repead.ru 1

ТВОРЧЕСТВО – ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Г.В. Марченко, кандидат педагогических наук, доцент

Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, Украина


Изменения, происходящие в мире, глобализация, интеграция, информатизация, требуют от системы образования соответствующего реагирования на вызовы современности, так как только в этом случае образование сможет удовлетворить общественные и личностные потребности людей. Необходимость реформирования системы образования Украины уже ни у кого не вызывает сомнений. Государственные документы, посвященные вопросам образовательной политики страны, определяют основные задачи и направления модернизации образовательной отрасли, а вот пути реализации поставленной цели вызывают в среде специалистов и общественных деятелей горячую полемику. Постоянно ведется поиск оптимальных средств достижения ощутимых результатов реформирования образования. Президент Академии педагогических наук Украины В. Кремень одним из главных направлений реформы системы образования считает «радикальную гуманитаризацию», усиление личностного компонента в педагогической науке. Он уверен, что основой образования ХХІ века должна стать «ориентация на человека, фундаментальные ценности, решительная демократизация образования» [5, с. 8]. А «основой обучения должен стать равноправный диалог между теми, кто учит, и теми, кто учиться. Необходима принципиально новая демократическая образовательно-педагогическая идеология…необходима переориентация с информационного пути на проблемно-деятельностный тип образования» [5, с. 9]. Решать эти важные задачи предстоит учителю ХХІ века, преподавателю, прежде всего, высшей школы, так как именно высшее образование готовит специалиста нового поколения. Прогнозируя развитие образования в новом столетии, Б. Гершунский замечает, что поскольку воспитательная функция присуща практически всем социальным институтам, и «в будущем…каждому человеку предстоит учиться и заниматься самообразованием на протяжении буквально всей жизни, то нетрудно сделать вывод о грядущей глобальной педагогизации общества, проникновении педагогических идей во все сферы жизни» [1, с. 9]. С мнением академика невозможно не согласится, поскольку реалии сегодняшнего дня подтверждают его правоту. Вместе с тем это существенно влияет на методологические основы профессиональной деятельности преподавателя, изменяя ее содержательные и технологические аспекты, наполняя новым содержанием традиционные функции преподавателя высшей школы. Особенно сложная проблема трансформации содержания и методов профессиональной деятельности стоит перед преподавателями педагогических высших учебных заведений, так как «будущее нации зависит именно от качества педагогического образования, от полученного учителем объема разносторонних знаний, умений и навыков, от уровня сформированности творческих умений и развития творческих способностей…» [4, с.2]. Для понимания сущности педагогического творчества большое значение имеют результаты исследований В. Загвязинского, В. Кан-Калика, Ю. Львовой, М. Никандрова, А. Пискунова и многих других. Но сложность заключается в том, что наглядно продемонстрировать процесс педагогического творчества будущим учителям нельзя, а научить надо. Необходимость решения данной задачи актуализирует поиски продуктивных способов формирования опыта творческой деятельности и преподавателя педагогического вуза и студента – будущего учителя.


Украинский педагогический словарь С. Гочаренко трактует педагогическое творчество как «оригинальный и высокоэффективный подход учителя к учебно-воспитательным задачам, обогащению теории и практики воспитания и обучения», который касается всех аспектов деятельности учителя и обеспечивается «систематическим целенаправленным наблюдением, использованием педагогического эксперимента, критическим применением передового педагогического опыта» [3, с. 326]. Преподаватель педагогического вуза «создает» личность будущего учителя, а, по убеждению Б. Гершунского, «созидание – процесс всегда творческий, связанный с постоянной динамикой и корректировкой целей, поиском оптимальных вариантов их достижения, оценкой соотношения целей, средств и результатов созидательной деятельности и, что самое главное, этот процесс предполагает использование на всех его стадиях нравственных ориентиров и этических ограничителей, удерживающих процесс в рамках управляемости и критериальной дозволенности» [1, с. 17]. Для того, чтобы «нравственные ориентиры» выполняли возложенные на них функции, они должны стать своеобразной «собственностью» преподавателя высшей школы, неотъемлемой составляющей его личности, его гражданской и профессиональной позиции. То есть, творческие и нравственные аспекты профессионально-педагогической деятельности современного преподавателя должны составлять ее ядро, выступая одним из критериев профессионального мастерства, они должны пронизывать все составляющие, все функции деятельности преподавателя. Только тогда он сможет подготовить специалиста, готового к реализации постоянно усложняющихся задач обучения и воспитания подрастающего поколения, способного адаптироваться к социальным изменениям, готового ответить внешним вызовам и минимизировать возникающие риски.

Исходя из определений «творчества» и «педагогического творчества», данных Украинским педагогическим словарем можно сделать вывод о том, что увеличение количества заданий творческого характера для самостоятельной работы будущих учителей будет способствовать формированию их творческих умений. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Современный педагогический вуз сталкивается с достаточно серьезной проблемой мотивации выбора учительской профессии. Проведенные нами исследования мотивов выбора высшего учебного заведения абитуриентами свидетельствуют о том, что 66,71% респондентов поступают в наш институт, имея желание выучить иностранные языки, только 21,2% планируют работать в будущем учителями, 9,09% опрошенных просто нравится учиться, 2,5% первокурсников не знают, зачем они пришли в педагогическое высшее учебное заведение, 0,5% имеют другие мотивы. На выбор вуза и будущей специальности повлияли: в 35,9% случаев собственное желание, в 21,8% - советы родителей и близких, у 20,1% - профессионализм и человечность их школьных учителей иностранного языка, у 21,2% - авторитет института, 0,5% руководствовались желанием приносить пользу обществу, 0,5% имеют другие мотивы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что только пятая часть первокурсников сознательно выбрала профессию учителя. Это создает определенные трудности в обеспечении качественной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Дефицит квалифицированных учителей и других педагогических кадров на государственном уровне признается сегодня одной из острейших проблем украинской системы образования и государства, которое пытается принятием разнообразных программ и мер поправить положение дел, хотя, на наш взгляд, и не всегда успешно.


Пытаясь решить данную проблему, мы руководствовались утверждением В. Зягвязинского о том, что «творчество – это необходимое условие становления самого педагога, его самопознания, развития и раскрытия его личности», так как «творчество, развивая способности, формирует педагогическую талантливость учителя» [2, с. 16]. Важной особенностью педагогического творчества ученый считает сотворчество учителя и всего педагогического коллектива, учителя и учащихся. Таким образом, нам было необходимо перестроить собственную деятельность, сосредоточившись именно на ее творческих аспектах и пересмотрев все компоненты педагогической системы: цели, содержание, методы, которые могли бы обеспечить желаемый результат. Концепция педагогического образования Украины подчеркивает необходимость формировать будущего учителя, «способного развивать личность ребенка, ориентированного на личностное и профессиональное саморазвитие и готового творчески работать…» [3, с. 2]. Эта стратегическая цель, поставленная перед системой педагогического образования страны, но тактические цели каждого высшего учебного заведения будут разными, поскольку необходимо учитывать его специфику. Таким образом, определяя конкретные цели профессионально-педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка и зарубежной литературы, целесообразно руководствоваться государственными требованиями относительно усиления практической направленности профессиональной подготовки в высшей школе и идеей ее фундаментализации, которую выдвинул и обосновал П. Щербань [6]. А это, в свою очередь, требует реализации деятельностного и личностно ориентированного подходов к организации педагогического образования.

Руководствуясь выше изложенными теоретическими положениями, три года назад первокурсникам был предложен новый учебный курс «Введение в профессию», рассчитанный на 54 учебных часа (1 модуль), состоящих из 18 часов аудиторных занятий (4 часа – лекции, 14 часов – практические занятия) и 36 часов, отведенных для самостоятельной работы студента.


Этот курс начинает изучение дисциплин, которые являются важной составляющей психолого-педагогической подготовки, и нацелен, главным образом, на формирование механизмов адаптации первокурсников к условиям и специфике обучения в высшей школе, на совершенствование механизмов учения, на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной и деятельностной сфер личности будущего учителя.

Учебный курс «Введение в профессию» ставит задачей создание положительной мотивации к изучению других педагогических дисциплин и формирование потребности у будущего педагога в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании, что, при условии вхождения Украины в Болонский процесс, является одним из главных признаков профессиональной компетентности личности учителя.

Целью изучения предложенного курса является ознакомление студентов с профессиограммой учителя современной общеобразовательной школы, задачами и функциями, составляющими профессиональной компетентности, особенностями процесса самопознания с помощью методов самодиагностики и определение путей и средств профессионального становления личности студента – будущего педагога. Кроме этого задачей данного курса является ориентирование студентов в содержании педагогической деятельности, в определении ее сущности и роли в современном обществе, а также основных путей и методов приобретения педагогического опыта. Контроль усвоения знаний и формирования умений осуществляется во время практических занятий в процессе выполнения заданий, предусмотренных программой, также контролируется уровень и качество выполнения самостоятельной работы, большая часть - во время аудиторных занятий и частично – во время сдачи зачета. Зачет осуществляется в форме реализации академической группой коллективного творческого проекта с ориентировочным названием «Учитель ХХІ века».

Для достижения поставленных целей студент должен знать: историю появления профессии учителя, главные задачи, организационную основу и структуру системы высшего педагогического образования; характеристику деятельности современного педагога (задачи, функции, педагогически значимые личностные качества), типичные задачи профессиональной деятельности; принципы и основные формы организации учебно-воспитательного процесса в вузе, права и обязанности студента; виды учебных занятий, научной работы, педагогической практики; основные положения учебного плана, перспективу изучения учебных предметов, распределение времени на выполнение заданий учебной программы; сущность и методы самодиагностики (самопознания) и самовоспитания, особенности организации самостоятельной работы; пути и средства профессионального становления будущего учителя, пути формирования педагогических умений, способы их диагностики и коррекции, условия построения системы самообразования; сущность и структуру общения, барьеры и стили общения, факторы, которые способствуют педагогическому взаимодействию.


У студентов необходимо сформировать умения четко осознавать цель и задачи учительской профессии, понимать сущность его профессиональных функций; определять профессионально значимые личностные качества и пути их формирования; диагностировать свои способности к учебной и профессиональной деятельности, пользоваться методами самодиагностики для дальнейшего их использования в профессиональной деятельности; выбирать стратегии самосовершенствования для организации эффективной учебной деятельности; на основе полученных с помощью методов самодиагностики данных составлять самохарактеристику и программу профессионального совершенствования, вести дневник самонаблюдений, самоанализа с целью самосовершенствования.

О результативности предложенного подхода свидетельствует положительная динамика результатов зачетов и экзаменов по педагогическим дисциплинам. Но это не дает нам права останавливаться в поисках оптимальных технологий реализации поставленных задач, на чем сосредоточены научно-методические устремления кафедры педагогики нашего вуза. К сожалению, объем статьи не позволяет нам поделиться технологиями реализации описанного выше авторского подхода к решению очерченных проблем.

Литература:


  1. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХІ века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) /Б.С. Гершунский. – М.: Издательство «Совершенство», 1998. – 608 с.

  2. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя /В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

  3. Гончаренко, С.У. Український педагогічний словник/ С.У. Гончаренко. – К.: Либідь, 1997. – 376 с.

  4. Концепція педагогічної освіти. – К., 1998. – 20 с.
  5. Кремень, В.Г. «Через модернізацію освіти до оновлення і згуртування нації» /В.Г. Кремень/Освіта Донбасу. – 2001. - № 1 (87). – С.8 ‒ 11.

  6. Щербань, П. Фундаменталізація науково-практичної підготовки майбутніх учителів /П. Щербань, П. Щербань/ Рідна школа. – 2003. ‒ № 3. – С. 15 ‒ 17.