотворчества читателя. Соответствие приемов анализа художественного произведения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.


  1. Литературные игры как прием изучения и творческой интерпретации произведения.

Связь литературных игр с природой искусства, с игровой деятельностью детей и подростков. Разнообразие игр на уроках литературы (конкурсы и викторины, воображаемые путешествия, литературные шарады и загадки и др.).

  1. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках анализа художественного произведения.

Значение исследовательской работы в литературном образовании учащихся. Роль проблемных вопросов и заданий в совершенствовании школьного анализа литературного произведения.

  1. Заключительные занятия по изучению художественного произведения.

Основные функции заключительных занятий. Итоговый характер заданий. Воссоздание целостности восприятия текста. Методика проведения заключительных занятий. Ориентация на самостоятельность, творческий характер работы учащихся при выполнении итоговых заданий.
  1. Формирование теоретико-литературных понятий в средних классах.


Место теории литературы в программах по литературе для средних классов. Взаимосвязь и соотнесенность теоретико-литературных понятий. Круг теоретико-литературных понятий, изучаемых в средних классах. Этапы формирования теоретико-литературных понятий.

  1. Развитие устной речи учащихся средних классов.

Задачи и основные направления работы по развитию устной речи учащихся средних классов: работа со словом, фразеологическая работа; работа над связной устной речью учащихся; работа над выразительностью устной речи учащихся. Виды работы по развитию устной речи учащихся.

  1. Развитие письменной речи учащихся средних классов.

Задачи и основные виды работы по развитию письменной речи учащихся средних классов: изложение и сочинение. Методика подготовки и проведения уроков развития письменной речи учащихся.

  1. Организация внеклассного чтения по литературе.

Типологии уроков внеклассного чтения (анализ классификаций Н.А. Бодровой, Н.К. Силкина). Принципы взаимосвязи уроков по основному курсу с уроками внеклассного чтения. Формы контроля самостоятельного чтения учащихся. Планирование уроков внеклассного чтения.

  1. Читательская деятельность школьников.

Современная наука о читательской деятельности (работы Н.Н. Светловской, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, И.С. Збарского, Т.Ф. Курдюмовой, В.Ф. Чертова и др.). Сущность и структура читательской деятельности. Чтение как труд и творчество (В.Ф. Асмус). Проблема типологии читателя.

  1. Читательские интересы школьников.

Изучение читательских интересов школьников как методическая проблема: понятия «интерес» и «читательские интересы»; цели изучения; формы руководства чтением учащихся и контроля (тест, викторина, зачет, анкета, письменный ответ на вопрос и др.).


28. Методика анализа эпического произведения в старших классах.

Особенности эпических произведений, обусловливающих специфику их анализа в школе: повествовательность, сюжетность, различные способы выражения авторской позиции (субъектные (типы повествования и их соотношение в произведении) и внесубъектные (жанровые, пространственно-временные и композиционные особенности произведения); многообразные формы освоения внутреннего мира героя (скрытие и открытие приемы психологизма) и др. Работа над эпизодом и образом-персонажем. Формирование у учащихся умений определять способы выражения авторской позиции в тексте эпического произведения.

29. Особенности восприятия лирических произведений учащимися средних классов и методика изучения лирики в средних классах.

Учет данных психологов и методистов о восприятии лирических произведений учащимися разных возрастов при определении целей и способов изучения лирических произведений в средних классах. Организация вступительного этапа, чтения и анализа лирического произведения в средних классах. Литературоведческие и методические приемы анализа лирических произведений в средних классах. Место выразительного чтения на уроках по изучению лирики в V-VIII классах. Изучение стихосложения, стихотворных размеров.

30. Пути, методы и приемы изучения лирики в старших классах.

Особенности лирики как рода литературы, обусловливающие методику изучения лирических произведений в старших классах. Формы воплощения авторского сознания в лирическом произведении (лирический герой, герой ролевой лирики, поэтический мир и др.). Восприятие лирики учащимися старших классов. Рассмотрение в старших классах целостного поэтического мира художника слова. Формирование представлений у учащихся о стиле поэта как сходстве, однородности, единстве присущих ему творческих особенностей. Пути изучения лирики в старших классах: изучение лирики в процессе знакомства с жизненным и творческим путем поэта; анализ произведений по основным темам и мотивам; проблемное изучение лирики. Взаимосвязь различных методов при изучении лирики в старших классах: метода творческого чтения, эвристического, исследовательского, репродуктивного (примеры).


  1. Организация деятельности учащихся старших классов при изучении лирических произведений. Методические формы уроков по изучению лирики в старших классах.

Сотворчество читателя-школьника как необходимое условие глубокого постижения лирических произведений. Виды деятельности учащихся на уроках по изучению лирики: эмоционально-художественная деятельность (чтение стихотворений; поиски графического символа; поиски музыкальных ассоциаций к стихотворению; разработка сценария и участие в проведении литературно-музыкальной композиции, концерта и др.); логическая деятельность (самостоятельный анализ-интерпретация лирического произведения, читательский комментарий лирического произведения, выполнение исследовательского задания, защита реферата и др.). Формы реализации читательской интерпретации лирического стихотворения: составление воображаемой антологии (хрестоматии); урок одного стихотворения (урок анализа-интерпретации одного стихотворения; урок читательского комментария стихотворения и др.); «Мой …(поэт)» (урок-композиция и др.).

32. Особенности восприятия и изучения драматических произведений в средних классах.

Характер восприятия учащимися средних классов драматических произведений. Обусловленность полноты восприятия драмы развитием воображения («натренированностью» воображения), зрительским и читательским опытом. Организация вступительных занятий и чтения пьесы в средних классах. Цели изучения драматических произведений. Анализ пьесы: выбор пути разбора, обусловленный двуединой природой драмы («вслед за автором» как наиболее продуктивный путь разбора), работа над ремарками, анализ отдельных сцен, выразительное чтение, составление режиссерских комментариев, анализ языка пьесы. Цели и методика заключительного занятия по изучению пьесы. Обращение к другим видам искусства, чтение по ролям; посещение спектакля и его последующее обсуждение.

33. Особенности восприятия и анализа драматических произведений в старших классах.


Особенности драмы как рода литературы, обусловливающие методику ее изучения в школе. Трудности выявления авторской позиции (словесные и сюжетно-композиционные формы выражения авторской позиции в драме). Свобода читательской интерпретации. Организация вступительных занятий и чтения пьесы в старших классах. Анализ драматических произведений в старших классах: цели, выбор пути разбора («вслед за автором», пообразный, проблемный, смешанный), методов и приемов анализа: выразительное чтение, составление режиссерских комментариев, анализ языка пьесы. Организация самостоятельной работы учащихся: работа над ремарками, самостоятельный анализ языка; составление рассказа о «своем» герое, анализ критических и литературоведческих точек зрения, работа со словарями и др. Обращение к другим видам искусства на уроках анализа пьесы.


  1. Заключительные занятия по изучению литературного произведения. Работа с литературно-критическими статьями.

Цели заключительных занятии, методика их проведения. Реализации межпредметных связей. Задачи, содержание и методика изучения литературно-критических статей в школе. Основные виды деятельности учащихся при изучении литературно-критических статей: работа над планом, тезисами, конспектом, составление параллельных конспектов, развернутый ответ на вопрос и др.

35. Изучение биографии писателя в старших классах.

Цели, принципы изучения биографии писателя. Связь мировоззрения писателя с общественными событиями эпохи, гражданский и духовный облик писателя, его творческая индивидуальность. Источники биографии писателя. Изучение биографии писателя как фактор воспитания школьников. Методические приемы работы на уроке по биографии писателя в старших классах: лекция учителя с привлечением различных форм наглядности; заочная экскурсия; киноурок; самостоятельная работа учащихся с учебными пособиями, документальной, мемуарной литературой. Деятельность учащихся на уроке лекции по биографии писателя: восприятие лекционного материала; участие учащихся в сообщении материала (подготовка сообщений, докладов; выразительное чтение; самостоятельный анализ произведения; пересказы и др.); самостоятельная работа учащихся на уроке-лекции (составление плана лекции; тезирование, конспектирование лекционного материала; составление таблиц (хронологических, синхронистических); развернутый ответ на вопрос; работа с учебником, словарем и др.). Речевая деятельность учащихся при изучении биографии писателя (составление биографической справки, рассказа по биографии писателя фактографического характера, художественно-биографического рассказа, слова о писателе и др.).


36. Место уроков-лекций в структуре монографической темы в старших классах.

Монографическая тема в курсе литературы на историко-литературной основе (или в историко-функциональном аспекте). Лекция как активная форма преподавания в старших классах. Виды лекций (по дидактическим задачам): установочная; вводная; обзорная; монографическая; обобщающая. Структура лекции: введение; изложение материала; заключение. Этапы подготовки лекции: расчет количества времени на лекцию; изучение материалов по теме лекции, его отбор и систематизация; выбор вида лекции; разработка системы опережающих заданий по теме лекции; подбор наглядных пособий; репетирование лекции с отработкой мимики, жестов и голосового оформления. Элементы конспекта лекции: 1) название темы; 2) цель и задачи лекции; 3) текст содержания лекции с четким указанием, что должны зафиксировать учащиеся в письменной форме, вопросов, на которые учащиеся должны будут ответить по ходу лекции; 4) задания для самостоятельной работы учащихся; 5) список рекомендуемой литературы (обязательной / дополнительной).

37. Место уроков-семинаров и уроков-зачетов в структуре монографической темы в старших классах.

Монографическая тема в курсе литературы на историко-литературной основе (или в историко-функциональном аспекте). Семинар как активная форма преподавания в старших классах. Роль семинаров в системе уроков: развитие индивидуальных способностей учащихся в процессе овладения ими опытом учебно-познавательной деятельности. Виды семинаров: изучение нового материала; работа с первоисточником; обобщение изученного материала. Общие требования к подготовке семинара. Особенности подготовки и проведения семинаров различных видов. Организация работы на семинаре. Уроки-зачеты на этапе изучения художественного произведения (форма контроля за чтением учащимися текстов), на заключительном этапе изучения монографической темы.

38. Методика изучения обзорных тем в старших классах.


Задачи обзорных тем и их роль в литературном образовании учащихся. Типы обзорных тем. Сложности восприятия учащимися материала обзорных тем. Условия, способствующие более прочному из усвоению: четкость постановки задач; определения центральной проблемы; принципы отбора и организации материала; установление общих закономерностей развития литературы и других видов искусства, связь обзорных и монографических тем, активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения обзорных тем. Речевая деятельность учащихся на уроках по обзорной теме (составление «словаря эпохи», информативные и проблемно-дискуссионные доклады, литературное обозрение, учебно-критические и театрализовано-художественные диалоги и др.).

39. Внеклассная работа по литературе.


  1. Формирование теоретико-литературных понятий в старших классах.

Значение теории литературы в школьном литературном образовании. Система теоретико-литературных понятий, изучаемых в старших классах. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий, реализующейся в системе «автор – произведение – читатель». Взаимосвязь категорий «автор», «произведение», «читатель» с категориями и понятиями, раскрывающими значение концептуальных эстетических категорий («автор», «произведение», «читатель»), и с категориями и понятиями, сопряженными с ними. Формирование системы умений, связанных с постижением учащимися категорий «автор», «произведение», «читатель». Методы обучения при изучении теории литературы (репродуктивный, эвристический, исследовательский, тих сочетание, научные методы индукции и дедукции). Методические приемы: сопоставление произведений на жанровой основе; стилистический и композиционный анализ; знакомство с образцами анализа; обучение анализу эпизода и целого произведения; проблемное изложение теоретического материала; работа с литературоведческими словарями и справочниками; изучение литературно-критических и литературоведческих работ (их фрагментов), использование алгоритмических приемов (схем). Тесная связь теоретической подготовки учащихся и воспитанием читательских квалификации школьника.


41. Развитие устной речи учащихся в процессе изучения литературе.

Основные направления в работе по развитию устной речи учащихся на уроках литературы: обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование связной речи, обучение выразительному чтению, логике мышления и речи. Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы: репродуктивные высказывания (пересказы); продуктивные высказывания (научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад; литературно-критические: слово о писателе, критическое эссе, критический этюд, литературное обозрение; искусствоведческие: рассказ (доклад) о произведении искусства, режиссерский комментарий и др.; публицистические: речь о герое произведения, репортаж, ораторское выступление; художественно-творческие: а) литературно-художественные – стихи, рассказы, очерки, пьесы и др.; б) художественно-критические – художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии и др. Обучение учащихся диалогическому общению на уроках литературы. Виды диалогов: учебно-критические, учебно-литературоведческие, театрализовано-художественные.

42. Речевые ситуации на уроках литературы в старших классах.

Цель речевых ситуаций. Виды речевых ситуаций: учебно-дидактические (задания на включение в дискуссию, различного рода межличностные диалоги по тексту произведения, биографии писателя); речевые ситуации, связанные с гипотетическим изменением функции ученика, но приближенные к условиям реальной действительности («литературные (театральные) гостиные», «заседание клуба литературных критиков», «заседания редколлегии литературного журнала», художественно-игровые ситуации, приближенные к формам искусства («воображаемы встречи», «часы воспоминаний (или «говорят современники») и др.). Требования к организации речевых ситуаций. Этапы подготовки речевой ситуации в классе.

43. Изложение и сочинение как основные виды работы по развитию письменной речи учащихся.


Изложение в связи с изучением художественного текста как форма овладения основами письменной литературной речи. Сочинения различных видов как основной вид письменных работ по литературе. Тематическая классификация сочинений: на литературные темы; по жизненным впечатлениям; по картине; отзывы и рецензии на прочитанные книга, спектакли. Жанровые классификации сочинений. Виды сочинений по литературе: анализ эпизода; анализ образа; сравнительная характеристика; анализ произведения в целом; сопоставление произведений; сочинение по историко-литературной проблеме и др. Требования к сочинениям. Этапы подготовки учащихся к написанию сочинения. Анализ и критерии оценки работ учащихся.


  1. Факультативные занятия по литературе.

Место факультативных занятий в системе школьного литературного образования. Важнейшие особенности факультативных занятий, их организация, методика проведения. Развитие творческой самостоятельности, читательских и научных интересов школьников.

45. Проблемы урока литературы в старших классах. Урок литературы как художественно-педагогическое творчество учителя-словесника.

Психолого-педагогический анализ творческой природы урока литературы. Постановка и решение на уроке литературы комплекса задач: художественно-исследовательских, художественно-конструктивных, художественно-организаторских, художественно-коммуникативных.

Специфика курса литературы в 10-11 классах.

Особенности построения курса литературы в старших классах. Основные проблемы преподавания литературы в старших классах.

Понятие о монографической теме. Монографические темы в курсе литературы на историко-литературной основе и в историко-функциональном аспекте. Компоненты методической модели изучения личности и творчества писателя в старших классах: воссоздание духовного облика писателя на первых уроках монографической темы, то есть рассмотрение биографического автора  чтение и анализ ряда произведений с установкой на постижение поэтики автора, уяснение форм присутствия автора в тексте (доминанта анализа), то есть осмысление автора как субъекта эстетической деятельности и «образа автора» (там, где он есть)  интерпретацию произведения читателем-школьником.


Планирование монографической темы. Учет следующих вопросов:

- многоаспектность проблемы автора (автор как реальная личность; образ автора; автор-творец), обусловливающую строгий отбор и систематизацию материала;

- рассмотрение проблемы автора на всех этапах изучения монографической темы: на специальных уроках по биографии писателя (биографический автор); уроках изучения художественных произведений, нацеленных на постижение поэтики писателя, осмысление различных форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов и жанров;


  • организация целенаправленной работы по усвоению теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий на уроках углубленной работы над текстом произведения и на специальных уроках по истории и теории литературы: автор – авторская позиция – образ автора; автор – повествователь – герой; автор – героическое (идиллическое, сентиментальное, романтическое, трагическое, комическое, ирония); автор – метод; автор – стиль; автор – жанр; автор – идея – пафос; автор – адресат – реальный читатель; автор – читатель и т. д.

оптимальное сочетание различных форм организации учебной деятельности учащихся: индивидуальной, групповой, коллективной; связь уроков по основному курсу литературы с факультативными занятиями и внеклассной работой по предмету.


Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Цели профильного обучения. Общественный запрос на профилизацию школы. Зарубежный опыт профильного обучения. Отечественный опыт профильного обучения. Возможные формы организации профильного обучения. Этапы введения профильного обучения. Возможные направления профилизации и структуры профилей. Система профильного обучения: базовые общеобразовательные, профильные и элективные типы учебных предметов.

Назначение и содержание элективных курсов по литературе. Элективный курс «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» (Гриф Министерства образования и науки РФ) (Авторы: В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2005). Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов и методическое руководство для учителя к элективному курсу «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения».

Методическое обеспечение профильного обучения: авторские программы, учебники, учебные пособия (аналитический обзор).