repead.ru 1 2 ... 24 25






Настольная книга педагога-дефектолога

Т. Б. Епифанцева и др.

Ростов н/Д: Феникс, 2007.

(Сердце отдаю детям)


Эта книга адресована учителям специализированных школ, дефектологам, логопедам, студентам высших и средних учебных заведений, преподавателям, а также родителям детей с аномалиями развития, поскольку она позволяет больше узнать о предмете и эффективнее воздействовать на ребенка в процессе воспитания и развития. Книга дает общее представление о дефектологии как науке, рассматривает ее основные направления, содержание, задачи, методы и принципы.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ 7

История возникновения 7

Предмет и задачи дефектологии 7

Связь дефектологии с другими науками 9

Глава 2
ОЛИГОФРЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ,
СТРАДАЮЩИХ ОЛИГОФРЕНИЕЙ 10

Этиология и патогенез олигофрений 10

Клинические формы олигофрении,
установленные по признаку этиологии 11

Классификация олигофрений 18

Общая симптоматика при олигофрении.
Психические процессы при олигофрении 25

Соматические и неврологические признаки олигофрении 30

Диагностика олигофрений 32

Динамика олигофрений.
Прогноз олигофрении 32

Коррекционно-развивающие
направления обучения и воспитания
ребенка с диагнозом олигофрения 34

Методические разработки обучения
аномальных детей основным
школьным предметам 39

Методы и формы обучения
в коррекционной школе 43

Урок как основная форма обучения 57

Состав уроков в зависимости от типов 64

Система работы коррекционной школы

восьмого вида, способствующая
социально-бытовой адаптации 88

Глава 3
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 95

Врожденная и приобретенная глухота.
Этиология 95

Классификация глухих и слабослышащих детей,
осложненная нарушениями в работе других анализаторов 101

Уровень развития речи у детей
с нарушениями слуха 104

Динамика и прогноз 109

Дошкольная сурдопедагогика 113

Развитие интеллекта
у детей с нарушениями слуха 113

Физическое развитие детей
с нарушениями слуха 123

Содержание и методы обучения детей
с нарушениями слуха 130

Особенности обучения глухих детей 133

Глава 4
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 139

Основные понятия об анатомическом
устройстве глаза и функциях зрения.
Этиология. Основные зрительные
функции и их нарушения 139

Значение зрения в жизни ребенка.
Системный характер нарушения зрения
и вторичные отклонения в развитии
слабовидящих детей 151

Восприятие слепых и слабовидящих 154

Представления слепых и слабовидящих 156

Память слепых и слабовидящих 158

Классификация детей по степени нарушения зрения
и зрительным возможностям 161

Вторичные отклонения в психическом
и физическом развитии детей
с нарушениями зрения.
Дифференциация детей по степени
нарушения зрения 163

Особенности развития речи при слепоте 166

Методы обучения и воспитания детей
с нарушениями зрения 172

Работа родителей и воспитателей
по развитию речи 196

Игры, упражнения
в дошкольном возрасте 201

Основы деятельности дошкольных
учреждений 209

Основы деятельности школ 210

Методика обследования помещений 212

Прием защиты при поиске упавшего

предмета при обследовании помещения 213


Добукварный период обучения грамоте
незрячих школьников 214

Букварный период обучения грамоте
незрячих школьников 218

Глава 5
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 226

Этиология 226

Классификация нарушений речи 231

Принципы и методы
логопедического воздействия 237

Практические методы 240

Наглядные методы в логопедии 242

Виды речевых нарушений
и их коррекция 244

Дифференциальная диагностика афазий 254

Глава 6
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) 326

Причины возникновения задержки психического развития 326

Особенности диагностики детей с ЗПР 330

Прогноз и эффективность
педагогического воздействия
на детей с ЗПР 333

Глава 7
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА) 335

Дифференциальная диагностика РДА 335

Проявления РДА на ранних этапах
развития ребенка 338

Особенности психического развития
детей с РДА 341

Методы избавления от РДА 350

Диагностическая карта
(авторы К.С. Лебединская и О.С. Никольская) 374

Глава 8
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 383

Психофизиологические особенности 383

Особенности развития
и обучения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата 391

Глава 9
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЕЛЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ
СЛУХА И ЗРЕНИЯ 408

Глава 10
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (МППК) 439

Цели и задачи МППК 439

Состав и организация работы МППК 441

Методологические основы МППК 449

Методы обследования нарушений
в развитии дошкольников 450

Методы обследования и диагностика
нарушений в развитии детей
школьного возраста 459

Схема сбора анамнеза 471

История заболевания 473

Общая симптоматология
умственно отсталого ребенка 474




Глава 1
СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ

История возникновения


О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.

В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.

В России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И.В. и Е.X. Маляревские, Е.К. Грачева и др.

После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л.С. Выготский. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка.

Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли Т.А. Власова, Д.И. Азбукин, В.М. Бехтерев, В.П. Сербский и многие другие современные ученые.

В наше время созданы специальные дошкольные учреждения и коррекционные школы, где, кроме обучения, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Предмет и задачи дефектологии


Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.


В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:

1) принцип целенаправленности педагогического процесса;

2) принцип целостности и системности педагогического процесса;

3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

5) принцип опоры на положительное в человеке;

6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 1999.)

Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.

Связь дефектологии с другими науками


Дефектологическая наука включает в себя разделы специальной (коррекционной) педагогики, социологии, философии, психологии. Кроме этого, прослеживается тесная взаимосвязь с медицинскими науками (психиатрия, невропатология, иммунология, педиатрия, офтальмология, отолорингология и др.).

Следует отметить, что природа происхождения различных патологических процессов не однородна, поэтому связь между науками достаточно широка и разнообразна.


следующая страница >>