repead.ru 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ


Направление подготовки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (050400)


Профиль подготовки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЯ (050400)

Степень выпускника

БАКАЛАВР


Форма обучения

ОЧНАЯ


Ижевск 2011

I. Цель и задачи освоения дисциплины.


Программа построена на концептуальной основе целостности и гуманизации образовательного процесса. Современные подходы к научно-педагогической науке и педагогическому знанию предполагают разработку дисциплины в единстве ее теоретической и технологической сторон.


Цель освоения дисциплины – формирование педагогического сознания в единстве личностной и профессиональной «Я-концепции».


Задачи:


  1. Сформировать систему представлений о педагогике как науке и практике.

  2. Поддержать и закрепить интерес к педагогической деятельности, раскрыть ее гуманистическую и культурологическую сущность.

  3. Выработать умения и навыки самообразования, стимулировать интерес к психолого-педагогической литературе.

  4. Выработать представления о начальных умениях научно-исследовательской деятельности в области педагогики.

  5. Заложить основы профессионального педагогического общения (взаимодействия).


II. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.


Дисциплина входит в профессиональный цикл ООП бакалавриата, вариативная часть.


Дисциплина адресована студентам 1 курса бакалавриата по направлению подготовки «Психология и педагогика», профиль «Психолого-педагогическое образование» (050400).


Изучение дисциплины начинается в 1 семестре 1 курса одновременно с дисциплинами цикла ЕН – «Математика», «Анатомия и физиология»; профессионального цикла – «Общая и экспериментальная психология», «Введение в профессию», «Тренинг общения».


Продуктивное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин «Методология и методы психолого-педагогической деятельности», «Теория обучения и воспитания», «Социальная педагогика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников педагогического процесса», Профессионального цикла, дисциплины по выбору.


Программа дисциплины структурирована по разделам:


  1. Педагогика как наука;

  2. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

  3. Субъекты педагогического процесса.


III. Компетенции обучающегося, формируемая в результате освоения дисциплины.


ОПК-4 – готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания, развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста на пороговом (базовом) уровне.


ОПК-6 - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


ЗНАТЬ:

  • О педагогике как науке и практике;

  • Этапы развития педагогической науки;

  • Основные категории педагогики;

  • Структуру педагогического исследования;
  • Основные методы исследования;


  • Факторы развития личности.


УМЕТЬ:

  • Рассматривать (анализировать) педагогические ситуации с позиции системного подхода (как системные явления);

  • Пользоваться первоисточниками по психолого-педагогической тематике;

  • Пользоваться разными информационными источниками для обогащения (расширения) педагогического знания;

  • Понимать социальную значимость профессии;

  • Организовывать (самоорганизовываться) совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образования;

  • Аннотировать, реферировать, презентовать научно-практическую информацию;

  • Применять теоретические педагогические знания в осмыслении проблем педагогической практики.


VI. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций


Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 108 часов.





п/п


Разделы, темы
дисциплины

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости



Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.


ОПК-4


ОПК-6







Раздел 1. Педагогика как наука






















1.

Тема 1.1 Объект, предмет и задачи педагогики. Воспитание и воспитатель в жизни человека.

2

2

4

1 неделя – лекция, контрольный диктант

2 неделя – практическое занятие в форме «Дебатов» оценка активности студентов.




+


1

2.

Тема 1.2. Основные категории педагогики.

4




2

3,4 недели – лекции, контрольный диктант


+





1

3.


Тема 1.3. Методы педагогических исследований.

2




6

5 неделя – лекция, контрольный диктант


+





1

4.

Тема 1.4. Универсальные педагогические парадигмы.




4

2

6 неделя – практическое занятие с проверочной работой по самостоятельной работе

Рубежный контроль




+

1




Раздел 2. Образование и педагогический процесс.






















5.

Тема 2.1. Педагогика как практика.

2




5

8 неделя – лекция, контрольный диктант


+




1

6.

Тема 2.2. Образование как социокультурный процесс.

2




1

9 неделя – лекция, контрольный диктант


+





1

7.

Тема 2.3. Педагогический процесс.

2




1

10 неделя – лекция, контрольный диктант

+





1

8.

Тема 2.4. Образовательная среда как фактор развития личности.




2

8

11 неделя – практическое занятие с проверочной работой по самостоятельной работе

Рубежный контроль

+


+

2




Раздел 3. Субъекты педагогического процесса






















9.

Тема 3.1. Педагог как субъект педагогического процесса.

2

2

3

12 неделя – лекция, контрольный диктант

13 неделя – практическое занятие по решению педагогических ситуаций

+


+

2

10.

Тема 3.2. Ребенок как субъект педагогического процесса.

2

2

6

14 неделя – лекция, контрольный диктант

15 неделя – практическое занятие с предоставлением эссе

+


+

2

11.

Тема 3.3. Педагогическое взаимодействие.




2

5

16 неделя – практическое занятие по решению педагогических ситуаций

+


+

2

12.

Тема 3.4. Педагогика как наука.




2

2

17 неделя – практическое занятие : педагогическая рефлексия.

Рубежный контроль

+


+

2




Всего часов

18

16

45







108

Форма промежуточной аттестации – экзамен



V. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1. Темы лекций и аннотации к ним


ТЕМА 1.1. Объект, предмет и задачи педагогики. (2 часа)

Образование как объект научной педагогики. Понятие «педагогическое». Объект, предмет и задачи педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.

ТЕМА № 1.2. Основные категории педагогики (4 часа).


Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация.

Категориальный аппарат педагогики: педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система.


ТЕМА № 1.3. Методы педагогических исследований (2 часа).

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования. Классификация методов педагогических исследований. Педагогические и психологические исследования: общее и специфическое.


ТЕМА № 2.1. Педагогика как практика (2 часа)

Педагогика как практика. Системный подход в педагогике, Понятие «педагогическая система». Элементы педагогической системы.


ТЕМА № 2.2. Образование как социокультурный процесс (2 часа)

Основные социокультурные процессы. Образование как социокультурный процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.


ТЕМА № 2.3. Педагогический процесс (2 часа)

Структура и логика педагогического процесса. Элементы педагогического процесса: цели образования, содержание образования, методы образования, формы организации образования. Результаты образования


ТЕМА № 3.1. Педагог как субъект педагогического процесса (2 часа)

Профессионализм педагога. Профессионально-педагогическая позиция. Педагогические способности.


ТЕМА № 3.2. Ребенок как субъект педагогического процесса (2 часа)

Основные факторы развития личности. Ситуация детства.


5.2. Планы практических занятий

Практические занятия проходят в интерактивных формах в парах или микрогруппах сменного состава. На практических занятиях отрабатываются навыки, полученные в ходе освоения теоретического курса. Студентам рекомендуется заблаговременно изучить соответствующие теме главы и разделы в предлагаемых учебных пособиях. При подготовке к работе в микрогруппах состава следует ориентироваться на тот промежуток времени, который указан в методических разработках. Работа в парах или микрогруппах сменного состава организована в логике проблемного обучения – студенты получают и решают определенные проблемы, во время проверочной работы студенты под руководством преподавателя участвуют в оценивании разработанных вариантов решений. То есть студенты находятся в субъектной позиции, поощряется ясное выражение их собственных мнений по обсуждаемым вопросам и проблемам.



Семинар 1.

Тема: «Воспитание и воспитатель в жизни человека» (2 часа)

Технология: дебаты.

Вопросы / позиция:

1) воспитание может все – воспитание бессильно;

2) все начинается с учителя – учитель не играет значительной роли в жизни человека.

Литература:


  • Смирнов В.И. Общая педагогика: Учеб. пос. Изд. 2-е. – М.: Логос, 2002. – С. 222.

  • Алмазов Б.Н. Потребность в воспитании глазами ребенка / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: УРАО, 1999. – С. 203.

  • Шадриков В.Д. Возвращение к ребенку / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: УРАО, 1999. – С. 393.

  • Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – 288 с.


Семинар 2.

Тема: «Универсальные педагогические парадигмы» (4 часа)

Технология: панельная дискуссия между апологетами разных парадигм педагогики. Или групповая работа – изготовление постера с дальнейшей презентацией.

Вопросы / позиция:

1) Понятие «парадигма». Развитие понятия «парадигма».

2) Парадигма педагогики авторитета.

3) Парадигма педагогики манипуляции.

4) Парадигма педагогики поддержки.

Литература:

  • Корнетов Г.Б. Общая педагогика. – М.: УРАО, 2003. – С. 83-182.

  • Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005. – 256 с.


Семинар 3.

Тема: «Педагогическая диагностика образовательной среды» (2 часа)

Технология: учебно-исследовательская работа.

Вопросы / позиция:

1) Характеристика образовательной среды: понятие, типология, параметры.

2) Образовательная среда в метафорах и фольклоре.

3) Диагностика среды на основе опросника В.А. Ясвина.


Литература:


  • Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. М.: Академия, 2007. С. 132-141.

  • Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Народное образование, 1996.


Семинар 4.

Тема: «Детство и ребенок в системе общечеловеческих ценностей» (2 часа)

Технология: презентация и взаимооценка эссе «О знакомом ребенке».

Вопросы / позиция:

1) Ребенок в истории и современности.

2) Обсуждение эссе.

Литература:

  • Парамонова А.А. Открытие детства в России: развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии. Ижевск: ERGO, 2010. - 172 c.

  • Осорина Е. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб.: Питер, 2011. – 368 с.

  • Кон И.П. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. – 336 с.

  • Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург – XXI век, 1997. – 527 с.

  • Корчак Я. Как любить ребенка (любое издание).


Семинар 5.

Тема: «Педагог – субъект педагогического процесса» (2 часа)

Технология: педагогическая рефлексия.

Вопросы / позиция:

1) Общая и профессиональная культура педагога.

2) Смысл жизни и призвание педагога.

3) Профессионально-личностное самосовершенствование педагога.

Литература:

  • Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование, 1994. – 144 с.

  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. – 216 с.

  • Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2004. С. 173.


Семинар 6.

Тема: Педагогическое взаимодействие (2 часа).


Технология: решение педагогических задач.

Вопросы / позиция:

1) Педагогическая ситуация, педагогическая задача, структура решения педагогических задач.

2) Анализ способов решения задач по проблемам педагогического взаимодействия.

3) Составление педагогических задач на основе собственного опыта.

Литература:


  • Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе: практикум. М.: Академия, 2001. – 304 с.

  • Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. М.: Педагогической общество России, 2001.



Семинар 7.

Тема: «Что такое педагогика?» (2 часа)

Технология: «светофор».

Вопросы / позиция:

1) Педагогика – это наука!?

2) Педагогика – это искусство!?

3) Педагогика – это технология!?

Литература:

  • Блонский П.П. Педагогика как искусство и как теория / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М.: УРАО, 1999. – С. 216.

  • Каптерев П.Ф. Педагогика – наука или искусство? / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М.: УРАО, 1999.

  • Корнетов Т.Б. Общая педагогика. М.: УРАО, 2003. – 192 с.


5.4. Программа самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.



Самостоятельная работа студентов – первокурсников включает в себя разнообразную деятельность.

Виды СРС:


  • проработка материала лекции, подготовка к контрольному диктанту;

  • подготовка аннотации (аннотирование);

  • подготовка реферата (реферирование);

  • подготовка контрольной работы (аналитическая деятельность);

  • подготовка вопросов / доклада к семинару;

  • написание эссе;

  • решение педагогических задач;

  • по одной теме может быть несколько видов СРС.


Структура СРС


Код ОПК

Тема

Вид

Форма

Объем учебной работы (часов)

Учебно-методические материалы

ОПК – 4

Сопоставительный анализ структуры психологических и педагогических исследований

Подгот. контр раб.

СРС

6 ч.

  • Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005. – 256 с.
  • Савельева М.Г., Новикова Т.А. Выполнение и оформление выпускной квалификационной работы по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» (Серия: Педагогика и психология высшей школы). Ижевск: УдГУ, 2010. 38 с.


  • ВКР студентов.

ОПК – 4

Знакомство и анализ опыта деятельности педагога-гуманиста

Написание аннотации

СРС

4 ч.

  • Видеотека УдГУ, фильм «Пацаны» / «Республика ШКИД»

ОПК – 6

Педагогика как практика

Подгот. реферата «Анализ опыта педагога-гуманиста»

СРС

6 ч.

  • Корчак Я. Как любить ребенка.

  • Шацкий С.Т. Бодрая жизнь.

  • Сорока-Росинский В.Н. Школа имени Достоевского.

ОПК – 4

Ребенок глазами первокурсника

Эссе о знакомом ребенке

КСР

3 ч.

  • Осорина Е. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб.: Питер, 2011. – 368 с.

ОПК – 6

Педагогическое взаимодействие

Решение педагогических задач

СРС

3 ч.

  • Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе: практикум. М.: Академия, 2001. – 304 с.



Содержание СРС:


1. Контрольный диктант. Студент перерабатывает содержание лекций, дополняет и расширяет представление, углубляет знание через соответствующие разделы учебников, первоисточников.

В начале каждой лекции 5-7 мин. посвящается контролю усвоения понятий, идей, умения сопоставлять, аргументировать, осуществлять перенос.

2. Контрольная работа – «Сопоставительный анализ структуры и логики психологического и педагогического исследования» - на примере ВКР студентов ИППСТ.

3. Аннотация видеоматериала (фильмы «Пацаны», «Республика ШКИД», «Доживем до понедельника»).

4. Реферат «Гуманистические идеи в опыте воспитания / обучения» по авторским текстам педагогов-гуманистов (Корчак Я., Шацкий С.Т., Сорока-Росинский В.Н., Беттельгейм Б., Монтесорри М. и др.).

5. Эссе «Ребенок глазами первокурсника». Эссе – свободная трактовка какой-либо литературной, философской, моральной или социальной проблемы. Это рассуждение, которое содержит авторскую точку зрения о предмете или явлении.

6. Решение педагогических ситуаций.

7. Рубежное тестирование по разделам курса.


График контроля СРС


Недели семестра


1


2


3


4


5

6


формы

контроля




КД

С

КД

КД

С

К/Р

РТК





Недели семестра


7


8


9


10


11

формы

контроля

КД

КД

А

КД

КД

Р

С

РТК





Недели семестра

12



13


14


15


16

формы

контроля

КД

С

Э

КД

С

РЗ

С

РТК


Условные обозначения: КД – контрольный диктант; С – семинар; КР – контрольная работа; А – аннотация; Р – реферат; Э – эссе; HP – решение задач; РТК рубежное тестирование.


6. Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекция-изложение, лекция-объяснение.

Использование традиционных технологий обеспечивает формирование когнитивного (знаниевого) компонента профессиональных компетенций будущего педагога.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: проблемная лекция, лекция-визуализация.

При проведении практических занятий используются:

  1. Дебаты – обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
  2. Панельная дискуссия – вид групповой дискуссии по проблеме, которая формулируется преподавателем. Участники делятся на микрогруппы по 6-8 человек, члены группы выбирают своего представителя, который будет отстаивать их позицию. После 15-20 минутного обсуждения представители от групп высказывают ее позицию. Остальные следят за ходом обсуждения, не имея права высказаться, а только передавать записки со своими предложениями. Обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени.


  3. Технологий групповой учебной деятельности – осуществляется в микрогруппах (2-3 человека) и малых группах (от 4 до 7 человек). Применяются техники «Мозаика», «Междусобойчик», классические двойки и тройки (небо-земля; Толстой-Чехов-Достоевский).

  4. Постерное обучение – форма представления информации в знаково-символьной форме на плакате. В режиме групповой работы студенты создают постер по определенной проблеме, затем на его основе готовят и проводят презентацию своих разработок. Необходимо придерживаться закономерности расположения информации в постере по основным содержательным зонам: что представляет из себя проблема? Кто отвечает за ее решение? Где существует проблема? Зачем ее надо решать? Когда? Каким способом?

  5. Групповая и индивидуальная рефлексия. Рефлексия групповая (по поводу занятия в целом, его этапа) и индивидуальная (анализ своего поведения, своих «приращений»). Используются техники проведения рефлексии: незаконченное предложение («Самым интересным на занятии было…», «Наиболее сложным вопросом был…», и т.д.).; синквейн, групповой обмен впечатлениями, эллипс (оценка в отношении 3 позиций: «Я», «Мы», «Дело»).

  6. Эссе – рассуждение, которое содержит авторскую точку зрения о предмете или явлении, высказанную в произвольной форме.

  7. Аннотирование литературы – адекватное извлечение основных положений источника по теме исследования.

  8. Рецензирование литературы – составление отзыва, содержащего критический обзор какого-либо научного или художественного произведения.

  9. Техника «Светофор» - помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение после голосования карточками («зеленый» - согласен, «красный» - не согласен, «желтый» - воздерживаюсь от решения).
  10. Решение и составление педагогических задач-ситуаций как конкретного момента развития функционирующей педагогической системы. Применяются виды задач-ситуаций по ключевому слову и описательные задачи.



Данные технологии обеспечивают включенность студентов в обсуждение и практическое решение актуальных проблем педагогической деятельности.


7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме экзамена.

Оценочные средства по дисциплине:

Перечень вопросов к экзамену:

  1. Педагогика как наука: объект, предмет, задачи. Система педагогических наук.

  2. Педагогическая наука и педагогическая практика.

  3. Педагогика в системе гуманитарных наук: специфика связи педагогики с другими науками.

  4. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, социализация.

  5. Соотношение категорий педагогики: воспитание и обучение.

  6. Основные категории педагогики: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие.

  7. Образование как социокультурный феномен.

  8. Образование как педагогический процесс.

  9. Образовательная среда как фактор развития личности.

  10. Основные образовательные парадигмы.

  11. Соотношение категорий педагогики: образование и социализация.

  12. Структура педагогического процесса.

  13. Педагогическое взаимодействие в структуре педагогического процесса.

  14. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Этика педагогического исследования.

  15. Методы и логика педагогического исследования.

  16. Соотношение педагогического и психологического исследования: общее и специфическое.
  17. Системный подход в педагогике. Понятие и структура педагогической системы.


  18. Характеристика авторской педагогической системы (по выбору студента).

  19. Профессионализм педагога. Педагогические способности.

  20. Ребенок как субъект педагогического процесса в трудах педагогов-гуманистов.


Для определения уровня сформированности компетенции(й) предлагаются следующие критерии оценки экзаменационного ответа:

— Оценка «удовлетворительно» ставится за уверенное и точное изложение основных категорий и понятий, умение конкретизировать понятия примерами практики. При этом не допускаются сущностные искажения в толковании терминов.

— Оценка «хорошо» ставится, когда в дополнение к предыдущим требованиям выявляются причинно-следственные связи, объясняются структурные элементы педагогических явлений, внутри - и межпредметные связи. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами из педагогического опыта.

— Оценка «отлично» ставится, если в дополнение к предыдущим требованиям педагогическая теория используется для анализа и объяснения педагогического опыта, студент обосновывает свою позицию в таком анализе.


Основной технологией оценки уровня сформированности компетенции(й) является: балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов.

Общее количество баллов – 100.

Количество рубежных контролей – 3.

Текущая работа студента оценивается в 15 б., в т.ч. проработка лекционного курса – 1 б., активное участие в семинаре – 2 б., качество выполнения самостоятельной работы (см. раздел «Самостоятельная работа»).

Рубежная контрольная работа оценивается в 10 б.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины предполагает 25 баллов.

Данная контрольно-оценочная технология обеспечивает оценку уровня освоения профессиональных компетенций.


БРС оценка учебной успешности по дисциплине

Недели


Виды работ

Баллы

Максимум баллов

1 – 6

Виды текущей работы:

  • Проработка лекционного курса, контрольные диктанты;

  • Работа на семинаре (подготовленность, активность – выступления, доклады, постановка проблемных вопросов;

  • Контрольная работа «Самостоятельный анализ педагогического и психологического исследований».


0 – 3 б.


0 – 4 б.

0 – 6 б.



15 б.

1 рубежный контроль

Рубежное тестирование

0 – 10 б.

10 б.

7 – 12

Виды текущей работы:

  • Проработка лекционного курса, контрольные диктанты;

  • Работа на семинаре (подготовленность, активность – выступления, доклады, постановка проблемных вопросов;

  • Выполнение заданий по СРС:

    • Аннотирование х/ф «Пацаны»;

    • Реферат «Характеристика авторской педагогической системы» (по тексту педагога-гуманиста).


0 – 4 б.


0 – 2 б.


0 – 5 б.

0 – 6 б.


15 б.

2 рубежный контроль


Рубежное тестирование

0 – 10 б.

10 б.

13 – 17

Виды текущей работы:

  • Проработка лекционного курса, контрольные диктанты;

  • Работа на семинаре (подготовленность, активность – выступления, доклады, постановка проблемных вопросов;

  • Выполнение заданий по СРС:

    • Эссе «Ребенок глазами первокурсника»;

    • Решение педагогических ситуаций;


0 – 2 б.


0 – 6 б.


0 – 3 б.

0 – 3 б.



15 б.

3 рубежный контроль

Рубежное тестирование

0 – 10 б.

10 б.

Промежуточная аттестация

Устный экзамен

0 – 25 б.

25 б.


Примерные задания на этапе 1 рубежного контроля:


  • Что такое воспитание? Из предложенных ответов выберите правильный. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.

  1. Воспитание тождественно образованию. Оно направлено на изучение норм и правил поведения в обществе.

  2. Воспитание всегда предполагаю и предполагает вооружение ребенка нормами поведения в обществе.

  3. Воспитание - это организованный целенаправленный процесс формирования личности человека в соответствии с потребностями общественно-экономического развития.


  4. Воспитание является составной частью образования, в процессе которого человек готовится к жизни, к практической деятельности.

  • В чем сходство и различие воспитания и обучения?

  • В какую группу включены основные педагогические категории?

  1. Класс, учитель, воспитание.

  2. Развитие, воспитание, умения.

  3. Воспитание, образование, обучение.

  4. Знания, образование, воспитанник.

  5. Воспитание, наследственность, навыки.

  6. Предметом педагогики как науки является…

  • И н с т р у к ц и я . Дополните понятия.

  1. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека - это _____________________________.

  2. Процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика - это __________________.

3. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта - это ____________________________.


Примерные задания на этапе 2 рубежного контроля:


  • И н с т р у к ц и я . Установите соответствие.

  1. Отношения. А. Воспитание.

  2. Знания.

  3. Навыки.

  4. Мировоззрение. Б. Образование.

  5. Умение.

  6. Поведение.

  7. Преподавание. В. Обучение.

  8. Учение.

Ответ: А. ___________, Б. ____________, В. _____________.

  • Задание: соотнесите определения и понятия.


Понятия: формирование личности как социальное понятие, педагогическая технология, педагогический процесс, обучение, самовоспитание, педагогические теории, педагогическая система (два определения), формирование личности как педагогическое понятие, самообразование, взаимодействие педагогическое.

... — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

... — процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

... — специально организованный, управляемый процесс ' взаимодействия учителей и учеников, направленный на пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека, усвоение им знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования.

... — специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.

... — личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

... — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

... — различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания.


... — называют научное единство знаний, в котором факты и явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими.

... — система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий.

... — целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения.

... — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.


Примерные задания на этапе 3 рубежного контроля:


  • Специфика педагогической профессии (по цели, предмету, условиям, средствам труда). Чем отличается профессиональная деятельность от непрофессиональной?

  • Социальная миссия и профессиональные функции педагога. Основные виды профессиональной деятельности.

  • Детство и социум – проблемы взаимодействия. Основные стратегии работы педагога по защите детства.

  • Профессиональная этика и педагогический такт педагога.

  • И н с т р у к ц и я . Дополните структуру компонентов деятельности учителя по (Н.В. Кузьминой).

  1. Гностический компонент.

  2. _________________________________________.

  3. Проектировочный компонент.

  4. Коммуникативный компонент.

_________________________________________.

  • И н с т р у к ц и я . Установите соответствие.

  1. Амонашвили Ш.А.


  2. Корчак Я.

  3. Глассер У.

  4. Сухомлинский В.А.

  5. Щетинин М.П.

  6. Шацкий С.Т.

  7. Сорока-Росинский В.Н.

  8. Макаренко А.С.

а. Школа имени Достоевского.

б. Как любить ребенка.

в. Педагогическая поэма.

г. Объять необъятное.

д. Бодрая жизнь.

ж. Здравствуйте, дети.

з. Сердце отдаю детям.

Найдите и подпишите тексты согласно их автору.

Ответ: 1. ______, 2. _______, 3. _______, 4. ________, 5. ________,


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:


  1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: УРАО, 1999. – 288 с.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. – 382 с.

  3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  4. Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. М.: Проспект; ТК Велби, 2006. – 429 с.

  5. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Пед. об-во России, 1999. – 416 с.


Дополнительная литература:


  1. Алмазов Б.Н. Потребность в воспитании глазами ребенка / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: УРАО, 1999. – С. 203.

  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
  3. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование, 1994. – 144 с.


  4. Блонский П.П. Педагогика как искусство и как теория / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М.: УРАО, 1999. – С. 216.

  5. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. М.: Академия, 2007. С. 132-141.

  6. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. М.: Педагогической общество России, 2001.

  7. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург – XXI век, 1997. – 527 с.

  8. Каптерев П.Ф. Педагогика – наука или искусство? / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М.: УРАО, 1999.

  9. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – 288 с.

  10. Кон И.П. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. – 336 с.

  11. Корнетов Г.Б. Общая педагогика. – М.: УРАО, 2003. – С. 83-182, 192.

  12. Корчак Я. Как любить ребенка (любое издание).

  13. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005. – 256 с.

  14. Максимов М. Не только любовь. М.: Знание, 1992.

  15. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. – 216 с.

  16. Монтесори М. Метод научной педагогики, применяемый в домах ребенка (любое издание).

  17. Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе: практикум. М.: Академия, 2001. – 304 с.

  18. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2004. С. 173.

  19. Осорина Е. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб.: Питер, 2011. – 368 с.

  20. Парамонова А.А. Открытие детства в России: развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии. Ижевск: ERGO, 2010. - 172 c.

  21. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учеб. пос. Изд. 2-е. – М.: Логос, 2002. – С. 222.
  22. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / В.Н. Сорока-Росинский; сост. А.Т. Губко. - М.: Педагогика, 1991. – 239 с.


  23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська шк., 1988. – 269 с.

  24. Шадриков В.Д. Возвращение к ребенку / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М.: УРАО, 1999. – С. 393.

  25. Щетинин М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. – 186 с.

  26. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Народное образование, 1996.


Периодические издания:

журналы «Педагогика», «Народное образование»


Интернет-ресурсы:


Электронно-библиотечные системы (ЭБС):

УдНОЭБ УдГУ


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Требования к аудитории (помещению, местам) для проведения занятий: столы и стулья для конструирования пространства обучения.


№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во

Примечание

(сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)



Доска

1

Приобрести



Флип-чарт

1

Приобрести



Экран

1

Приобрести




Проектор

1

В наличии



Ноутбук

1

Приобрести



Цифровой диктофон

5

Приобрести



ДВД-камера

1

Приобрести



Флеш-карты

10

Приобрести



Компьютер

1

Приобрести



Цифровой фотоаппарат

1

В наличии



Компакт-диски

100

Приобрести


10. Порядок утверждения рабочей программы


Разработчик(и) рабочей программы дисциплины


ФИО

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебные E-mail и телефон)

Костина Н.М.







доцент

916-125, 68-58-51

kaf-pedagogika@yandex.ru

Савельева М.Г.

К.п.н.

доцент

доцент

916-125,

kaf-pedagogika@yandex.ru

Хакимов Э.Р.

К.психол.н.

доцент

доцент

916-125,

kaf-pedagogika@yandex.ru



Экспертиза рабочей программы

Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)


Наименование кафедры

протокола, дата

Подпись зав. кафедрой

Кафедра педагогики и педагогической психологии

Протокол № 5 от 5 мая 2011 года




Выписка из решения

Программу утвердить.




Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Методическая комиссия

фак-та / инст. в структуре ООП которого будет реализовываться данная программа

протокола, дата

Подпись председателя МК







Выписка из решения


Утверждение рабочей программы дисциплины

должностное лицо

(ФИО директора института / декана факультета, заместителя по учебной работе)


протокола, дата

решения ученого совета института / факультета


подпись











Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины

(при их наличии - ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)

Документ об оценке качества (наименование)

Дата документа