repead.ru 1 2 ... 7 8
ГКУК «Пермская государственная ордена Знак Почета краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького


Отдел научно-исследовательской и методической работы


Экологическая культура и информация

в интересах устойчивого развития


Материалы VII краевого конкурса работы

библиотек по экологическому просвещению


Пермь 2007


Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития. Материалы VII краевого конкурса работы библиотек по экологическому просвещению / Перм. гос. краев. универс. б-ка им. А. М. Горького, отд. науч.-исслед. и метод. работы. - Пермь, 2007. 130 С.


В сборник вошли материалы конкурсных работ муниципальных и школьных библиотек Пермского края по экологическому просвещению населения; статьи об опыте работы, программы, проекты, сценарии, результаты социологических исследований, тесты, документы по организации и проведению VII краевого конкурса работы библиотек.


Составитель М.С.Щеколдина


Компьютерный набор М.С.Щеколдина

и верстка Н.И.Мымрина


Ответственный за выпуск,

редактор Л.С.Ведерникова


Ризограф

Тираж 150 экз.


Содержание



От составителя ……………………………………………………

Официальные документы


Положение краевого смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития» ……………………..

Приказ ПГКУБ им.А.М.Горького об итогах краевого смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития»………………………………………………….

Из опыта работы библиотек


Волкова О.М. Формирование экологической культуры и у детей ……………………………………………………………………..

Иванова Г.А. Программа экологического просвещения детей младшего школьного возраста «Лесовичок» …………………………


Частухина О. Из опыта работы Кишертской центральной библиотеки по экологическому просвещению населения …………..

Казанцева Е.Н. Об итогах районного конкурса «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития»………………………………………………………………..

Терехина Н.Н. Информационные потребности пользователей по проблемам экологии………………………………………………..

Трофимова Н.Б. Экологическое просвещение населения в Березёвском районе…………………………………………………….

Пантелеева М.М. Роль школьной библиотеки в экологическом просвещении населения ……………………….…….

Турова Л.А. Центр экологической информации……………

Чалова Е.Л. Деятельность библиотеки в интересах устойчивого развития………………………………………………….

Орлова Е.В. Об итогах первого этапа краевого смотра-конкурса работы библиотек…………………………………………..

Проекты, программы


Издание сборника «Экология Лысьвы: прошлое и настоящее». Программа………

«Услышать зов родной земли». [Проект МУК «Б-Сосновская МЦБ»]…………………………………………………………………..

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Проект [МУК «ЦБС» г.Кунгура]……………………………………………………………….

Живая планета – живая душа».

Проект [Майской сельской библиотеки-филиала №12 МУК «Краснокамская МЦБС»]……………………………………………..

Сценарные материалы


Экологический турнир «Эта хрупкая планета по имени «Земля»………………………………………………………………….

Экологическая тропа в селе Усть-Кишерть. Эколого-краеведческая викторина «Достопримечательные и историко-культурные памятники Кишертского района»…………………….…

Экологическая беседа «Особо охраняемые природные территории»……………………………………………………………..

Аква-путешествие «Её величество – Вода» …………………..

Бенефис в честь реки «Шудья – счастливая река» ……………

Экологический утренник «Давайте беречь природу»…………

Экологический урок-викторина «Есть в травах и цветах целительная сила» ……………………………………………………..


Из мини-сочинений

Анкеты, тесты


От кого зависит чистота нашего поселка. Анкета……………

Моё отношение к природе. Тест……………………………….

Умеешь ли ты охранять природу? Тест ………………………

Электронные издания


Природа и мы. Аннотированный список

электронных изданий………………………………………….

Экологические журналы в сети Интернет……………………


ПОЛОЖЕНИЕ

краевого смотра - конкурса работы библиотек по экологическому

просвещению населения «Экологическая культура и информация в

интересах устойчивого развития»


Общие положения

Цель смотра-конкурса:

выявление лучшего опыта работы библиотек по экологическому просвещению населения, направленному на распространение экологической информации о состоянии окружающей среды и повышению экологической культуры жителей Пермскою края в интересах устойчивого развития общества. Задачи смотра-конкурса:

- увеличения состава пользователей экологической информации;

организации совместной деятельности библиотек с законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, учреждениями культуры и образования по экологическому просвещению населения для решения экологических проблем на местном, региональном уровнях;

- освоение и применение библиотеками, современных информационно-коммуникационных технологий в работе по предоставлению населению сведений о состоянии окружающей среды.

  1. Учредитель смотра - конкурса - министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края,

  2. Сроки проведения смотра - конкурса: с апреля по август 2007 года в два этапа.

В целях организации, проведения и подведения итогов первого и второго этапа смотра - конкурса при центральных библиотеках создаются городские/районные оргкомитеты и организационный комитет на краевом уровне, осуществляющие также функции жюри конкурса.


1.2.2. Жюри информирует библиотеки, население через средства массовой информации о сроках проведения смотра конкурса и сроках приема конкурсных документов и сроках приема конкурсных материалов.

1.2.3. Жюри анализирует представленные материалы, подводит итоги и определяет победителей конкурса.

1.2.4. Решение жюри смотра конкурса принимается голосованием простым большинством голосов присутствующих, и оформляются протоколом.

2. Проведение смотра - конкурса

2.1. Смотр - конкурс проводится среди межпоселенческих, детских и муниципальных библиотек поселений, библиотек образовательных учреждений по соответствующим номинациям:


  • «Лучший экологический информационно - просветительский центр Пермского края среди городских муниципальных библиотек»;

  • «Лучший экологический информационно - просветительский центр Пермского края среди межпоселенческих муниципальных библиотек»;

  • «Лучший экологический информационно - просветительский центр Пермского края среди муниципальных библиотек поселений»;

  • «Лучший экологический информационно просветительский центр

Пермского края среди детских муниципальных библиотек»;

* «Лучший экологический информационно - просветительский центр Пермского края среди библиотек образовательных учреждений».

  1. Библиотеки - участники первого этана смотра - конкурса, направляют в городские/районные оргкомитеты свои конкурсные материалы, представляющие достижения по экологическом) просвещению населения за 2006 - 2007 годы, до 10 августа 2007 г. До 31 августа оргкомитетам поселений передать работы в отдел Центр экологической информации и просвещения ПГКУБ им. А.М Горького.
  2. В заключительном этапе смотра - конкурса принимают участие победители первого этана по номинациям, представление которых осуществляют городские/районные оргкомитеты.


2.4. В случае отсутствия городского/районного смотра - конкурса работы направляются в краевой оргкомитет по рекомендации руководителя учреждения.

3, Требования к работам, представляемым на первый этап смотра - конкурса

  • Наличие систем, экологического просвещения; перспективные планы работы, долгосрочные и краткосрочные библиотечные программы, проекты, реализуемые совместно с органами власти местного самоуправления, учреждениями культуры, природоохранными органами территорий предоставление экологической информации для ежегодных материалов администрации поселения и природоохранных структур.

  • Устойчивые связи с органами местного самоуправления, учреждениями культуры и образования, экологическими структурами, заинтересованными в экологическом просвещении, специалистами экологами и краеведами с другими библиотеками в области ресурсною обмена информацией экологической тематики.

Направленность деятельности библиотеки на содействие природоохранным и другим организациям в решении экологических проблем поселения. Целенаправленное информационное обеспечение специалистов, принимающих решения по вопросам экологии.

* Выполнение библиотекой функции методического центра для городских/поселенческих библиотек своего .города/района по вопросам экологического
просвещения населения. Выявление библиотек, имеющих авторские программы и различные инновационные формы экологическою просвещения. Обобщение и трансляция передового опыта. (Для центральных библиотек)

Наличие экологического центра в структуре библиотеки. Содержание его работы. Участие структурных подразделений библиотеки в экологическом просвещении населения. Создание экспериментальных площадок или других структур по отдельным направлениям экологического просвещения с учетом возрастных категорий читателей.

* Обеспеченность информационными краеведческими материалами по экологической ситуации в городе/районе.


Разработка и практика библиографической деятельности по раскрытию фонда экологической литературы с учетом многоаспектности экологической проблемы. Отражение этой работы в справочно-библиографическом аппарате.

Развитие и использование новых технологий, всесторонне раскрывающих фонд экологической литературы в общем фонде библиотеки, формирование баз данных.

создание СD-ROМ по проблемам экологии гуманитарного, образовательного профиля для удовлетворения информационных запросов потребителей по экологической проблематике и формирования экологической культуры граждан. (Для центральных библиотек)


  • Научно-исследовательская работа в области формирования экологической культуры у населения. Социологические исследования для обеспечения информационных потребностей читателей. Организация и проведение научно-практических конференций. Публикации в профессиональных изданиях научно-методических статей по проблемам экологического просвещения. Разработка методических материалов. (Для центральных библиотек)

  • Выявление и использование на практике инновационных форм и методов

работы в информационно библиографическом обслуживании, с учетом возрастных, физических возможностей, образовательных и социальных признаков пользователей библиотеки.

  • Нравственно - эстетические и правовые аспекты в работе с населением. Использование произведений художественной литературы изобразительного искусства, музыки. Информационная поддержка экологического образования. Творческое содружество с образовательными учреждениями и их библиотеками, оказание помощи пользователям в выборе литературы при подготовке к рефератам, выступлениям на конференциях и т.д.
  • Целенаправленная работа с руководителями чтения (библиотекари, преподаватели и другие категории потребителей, занимающиеся экологическим образованием, просвещением, воспитанием). Обеспечение их методическими материалами, пособиями и специализированной информационной базой. Организация для них консультаций специалистов - экологов по проблеме.


  • Участие в организации и проведении природоохранных акций. Наличие актива, участвующего в экологическом просвещении населения, в улучшении экологической обстановки поселения.

  • Наличие постоянно действующей системы повышения уровня экологической подготовки библиотекарей (организация и участие специалистов в тематических школах, семинарах, стажировках и др.).

  • Организационное и методическое обеспечение, проведение городских/районных смотров-конкурсов работы библиотек поселения по экологическому просвещению населения. Выпуск аналитических материалов по его итогам. (Для центральных библиотек)

  • Издательская деятельность (методические, библиографические пособия. материалы научно-практических конференций, обобщение работы библиотек и т.д.) по

экологической проблематике и экопросвещению. Обеспеченность этими материалами

муниципальных библиотек города, поселений района. (Для центральных библиотек)

  • Продвижение информационно - просветительской деятельности через СМИ, презентации, выпуск рекламной продукции: буклетов, памяток, приглашений и др.

  • Подтверждение эффективности работы библиотек по экологическому просвещению населения через письменные отзывы специалистов администрации, экологов, педагогов и населения, публикации в СМИ. содержащие конкретные факты о количественных и качественных изменениях в экологической обстановке города/района/поселения.

4. Перечень материалов от городского/районного оргкомитета, направляемых на второй этап краевою смотра - конкурса

4.1. Справка, подготовленная специалистом и утвержденная директором центральной библиотеки, при которой создан городской (районный) оргкомитет, об итогах первого этапа смотра - конкурса (не более б машинописных страниц) с анализом деятельности библиотек в городе/районе по экологическому просвещению, включая цифровые показатели количества библиотек (по номинациям), принявших участие в первом этане. Приоритеты, достижения, направления совместной деятельности библиотек с организациями и учреждениями. Источники и объем финансирования первого этапа конкурса. Проблемы и перспективы в работе библиотек по направлению.


Завизированные членами оргкомитета Решение и протокол заседания (или их копия) городского/районного оргкомитета о выдвижении на второй этап смотра - конкурса библиотек - победителей по номинациям первого этапа.

Конкурсные материалы библиотек -- победителей: справку о деятельности библиотеки по направлению за 2006 - 2007 год (не более 5 машинописных страниц), тематические программы и проекты, копии договоров между библиотекой и другими организациями о совместной деятельности, методике) - библиографические и издательские и сценарные материалы с данными об авторе-составителе: Ф.И.О.. подразделение, занимаемая должность.

К конкурсным работам приложить сопроводительный лист - заявку с информацией о ведомственной принадлежности библиотеки; Ф.И.О. директора (или заведующей), контактный телефон/факс, почтовый и электронный адреса, банковские реквизиты.

4.4. Награждение победителей и других участников первого этана смотра - конкурса организуют городские (районные), оргкомитеты за счет привлеченных финансовых и материальных средств.

5. Подведение итогов второго этапа смотра - конкурса

5.1. Подведение итогов второго проводится на заседании краевого оргкомитета смотра - конкурса.

Результаты смотра-конкурса освещаются в средствах массовой информации, на сайтах: управления по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, сайте Пермской государственной краевой универсальной библиотеки им, А.М. Горького.


ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

им. А.М. ГОРЬКОГО


ПРИКАЗ

19 сентября 2007г. №36

В соответствии с государственным контрактом № 30-0 «На проведение массовых экологических мероприятий за счёт средств бюджета Пермского края» от 24 апреля 2007 года ГКУК «Пермская государственная ордена «Знак почёта» краевая универсальная библиотека им. А.М.Горького» проведён краевой смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития». На основании решения оргкомитета конкурса


Приказываю:

1. Наградить победителей дипломами и премиями

В номинации "Лучший экологический информационно-просветительский центр Пермского края среди библиотек образовательных учреждений":

Библиотеку МОУ Усть-Язьвинской средней образовательной школы Красновишерского муниципального района Пермского края 4200руб.

Библиотеку МОУ Верх-Язьвинской средней образовательной школы Красновишерского муниципального района Пермского края 3000руб.

В номинации "Лучший экологический информационно-просветительский центр Пермского края среди сельских библиотек":

Усть-Язьвинскую сельскую библиотеку Красновишерского муниципального района Пермского края 5000руб.

Кормовищенскую сельскую библиотеку Лысьвенского муниципального района Пермского края 4200 руб.

Бабкинскую сельскую библиотеку Частинского муниципального района Пермского края 3000руб.

В номинации "Лучший экологический информационно-просветительский центр Пермского края среди городских библиотек":

Городскую библиотеку №21 им.И.В.Зырянова Красновишерского муниципального района Пермского края 4200 руб.

В номинации "Лучший экологический информационно-просветительский центр Пермского края среди детских библиотек":

Центральную детскую библиотеку Лысьвенского муниципального района Пермского края 5000 руб.

Центральную детскую библиотеку им.Б.С.Рябинина г. Кунгура

4200 руб.

В номинации "Лучший экологический информационно-просветительский центр Пермского края среди межпоселенческих библиотек":

Карагайскую центральную районную библиотеку Карагайского муниципального района Пермского края 5000 руб.

Лысьвенскую межпоселенческую библиотеку Лысьвенского муниципального района Пермского края 4200 руб.

Больше-Сосновскую межпоселенческую центральную библиотеку Большесосновского муниципального района Пермского края 3000 руб.

Уинскую центральную районную библиотеку им.Ф.Ф.Павленкова Уинского муниципального района Пермского края 3000 руб.

2. Бухгалтерии ПГКУБ им. А.М.Горького перечислить из средств, полученных по контракту №30-0, на награждение денежной премией библиотек победителей краевого конкурса.




следующая страница >>