repead.ru 1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА


НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Тимофеева Т.М.

МОУ «СОШ с. Лозное

Чернянского района

Белгородской области»


Православная культура – это новый предмет для современной светской школы, объектом его изучения является процесс развития культурного феномена – православной культуры.

Восприятие культурных явлений невозможно без эмоционально-оценочного отношения, увлечённости предметом, активизированной потребности его изучения, поэтому образовательный процесс по освоению данного курса может быть только личностно – ориентированным (индивидуализированным).

«Я есть мой выбор», - утверждал известный французский философ и писатель Жан-Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека.

Поэтому на своих уроках формирую у учащихся навыки осознанного и желаемого выбора, который помогает ребёнку формировать свою индивидуальность. С данной целью осуществляется проектирование различных ситуаций, обеспечивающих вариативность образовательного процесса.

Ситуация выбора - это, в нашем понимании, спроектированный этап урока, на котором ученикам даётся возможность избрать наиболее предпочтительный вариант учебной задачи для проявления своей активности, средствами достижения целей.

Образовательный выбор не возникает случайно. Он моделируется, строится в учебном процессе. При этой совместной работе с детьми, ребёнок становится субъектом деятельности, что оказывает развивающее влияние на его личность. Создавая такие ситуации, учитываю и степень готовности учащихся к адекватному выбору. Этому приходится системно учить учащихся посредством принятия самостоятельных решений, учитывая свои возможности, адекватно действовать при совершении выбора, аргументировано объяснять его.

Предлагая учебные задания на выбор, прогнозируем процесс и результаты деятельности учащихся по усвоению объёма знаний, умений для успешного решения разноплановых задач. Для обеспечения правильных действий учащихся в ситуации выбора, вариативный материал включается в канву урока системно.


В процессе педагогической деятельности сформировался алгоритм построения ситуации выбора:

1. Формирование целей применения ситуации выбора.

2.. Определение этапов урока, на котором будут использованы эти ситуации.

3. Выявление содержания учебного материала, при изучении которого учащиеся осуществляют выбор.

4. Разработка вариативных заданий.

5. Определение в ходе учебных занятий оптимальных моментов для создания ситуации.

6. Анализ и оценка эффективности реализации ситуации.

7. Рефлексия.

В процессе работы по данному алгоритму, удалось спроектировать и структурировать учебный материал по различным темам курса «Православная культура». Это позволяет учащимися в зависимости от уровня познавательного интереса и познавательных способностей самостоятельно определять векторы личностного развития средствами учебного предмета.

Ниже приведена матричная схема вариативных заданий по различным темам.


Русские православные храмы (5класс)

Храмовое зодчество Руси (9 класс)

Для детей, склонных к изобразительному искусству

Для детей, склонных к гуманитарным наукам

Для детей, склонных к исследовательско-творческой деятельности

Рисование на тему:

1) «Храмы святой Руси» (нарисовать и в краткой форме написать историческую справку)

2) Храм Христа Спасителя в Москве – памятник славы русского народа (нарисовать и написать мини-сочинение

Подготовка рефератов на тему:


1) Храм Христа Спасителя – главный собор России.

2) Роль храмов в жизни русского человека.

3) Уникальность русского православного зодчества.

4) История храма Пресвятой Богородицы на Нерли.


Выполнение творческих проектов.

1) Храмы Москвы и Санкт-Петербурга (история православных храмов).

2) Чернянка православная (история действующих храмов).



Русские православные праздники

(сквозная тема)

Для детей, склонных к изобразительному искусству

Для детей, склонных к гуманитарным наукам

Для детей, склонных к исследовательско-творческой деятельности

Рисование на тему:

1) «Пасха – светлое Христово Воскресенье».

2) «Рождество Христово» (роспись пасхальных яиц).

3) Рождественская ёлка (Почему и когда стали украшать ёлку).

4) Первый снег в день Покрова.

Подготовка рефератов на тему:

1) Пасха- история, обычаи.

2) Где и как празднуют православные праздники?

3) Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (история праздника)

Выполнение творческих проектов:

1) Праздник праздников и Торжество торжеств – Пасха.

2) Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России?

3) Святочные обычаи.

4) Почему на Рождество украшают ёлку?

Иконопись Руси (5класс)

Православная икона (10 класс)

Составление альбома иллюстраций по темам:


1) « Лик православной Руси».

2) « Русские святые глазами детей».


Подготовка рефератов и докладов на тему:

1) Владимирская икона Божией Матери: история создания и чудеса во спасение Руси.

2) Основы иконографии православной церкви: когда и как была написана первая икона Богородицы.

3) Казанская икона Божией Матери: история и чудеса во спасение Руси.

Выполнение творческих проектов:

1) О чём рассказывают иконы?

2) Что в иконе самое главное?

3)В чём радость православной иконы?

4) Андрей Рублёв и русская иконопись.

Перед выполнением таких заданий предлагается памятка:

1. Внимательно прочти все варианты учебных заданий.

2. Постарайся осмыслить каждое задание.

3. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.

4. Мысленно выбери то задание, которое соответствует твоим возможностям.

5.Постарайся объяснить самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является наилучшим.

6. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.

7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Если учащиеся изъявили желание работать в группах, то им рекомендуется:

1. Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.

2. Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения каждого из них.

3. Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдается коллективное предпочтение.

4. Разработайте план совместных действий по решению избранного задания.

5. Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внёс свой вклад в выполнение задания.


6. Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.

7. Проанализируйте результаты коллективного труда.

Создавая условия выбора на учебных занятиях, определяем параметры максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. При этом наглядно проявляется повышение мотивационно-ценностного отношения учащихся к учению, к процессу и результатам совместной деятельности. Меняется позиция ребенка в образовательном процессе от набюдательно-пассивной к осмысленно-деятельностной. В результате этого осуществляется гуманизация образовательного процесса и повышение качества знаний учащихся.


Библиографический список


1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 2001.№ 1.

2. Ловцов Д. А., Богорев В. В. Адаптивная система индивидуализации обучения // Педагогика 2001. № 6

3. Роджерс К. Становление личности. М., 2001

4. Горелик И. Ф., Степанов Е. Н. Характерные черты личностно- ориентированного урока // Завуч.2000. № 6.

5. Степанов Е. Н., Горелик И. Ф. Личностно- ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. М., ТЦ Сфера, 2003.