repead.ru 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)




УТВЕРЖДАЮ


Проректор (декан факультета)


______________________________________

«____» _______________________200_ года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.08. «Кинесика»



  1. Цели и задачи дисциплины:

    1. Цели дисциплины:

  • подготовка специалистов, владеющих системой знаний о закономерностях и принципах общения с помощью визуальных сигналов;

  • изучение языка жестов как одного из способов общения между людьми.

1.2. Задачи дисциплины:

  • обеспечение высокого уровня подготовки, опирающегося на знания фундаментальных вопросов кинесики, современные теоретические и практические подходы узнавания состояния партнёра по общению, опираясь на его отдельные жесты, мимические и пантомические движения;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современным нормам и критериям в области общения между людьми и управления ими.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • средства невербального общения – позы, жесты, мимику, пространственно-временную организацию общения, их специфику у разных народов и национальностей, особенности проявления в различных сферах общения между людьми;

  • содержание жестов, производимых головой, рукой, телом: эмоции, которые они выражают, или информацию, которую сообщают.

  • В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

  • объяснять жесты человека;
  • понимать человека по его жестам;


  • разрабатывать тактику и стратегию общения с людьми, опираясь на «чтение» языка жестов.

  • В результате изучения дисциплины студент должен овладеть навыками:

  • оценки личности человека по его жестам;

  • управления общением, опираясь на знания языка телодвижений;

  • контроля за собственными жестами с тем, чтобы употреблять нужные в данный момент и избегать нежелательных.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2










Общая трудоемкость дисциплины

80

80










Аудиторные занятия

36

36










Лекции

36

36










Практические занятия (ПЗ)














Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















И (или) другие виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа

44

44










Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат














И (или) другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен













  1. Содержание дисциплины:


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):



№ п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1.

Предмет кинесики

4







2

Язык жестов и его характеристика

4







3

Зоны и территории

4





4


Открытые жесты

4







5

Закрытые жесты

4







6

Динамические позиции

4







7

Парные взаимодействия

4







8

Сексуальные жесты

4







9

Отношения и ситуации

4







10

Всего


36








4.2.Содержание разделов дисциплины:

Тема №1. Предмет кинесики


История возникновения, содержание, взаимосвязь с другими дисциплинами , практическое значение.

Тема №2. Язык жестов и его характеристика.

Виды жестов, формально-динамические и индивидуальные особенности жестов, интерпретация языка телодвижений, методика освоения жестикуляции.

Тема №3. Зоны и территории

Понятие о проксемике, язык пространства, пространство и личность, зоны и сигналы дистанции, территориальный инстинкт, территориальные претензии и зоны собственника.


Тема №4. Открытые жесты.

Понятие открытости, выражение открытости с помощью жестов рек, положения ног, рукопожатия, интерпретация открытых жестов.

Тема №5. Закрытые жесты..

Понятие закрытости, руки и положения ног в качестве защитных барьеров, способы преодоления психологической отгороженности.

Тема №6. Динамические позиции

Понятие о динамических позициях, прикосновения, положения корпуса тела, выражения лица, сигналы глаз, улыбка, мимика, маски людей, характеристика сигналов, посылаемых динамическими позициями.

Тема №7. Парные взаимодействия.

Первое впечатление, признаки доминантного поведения, влияние на окружающих с помощью средств невербальной коммуникации, проведение встреч, прохождение собеседования.

Тема №8. Сексуальные жесты.


Жесты ухаживания, сексуальные сигналы, безмолвный язык любви, «чтение» сексуальных сигналов.


Тема №9. Отношения и ситуации.

Язык телодвижений в повседневной жизни, в семье, в профессиональной деятельности, роль языка телодвижений в различных ситуациях.


5. Лабораторный практикум – не предусмотрен


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

  1. Кмот, Н.Язык тела :чтение мыслей на языке телодвижений. / Н. Кмот.-М.%АСТ.2007.-191 с.

б) дополнительная литература:

  1. Уэйлрайт, Г. Язык тела / Г. Уэйлрайт. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 230 с.

  2. Вилсон, Г. Макклафлинк. Язык жестов / Г. Вилсон .- СПб.: «Питер»; 2000.- 220 с.

  3. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / А. Пиз.– СПб.: «Издательский дом Гуттенберг», 2000.- 320 с.
  4. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В. П. Шейнов. – Мн.: Харвест, 2004.- 200 с.




6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

    • тестовые задания;

    • ситуационные задания;

    • рисунки.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО для специальности 230600 «Домоведение».

Данная учебная программа освещает основы предмета «Кинесика» и практики с широким привлечением отечественного опыта финансовых отношений. По каждой теме предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям семинарских занятий.

Подготовка и проведение лекций должна предусматривать определенный порядок.

Литература, указанная в конце каждой темы, может быть дополнена преподавателем на основе материалов экономических журналов, газет, Интернет - ресурсов. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать. Учитывая специфику направления «Домоведение», желательно использовать на занятиях материалы публикаций в периодической печати, издания и материалы, публикуемые на сайтах Госкомстата других ведомств для обсуждения наиболее важных проблем данной сферы деятельности.


8.2. Методические указания для студентов.

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Кинесика» изучается студентами очниками в 2 семестре.


Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Экономическая теория как наука использует свою терминологию, категориальный, графический и экономико-математический аппараты, которыми студент должен научиться пользоваться и применять по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями по современным экономическим проблемам общества. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать экономическое мышление. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

8.2.1. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы

1. Игра с попутчиками: когда окажетесь в общественном транспор­те, посмотрите на ваших соседей, затем на мгновение закройте глаза. Открыв глаза и посмотрев на соседей две-три секунды, закройте их снова. Подумав немного, ответьте на предложенные вопросы: Какого они пола? Сколько им лет? К какой национальности принадлежат? Работают ли они, и чем занимаются? К какой социальной группе можно их отнести? Умны ли они? Какое общее впечатление они про­изводят? Смысл теста в том, что проверить, удалось ли вам составить какое-то определенное мнение, касающихся ваших попутчиков.


2. Шуточная игра на вечеринке: если вы окажетесь в какой-нибудь шумной компании, попробуйте понаблюдать за двумя людьми, кото­рых вы хорошо видите, но не слышите, о чем они говорят. Ответьте на предложенные вопросы: Одной ли они национальности? Хорошо ли знают друг друга? Симпатизируют ли они друг другу? Предпо­чел бы кто-нибудь из них избежать этой встречи? Пытается ли кто-нибудь из них доминировать? Они что-то мирно обсуждают или же спорят? У кого из них выше социальный статус?

3. Телевизионный тест: попытайтесь, выключив звук, посмотреть какую-нибудь телепрограмму и ответить на вопросы: О чем идет речь? Все ли участники обсуждения придерживаются единой точки зрения? Они спокойно обсуждают что-либо или ожесточенно спорят? Кто кажется самым искренним и наиболее заслуживает доверия? Хо­рошо ли вы понимаете чувства героев?

Минут через пять-десять включите звук и выясните, насколько точной была ваша интерпретация увиденного.

4. При разговоре со своим близким другом используйте метод «зеркального отражения». Зафиксируйте, улучшились ли ваши взаи­моотношения?

5. Понаблюдайте за людьми, не очень хорошо знающими друг друга. Отметьте: Как они сидят или стоят по отношению друг к другу? На­сколько они близки? Какие сообщения можно уловить на основе их поз? 18

Открыты ли обособленные группки людей для вторжения извне? Если ли признаки регулирования людьми разделяющего их расстояния?

6. Обратите внимание на участников официальных встреч. При­смотритесь к тому, как будут сидеть ее участники: Расселись ли все они вдоль длинного стола с «лидером» во главе? Обеспечили ли себе другие лидеры позицию поближе к главному? Присутствует ли здесь кто-нибудь, отличающийся от остальных чем-либо, уделяется ли ему особое внимание?

7. Попытайтесь убедить какого-нибудь сопротивляющегося чело­века. Постарайтесь во время разговора сесть с ним рядом, положив себе за правило смотреть ему в лицо и часто улыбаться.


8. Изобразите основные жесты агрессивности.

9. Изобразите основные жесты уверенности.

10. Изобразите основные жесты разочарования.

11. Изобразите основные жесты и позы, выражающие раздражение.

12. Попытайтесь определить характер человека по его манере сидеть.

8.2.2. Примерная тематика рефератов.

1. Биологическое развитие мимики и жестов.

2. Развитие мимики, жестов, пантомимических движений с воз­растом человека.

3. Человек в автомобиле: манера сидеть за рулем.

4. Роль прикосновений в жизни взрослого человека и ребенка.

5. О чем говорит ваша одежда.

6. Теория «четырех времен года» Иоханнеса Иттена.

7. Обувь и характер человека.

8. Походка и характер.

9. Использование невербального общения в семье.

10. Использование невербального общения на службе.


8.2.3. Перечень примерных вопросов к экзамену.


Теоретические вопросы:

1. Невербальная коммуникация: общие представления, типы и ритм сигналов.

2. Предмет кинесики. Классификация средств невербального общения.

3. История кинесики как науки.

4. Происхождение жестов, их биологическое и индивидуальное развитие.

5. Развитие мимики, жестов, пантомимических движений с воз­растом человека.

6. Основные группы жестов. Физиология жестов.

7. Пантомимика и ее составляющие.

8. Врожденные и приобретенные сигналы.

9. Основные коммуникационные жесты.

10. Национальная специфика жестов.

11. Чтение сигналов тела. Совокупность жестов: истинность и ложь, конгруэнтность сигналов. Значение контекста.

12. Проксемика. Язык пространства, вторжение в чужое про­странство. Сигналы дистанции.

13. Зональные пространства. Различие пространственных зон у горожан и жителей сельской местности, у людей разных наций.


14. Территория и собственность. Занятие свободного места.

15. Территориальные претензии и жесты собственника.

16. Открытость и ее выражение с помощью жестов рук. Сила ладони.

17. Рукопожатие: его значение и очередность подачи руки. Три типа рукопожатий. Способы нейтрализации доминирующего руко­пожатия.

18. Различные виды рукопожатий. «Двуручное» рукопожатие.

19. Жесты открытости, выраженные положением ног. Положе­ние носка ноги. Широко расставленные ноги в позиции стоя и сидя.

20. Агрессия, сексуальная агрессия, готовность к действиям, уверенность, активность, взаимодействие.

21. Закрытость: внешняя поза и внутренняя позиция. Способы преодоления психологической отгороженности.

22. Руки в качестве барьеров. Неполный барьер, замаскирован­ные жесты.

23. Сцепленные руки, переплетенные пальцы, плотно сжатые ру­ки. Жест «пирамида» и его интерпретация в зависимости от положе­ния рук.

24. Жест «руки за спиной» и его варианты.

25. Демонстрация большого пальца.

26. Защитный барьер, сформированный с помощью ног в поло­жении сидя. Варианты перекрещивания ног.

27. Скрещивание ног в положении стоя. Стадии расслабления напряженной позы.

28. Динамические позиции. Прикосновения, подмигивания и кивки.

29. Жесты головы: «да» и «нет». Основные положения головы. Жест «руки за голову».

30. Выражение лица. Мимика: шесть основных видов эмоций. «Правосторонние» и «левосторонние» люди.

31. Внешний вид. Влияние очков на социальный статус.

32. Сигналы глаз: реакция зрачков и поведение глаз. Длитель­ность и частота зрительного контакта, направление взгляда.

33. Взгляд искоса и его значение в зависимости от остальных жестов. Прикрытые веки. Взгляд поверх очков. Контролирование взгляда собеседника.

34. Значение улыбки для общения. Девять типов разных улыбок. Искренняя и фальшивая улыбка.


35. Значение жестов, связанных с прикосновением рук к различ­ным частям лица: ложь, оценка, критическое отношение, сосредото­чение, скука, размышление, недоверие.

36. Защитные жесты «рука-к-лицу». Сочетание различных жес­тов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица.

37. Жесты с использованием очков, сигарет, сигар и трубки. Жесты, характерные для курящих.

38. Положение корпуса тела: локти на стол, посадка на стул верхом.

39. Походка: ее виды и ритмичность. Расхаживание.

40. Жесты неуверенности, ожидания и размышления.

41. Ложь: ее причины и распознавание жестов, говорящих об обмане.

42. Основные сигналы тела, сигнализирующие об обмане. Как солгать, не выдав себя.

43. Стресс: первые признаки, проявления, сигналы тела.

44. Смех. Манера смеяться и характер человека.

45. Лидерство: рост и размеры тела, возвышение себя. Поклоны и ссутуливание.

46. Признаки доминантного поведения: агрессивность, прини­маемая поза, язык жестов.

47. Первое впечатление.

48. Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела. Заинтересованность.

49. Зеркальное отражение.

50. Закрытые и открытые позиции, образованные людьми. Включение в разговор или исключение партнера из разговора.

51. Проведение деловых встреч. Расположение участников при об­щении в положении сидя. Проведение переговоров с двумя лицами.

52. Размещение участников за столом. Способы размещения уча­стников за столом.

53. Виды столов. Обеденный стол дома и в ресторане.

54. Способы искусственного повышения статуса.

55. Как успешно пройти собеседование.

56. Взаимоотношения людей: предупредительные сигналы.

57. Эволюционное развитие жестов ухаживания.

58. Биологическое значение сексуальных жестов. Оценка муж­чины и женщины. Роль внешней привлекательности.


59. Сексуальные сигналы: позиции, пункты, позы, жесты рук и ног.

60. Мужские сигналы ухаживания, их чтение.

61. Женские сигналы ухаживания, их чтение.

62. Обоюдные сигналы ухаживания. Чтение таких сигналов. Правила игры.

63. Использование языка телодвижений в семье.

64. Использование языка телодвижений в профессиональной практике.

65. Расшифровка отношений с помощью невербалики: влюблен­ные; родитель и ребенок, незнакомые, начальник и подчиненный, клиент и работник.

66. Роль языка телодвижений в различных ситуациях: разговор по телефону, вечеринки, клуб знакомств, зал ожидания в аэропорту.

67. Язык тела во сне.

68. Человек за рулем автомобиля.

69. Одежда и характер человека.

70. Обувь и характер человека.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 230600 (100110.65) «Домоведение».

Программу составила: к.культурологии кафедры менеджмента ФЭУ ТГПУ


Крымова Любовь Михайловна


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента протокол № 8 от «28» июня 2008г.





Зав. кафедрой менеджмента





Крымов С.М.



Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета экономики и управления ТГПУ (УМС университета)



Председатель методической

комиссии




Кузнецов П.М.


Согласовано:

Декан факультета экономики и управления __________________ Ромахина И.А.

(подпись)