repead.ru 1

Глава 2


ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ



2.1 Общие положения


Боевая подготовкаэто комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Она проводится в мирное и в военное время, от ее качества в значительной степени зависят боеспособность и боевая готовность войск. Боевая подготовка включает одиночную подготовку военнослужащих (в т.ч. командирскую подготовку), подготовку (слаживание) подразделений, частей, соединений и органов управления (штабов).

В ходе боевой подготовки проводятся занятия, тренировки, учения, боевые стрельбы. На них военнослужащие изучают воинские уставы, вооружение и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения, части и соединения отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач. Боевая подготовка проводится согласно требованиям уставов, наставлений, инструкций, руководств, приказов и директив командования.

Содержание боевой подготовки, формы и методы обучения определяются учебными планами и программами. Задачи по боевой подготовке в Вооруженных Силах РФ ставятся Министром обороны Российской Федерации.


2.2 Одиночная подготовка


Цель одиночной подготовки - дать военнослужащим знания, привить до автоматизма и совершенства умения и навыки, необходимые для выполнения обязанностей в бою, при обращении с оружием, военной техникой и несении повседневной службы.

Одиночная подготовка сержантов и солдат, в том числе проходящих военную службу по контракту, включает в себя:

- первоначальную (общевойсковую) подготовку военнослужащих, в том числе поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат;

- приобретение знаний, умений и навыков по занимаемой должности (военно-учетной специальности);


- изучение основ обучения и воспитания личного состава, выработку командирских качеств у сержантов;

- допуск сержантов и солдат к самостоятельной работе на технике, несению боевого дежурства (дежурства) в составе смен расчетов;

- подготовку и сдачу зачетов на присвоение (подтверждение) классной квалификации, освоение смежной специальности;

- подготовку к действиям в составе дежурных смен, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований);

- подготовку в составе отделений, расчетов, подразделений (воинских формирований), воинских частей и соединений, которая проводится с целью обеспечения их постоянной готовности к ведению боевых действий в любых условиях обстановки.

Подготовка исполнителя (солдата) начинается с одиночной подготовки, в процессе которой он в совершенстве, до автоматизма отрабатывает способы действия при оружии.

При этом командир постоянно управляет процессом обучения, а начальник обеспечивает его, совершенствуя свои знания и умения в системе командирской подготовки. Кроме того, начальники родов войск и служб должны обучать исполнителей - солдат боевых подразделений, по вопросам всестороннего обеспечения.

Основным принципом обучения является личный пример командиров и начальников: «Делай как я». Все контрольные занятия и проверки (стрельба, вождение, выполнение нормативов по различным предметам обучения) следует начинать с проверки подготовленности командиров, что повысит не только ответственность сержантов за личную подготовку, но и положительно скажется на всем учебном процессе.


2.3 Слаживание отделений, расчетов


Подготовка расчетов, отделений и подразделений (воинских формирований) проводится в ходе их последовательного слаживания (боевого слаживания) в условиях, максимально приближенных к боевым.

Цель слаживания - обучение до автоматизма военнослужащих согласованным действиям в составе расчетов, отделений, подразделений (воинских формирований) с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач по предназначению в различных условиях обстановки.


Слаживание предусматривает последовательную подготовку подразделений до роты включительно. Совершенствование уровня подготовки происходит в процессе отработки тем по другим предметам боевой подготовки, вопросы которых дополняют уровень умений и навыков в приемах и способах действий. Наряду с этим, согласованное по времени планирование тематики командирской подготовки способствует целенаправленной и последовательной подготовке командиров отделений в отработке предстоящих тем. Знания, умения и навыки обучаемых накапливаются постоянно и суммируются вследствие непрерывности процесса обучения.

Слаживание подразделения осуществляется путем организации взаимодействия через управление командиром. Управляя и организуя взаимодействие, командир учится сам.

При слаживании отделения - солдаты (исполнители) до совершенства отрабатывают способы действий в различных условиях обстановки в составе отделения, а командир отделения организует взаимодействие внутри.

Последовательность


обучения и слаживания отделений, расчетов (вариант)

Обучаемые

Подготовка
Одиночная

Отделение (расчет)
Исполнитель

(солдат)

Отработка способов действий при оружии до совершенства и автоматизма

Отработка способов действий в составе отделений в различных условиях обстановки до совершенства + взаимодействие внутри

Командир

отделения


Организует учебный процесс и управляет им

Командир отделения управляет (командир взвода организует и обучает)

Командир взвода

Обеспечивает учебный процесс материальными средствами по своим вопросам

Обеспечивает учебный процесс материальными средствами по своим вопросам




1 месяц

контрольные занятия

1 месяц

контрольные занятия


При этом командир отделения осуществляет управленческую функцию (управляя процессом обучения), а также, наряду с солдатами, становится исполнителем, совершенствуя свои навыки в организации боевых действий.

Командир взвода осуществляет управленческую (руководит процессом слаживания отделения) и методическую (обучает командира отделения организации боя на местности и ведению боевых действий) функции.

Командир роты, батальона и начальники служб выполняют функции обеспечения.


2.4 Сущность, принципы, методы и формы обучения


2.4.1 Сущность процесса обучения


Обучение военнослужащих – педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) подчиненные приобретают необходимые знания, умения и навыки, из чего, в конечном счете, слагается воинское мастерство.

Знания - закрепленные в памяти различные сведения в виде систематизированных понятий и образов. Знания выражаются в правилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями завершается их применением на практике. В бою мало знать, как надо действовать. Необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усвоения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развиваются необходимые умения и навыки.


Умения - способность обучаемых применить знания и навыки на практике для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей. В процессе их формирования воин переходит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскивание. На формирование их направлена вся полевая выучка войск.

Навыки - автоматически выполняемые действия, представляющие собой составную часть сознательной деятельности человека. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают сознание и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточиться на решении основной задачи.

Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последующей многократной тренировкой составляют основу последовательности формирования у солдат необходимых им навыков и умений.


2.4.2 Принципы обучения


Принципы обучения - это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспитания и раскрывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков у обучаемых.

В принципах обучения выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, навыков и умений; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Научность обучения определяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходимости воинской службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принципа немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.


Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип отражает объективную необходимость готовить личный состав в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить занятия с полной нагрузкой, без послаблений и упрощений.

Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых. Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу.

Наглядность в обучении диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении - сформировать у воинов прочные знания, навыки и умения, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современном бое.

Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры).

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении означает, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Обучение на высоком уровне трудностей требует, чтобы обучаемые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками при высоком напряжении своих умственных способностей и физических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть легкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий.


Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способствуют систематические повторения учебного материала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходят в процессе практической деятельности обучаемых. Поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и конкретно кем отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и привития навыков в самостоятельной работе.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Коллективизм как единство мысли, воли, действия, и ответственности личного состава является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход - это хорошо знать духовные и физические особенности каждого воина и воздействовать на него с учетом этих особенностей.


2.4.3 Методы обучения


Методы военного обучения - это приемы и способы совместной работы обучающего и обучаемых, при помощи которых командир (обучающий) достигает передачу и усвоение подчиненными (обучаемыми) знаний, формирование у них умений и навыков, выработку морально-боевых и психологических качеств, обеспечивает слаживание подразделений, воинских частей и их штабов.

Основными методами обучения являются устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа.

Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении воинов с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.


Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по боевой подготовке, которое осуществляется в ходе бесед, классно-групповых и семинарских занятий.

Беседа представляет собой способ вооружения знаниями воинов путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, для товарищеских дискуссий.

Показ (демонстрация) - наиболее эффективный путь обучения воинов разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у воинов создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления вооружением и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у воинов навыков и умений.

В ходе упражнений воины овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.


Практическая работа выполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, умений и навыков. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется и совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач.

Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учебы личного состава. Метод самостоятельного изучения материала - это совокупность приемов и способов, с помощью которых воины без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- (видео)- и радиопередач.

В учебных подразделениях подготовка курсантов проводится с применением методики планомерного и поэтапного привития знаний, умений и навыков. Суть ее состоит в том, что обучение курсантов ведется с использованием учебно-тренировочных карт (УТК) и учебных задач. Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют операции (подготовка вооружения к стрельбе, настройка радиостанции и т. д.). Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по три человека. Из них один читает УТК, другой показывает названное на макете или реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал. Обучение курсантов ведется сначала с использованием полных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем - сокращенных УТК, в которых указываются только основные (ключевые) действия.

Командир отделения должен непосредственно участвовать в изучении обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, помочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых на занятии.



2.4.4 Формы обучения


Форма обучения – организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, вооружения и военной техники.

Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения.

В процессе теоретических занятий осуществляется усвоение воинами общественно-политических знаний, теоретических основ современного боя, физических основ и принципов работы вооружения и военной техники. Этому служат лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты (занятия в специально оборудованных классах), самостоятельная подготовка, консультации и т. д.

В группу практических занятий входят тактико-строевые и тактические занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом плацу, спортивном городке, макете местности. В ходе этих занятий воины овладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на технике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).