repead.ru 1

Заявка


на включение программы повышения квалификации

педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области

в региональный банк программ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

программа для: учителей русского языка и литературы, учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» или элективные курсы и факультативы по духовной культуре, а также преподавателей СПО

по направлению: проектирование содержания образования по специальности

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАЯВКИ

Наименование учреждения:

ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

Наименование учредителя: Министерство образования и науки РФ

Лицензия на право ведения образовательной деятельности:

Серия А № 166369 регистрационный № 7253 29 июня 2006г.

Свидетельство о государственной аккредитации:Рег. № 0264 (27 июля 2006 г.).

Наименование программы: «Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма»

Объем: 72 часа

Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: 3180 руб.

ФИО ректора ГОУ ВПО «БГПИ»: Пащенко Михаил Яковлевич

ФИО, должность разработчиков программы повышения квалификации:

Капрусова Н.М., зав. кафедрой литературы и методики ее преподавания ГОУ ВПО «БГПИ»,

Толоконникова С.Ю., доцент кафедры литературы и методики ее преподавания ГОУ ВПО «БГПИ».

Юридический адрес учреждения:

397160 г. Борисоглебск Воронежской обл. ул. Народная, д.43

Контактный телефон: 8 (47354) 6-10-90 (Чумичева Марина Сергеевна); dovuz@mail.ru


Перечень приложений к заявке:

Приложения к разделу 1:


    1. Копия лицензии на право ведения образовательной деятельности.

    2. Копия свидетельства о государственной аккредитации.

Приложения к разделу 2:

2.1. Договор о сотрудничестве со школой-победительницей конкурса по отбору общеобразовательных учреждений Воронежской обл., внедряющих инновационные образовательные программы: МОУ «Борисоглебская СОШ № 3».

2.2. Договор о сотрудничестве с педагогом-инноватором Макашовой Л.В., учителем Борисоглебской СОШ №3, победителем конкурса «Лучший учитель года - 2009», победителем международного конкурса по внедрению в учебный процесс УМК «Мир вокруг тебя»


Ректор ГОУ ВПО «БГПИ» М.Я. Пащенко

Печать


Содержание заявки









Стр.

1.

Общая характеристика учреждения

5

2.

Соответствие разработанной образовательным учреждением программы повышения квалификации, требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ

9

3.

Приложения к заявке

39



Раздел 1. Общая характеристика учреждения

ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт» - не только старейшее (был основан в 1940 году), но и крупнейшее профессиональное учебное заведение в г. Борисоглебске, расположенное в районном центре. Географическое положение вуза на границе 4-х областей расширяет поле деятельности института далеко за пределы своей области. «БГПИ» обеспечивает специалистами с высшим педагогическим образованием не только восточную часть Воронежской области, но и ряд районов Волгоградской, Тамбовской, Саратовской областей.


Институт сегодня – это 4 учебных корпуса, хорошо оснащенные кабинеты и лаборатории, 6 учебных компьютерных классов, 2 актовых зала, столовая. К услугам обучающихся новый спортивный комплекс, класс открытого доступа в сеть Интернет, медиа-зал. Большую помощь в подготовке специалистов оказывает библиотека, располагающая четырьмя абонементами и двумя читальными залами. Информационно-технический центр института обеспечивает процесс обучения современными компьютерными и мультимедийными программами.

Качество образовательного процесса и уровень подготовки выпускников института полностью соответствует требованиям инициативы «Наша новая школа», подготовленной по поручению президента, о чем свидетельствует востребованность выпускников института не только в районах (сельская местность) и районных центрах вышеперечисленных областей, но и в Москве, Санкт-Петербурге и др. крупнейших городах России.

В 2008 году в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществлялась выездная (инспекционная) проверка вузов Воронежской области по ряду показателей. В ходе проверки было установлено, что ГОУ ВПО «БГПИ» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к вузам типа «институт». Ни по одному из критериев замечаний сделано не было.

В 2010 году вуз успешно прошел сертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества вуза международным стандартам серии ISO 9001: 2008, по результатам которого международной сертификационной компанией IQNET вузу выдан сертификат соответствия.

С апреля 2008 года в институте в соответствии с лицензией (серия А № 166369, рег. № 7253 от 29.06.06 г.) и свидетельством о государственной аккредитации (серия АА № 000271, рег. № 0264 от 27.07.06 г.) функционируют курсы повышения квалификации для работников сферы образования.

Важность организации курсов повышения квалификации в провинциальном вузе при наличии в Воронежской области Института повышения квалификации работников образования сегодня возрастает многократно. Борисоглебский пединститут дает возможность пройти повышение квалификации без отрыва от основного места работы или с частичным отрывом от места работы, при этом существенно экономятся средства с отсутствием необходимости оплачивать проезд и проживание. Для педагогических работников, административных и управленческих кадров Борисоглебского городского округа, а также ряда районов Воронежской, Волгоградской, Тамбовской обл. курсы повышения квалификации по основным образовательным программам вуза и проблемам системы менеджмента качества (на основе лицензионного договора с ФГОУ ДПО «Ярославская академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова») стали выгодной в экономическом и социальном планах возможностью повысить свой профессиональный уровень, что стратегически очень важно для округа и региона в целом.


Занятия на курсах проводят высококвалифицированные специалисты с использованием современных педагогических и информационных образовательных технологий. Широко используется опыт инновационных школ-победителей конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и опыт учителей-инноваторов.

К услугам слушателей лаборатории и специализированные кабинеты института, библиотечный фонд вуза, электронные библиотечные ресурсы, медиа-зал, предоставляется открытый доступ в сеть Интернет. Иногородним слушателям за умеренную плату предоставляются благоустроенные комнаты в общежитии. По окончании курсов слушатели получают документ государственного образца (удостоверение или свидетельство) о прохождении курсов повышения квалификации и обеспечиваются комплектом учебно-методических материалов на бумажных и электронных носителях.

За время работы курсов повышения квалификации с апреля 2008 по апрель 2010 года прошли обучение 259 слушателей (директора учебных заведений, учителя и классные руководители школ; воспитатели детских дошкольных учреждений, педагогические работники учреждений НПО и СПО) по программам: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе», «Инновационные образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателей образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования», «Основы теории и методики преподавания информатики в начальных классах», «Современные технологии развития способностей детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», «Инновационно-педагогический подход в изучении математических дисциплин», «Современный урок иностранного языка», «Теория и практика преподавания русского языка и литературы в современной школе».

В 2010 году в соответствии с пожеланиями педагогических работников перечень программ значительно расширился, к их числу относится и предлагаемая в настоящей заявке программа.


Раздел 2. Соответствие разработанной образовательным учреждением программы, базовым требованиям к содержанию дополнительных профессиональных программ.

2.1. Результаты освоения программы повышения квалификации:

По окончании курса слушатели должны знать:


    • инновационные подходы к преподаванию литературы и основ духовной культуры в школе в контексте современной культурно-образовательной парадигмы;

    • методы и приемы изучения художественных текстов с целью воспитания у учащихся отношения к литературе как к особого рода духовной ценности и средству получения знаний о национальной и мировой культурах и о самом себе.


По окончании курса слушатели должны уметь:

    • адекватно и согласно современным педагогическим технологиям преподносить учащимся теоретический материал в области современного литературного процесса;

    • использовать ЦОР при подготовке интегрированных уроков литературы и уроков по истории мировых религий и светской этики в новой школе.

.


2.2 Содержание программы повышения квалификации:

ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный

педагогический институт»


СОГЛАСОВАНО

Руководитель организации – заказчика

_________________________




УТВЕРЖДАЮ


Ректор ГОУ ВПО “БГПИ”

_____________М.Я. Пащенко




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная
парадигма


Цель: определение и характеристика инновационных путей в преподавании литературы и основ духовной культуры в школе в контексте современной культурно-образовательной парадигмы


Категория слушателей: учителя русского языка и литературы, учителя, преподающие курс «Основы религиозных культур и светской этики» или элективные курсы и факультативы по духовной культуре, а также преподаватели средних специальных учебных заведений

Срок обучения 72 ч

Режим занятий 6 ч.


пп

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практ.

1

Коммуникативный аспект речевой культуры педагога

2

2







2

Приобщение учащихся к нравственно-этическим ценностям нации и человечества в процессе изучения литературы и формирования духовной культуры в новой школе

4

2

2

Коллоквиум

3

Методика изучения мировой и национальной культур (литератур) как универсальной знаковой системы

10

6

4

Литературоведческий диктант, написание рефератов «Эстетические взгляды Лессинга», «Психологические аспекты анализа художественного произведения» (по работе Л.С. Выготского «Психология искусства»), «Литературоведческие воззрения Гегеля»


4

Основы духовно-религиозной культуры и школьный курс литературы

32

24

8

Написание рефератов («Крещение Руси как культурное явление», «Христианские темы и мотивы в древнерусской литературы», «Изображение силы и хрупкости человеческой души в современном мире» (по произведениям А. Варламова), «Духовно-религиозная тема в поэзии и прозе О. Николаевой», «Изображение традиционных религиозных ценностей православия в книгах В. Солоухина («Капля росы», «Смех за левым плечом»)»; тестирование, составление конспектов уроков и мероприятий («Кризис веры в драматургии последней трети ХХ века», «Кризисные тенденции в русской рок-поэзии»)

5

Важность изучения традиционной культуры (фольклора родного края и этнографии) в процессе формирования национальной самоидентификации ребенка

6

2

4




6

Варианты изучения православной культуры, основ религиозных культур, светской этики в новой школе

12

8

4

Составление тематического плана элективного курса

7

Использование ЦОР при подготовке интегрированных уроков литературы и уроков по истории мировых религий и светской этики в новой школе.

6

2

4

Предоставление на проверку материалов к урокам на индивидуально заданные темы (уроки по творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, А. Блока и др.), подобранные с использованием ИКТ.





Всего:

72

46

26













УТВЕРЖДАЮ


Ректор ГОУ ВПО “БГПИ”

_____________М.Я. Пащенко




УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная
парадигма



Цель: определение и характеристика инновационных путей в преподавании литературы и основ духовной культуры в школе в контексте современной культурно-образовательной парадигмы

Категория слушателей: учителя русского языка и литературы, учителя, преподающие курс «Основы религиозных культур и светской этики» или элективные курсы и факультативы по духовной культуре, а также преподаватели средних специальных учебных заведений


Срок обучения _72 ч.___________________________________________


Форма обучения __с отрывом от места работы______________________


Режим занятий ____6 ч._________________________________________



№пп

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

В том числе




Форма контроля

Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практич., лаб., семин. занятия

I

Коммуникативный аспект речевой культуры педагога

2

2










II

Приобщение школьников к нравственно-этическим ценностям нации и человечества и формирование духовной культуры учащихся в процессе изучения литературы в новой школе

4

2

2 (круглый стол с участием учителя-новатора Макашовой Л.В.)







III


3.1


3.2


3.3


3.4

Методика изучения мировой и национальной культур (литератур) как универсальной знаковой системы

Изучение культурной парадигмы и ее национальных проявлений как инновационный подход к преподаванию литературы в новой школе

Место архетипа в современной литературе

Культурологический подход к преподаванию литературы в новой школе: литература и театр, литература и живопись, литература и психология, литература и философия и др.

Методы и приемы использования презентации на уроках литературы.

10



2


4




2 (круглый стол)


2 (методический практикум)




Коллоквиум


Литературоведческий диктант

написание рефератов «Эстетические взгляды Лессинга», «Психологические аспекты анализа художественного произведения» (по работе Л.С. Выготского «Психология искусства»), «Литературоведческие воззрения Гегеля»

IV


4.1


4.2


4.2.1


4.2.2-

4.2.3


4.2.4


4.2.5


4.3

Основы духовно-религиозной культуры и школьный курс литературы

Духовно-нравственные основы древнерусской литературы

Литература и религия в России: органическая связь - разрыв - восстановление

Духовные истоки творчества русских писателей:

- Нравственные искания русских писателей XIX века;

- Связь русской мифологической школы с передовой идеологией

и русской литературой;

- Христианство в стиле русской литературы;

- Библейская образность как характерная составляющая русской литературы ХIХ века;

- Молитва и ее функции в произведениях русской литературы;

- Апокалипсис в изображении русских поэтов и писателей;

- Кризис гуманизма и кризис христианства в

художественном осмыслении.

Отражение богоискательства и «кризиса веры» в русской литературе 20 в.; Советская мифология как феномен негативной замены:

- Рубеж 19-20 веков как проявление кризиса традиционной религии, богоборчества и одновременно богоискательства;

- Советская мифология;

- Проблема добра и зла в романе М. Булгакова;

- Кризис веры в последней трети ХХ в.

Духовно-нравственное содержание современной прозы;

Отражение в русской литературе церковного календаря;


Феномен рождественского рассказа как жанра, его роль в формировании опыта эмоционально-ценностных отношений школьника к себе и к миру.




4


8


8


4


2


6





2


1


1


1


2


1


1


1


2


2


4


2


4






2 (круглый стол)


1 (семинар)


2 (эвристическая беседа)


1 (семинар)


2



Написание рефератов «Крещение Руси как культурное явление», «Христианские темы и мотивы в древнерусской литературы»,


Тестирование


Коллоквиум


Коллоквиум


Коллоквиум


Конспект урока или мероприятия

«Кризис веры в драматургии последней трети ХХ века», «Кризисные тенденции в русской рок-поэзии»


Написание рефератов

(«Изображение силы и хрупкости человеческой души в современном мире» (по произведениям А. Варламова), «Духовно-религиозная тема в поэзии и прозе О. Николаевой», «Изображение традиционных религиозных ценностей православия в книгах В. Солоухина («Капля росы», «Смех за левым плечом»)»


Тестирование


Составление конспекта уроков

V


5.1.


5.2.


5.3.


5.4.


Важность изучения традиционной культуры (фольклора родного края и этнографии) в процессе формирования национальной самоидентификации ребенка

Методика сбора этнографического материала и использование его во внеклассной работе.


Знакомство с работой лаборатории фольклора и этнографии ГОУ ВПО «БГПИ», демонстрация этнографических реалий, видеозаписей, презентация научно-популярного альманаха «Истоки»

Презентация информационно-поисковой системы «Фольклор Воронежского края».

Нужно ли ребенку 21 века знать фольклор, народные обычаи? Как вызвать к этому интерес.


6

Лекция – диалог -


2



2 (диспут ведет учитель-новатор Макашова Л.В.)



1 (экскурсия в лабораторию)


1 (семинар)






VI


6.1.


6.2.


6.3


6.4.

Варианты изучения православной культуры, основ религиозных культур, светской этики в новой школе

Опыт разработки курса «Основы православной культуры» и опыт его применения. Анализ учебника А. Кураева. Его построение, разделы, манера подачи материала. Примеры методического характера. Анализ методики преподавания «Основ православной культуры» А.В. Бородиной и др.

Идет эксперимент: нужна ли религия школе?

Методика преподавания вопросов истории и культуры религии и светской этики в новой школе

Характерные особенности, история и культура основных мировых религий



2


2


4


4



2


2


4






2 (мозговой штурм)


2




Составление тематического плана элективного курса

VII

Использование ЦОР при подготовке интегрированных уроков литературы и уроков по истории мировых религий и светской этики в новой школе.


6

2




4

Предоставление на проверку материалов к урокам на индивидуально заданные темы (уроки по творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, А. Блока и др.), подобранные с использованием ИКТ.




Всего:

72

46

4

22





Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма


Введение

Программа повышения квалификации «Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма» предназначена для школьных учителей русского языка и литературы, учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» или элективные курсы и факультативы по духовной культуре, а также преподавателей средних специальных учебных заведений.

Все содержание курса повышения квалификации и каждое занятие включают следующие блоки: рефлексивный, информативный, практический и творческий, научно-исследовательский.

Рефлексивный блок стимулирует мотивацию участников курсов на изучение избранных проблем.

Информационный блок включает основное содержание изучаемых проблем, ключевые понятия и термины, методические инновационные подходы к преподаванию, списки литературы, ЦОР и др.


Практический блок включает систему вопросов и заданий для самообразования, самоконтроля, анализа и обобщения собственного опыта, опыта учителей-новаторов и школ по решению рассматриваемых проблем.

Творческий и научно-исследовательский блоки включают задания, стимулирующие дальнейшее исследование рассматриваемых проблем, их творческое решение в собственной педагогической деятельности.

Современная социокультурная и образовательная ситуации предъявляют к учителю-гуманитарию (и особенно к учителю русского языка и литературы) серьезные требования. Очевидно, что деятельность педагога должна быть направлена на построение образовательной системы, антропоцентрической по цели, по содержанию и формам организации, поскольку в центре такого обучения находится личность обучающегося как реализация определенного педагогического проекта, предполагающего целостное развитие личности, а не только ее знаниевую образованность.

Его главные черты:

- гуманистическая направленность, проявляющаяся в диалогичности по отношению к личности другого человека и другой культуры, в толерантности;

- творческая активность, креативность;

- рефлексивность;

- постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Цель курса – определение и характеристика инновационных путей в преподавании литературы и основ духовной культуры в школе в контексте современной культурно-образовательной парадигмы.

С основной целью связаны следующие задачи программы.

1. Показ путей изучения художественных текстов с целью воспитания у учащихся отношения к литературе как к особого рода духовной ценности и средству получения знаний о национальной и мировой культурах и о самом себе.

2. Знакомство с практическим опытом преподавания литературы в современной школе учителями-новаторами.

3. Расширение знаний учителей об основных мировых религиях и отражении духовных практик в литературе.


4. Знакомство с опытом преподавания в школах России «Основ православной культуры», разработка конкретных рекомендаций по ведению духовного просвещения учащихся.

5. Знакомство с инновационными подходами к изучению литературы в новой школе.

6. Показ перспективности культурологического подхода к преподаванию литературы и проведения интегрированных уроков.

Программа рассчитана на 72 часа. В ее реализации принимают участие преподаватели кафедр литературы и методики ее преподавания, русского языка и методики его преподавания, учитель-новатор Макашова Л.В.

Формы работы. Кроме академических форм работы (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), предполагаются активные формы проведения занятий (лекция-диалог, лекция с элементами диспута, диспут, эвристическая беседа, круглый стол, мозговой штурм и др.).


I. Коммуникативный аспект речевой культуры педагога (2 ч.)

Содержание

Педагогическое речеведение: педагогическая коммуникативная ситуация, типы и жанры педагогической речи. Грамматика речевого поведения педагога: стратегия, тактика, приемы эффективного общения.

Вид занятия: лекция


II. Приобщение школьников к нравственно-этическим ценностям нации и человечества и формирование духовной культуры учащихся в процессе изучения литературы в новой школе (4 часа)

Основы русской православной культуры и школьный историко-литературный курс – звенья одной цепи, скрепляющие нацию и имеющие государственнообразующее значение.

Роль литературы в формировании у учащихся чувства национального самосознания и патриотического чувства принадлежности к единому многонациональному государству.

Литература – необходимая составляющая воспитания человека, играющая формообразующую роль для каждой нации и утверждающая вечные нравственные ценности.


Вид занятия: лекция, круглый стол (проводит Макашова Л.В., учитель Борисоглебской СОШ № 3, победитель конкурса «Лучший учитель года» (2009 г.), победитель международного конкурса по внедрению в учебный процесс УМК «Вокруг тебя мир»).


III. Методика изучения мировой и национальной культур (литератур) как универсальной знаковой системы (8 ч.)

3.1. Изучение культурной парадигмы и ее национальных проявлений как инновационный подход к преподаванию литературы в новой школе – 2 ч.

Содержание

Литература в ее генетической соотнесенности с духовно-биографическим опытом писателей как творческих индивидуальностей. Многозначный характер художественного образа. Характер, национальный характер (на примере школьных программных произведений). Художественный тип как явление, наиболее актуальное для определенной эпохи. Эстетический идеал как способ проявления в произведении идеалов художника (национальных, социальных, нравственных, философских, религиозных и др.).

Народность творчества (художественного произведения) и определяющие ее факторы. Критерии народности. Народное и национальное.

Вид занятия: круглый стол

Форма контроля: Ответы на вопросы по теме (коллоквиум).


3.2. Место архетипа в современной литературе – 2 ч.

Содержание

Понятие «архетип». Работы К. Юнга. Архетипы, их использование в литературоведении. Архетипы, архетипические образы, архетипоиды. Различные подходы к определению понятия «архетип» в отечественной науке. Роль архетипов в понимании идейно-тематической основы произведения (на примере различных произведений).

Вид занятия: лекция

Форма контроля: литературоведческий диктант по теме

3.3. Культурологический подход к преподаванию литературы в новой школе: литература и театр, литература и живопись, литература и психология, литература и философия – 4 ч.


Содержание

Система К. Станиславского, ее использование в ходе анализа художественного произведения: предлагаемые обстоятельства, действие героев – внутреннее содержание героев, художественные детали.

Г. Лессинг о границах живописи и поэзии. Психологические аспекты в анализе художественного произведения. Л.С. Выготский «Психология искусства». Психологическая школа. Эстетика Гегеля. Эстетика Н.Г. Чернышевского. Литературно-критические и теоретические позиции.

Вид занятия: лекция-диалог

Форма контроля: написание рефератов на темы («Эстетические взгляды Лессинга», «Психологические аспекты анализа художественного произведения» (по работе Л.С. Выготского «Психология искусства»), «Литературоведческие воззрения Гегеля»).


3.4. Методы и приемы использования презентации на уроках литературы. Из опыта работы учителя (проводит Макашова Л.В., учитель Борисоглебской СОШ № 3).

Вид занятия: методический практикум


IV. Основы духовно-религиозной культуры и школьный курс литературы

4.1. Духовно-нравственные особенности древнерусской литературы (4 ч.)

Содержание

Крещение Руси как явление культуры. Истоки и сущность литературы Древней Руси, ее христианские корни. Библия и древнерусские художественные тексты. Агиография как особый род литературы. Связь агиографии с иконописью. Древнерусские жития и патерики. Древнерусское летописание и христианство. Церковь как оплот книжного дела и образования в Древней Руси. Духовно-нравственные основы древнерусской политической мысли и их выражение в ораторской прозе, проповеди и житии, в исторической и воинской повестях. Особенности изучения древнерусской литературы в средней школе (специфика подготовки к урокам учителя и учеников; объектно-субъектный подход к подбору материала; место и роль культурологических аспектов при изучении литературного текста).


Вид занятия: лекция (2 ч.), круглый стол (2 ч.)

Форма контроля: предоставление реферата на заданную тему («Крещение Руси как культурное явление», «Христианские темы и мотивы в древнерусской литературы»).


4.2. Литература и религия в России: органическая связь – разрыв – восстановление

4.2.1 Духовные истоки творчества русских писателей (8 ч.).

Тема 1. Нравственные искания русских писателей XIX века

Содержание

Проблема веры и безверия в русской поэзии и прозе (В.А.Жуковский, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский).

Ситуация исторического «перехода», кризиса, когда индивид выпадал из системы общественных, родовых отношений, и русская художественная «идея», стремящаяся восстановить цельность бытия (Г.Гачев).

Пафос единения человека с национальным целым и космосом на основаниях свободы.

Вид занятия: лекция


Тема 2. Связь русской мифологической школы с передовой идеологией

и русской литературой

Содержание

Роль работ А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, Е.И.Забелина и др. в становлении национального художественного сознания.

Художественная попытка А.Островского «реставрировать» древнюю мифологию славян в «Снегурочке».

Эпопея Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах»). Эволюция понятия «народ» от социологического к мифологемному значению.

Тема 3. Христианство в стиле русской литературы

Содержание

Христианская составляющая стиля русской литературы. Ее профетический характер и жизнестроительность. Христианская основа русской классики XIX в.

Роль библейской образности, христианского предания в русской литературе.

Книги пророков Иова и Исайи в русской литературе.

Переосмысление книги пророка Иова в русской поэзии и прозе. Видение пророка Исайи и его роль во внутренней форме стихотворения А.С. Пушкина "Пророк".


Образ поэта-пророка в романтической поэзии первой половины XIX века и литературе рубежа XIX-ХХ веков.

Христианское "любомудрие" в поэтических произведениях Ф.И. Тютчева.

Н.В.Гоголь и православие.

Библейское слово в произведениях Н.С. Лескова.

Вид занятия: лекция

Форма контроля: коллоквиум


Тема 4. Библейская образность как характерная составляющая русской литературы XIX века

Образ Богородицы и Рождества Христова в русской поэзии и прозе (В.А. Жуковский, А.К. Толстой, В.В. Вересаев и другие).

Образ Богородицы во внутренней форме литературного произведения (М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, М. Горький и другие).

Образ Спасителя в русской лирике: Ф.Н. Глинка, А.С. Пушкин, А.К. Толстой.

Вид занятия: лекция


Тема 5. Библейская образность как характерная составляющая русской литературы XIX века

Страсти Христовы и торжество Воскресения в литургической поэзии и в изображении русских поэтов и писателей (В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбекер, А.Н. Апухтин, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский).

Новозаветная притча и ее литературные образы.

Притча о блудном сыне в творческом переосмыслении А.С. Пушкина ("Станционный смотритель", "Записки молодого человека", "Воспоминания в Царском Селе", 1829).

Вид занятия: лекция-диалог


Тема 6. Молитва и ее функции в произведениях русской литературы

Содержание

Христианская молитва в литературной интерпретации.

Молитва в русской поэзии, ее особенности и функции. (В.К. Кюхельбекер, Н.М. Языков,  Д.В. Веневитинов, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, Е.П. Ростопчина, Н.П. Огарев, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, И.С. Никитин, А.К. Толстой, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Я.П. Полонский).

Литературное переосмысление христианской молитвы в лирике А.С. Пушкина


Вид занятия: лекция-диалог

Форма контроля: коллоквиум


Тема 7. Апокалипсис в изображении русских поэтов и писателей

Содержание

Тема Страшного Суда в русской литературе XIX века (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и другие).

Авторская позиция М.Ю. Лермонтова в его литературном воплощении демонической темы.

Библейский контекст "Легенды о Великом инквизиторе" Ф.М. Достоевского.

Вид занятия: лекция

Форма контроля: коллоквиум


Тема 8. Кризис гуманизма и кризис христианства в

художественном осмыслении

Содержание

Кризис гуманизма и кризис христианства в художественном осмыслении Чехова, Достоевского, Толстого, Лескова.

Религиозно-нравственные искания кризисной эпохи и образ народной «правды», народной веры, «почвы», «общей жизни» в художественной структуре реализма этого периода. Новое общественное отношение к народной старине и поэзии.

Вид занятия: лекция


4.2.2.-4.2.3 Отражение богоискательства и «кризиса веры» в русской литературе 20 века. Советская мифология как феномен негативной замены (8 ч.)

Содержание

Тема 1. Рубеж 19-20 веков как проявление кризиса традиционной религии, богоборчества и одновременно богоискательства (2 ч.)

Искания В. Соловьева, А. Белого, А. Блока, В. Розанова, Л. Андреева, Д. Мережковского, С. Есенина, Е. Трубецкого, П. Флоренского и мн. др.

Революция 1917 года - время насильственного отлучения людей от церкви и официального атеизма, когда в стране закрывались и разрушались церкви, осквернялись мощи святых, сжигались иконы. Сатирическое изображение образов священников (например, «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова).

Тема 2. Советская мифология (1 ч.)

Создание большевиками своей «религии», своих «житий святых и мучеников» (канонизация образа С. Лазо). Замена в сознании большинства людей (особенно молодежи) образа Бога образом Ленина после его смерти и образом Сталина в период культа личности. Составные части «советской мифологии»: миф о «великой семье» (СССР), миф об «отце» (Сталине), миф о «сыновьях» (революционерах-героях, летчиках, героях труда). Социальный заказ на написание мифологизированных биографий «отцов» и «сыновей». Отсутствие свободы совести и свободы творчества.


Тема 3. Проблема добра и зла в романе М. Булгакова

«Мастер и Маргарита» (2 ч.)

Взгляд на происходящее М. Булгакова. Проблема добра и зла – стержневая в итоговом романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Споры о романе. Мнение духовенства, литературоведов, учителей, учащихся. Духовный посыл романа.

Тема 4. Кризис веры в последней трети ХХ в. (3 ч.)

Определенное духовное возрождение в годы войны. Затем вновь откат к официальному атеизму.

Кризис веры в 70-80-е годы. Расслоение общества: кто-то сохранил веру в душе, кто-то продолжал жить, не задумываясь, кто-то искал свою веру, обращаясь к православию, католицизму, буддизму и т.д., кто-то приходил к убеждению, что Бог от нас отвернулся навсегда. Кризис веры объяснялся и социальными причинами (застой, война в Афганистане и т.д.), и нарастанием постмодернистских тенденций в искусстве, и личностными качествами. Переклички в литературе с периодом «серебряного века». Трагедия человека в произведениях Л. Андреева – трагедия одиночества, разочарования и богооставленности. Сходное настроение в пьесе Н. Садур «Панночка» (1985-1986 гг.). Отражение кризиса веры в рок-текстах 70-80-90-х годов («Мотоциклетка», «Его там не было», «Эпидемия» группы «Агата Кристи»), в стихотворениях В. Высоцкого «Моя цыганская», «Райские яблоки» и др.

Еще одно проявление кризиса веры – начало крушения в перестройку (с ослаблением цензуры) некоторых культурных мифов (например, «булгаковского мифа»). Причины этого явления: постмодернистские настроения, прагматизм большей части населения, включение произведения в школьную программу.

Пример двойного кризиса веры (и в официальную церковь, и в «булгаковский миф») являет собой стихотворение А. Макаревича 80-х годов «Пооткрыли вновь церквей».

Духовно-религиозная составляющая в русской авторской песне и рок-поэзии (Б. Окуджава, «Алиса», «ДДТ»).

Вид занятия: лекция (4 ч.), семинар (2), эвристическая беседа (2ч.)


Форма контроля: конспект урока или мероприятия на тему («Кризис веры в драматургии последней трети ХХ века», «Кризисные тенденции в русской рок-поэзии»).


4.2.4 Духовно-нравственное содержание современной прозы – 4 ч.

Содержание

«Малая родина», крестьянский «лад» и православная вера как основные ценностные ориентиры в книге В. Солоухина «Смех за левым плечом».

Духовные поиски героев религиозной прозы второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ в. Отстаивание христианских ценностей в современном обществе в произведениях О. Николаевой («Инвалид детства» и «Курс из рода серафимов»).

Постижение истины и веры в прозе А. Варламова («Паломник», «Лох»).

Форма проведения: лекция

Форма контроля: написание рефератов на темы («Изображение силы и хрупкости человеческой души в современном мире» (по произведениям А. Варламова), «Духовно-религиозная тема в поэзии и прозе О. Николаевой», «Изображение традиционных религиозных ценностей православия в книгах В. Солоухина («Капля росы», «Смех за левым плечом»)».


4.2.5 Отражение в русской литературе церковного календаря – 2 ч.

Содержание

«Лето Господне» и «Богомолье» И.С. Шмелева как апофеоз русского православия. Бытовая религия как первооснова национального характера и быта. Кольцевая композиция романа «Лето Господне»: отражение годового цикла православных праздников. Образ «светлого царства русского». Православный календарь и буднично-бытовые дела жителей «нашего двора».

Бытовое православие глазами ребенка.

Авторская эсхатологическая концепция бытия.

Форма проведения: лекция

Формы контроля: тестирование

    1. Феномен рождественского рассказа как жанра, его роль в формировании опыта эмоционально-ценностных отношений школьника к себе и к миру (6 ч.)


4.3.1. Праздник Рождества в сознании и культуре русского народа (1 час)

      1. Рождественский рассказ как жанр русской литературы (Н. Лесков «Христос в гостях у мужика») (1 час)

4.3.3. Традиционные святочные истории в русской литературе 19 – начала 21 века Гоголь. Н. В. «Ночь перед рождеством», Н. Лесков «Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Пугало», А. Бестужев-Марлинский «Страшное гадание», И. Шмелев «Чудесный билет», Л. Андреев «Что видела галка», В. Набоков «Рождество», В. Токарева «Рождественский рассказ», Л. Улицкая «Капустное чудо», В. Крупин «Зимние ступени» (2 часа)

      1. Жанровые модификации рождественского рассказа. Непародийные модификации жанра. Ф. Досоевский «Мальчик у Христа на елке», Ф. Сологуб «Рождественский мальчик», Л. Андреев «Ангелочек», А. Куприн «Белый принц», А. Аверченко «Рождественский день у Киндяковых», Н.Тэффи «Неживой зверь» (2 часа).

Форма работы: лекция (4 ч.), семинар (2 ч.)

Форма контроля: составление конспектов уроков по избранным произведениям


V. Важность изучения традиционной культуры (фольклора родного края и этнографии) в процессе формирования национальной самоидентификации ребенка – 6 ч.

    1. Методика сбора этнографического материала и использование его во внеклассной работе – лекция (2 ч.).

    2. Знакомство с работой лаборатории фольклора и этнографии ГОУ ВПО «БГПИ», демонстрация этнографических реалий, видеозаписей, презентация научно-популярного альманаха «Истоки» - экскурсия (1 ч.).

    3. Презентация информационно-поисковой системы «Фольклор Воронежского края» – семинар (1 ч.)
    4. Нужно ли ребенку 21 века знать фольклор, народные обычаи? Как вызвать к этому интерес (диспут проводит Макашова Л.В., учитель Борисоглебской СОШ № 3).


Вид занятий: лекция (2 ч.), экскурсия (1 ч.), семинар (1 ч.), диспут (2 ч.).


VI. Варианты изучения православной культуры, основ религиозных культур, светской этики в новой школе.

6.1. Опыт разработки курса «Основы православной культуры» и опыт его применения. Анализ учебника А. Кураева. Его построение, разделы, манера подачи материала. Примеры методического характера. Анализ методики преподавания «Основ православной культуры» А.В. Бородиной и др. (2. ч.).

Вид занятия: лекция.

6.2. Идет эксперимент: нужна ли религия в школе?

Обобщение опыта, споры и поиск перспективных путей преподавания курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики» (2 ч.).

Вид занятия: мозговой штурм.

6.3. Методика преподавания вопросов истории и культуры религии и светской этики в новой школе.

Создание элективных курсов, факультативов по изучению мировых религий и светской этики. Создание тематического плана. Подбор библиографии. Знакомство с необходимыми ЦОР. (4 ч.).

Вид занятия: лекция, лабораторное занятие.

Форма контроля: составление тематического плана элективного курса

6.4. Характерные особенности, история и культура основных мировых религий.

Понятие о христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме. Добро и зло в мировых религиях. Отражение мотива противостояния добра и зла в народных сказках разных народов, религиозных легендах, пословицах и др. Буддистская картина мира в японской поэзии. Поэтика духовных стихов и сур Корана и др. (4 ч.).

Вид занятия: лекция-диалог.


VII. Использование ЦОР при подготовке интегрированных уроков литературы и уроков по истории мировых религий и светской этики в новой школе (6 ч.).

Содержание

Новые информационные технологии при обучении литературе. Решение учебных задач разного уровня сложности при помощи ЦОР «Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература». Интеграция предметов гуманитарного цикла с использованием ЦОР «Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (отечественная история, литература, искусство)». Использование ЦОР при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание»

Особенности проведения учебного занятия – творческой мастерской - с использованием ЦОР (творчество С. Есенина).

Вид занятия: лекция (2 ч.), лабораторная работа (4 ч.)

Форма контроля: предоставление на проверку материалов к урокам на индивидуально заданные темы (уроки по творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, А. Блока и др.), подобранные с использованием ИКТ.


  1. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Капрусовой, С.Ю. Толоконниковой. – Борисоглебск, 2010.


4. Контрольные задания

Итоговое контрольное задание – предоставление учебного портфолио, собранного за время обучения на курсах.


5. Литература

Основная литература

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологического курса. Изд. 2-е, перераб.– М., 2008.

  2. Виноградов И.И. Духовные искания русской литературы. – М., 2005.

  3. Гончарова Н.Н. Поэтика новозаветной притчи: опыт понимания. – М., 2005.
  4. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Т. 1–6. – М., 2001-2005.


  5. Евангельский текст в русской литературе 18-20 веков. – Петрозаводск, 2006.

  6. Модернизация преподавания литературы в новой школе и современная культурно-образовательная парадигма: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Капрусовой, С.Ю. Толоконниковой. – Борисоглебск, 2010.

  7. Олеся Николаева: Поэзия – одна из форм духовной активности человека // Литература. – 2008. - № 11. – С. 34-36.

  8. Поль Д. Проблема архетипа в современном литературоведении // Литературная учеба. – 2006. - № 1. – С. 171-176.

  9. Пранцова Г. В. Рождественская проза в русской литературе 19-20 веков: элективный курс для 10-11 классов. – Пенза: ПГПУ, 2009.

  10. Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сб. науч. статей. Вып.7. Т. 2. – М., 2008.


Дополнительная литература

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры. – М., 2002.

  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. – Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002.

  3. Дунаев В.В. Православие и русская литература. Т. 1-6. – М., 2001.

  4. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып. 1-4. – Петрозаводск, 1994-2005.

  5. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – М., 2004.

  6. Капрусова М.Н. Мотив очередного кризиса веры в литературе последней четверти ХХ века (диалог М. Булгакова с А. Макаревичем) // Литература в современном культурном пространстве: Сб. науч. тр. – Курган, 2005. – С. 54-60.

  7. Кларк К. Сталинский миф о «великой семье» // Вопросы литературы. – 1992. – Вып. 1.

  8. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. – М., 2001.
  9. Лавров А.В. Мифотворчество «аргонавтов» // Миф – фольклор – литература / Отв. ред. В.Г. Базанов. – Л., 1978.


  10. Леонов С.А. Литература: Интегрированные уроки: 8-9 классы: Пособие для учителя. – М., 2003.

  11. Миронова Л.В., Сердюк М.А. Организация внеклассной работы по возрождению народных традиций в образовательных учреждениях: методическое пособие. – Борисоглебск, 2004.

  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: Academia, 1999.

  13. Полуэктова И.А. «Богомолье» И.С. Шмелева: к вопросу о жанровом своеобразии // Полуэктова И.А. Литература русского зарубежья: Жанрово-тематическое своеобразие прозы (И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, В. Набоков): учеб. пособие. – Борисоглебск, 2007. – С. 51-57.

  14. Попова Е.В. «Есть ценностей незыблемая скала»: Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. – 2003. - № 7.

  15. Пранцова Г.В. Рождественская проза в русской литературе 19-20 веков: элективный курс для 10-11 классов. – Пенза, 2009.

  16. Русская литература ХIХ века и христианство. – М., 1997.


Интернет-источники

  1. http://www.philology/ru/interature2.htm

  2. http://www.maly.ru/repertuar/bigmoney.html

  3. http://www.ckct.org.ru/study/phil/phil34.shtml

  4. Протоиерей Евгений Шестун. Материалы к концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения россиян: Постановка проблемы

// http://www.samara.orthodoxy.ru/Shkola/Material.html
  1. Протодиакон Андрей Кураев: На стороне авторов учебника «Основ православной культуры» — гений русского языка //

http://www.rus-obr.ru/day-comment/4878

  1. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе // http://www.nauka-slovo.ru/node/81


  2. Свешников Б. Духовная культура России // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Svesh/index.php.


2.3 Условия реализации программы повышения квалификации

(характеристика материально-технической базы)

Занятия проводятся в специализированных кабинетах, к услугам слушателей психологическая служба института, библиотечный фонд вуза, электронные библиотечные ресурсы, медиа-зал, интерактивная доска, им предоставляется открытый доступ в сеть Интернет.


2.4. Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ

Занятия на курсах проводятся с использованием приемов и методов современных образовательных технологий (лекция-диалог, круглые столы, мастер-классы, «мозговой штурм», эвристические беседы, деловая игра, диспут, экскурсия в творческую лабораторию учителя и др.)

В рамках программы организуется круглый стол «Нужно ли ребенку 21 века знать фольклор, народные обычаи?» с участием Макашовой Л.В., учителем Борисоглебской СОШ №3, победителем конкурса «Лучший учитель года - 2009», победителем международного конкурса по внедрению в учебный процесс УМК «Мир вокруг тебя»


Приложения к разделу 1


Приложения к разделу 2