repead.ru 1


Применение элементов адаптивной технологии при решении задач математического образования


Выполнила Кулигина В.Н.

учитель математики

высшей квалификационной

категории

МБОУ СОШ №199


Новосибирск 2010

Введение.


"Учить надо не мыслям, а мыслить"

Н.Кант


В современном мире в сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: анализировать ситуацию, правильно изменять организацией свою деятельность, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и пользоваться ею. Если с этой точки зрения обратиться к целям школьного курса математики, то одной из первоочередных и важнейших задач является развитие мышления учащихся. В этой связи слова немецкого философа и ученого ХVII века Н. Канта: "Учить надо не мыслям, а мыслить" – являются приоритетным принципом в обучении математике.

Обществу нужны образованные, самостоятельные люди, способные творчески мыслить. Соответственно образование учащихся должно быть направленно на воспитание ученика развитой, самостоятельной личностью с учетом его индивидуальных особенностей, интересов, способностей.

Здесь возникает одна из ключевых и наиболее актуальных проблем образования: обеспечение успешности каждого учащегося в обучении, развитие его творческого потенциала.

Решению проблемы способствует применение методов и приемов нетрадиционного обучения, в частности, адаптивной технологии, разработанной и апробированной Л.Ф.Батан.

Цель данной работы – показать положительный опыт применения элементов адаптивной технологии для решения задач математического образования.


1. Применение элементов адаптивной технологии на уроках математики.


1.1 Цели, задачи и основные принципы моей учебной деятельности.

Умение решать математические задачи помогает учащимся решать любые другие задачи, а сам процесс решения развивает их мыслительные способности и творческий потенциал. Поэтому целью своей профессиональной деятельности считаю:


- создание условий для сознательного овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в жизни современного человека;

- развитие мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся.

На достижение этих целей направлено решение следующих задач:

- использовать современные технологии обучения, стимулирующие познавательную активность учащихся, их интерес к предмету;

- формировать умения самостоятельно решать различные математические задачи, анализировать, исследовать найденное решение.

В своей учебной деятельности руководствуюсь психолого-педагогическими идеями личностно ориентированного обучения И.С.Якиманской.

Личностно ориентированное обучение - это обучение, при котором на первое место выдвигается самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личность ученика "является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели".[1, стр. 23]

Существенно, что "...образовательный процесс личностно ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании учебной деятельности...". [6, стр. 5]

При личностно ориентированном обучении ведущее место занимает индивидуализация - "учет индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах..." [5, стр.8].


Средством индивидуализации является дифференциация обучения, то есть " учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения" [5, стр.8]

Дифференциация обучения способствует целенаправленному развитию всех учащихся и индивидуально каждого. Так уровневая дифференциация учитывает уровень обученности и развития общих умственных способностей учащихся, предусматривает:

  • "наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, который обязан достичь учащийся;


  • ...

  • наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета" [1, стр. 85]


На практике, работая в классах с разной степенью подготовленности учащихся по математике, я использую главную особенность уровневой дифференциации: предлагаю ученикам задания на усвоение, закрепление и проверку знаний, распределенные по уровням, причем уровень выбирают сами учащиеся.


1.2 Адаптивная технология.


Всем выше изложенным идеям соответствует адаптивная технология, разработанная Л. Ф. Батан "на основе идей индивидуализированного обучения А. Гранецкой, модульного обучения Т. Шамовой, коллективного способа обучения В. Дъяченко и принципов развивающего обучения" [2, стр.5].

Особое место в адаптивной технологии уделено самостоятельной и коллективной работе учащихся, при этом у учителя появляется время для индивидуальной работы. Индивидуальная работа строится учителем один на один, без привлечения внимания других учащихся, которые в это время заняты самостоятельной работой.

В адаптивной технологии, направленной на развитие индивидуальных способностей учащихся, управление учебной деятельностью осуществляется при помощи сетевого плана, состоящего из блоков заданий: блок изучения обязательной литературы, блок по решению заданий с адаптацией, блок по работе с дополнительной и справочной литературой, контролирующих блоков и блока индивидуальной работы с учащимися. Разработка сетевого плана делается учителем по темам.

Самостоятельная работа организуется, прежде всего, как деятельность в разного видах парах: статической, динамической, вариационной. В статической паре совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. Ее хорошо использовать при изучении нового материала, при проверке заданий с адаптацией.


Динамическая пара – это малая группа за соседними партами (каждый работает с каждым трижды меняя партнера). Ее используют при изучении дополнительного материала.


Для работы в вариационной паре каждый ученик готовит карточку с заданиями, на обратной стороне которой приводит решение этих заданий. Составляют вариационную пару четверо рядом сидящих ученика. Работают каждый с каждым, решая задания товарищей, осуществляя взаимоконтроль. Вариационную пару удобно использовать на уроках-практикумах по решению задач.

Несомненным достоинством данной технологии является то, что на уроках заняты все, пассивных и скучающих нет. Систематическая самостоятельная работа является при этом не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения.

Все домашние и самостоятельные работы выполняются на разных уровнях: обязательном, продвинутом и творческом, который выбирают сами учащиеся


1.3 Успешное применение элементов адаптивной технологии.


Для успеха обучения требуется активная мыслительная деятельность учащихся, сосредоточенная, вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого, я строю процесс обучения так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную, творческую деятельность по усвоению и применению новых знаний. В этой связи с 2005 года использую элементы адаптивной технологии, разработанной Л. Ф. Батан. Получив, положительный результат применения элементов данной технологии на уроках-практикумах в 2005-2007 годах (учащиеся самостоятельно работали в вариационных парах по уровням, решая задания, составленные дома одноклассниками, при этом учитель планово занимался индивидуально с отдельными учениками) начала использовать ее более широко.

Перед изучением новой темы учащиеся знакомятся с сетевым планированием и системой занятий по сетевому планированию. Так, например, перед первым уроком по теме "Формулы сокращенного умножения" учащиеся получают следующую информацию.



1.Сетевое планирование по теме «Формулы сокращенного умножения»





КИ – исходный контроль;

ЧО – блок изучения обязательной литературы;

З – блок решения задач с адаптацией;

С – Контролирующая самостоятельная работа;

ИР – индивидуальная работа;

КВ – выходной контроль.


2.Система занятий по сетевому планированию


  1. Входной контроль. Вводная беседа по сетевому планированию. Обзор по всей теме

1 час

  1. Урок изучения нового материала (блок ЧО1). Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.

1 час

  1. Тренинг – минимум. Решение задач с адаптацией (блок З1)

1 час

  1. Урок-практикум по решению задач. Вариационная пара.

2 часа

  1. Контролирующая самостоятельная работа (блок С1)

1 час
  1. Урок изучения нового материала (блок ЧО2). Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности


1 час

  1. Тренинг – минимум. Решение задач с адаптацией (блок З2)

1 час

  1. Урок-практикум по решению задач. Вариационная пара.

1 час

  1. Контролирующая самостоятельная работа (блок С2)

1 час

  1. Урок изучения нового материала (блок ЧО3). Разность квадратов

1 час

  1. Решение задач с адаптацией (блок З3)

1 час

  1. Урок-практикум по решению задач. Вариационная пара.

1 час

  1. Урок изучения нового материала (блок ЧО4). Сумма и разность кубов

1 час

  1. Тренинг – минимум. Решение задач с адаптацией (блок З4)

1 час

  1. Урок-практикум по решению задач

1 час
  1. Контролирующая самостоятельная работа (блок С3)


1 час

  1. Семинарское занятие

2 часа

  1. Контрольная работа (блок ВК)

1 час


Теперь каждый ученик знает, что нужно выполнить за определенный срок, когда и за что можно получить оценку. При подготовке к уроку изучения нового материала или к уроку практикуму ученик реально оценивает свои знания на данном этапе и выбирает уровень (обязательный, продвинутый или творческий), на котором будет работать в классе.

На уроке, рассаживаясь по уровням, работают все - либо в статической (за одной партой), либо в вариационной паре (группа из четырех человек работают по два, поочередно меняясь заданиями и оценивая друг друга), либо индивидуально с учителем. Вид пары зависит от типа урока. Скучающих нет: каждый выступает то в роли ученика, то в роли учителя. Ребята на таких уроках много работают самостоятельно как при изучении нового материала, так и при выполнении практических заданий; учатся самоорганизации, взаимоконтролю и самоконтролю. Как правило, ученикам выдается технологическая карта, в которой они самостоятельно формулируют цель урока.

Например, технологическая карта урока-практикума по решению задач по теме «Произведение суммы и разности двух выражений. Разность квадратов двух выражений» выглядит следующим образом.


Урок

Цель

ОУ


ПУ

ТУ

Время

класс

дома

класс

дома

класс

дома

Урок-практикум.

Вариационная пара




  1. Повторение изученных формул

10 минут

  1. Решение задач типа:



15 минут

№ 857

№ 860

№ 891


П.36 читать, конспектировать разобрать примеры.

№ 863

№ 867

№ 896


П.36 читать, план ответа, примеры из задачника

№ 973

№ 978

№ 982



П.36 читать, вывод формул, свои примеры.

  1. Взаимооценка

  1. Защита оценки у доски

10 минут

  1. Повышение уровня


5 минут

  1. Рефлексия: «я умею…

Я могу…

Я понимаю…» (устно)

5 минут



На данный момент мною разработано и апробировано сетевое и поурочное планирование нескольких тем учебного материала курса математики шестого класса и алгебры седьмого класса.

Применение элементов адаптивной технологии способствовало стопроцентной абсолютной и высокой качественной (приблизительно 64%) успеваемости в 7А классе (2008/2009 уч. год), повышению уровня успешности обучения отдельных учащихся и снижению уровня тревожности у ребят с высоким показателем тревожности.

2. Проведение уроков с применением элементов адаптивной технологии в форме игры, соревнования, сказки и т.д.


Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Урок должен быть увлекательным. Поэтому одновременно с элементами адаптивной технологии достаточно часто практикую уроки с игровыми элементами, уроки-сказки, уроки-соревнования и так далее. Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, работоспособность.

Достаточно часто на уроках с применением элементов адаптивной технологии учащиеся "проходят лабиринт", «играют в баскетбол», «путешествуют в страну выученных уроков» и так далее. Описание игры собственной разработки "Математический баскетбол" приведен в приложении 1. Результатом одной из таких игр, к которой осуществлялась трехнедельная подготовка, в рамках блока изучения дополнительной и справочной литературе стало представление и защита нескольких проектных рисунков (приложение 2). ."Прохождение лабиринтов" осуществляется на уроках-практикумах. На одном из таких уроков присутствовали гости – учителя математики Октябрьского района в рамках открытого мероприятия. В отзыве особо отмечается увлеченная самостоятельная работа всех учащихся (приложение 3)


В 5-7 классах большим успехом пользуются уроки с элементами театрализации. Разработки таких уроков с элементами адаптивной технологии также вызывают интерес учащихся, повышают их творческую активность. Так в 7-м классе при изучении нового материала (блок ЧО) учащиеся показывают свои мини-спектакли.

Обычно роли, атрибуты героев (корона, метла, бусы и так далее) и соответствующие сюжету математические задания ребята получают на уроке, слова автора произносит учитель, задания выполняются статической или динамической парой. На открытом уроке в 5-ом классе в апреле 2008 года, который проводился в рамках дня открытых дверей школы, в театрализацию были вовлечены гости (родители). Они исполняли роли Кощея, Бабы Яги, Ворона, Доброй Феи. По сюжету их герои не выполняли математических заданий, однако, все гости так были увлечены, что сами пытались решить предложенные детям задания. Это лишний раз доказывает, как интерес к уроку активизирует познавательную и мыслительную деятельность.


Заключение.


Из выше изложенного можно сделать вывод о положительном опыте применения элементов адаптивной технологии для решения задач математического образования. В частности, использование элементов данной технологии способствует решению задач формирования умения самостоятельно решать различные математические задачи и стимулирования познавательной активности учащихся. Различные формы проведения таких уроков повышают интерес учащихся к предмету.


Приложение 1.

Описание игры "Математический баскетбол".

1. Участвуют 4 вариационные пары, как правило одного уровня, боковые судьи (ученики), судья-тренер (учитель).

2. Разминка. Устные упражнения для всего класса (фронтальный опрос).

3.Взбрасывание. 2-3 вопроса (устно). Команда, ответившая быстро и правильно, выигрывает взбрасывание. Она "ведет мяч": капитан выбирает ученика из каждой команды для работы у доски. Очко не справившихся с заданием игроков переходят к "ведущей мяч" команде.


4. Один за всех. Выполнение задания у доски выбранными учащимися.

5. Все за одного. Каждая команда получает по 4-5 заданий, подготовленных другой командой.

6. Тайм-аут. Проверка заданий (на доске, компьютере, устно).

7. Прессинг по всему полю. Письменное задание для всего класса. Выполнивший задачу ученик показывает решение у доски. Игроки других команд дополняют, исправляют ошибки или предлагают свое решение.

8. Новая стратегия. Новый материал или новые приемы решения показывает, подготовившая материал вариационная пара, защищая свои права на новую стратегию.

9. Задания выдаются на карточках с возможными ответами. Полученные ответы заносятся в зачетный лист команды.

10. Итоги подводятся по зачетным листам.

...


Приложение 2.

Проектный рисунок "Кактус"




Выполнила ученица 7А класса Ковчарук Мария.

Литература.


  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.-256с.

  2. Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. – 32с.

  3. Вольхина И.Н. Дифференциация обучения математике школьников: Курс лекций. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2002. – 47с.

  4. Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.- 239с.

  5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Просвещение,1990. – 192с.

  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М: Сентябрь,1996, - 96с.


Содержание.

Введение..............................................................................................................2


1.Применение элементов адаптивной технологии на уроках математики...3

1.1.Цели, задачи и основные принципов моей учебной деятельности.........3

1.2.Адаптивная технология................................................................................4

1.3.Успешное применение элементов адаптивной технологии.....................5

2.Проведение уроков с применением элементов адаптивной технологии

в форме игры, соревнования, сказки и т.д.......................................................8

Заключение..........................................................................................................10

Приложение 1......................................................................................................11

Приложение 1......................................................................................................12

Литература...........................................................................................................13