repead.ru 1

О реализации современных подходов к преподаванию литературы

при использовании в учебном процессе УМК Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева

Кетова О.Ф., главный методист гуманитарного отдела


Концепция модернизации российского образования поставила перед школой основную цель: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [1]. Речь идет не только об усвоении учащимся определенной суммы знаний, но и о развитии его личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентиро­ван­ный и личностно ориентированный подходы [2], что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева1 содержит компоненты, которые помогут учителю реализовать эти современные подходы к преподаванию литературы.

Для II ступени общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и учебники-хрестоматии для 5-8 классов2 этого же автора. Механизмы реализации современных подходов к преподаванию литературы заложены в таких разделах программы Г.С. Меркина [3], как «Развитие речи» (практико – ориентированный и деятельностный подходы), «Связь с другими искусствами» (культуроведческий подход), «Возможные виды внеурочной деятельности» (деятельностный подход). Рассмотрим в этом контексте часть УМК, обеспечивающую преподавание литературы в 5-м классе.

Учителю следует обратить внимание на то, что указанные в программе виды учебной деятель­ности по формированию навыков связной речи должны реализовываться в пределах монографических тем. Для этого учитель, работающий в 5-м классе, может выделять часть урока или, при необходимости, целый урок, включающий обязательную подготовительную работу по обучению уча­щих­ся способам деятельности. Так, в курсе 5 го класса целого урока требуют такие виды работ, как «изложение с творческим заданием», «письменный отзыв на эпизод», «изложение с элементами сочинения», «письменная характеристика героя». Некоторые виды деятельности требуют сочетания классной (подгото­вительной) и домашней (самостоятельной) работы уча­щих­ся. К ним относятся такие виды работ, как «сочинение собственной сказки», «рассказ о герое», «различные виды пересказа», «художественный пересказ фрагмента», «письменный ответ на вопрос», «письменный отзыв о герое».


При работе с учебником – хрестоматией для 5 го класса [4] учителю следует в первую очередь обращаться к тем вопросам, которые побуждают ребенка актуализировать личный читательский опыт (Какие книги вы любите читать больше всего, почему именно их? 1), развивают самостоятельность мышления пятиклассников (Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя героев в ней много?), формируют навыки анализа текста (Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использует их автор). В пространстве урока рекомендуется практиковать не только устные, но и небольшие письменные ответы на вопросы развивающего характера с последующим их обсуждением и элементами устного рецензирования учащимися лучших ответов своих одноклассников. Для организации работы с текстом учащимся следует в первую очередь предлагать вопросы, которые актуализируют опыт личностного восприятия и развивают аналитические умения (Какие поэтические образы произвели на вас наиболее яркое впечатление? Почему? Какой эпизод показался вам самым занимательным? Почему?). Необходимо при этом ориентировать учащихся, чтобы они давали развернутые, доказательные (с опорой на текст) ответы, избегая излишнего пересказа.

Для реализации современных подходов к преподаванию литературы представляет интерес и работа с тестовыми заданиями, которые автор – составитель учебника Г.С. Меркин предлагает к темам и разделам. Эти тесты могут использоваться и как форма текущего контроля, и как форма итогового контроля знаний. Пятиклассникам можно предложить составить свои тесты (по образцу) и проводить в классе познавательные пятиминутки, предложив отдельным учащимся выступить в роли учителя. В учебнике – хрестоматии для 5 го класса практико ориен­ти­ро­ван­ный подход реализуется и через рубрику «Литературные игры». Отдельные задания этой рубрики можно предложить учащимся сделать дома, для выполнения остальных заданий выделить часть урока.

Реализовать личностно ориентированный подход к обучению поможет учителю рубрика «Для вас, любознательные», которая может быть использована для индивидуальных заданий. Более подготовленным учащимся можно предложить составлять (подбирая материал) такие рубрики к другим статьям и разделам учебника и затем предоставлять этим ученикам слово на уроке. Обучению творческой литературно-критической деятель­ности способствуют в учебнике статьи «В мире художественного слова…», сопровождающиеся заданиями разного уровня сложности, которые учитель должен предлагать учащимся с учетом дифференцированного подхода к обучению.


Деятельностные формы внеклассных занятий учитель может организовать на основе рубрики «После уроков», при этом рекомендуется использовать различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. К организации внеклассной работы учитель должен подходить профессионально грамотно, учитывая уровень подготовленности класса и отдельных учащихся и не допуская перегрузки.

Осуществляя культуроведческий подход, учитель при работе с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов должен предлагать учащимся вопросы и задания, которые носят развивающий характер, а также такие, которые позволяют формировать представление пятиклассников о специфике художественной литературы как искусства слова.

Для III ступени общего образования в УМК предлагается программа «Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы» (авторы С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и учебники: «Литература XIX века» для 10 класса (авторы В.И. Сахаров, С.А. Зинин); «Русская литература XX века» для 11 класса (авторы В.А. Чалмаев, С.А. Зинин). Личностно ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе «объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)» [5]. При планировании работы с учетом принципа двухуровневого изучения предмета рекомендуется примерно такое распределение часов по темам в 10-м классе [6]:

Тематическое планирование. 10 класс

Тема

Часы (пр./баз.)

Опорные понятия


Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века.)

2/1

Историко-литературный процесс.

«Вечные темы» русской классики.

Литература, история, язык.

Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник».

6/4

Тематические жанры лирики. Лироэпика.

Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.

Историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Письменная работа по творчеству А.С. Пушкина.

2/-










М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон».

6/4

Тематические жанры лирики. Романтиче­ская поэма.

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермон­това.


Живопись и рисунки Лермонтова. Музы­кальные интерпретации лермонтовских произведений.

Письменная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова.

2/-










Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

4/3

Ирония. Гротеск. Фантасмагория.

«Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. Литературные ре­минисценции в повестях Гоголя.

Иллюстрации

Н. Альтмана, В. Зелинского, Кукрыниксов к повестям Гоголя.

Письменная работа по творчеству Н. В. Гоголя /по всему разделу «Из литера­туры 1-й пол. XIX в.»/.

2/2










Из литературы второй половины ХIХ века

Литература и журналистика 50 — 80-х годов XIX века.

4/2

Литературный процесс. Литературная критика.

Историко-биографические связи писателей эпохи.


Исторические аспекты литературного развития.

Творчество А.Н. Островского.

10/6

Семейно-бытовая коллизия. Речевой жест.

Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского.

Островский и русский театр. Сценические интерпретации пьес писателя.

Сочинение по творчеству А.Н. Островского.

2/2










Творчество И.А. Гончарова.

10/5

Образная типизация. Символика детали.

Литературные предшественники Обломова. И.С.Тургенев и

Л.Н. Толстой о романе.

Музыкальные темы в романе «Обломов». Киноверсия романа (реж. Н. Михалков).

Сочинение по творчеству И.А.Гончарова /Письменная работа по роману «Обломов».

2/1








Творчество И. С. Тургенева.


10/7

Социально-психологический роман. Принцип «тайной психологии».

Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

«Говорящие» истори­ческие даты в «Отцах и детях». Музыкаль­ные темы в романе.

Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

2/2










Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

4/3

Идеологический роман. Литературная утопия.

Роль традиционных сюжетов в романе.

Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского в романе.

Письменная работа по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

2/-










Творчество Н.А. Некрасова.

10/7

Народность литературного творчества.

Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова.


Некрасовские мотивы в русской живописи.

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.

2/2










Лирика Ф.И. Тютчева.

6/3

Интеллектуальная лирика. Лирическая миниатюра.

Пушкинские мотивы в лирике Тютчева.

Музыкальные интерпретации произведений Тютчева.

Письменная работа по лирике Ф.И. Тютчева.

2/-










Лирика А.А. Фета.

6/3

Лирическая исповедальность. Мелодика стиха.

Лирика Фета в зеркале литературной пародии.

П.И. Чайковский о лирике Фета.

Письменная работа по лирике А. А. Фета / по лирике Тютчева и Фета.

2/2








Творчество Н.С. Лескова.

5/3

Литературный сказ. Жанр путешествия.

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник».

Язык и стиль лесковского сказа.

Сочинение/ Письменная работа по прозе Н.С. Лескова.

2/1










Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

8/5

Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка.

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина.

Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы, В.Карасев, М.Башилов и др.).

Сочинение / Письменная работа по прозе Щедрина.

2/1










Лирика А. К. Толстого.

5/2

Лирика позднего романтизма. Историческая песня.


Традиции русской художественной сатиры в произведениях

А. К. Толстого

Романсы

П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Письменная работа по лирике А.К. Толстого.

2/1










Творчество Л.Н. Толстого.

20/12

Роман- эпопея. «Диалектика души». Историософская концепция.

Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев. Тема «бонапартизма» в русской классике.

Исторические источники «Войны и мира». Живописные портреты

Л. Н.Толстого.

Сочинение по творчеству

Л.Н. Толстого.

4/2










Творчество Ф.М. Достоевского.

10/6

Полифония (многоголосие). Герой – идея. Тема «двойничества».

Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе Достоевского.

Язык и стиль Достоевского. Достоевский в театре и кино.


Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского.

2/2










Творчество А.П. Чехова.

9/5

Лирическая комедия. «Бессюжетное» действие. Подтекст, Символическая деталь.

А.П. Чехов и

Л. Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике.

Сценические интерпретации комедии «Вишневый сад».

Сочинение по творчеству А.П. Чехова.

2/2










Обобщение по курсу.

1/1









Те разделы, тексты и задания в учебниках для 10-11 классов, которые предназна­чены для работы в профильных классах, маркированы двумя способами – курсивом или значком *, остальные компоненты рассчитаны на организацию работы на обоих уровнях изучения предмета. Учитель может осуществлять личностно ориентиро­ван­ный подход к преподаванию при изучении предмета на базовом уровне, предлагая отдельным учащимся задания профильного уровня.


Практико-ори­ен­ти­ро­ван­ный подход к преподаванию с использованием учебников нужно осуществлять многоаспектно: а) через организацию работы учащихся над сочинениями на предложенные авторами учебника темы; б) через обучение составлению докладов и рефератов по заданным темам с использованием указанной литературы; в) через организацию работы над заданиями, которые сопутствуют статьям учебника; эти задания могут послужить основой для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы старшеклассников, выполняться ими как на уроке, так и дома; г) через обучение выполнению заданий по обоснованию тезиса, что послужит пропедевтической основой в организации учебной работы на уроках в условиях ЕГЭ по литературе.

Рубрика «Самостоятельный анализ текста», предназначенная для работы в профильном классе, также может быть использована при изучении литературы на базовом уровне для отдельных учащихся, для которых учитель в случае необходимости может провести индивидуальные консультации по этому виду деятельности.

Для реализации культуроведческого подхода учебник для 10 класса предлагает богатый иллюстративный материал. Он может быть использован учителем для характеристики определенной эпохи, а также для установления на уроках разнообразных интегрированных связей, которые будут способствовать наиболее полному использованию «нравственного потен­циала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» [1].

Литература


  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
  2. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198   202.


  3. Меркин Г.С. Программа по литературе для 5 9 классов общеобразователь­ной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

  4. Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

  5. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002.

  6. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. – 2 е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

1 Г.С. Меркин - автор программно-методического обес­пе­че­ния для 5 - 9 классов, С.А. Зинин, В.И. Сахаро­в, В.А. Чалмаев - авторы программно-методического обеспечения для 9,10-11 классов. В настоящее время комплексная программа для 5-11 классов проходит апробацию, ее авторы - Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

2 Учебники для 9-го класса в настоящее время находятся в печати (издательство «Русское слово»), выход их из печати ожидается в сентябре 2005 года. Автором одного из учебников для 9-го класса является Г.С. Меркин, авторами другого - С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев.

1 Здесь и далее примеры взяты из учебника – хрестоматии для 5-го класса.