repead.ru 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Уральский государственный университет им. А. М. Горького

Специализированный учебно-научный центр


ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ

В 9 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КЛАСС


Екатеринбург


Программа утверждена на заседании

кафедры химии и биологии СУНЦ УрГУ

Зав. кафедрой - В.Н. Амеличев,

кандидат биологических наук, доцент.


Автор-составитель: И.А.Черемичкина,

учитель кафедры химии и биологи СУНЦ УрГУ


Знать

1. Основные понятия и законы химии: вещество, атом, молекула, химический элемент, химическая формула, химическая реакция, уравнение химической реакции, простые и сложные вещества, чистое вещество, смесь, растворы, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, валентность; закон сохранения массы, закон постоянства состава вещества.

2. Водород. Химические и физические свойства. Получение.

3. Кислород. Химические и физические свойства. Получение.

4. Вода. Химические и физические свойства.

5. Металлы и неметаллы. Примеры. Физические, химические свойства (взаимодействие металлов с кислородом, кислотами, солями, водой; взаимодействие неметаллов с кислородом, водородом).

6. Оксиды. Классификация. Физические и химические свойства. Получение.

7. Кислоты. Классификация. Физические и химические свойства. Получение.

8. Основания. Классификация. Физические и химические свойства. Получение.

9. Соли. Классификация. Физические и химические свойства. Получение.

10. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Взаимодействие с кислотами и щелочами.

11. Строение атома. Ядро, его заряд, количество электронов в электронной оболочке. Понятие об энергетических уровнях, подуровнях, электронных орбиталях. Электронно-графические схемы атомов элементов первых трех периодов. Электронные формулы элементов первых трех периодов.


12. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Понятие о группах, подгруппах, периодах. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы.


Уметь


1. Составить химическую формулу вещества, состоящего из двух элементов, если известны валентности этих элементов. По химической формуле вещества, состоящего из двух элементов, определить валентность элементов.

2. Решать задачи на определение массовой доли элемента по химической формуле вещества; определение формулы вещества по массовым долям элементов; определение массы или объема вещества по количеству вещества; определение количества вещества по его массе или объему; определение массы или объема вещества - участника химической реакции по массе или объему другого участника реакции.

3. Писать уравнения реакций, позволяющих осуществить цепочки превращений с участием водорода, кислорода, воды, оксидов, кислот, оснований, солей.

4. Писать уравнения реакций, в которые вступает предложенное вещество (водород, кислород, вода, соляная, серная кислоты, их соли, щелочи).

5. Определять заряд ядра атома предложенного элемента, его местоположение в Периодической системе (номер периода, номер группы, название подгруппы), составлять его электронно-графическую схему и электронную формулу.


Порядок проведения конкурсного испытания


1 часть - тест (2 академических часа).

2 часть - расчетные задачи (2 академических часа).


Тестовая работа.

Дополнить:


  1. Полная электронная формула элемента с порядковым номером 16 ________________________. Элемент находится в ____периоде, в _____ группе, в _________ подгруппе. Электронно-графическая схема его электронной оболочки:


Формула высшего оксида этого элемента - _______. Летучее водородное соединение - ____________________________.



2. Кислоты - это _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Формула серной кислоты - _____________, азотной кислоты - ___________, угольной кислоты - _____________.


3. Основания - это _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Формула гидроксида натрия - _____________, гидроксида меди(2) - _________________, гидроксида кальция - ____________.


4. Соли - это _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Формула сульфата калия - _____________, нитрата олова(2) - _______________, фосфата кальция - ____________.


Обвести кружком номер правильного ответа

5. Восстановите пропущенные части уравнений реакций (расставьте коэффициенты!):


  1. Mg + Cl2

  2. MgO + HCl 

  3. Mg(OH)2 + HCl 

  4. MgSO4 + BaCl2

  5. Na + H2O 


6. Установите соответствие

Формула вещества Класс неорганических веществ

1) Ca(ОН)2 A. Металл

2) FeSO4 Б. Оксид

3) HNO3 В. Бескислородная кислота

4) CO2 Г. Соль

Д. Основание

Е. Кислородсодержащая кислота

Ответ: Ж. Неметалл

  1. _____,

  2. _____,

  3. _____,

  4. _____.


7. Цепочку превращений

1 2 3 4

Al Al 2O3  Al 2(SO4)3  Al (OH)3  Al 2O3


можно осуществить с помощью реакций (расставьте коэффициенты!):

1.___________________________________________________________________


2.___________________________________________________________________


3.___________________________________________________________________


4.___________________________________________________________________


8. Сульфат цинка можно получить из следующих веществ с помощью реакций, уравнения которых:


  1. Zn +__________________________________________________________________




  1. ZnO +____________________________________________________________________




  1. Zn(OH)2 +________________________________________________________________


Обвести номер правильного ответа

9. Ряд, все вещества в котором взаимодействуют с кислородом

1. оксид магния, железо, водород 3. сера, цинк, метан

2. магний, золото, оксид железа(2) 4. фтор, цинк, железо


10. Ряд, все вещества в котором простые:

1. O3, S8, HCl; 2. NaCl, O2, P4; 3. O2, P4, O3; 4. H2O, H2, O2


11. Простое вещество, при комнатной температуре газообразное, легче воздуха, взрывоопасное, не имеет цвета и запаха называется _______________________, его химическая формула __________, вступает в реакции, уравнения которых:

1. _________________________________________

2. _________________________________________

3. _________________________________________

Его можно получить в лаборатории по реакции, уравнение которой:

______________________________________________________________. В промышленности его получают по реакции ________________________________________________________



12. Название вещества Формула вещества

1. Оксид серы(VI) _________________

2. Хлорид алюминия _________________

3. Бромид железа(II) _________________

4. Оксид магния _________________

5. Оксид олова(IV) _________________

6. Оксид хлора(V) _________________

13. Формула вещества Название вещества

1. Cu2O ________________

2. NaI ________________

3. BaF2 ________________

4. FeO3 ________________


14. Формула вещества Валентность

марганца

1. MnO _________

2. MnO2 _________

3. Mn2O7 _________

4. MnO3 _________

5. Mn2O5 _________


15. а) В химической реакции, уравнение которой Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4, формулы продуктов реакции - _____________________, формулы исходных веществ - _________________________. Сумма коэффициентов в этом уравнении равна - _________.

Тип этой реакции - ___________________.


б) В химической реакции, уравнение которой 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2, формула простого продукта реакции - _____________________, формула сложного исходного вещества - _________________________. Сумма коэффициентов, стоящих перед исходными веществами в этом уравнении, равна - _________.

Тип этой реакции - ___________________.


16. Реакции соединения – это ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________,

реакции разложения – это _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________,

реакции замещения это _________________________________________________________


_____________________________________________________________________________, реакции обмена – это ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.


17. Уравнение реакции соединения, в результате которой образуется оксид фосфора(V):

__________________________________________________________________________.


18. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции:

1. Al + Cl2 =

тип реакции- ____________________

2. Al + FeO = ___________________________________

тип реакции- ____________________

3. Al + H2SO4 = ______________________________

тип реакции- ____________________

4. CuO + H3PO4 = ____________________________________

тип реакции- ____________________

5. Fe2(SO4)3 + Ba(OH)2 = ____________________________________

тип реакции- ____________________

6. Al2O3 + H2SO4 = ______________________________

тип реакции- ____________________


Расчетные задачи.

1. Вычислите массу 10%-ного раствора соляной кислоты, при взаимодействии которого с цинком образовалось 6,72 л (н.у.) водорода.


2. При взаимодействии 224 г порошка некоторого металла образовалось 650 г хлорида, в котором данный металл трехвалентен. О каком металле идет речь?


3. Вычислите массу и объем (н.у.) кислорода, который можно получить из 850 г 3%-ного раствора перекиси водорода.


4. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в растворе, полученном при смешивании 200 г 5%-ного раствора и 300 г 20%-ного раствора этого вещества.

5. К 33,8 г сульфида бария прибавили избыток серной кислоты. Выделившийся газ пропустили через 224 г 5%-ного раствора гидроксида калия. Определите массу полученной во второй реакции соли.



6. Определите массовые доли всех элементов в серной кислоте.


7. Определите химическую формулу вещества, если известны массовые доли элементов, входящих в его состав: Fe - 28%. S - 24%, O - 48%.


8. Сколько граммов воды образуется при восстановлении водородом оксида меди(2), если масса оксида меди(2) - 10 г?


9. При разложении карбоната кальция было получено 14 г оксида кальция. Сколько литров (н.у.) углекислого газа выделилось при этом?

10. 25 г сульфата натрия растворили в 100 г воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.